КĔР СĂРИ – ПИВО НОВОГО УРОЖАЯ
Осенью совершался цикл обрядов, посвященных культу предков. Поочередно проводили обряды автан сăри (букв. «петушиное пиво», основными блюдами обряда этого моления являлись мясо петуха и пиво), поминовение усопших в т.н. день свечи (çурта кунĕ) и осеннее пиво (кĕр сăри) — основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая. Пирушка кĕр сăри устраивалась в конце октября или в начале ноября на новолуние.
Как и на калăм (весеннее кормление усопших), на празднике кĕр сăри бывает обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Обход начинался в главном доме — доме основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая (в этом качестве представлялось пенное пиво), преклоняемся пред тобой. Молюсь, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, Боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить». Молились с наполненными кружками пива не только за умерших членов семьи, за здравствующих хозяев дома, поминали также славных предков, например тех, кто прославился в военных походах, кто погиб на войне, а также за всех тех, кто совершал хорошие дела. Молитву сопровождали стрельбой из ружья и лука.
Кĕр сăри был совмещен с благодарственным молением за новый урожай чÿклеме. Поминовение предков проходило также в форме гостевания родственников по мужской линии несĕл с проведением хывни: готовили большое угощение, закалывали двух петухов, пекли блины. Его основу составляло ритуальное угощение пивом сăра курки, сăваш курки, аналогичное тому, что проводилось у приикских чувашей.
Умерших обычно поминали перед началом жатвы, просили помочь собрать урожай. Более торжественно моления предков происходили после окончания полевых работ, данный обряд назывался автан сăри (букв. «Петушиное пиво»). В качестве жертвы духам предков приносили петуха. Для обряда характерно совершение акта сотворения Вселенной с ночным бдением до восхода солнца в ночь с четверга на пятницу. Начиная с главного дома (родоначальника), обходили круг родственников. На дверной восточной стене зажигали свечи в количестве, соответствующем числу умерших, память о которых не была утрачена.
Осеннее моление духам предков кĕр сăри (осеннее пиво) совершалось в октябре (месяц юпа). У многих крещеных чувашей данный обряд получил название престольного праздника и отмечался в селениях прихода поочередно в соответствии с церковными календарными праздниками. С молениями и трапезой в честь предков совершался обход родни. Молельщиком выступал старый человек кĕл пуçĕ, знавший обычаи, ритуальный текст и одетый в специальный вышитый халат. Молившиеся кланялись на восток, как и во всех ритуалах моления чувашей. Со временем обряды, посвященные предкам (кĕр сăри) и богам (чÿклеме), начали проводить как один праздник. Каждому богу посвящалась отдельная молитва и вкушение пива, ритуал напоминал тост, молельщик — тамаду.
Обряд с молитвой всегда совершался при открытии бочки пива, своего бога посвящали в то, что для него приготовили из нового хлеба пиво, при этом шерпет «сладость» (сыта) от пива адресуется Турă, а горечь — самим. Вкушение нового пива связывалось с плодородием, продолжением жизни. В молитвах просили Турă помочь заполнить все клети хлебом, чтобы иметь достаток на питание, трапезу, возврат долга, подаяние нищим.
Источник статьи: http://ker-sary.buketbeer.ru/istorija_prazdnika/ker_sari_pivo_novogo_urozhaja/
Осенний праздник кер сари
По интересующим вопросам
обращатся:
e-mail:reklama@buketbeer.ru
тел.:(8352) 23-07-50 (доб.543)
Нам повезло родиться на этой плодородной земле, богатой водой и солнцем. Нашим предкам хватило сил и мудрости сохранить культуру чувашского народа, пронеся ее сквозь время, через детей своих. Как в те далекие дни, мы принимаем гостей чистых помыслами, пришедших к нам в добродушии, и делимся одним из лучших богатств, рожденных в любви и труде. Мы научились в мирном огне находить смирение и терпимость, в бесстрашной погоне за хищным зверем понимать свое превосходство, в ручном труде осознавать необходимую пользу для общества. Занимаясь пивоварением, мы движемся по бесконечной тропе к совершенству вкуса, и это лучшее мы готовы разделить с Вами.
Сегодня на благодатной чувашской почве, впервые за последние несколько сотен лет, взошли первые ростки некогда утраченного в Чувашии национального праздника осеннего пива – «Кĕр Сăри». Это одно из тех культурных событий, которое дает нам возможность прикоснуться к великому наследию нашего народа, лучше понять историю, лучше понять себя и сегодняшний день.
Этот праздник, пришедший к нам из глубины веков, обрастая слоями земли и пыли, омываясь водами чувашских рек, выходящими из берегов, обдуваясь холодным, пронзительным осенним ветром. Мы, возрождая традиционный обрядовый праздник предков, хотим обратить всеобщее внимание на труд, особенно ручной, на людей-тружеников, подчеркнуть их особенность, эксклюзивность, индивидуальность, красоту. Они – соль земли Чувашской, на них держится все устройство жизни.
Источник статьи: http://ker-sary.buketbeer.ru/
Осенний праздник кер сари
Чувашский осенний праздник «Кер сари».
У каждого народа, чья жизнь связана с земледелием, издревле был праздник, знаменующий окончание сбора урожая. Есть он и у чувашей. Обрядовый праздник «Кер сари», – в разных регионах назывались по-разному, и, может, даже в чем-то отличались. Но суть одна – благодарение и моление за новый урожай. Из зерна нового урожая пекли хлеб, варили пиво, и просили у богов для всех членов рода здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов и стихийных бедствий.
Как и многие народы, чуваши почитают свои национальные праздники и стараются сохранить старинные обычаи.
«Кер сари» (праздник осеннего пива) своеобразный гимн великому крестьянскому труду – праздник освящения нового урожая, сопровождающийся определенными обрядами, песнями, угощением всех сородичей свежесваренным пивом и различными блюдами из нового урожая.
По старинной традиции крестьяне после сбора урожая готовили хмельной напиток, накрывали богатый стол, приглашали родных и близких. Первый бочонок доверяли открыть хозяину и почетному гостю.
Следуя древнему обряду, все гости и хозяева праздника загадывали желание; кинув монетку в ковш с пивом.
Сегодня эти праздники возрождаются, приумножаются, обрастают новыми традициями. Причем, празднуются они во всех регионах компактного проживания чувашей.
19 ноября 2016 года на праздник в ДК им.Кирова в городе Самара пригласили все творческие коллективы чувашских сел и деревень области, а также и городов, чтобы отпраздновать этот замечательный праздник. В фойе ДК были накрыты столы с национальной кухней и элементы декоративно- прикладного творчества, привезенные из всех уголков Самарской области чувашскими коллективами. Приготовленные блюда чувашской кухни — шурпе, шыртан, хуплу, хуран, кукли, чакыт «ждали» гостей, их угощали пивом, блюдами чувашской кухни.
Не остался в стороне и чувашский коллектив «Шевле» из Камышлинского района Самарской области. Подготовив национальную кухню, и декоративно- прикладное творчество, достойно представили свой район.
А какой же праздник без песен, без задушевных разговоров? И потекли любимые народные мелодии в исполнении участников праздника, которые с задором подхватили гости фестиваля. В перерывах между песнями было о чем поговорить собравшимся друзьям.
Праздник чувашского пива ещё раз продемонстрировал самобытность национальной культуры, народных традиций и обрядов, сохранение и развитие народного творчества чувашей.
Хочется поблагодарить администрацию района, управление культуры спорта, туризма и молодежной политики за поддержку чувашского коллектива «Шевле», за предоставление транспортного средства для поездки на фестиваль «Кер сари».
Н. Вострякова, хормейстер Никиткинского СДК.
Источник статьи: http://kamislardk.ucoz.ru/news/2016-12-24-127
Осенний праздник кер сари
Живые традиции народов России запись закреплена
ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО ПИВА
В наши дни во время национальных праздников и в Дни чувашской культуры отмечают праздник осеннего богатства «Кер пуянлахе», в основе которого лежит древний обряд «кер сари». Как когда-то давно, по завершении уборочных работ из зерна нового урожая чуваши пекут хлеб, варят пиво, созывают в гости близких и родных. Изюминкой праздника и нынче традиционно остается самый зрелищный конкурс пивоваров. Каждый из его участников должен научить варить пиво своего преемника (внука, племянника, знакомого) и представить на суд жюри напиток, приготовленный учеником.
Обряд «Кер сари» — осеннее моление духам предков по случаю приготовления пива из зерна нового урожая. Данный обряд является реконструкцией традиционного для низовых чувашей обряда «Кер сари», который проводился глубокой осенью, в месяц чук (ноябрь), после окончания сельскохозяйственных работ жителями деревни Новочелны-Сюрбеево Комсомольского района Чувашии вплоть до 1965-1967 годов. Работа по записи действий обряда от старожилов деревни, его реконструкция, сбор фольклорно-этнографических материалов по музыкально-песенному наполнению, костюмам и реквизиту для проведения обряда осуществлена народным фольклорным ансамблем «Уяв», Управления культуры г. Чебоксары под руководством заслуженного работника культуры РФ, лауреата Премии Правительства РФ «Душа России» Зинаиды Алексеевны Козловой.
Обряд был воссоздан благодаря большой исследовательской работе, проводимой в течение ряда лет с выездом в деревню Новочелны-Сюрбеево и длительным беседам с носителями данной традиции. Приготовление к Керр сари в основном заключалось в варении пива (сара) из зерна нового урожая и приглашении лиц из узкого круга родственников.
Ценность «Кер сари» заключается в том, что он является старейшим земледельческим обрядом чувашей, имеющим и более ранний слой скотоводческого обряда. Во время обряда осеннего пива приносилась бескровная жертва девяти, а местами и двенадцати высшим богам (духам). По преданию, боги требовали себе в жертву такие продукты, которые специально подвергались «культурной» обработке: варению или брожению.
Во время его проведения непременно надевали обрядовую одежду. Женщины облачались в белую рубаху с богатой орнаментацией нагрудной части, украшенную узорами сунтах и кеске. Розетки кеске вышивали попарно по обеим сторонам грудного разреза. По стилю исполнения кеске носит легкий, ажурный характер. Узоры сунтах имеют форму ромба. Орнаменты кеске и сунтах являются символами солнца, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни. Поскольку с середины 19 века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью, то появляется рубаха из пестрядинной ткани с двумя рядами оборок, фартук, вышитый по низу богатой вышивкой, женские головные уборы и украшения.
Мужчины предстают в белой рубахе, богато украшенной орнаментом-вышивкой или в рубахе из пестряди с тканым поясом. Поверх рубахи – длинный халат из домотканого белого холста с характерным орнаментом. В прошлых веках его носили в основном пожилые мужчины, которые являлись жрецами во время различных жертвоприношений. На голове – калпак. Мужчина надевает белые или сероватые ёытма (порты), заправленные в черные сапоги.
В качестве музыкального сопровождения обрядового действа звучат: гармонь, скрипка, барабан и треугольник.
Осенью чуваши поочередно совершают цикл обрядов, посвященных культу предков. Празднование кĕр сăри устраивается в конце октября или в начале ноября на новолуние. Осеннее пиво («кĕр сăри») – основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая.
На празднике кĕр сăри происходил обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Обход начинался в главном доме – доме основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая [в этом качестве представлялось пенное пиво], преклоняемся пред тобой. Молюсь, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, Боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить». Молились с наполненными кружками пива не только за умерших членов семьи и за здравствующих хозяев дома, но и поминали также славных предков, например, тех, кто прославился в военных походах, кто погиб на войне, а также за всех тех, кто совершал хорошие дела. Молитву сопровождали стрельбой из ружья и лука.
Обряд с молитвой всегда совершался при открытии бочки пива, своего бога посвящали в то, что для него приготовили из нового хлеба. Вкушение нового пива связывалось с плодородием, продолжением жизни. В молитвах просили Турă помочь заполнить все клети хлебом, чтобы иметь достаток на питание, трапезу, возможность возвращать долг и воздавать подаяние нищим.
В процессе подготовки обряда руководителем коллектива З. А. Козловой от носителей песенных традиций было записано несколько вариантов застольных и гостевых песен, сохранившихся в Комсомольском районе. Для ознакомления с исполнительской манерой и диалектными особенностями, организовано прослушивание аудиозаписей. После расшифровки и нотации песен, коллектив приступил к их разучиванию. Большое внимание было уделено соответствию традициям поведения основных действующих лиц во время проведения обряда, костюмам и правильному использованию реквизита.
Источник статьи: http://vk.com/wall-144961270_660
Праздник осеннего богатства
У каждого народа, чья жизнь связана с земледелием, издревле был праздник, знаменующий окончание сбора урожая. Есть он и у чувашей. «Кер сари», «Автан яшки», «Кер сурти», «Автан сари», «Чуклеме»… – в разных регионах праздники назывались по-разному, и, может, даже в чем-то отличались. Но суть одна – благодарение за новый урожай и моление за будущий обильный. Делали это сообща, собираясь всем селом . Из зерна нового урожая пекли хлеб, варили пиво, и просили у богов для всех членов рода здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов и стихийных бедствий…
Сегодня эти праздники возрождаются, приумножаются, обрастают новыми традициями. Причем, празднуются они во всех регионах компактного проживания чувашей, и так же, как и в старину, носят разные названия.
Чуклеме – гимн великому крестьянскому труду
НИКТО ЧУЖИМ НЕ БЫЛ
Красноярским чувашам больше по душе пришелся Чуклеме – ибо такой праздник отмечался еще в первой половине XX века в каждом чувашском селе губернии. А нынче он, возобновленный, в масштабе края прошел в третий раз.
– В этом году праздник вызвал еще больший интерес. На него съехались, прослышав, чуваши из самых отдаленных районов края, – рассказал президент Красноярской краевой национально-культурной автономии чувашей Геннадий Храмов. – И также по традиции приехали к нам сородичи из Хакасии и Чувашии».
Кстати, почетным гостем чувашского праздника урожая был нынче и митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, что, по словам Геннадия Ивановича, совсем не противоречит духу торжества. «Ведь наш праздник – не языческий в чистом виде. В период освоения Сибири чуваши проводили Ч?клеме с учетом принятия православия. Сам ход праздника и освещения зерна нового урожая проводили старики, но обращения и просьбы были господу Богу. Чуклеме символизирует трудолюбие, гостеприимство, стремление к добру и справедливости, что проповедует и христианство».
Рассказывая об уже сложившихся за три года традициях, «предводитель» красноярских чувашей не без удовольствия добавляет: «Так праздник не отмечают даже в Чебоксарах!»
Каждый год Чуклеме в Красноярье проходит в разных районах, нынче его встречала столица губернии. В хоровод дружбы вместе с чувашскими коллективами художественной самодеятельности, как и в прежние годы, встали русские, казаки, татары, башкиры, белорусы, литовцы, украинцы, поляки, эвенки, казахи, хакасы, киргизы… «Наш Чуклеме – праздник для всех народов края».
По признанию красноярских СМИ, потрясали воображение национальные подворья, где столы ломились от даров природы, взращенных трудолюбивыми руками: «Чего здесь только не было: и овощи, и фрукты, и ягоды и грибы». И конечно же, всем по вкусу пришлись национальные блюда – ш?рттан, п?ремеч, кук?ль, хуплу и прочее. «Все аппетитно и вкусно». А по-другому и быть не могло: ведь каждая хозяйка лелеяла надежду стать победителем конкурсов «Гостеприимное подворье», «Лучший пивовар», «Самый большой вкусный пирог», «Самые маленькие пирожочки (кук?ль)».
Впрочем, нынче активисты автономии разнообразили программу празднования, показав многочисленным гостям мини-спектакль о том, как отмечали сибирские чуваши Чуклеме в старину. Воспоминания старожилов чувашских деревень продемонстрировал известный в крае фольклорный ансамбль «Дубравушка», и только после него начался праздничный концерт.
«Весело, с песнями и танцами, с шутками и прибаутками отмечали Ч?клеме, и никто не чувствовал себя чужим или одиноким. Так и должно быть, ведь все мы – один народ, сибиряки», – пишет, в частности, газета «Красноярский рабочий».
ПРОЩАЛИ ОБИДЫ И МИРИЛИСЬ
В третий раз отпраздновали Чуклеме и в Самарской области. Там он носит название межрегиональный фестиваль чувашской культуры и нынче был посвящен пятилетию образования Национально-культурной автономии чувашей области.
– У самарских чувашей Чуклеме издревле был одним из самых торжественных обрядов осени. В это время (праздник проводился в дни осеннего солнцестояния) наши предки кланялись земле, благодарили ее за щедрый урожай, – говорит один из инициаторов и организаторов праздника, президент национально-культурной автономии Самары Людмила Павлова. – Также в эти дни ходили в гости, прощали друг другу обиды и мирились. Мы в свой новый древний праздник тоже заложили принципы гостеприимства и дружбы. Потому каждый раз приглашаем на него соседей, друзей, знакомых».
Нынешний Чуклеме, по признанию гостей, прошел также ярко и весело. Официальная часть, которая включала поздравления и поощрения активистов общественных организаций, ничуть не нарушила принятый ход праздника. В импровизированных двориках все также угощали пивом, национальными блюдами, демонстрировали декоративно-прикладное творчество народных мастеров. Незабываемое впечатление оставила выставка «Королевство спелых плодов», где столы ломились от даров, собранных на огородах и в садах. И на каждом по традиции стояли каравай хлеба, чакат (круг сыра) и бочонок с пивом.
Гвоздем торжеств стал показ со сцены Дворца культуры им. Литвинова г. Самары самого обряда освящения урожая, где приняли участие и хозяева, и гости.
«Посланцы из разных районов края, Башкортостана, Татарстана, Ульяновской области выходили на сцену, выливали в общий чан чарки пива, в другой сыпали свежемолотую муку нового урожая. Какое разнообразие и красота костюмов были явлены при этом!» – отмечает сайт Дома дружбы народов Самары. Обрядовую молитву с благодарностью за щедрый урожай и просьбой о помощи в следующем году произнес мачавар, почтенный старец Александр Пешне, специально приехавший из Ульяновска. Затем все исполнили земледельческий гимн «Алран кайми аки-сухи…»
ЧТОБЫ УРОЖАЙ БЫЛ НЕ ХУЖЕ Торжественно и величаво прозвучал нынче гимн в честь хлеборобов и на Урале. В Екатеринбурге осенний чувашский праздник урожая прописался под названием «Кер сари».
Проводится он там не первый год, и его с удовольствием посещают представители других народов области. Нынче своих гостей уральские чуваши поразили сразу двумя старинными обрядами – ниме и поминанием умерших. Вот как комментирует такую программу одна из гостей-участниц екатеринбургского «К?р с?ри» молодежная креативная команда «Кадэрне» чувашской национально-культурной автономии Челябинска. «Особое место на осеннем празднике занимали ковши со свежесваренным пивом. Они посвящались кому-либо или чему-либо – человеку или событию. Сопровождались поклонами, благословениями, традиционными шутливыми текстами, произнесением тостов. Так было и нынче. Кстати, гостям наши выступления понравились, они это выразили в пожеланиях, чтобы в следующем году урожай был не хуже, и пиво не переводилось в бочонках чувашских семей».
Кстати, отмечают «Кер сари» и в Чувашии. На днях его отпраздновали в Чебоксарском районе и в столице республики. Жителям Атлашевского сельского поселения старинный обряд продемонстрировал народный фольклорный ансамбль «Шордан», а для жителей Калининского района Чебоксар праздник устроил городской комплексный центр социального обслуживания населения.
Источник статьи: http://sovch.chuvashia.com/?p=91804