Основные элементы сценария праздника

Как написать сценарий
методическая разработка ( класс) на тему

Методические рекомендации по написанию сценария, основные этапы

Скачать:

Вложение Размер
kak_napisat_stsenariy.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сценарий массового мероприятия?

Общее понятие о сценарии

СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.

1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)

2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.

3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)

1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)

2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)

3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ

ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора

ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.

Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.

Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.

Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)

Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)

Литературная обработка материала.

Основные этапы работы над сценарием:

Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.

1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).

2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы

3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)

4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи

5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)

6.Литературная обработка материалов

7.Отбор художественно-выразительных средств

8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности

Композиционное решение сценария

Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».

Сценарий начинается с

1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)

2 . завязка -момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.

ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.

3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.

Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА

Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.

Контрастность – новое ощущение

Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера

Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.

Контрапункт — развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.

Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.

Метод коллективной импровизации : — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.

Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.

Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.

Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно :

Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5

Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.

Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.

На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации

Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.

Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).

Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.

В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое

В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.

БИЛЕТ № 1

1. Драма как род литературы. (Особенности и общая характеристика)

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.

Драма как род литературы. Особенности, общая характеристика и история.

Три рода литературы – эпос, лирика, драма. Взаимная близость всех трех родов состоит в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Они обладают рядом признаков друг друга.

Эпос (др.греч.) – песня. Романы, повести, рассказы, эпические песни, в которых изображены значительные события социальной жизни, истории. Эпос воплощает в героях образ эпохи. («Тихий дон», «Капитанская дочка», и т.п.).

Лирика – создает образ внутреннего состояния человека.

Драма, как и эпос, изображая человека или эпоху, создает образ времени. Но драма имеет и свои специфические особенности. Эпос описывает драму жизни, а драма воспроизводит ее в формах, подобных жизненной реальности.

Свойства драмы предопределены ее предназначением для театра, для воспроизведения средствами представления. Они позволяют раскрыть противоречие, столкновение в наиболее драматичной форме – в форме совершающегося на глазах у зрителя борения живых страстей. Предмет изображения драматургии всегда конкретизирован. Драматургическое произведение создает образ конкретного социального конфликта, изображает человеческие отношения в сложных ситуациях.

В драматургических произведениях конфликт выстраивается от начала до конца как творение самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Необходимым свойством драмы является реализм человеческих отношений, который должен быть соблюден автором, театром и понят зрителем.

Для драматургии обязательна современность. Современность проблематики.

Драма — (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме, так или иначе, относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Драма– действие.

а) Драма – вид художественной литературы, который изображает характеры героев.

б) Драма – это художественное произведение изображаемое конфликт в виде диалога действующих лиц и ремарок автора.

Цель драмы – сценической воплощение, решение определенных жизненных проблем. Художественное познание действительности через вскрытие присущих им противоречий.

Отличие драматургии от других родов литературы:

Драматургический характер развивается в действии.

Главный элемент в драме – действие, в эпосе – описание. Эпос предполагает любые перерывы в действии. В пьесе же все раскрывается через действие (словесное действие).

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусови греков.

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы.

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм:

Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Сарду).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман).

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев и другие.

«Совершенное произведение искусства – это произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы» (Гете).

В драме – отражение художественной действительности, близкой органическим законам правды жизни. В основе драмы лежит действие, которое выражает развитие драматического конфликта. Единство действия в драме – следствие единства основной идеи произведения. Драма способствует решению одного из важных вопросов человеческого бытия – проблем активности человека в преобразовании мира.

Композиция сценария ТП и П. Основные элементы композиции.

Сценарий МП – произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим. Задача ТП – изображение значительных социальных событий не через частный конфликт героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта.

Композиция – организация материала, подчинение всех частей общему замыслу сценария. Соотношение частей к целому. Построение должно помочь передать смысл.

Композиция ТП имеет свою специфику. Состоит из пролога, ряда эпизодов финала. В каждом эпизоде есть начало, развитие действия, финал. Соотношение частей сценария должно быть таким, чтобы была понятна идея. Произведение должно быть целостным.

Определиться с ЗАМЫСЛОМ сценария. Основные элементы замысла – ТЕМА, ИДЕЯ, КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН (действие, как эти жизненные события, материал, будут располагаться в эпизодах), МАТЕРИАЛ (реальные события, факты, документы, художественный материал).

Работая над концепцией сценария, следует представлять, как будет построен сценарий.

Праздничное СОБЫТИЕ и ТЕМУ праздника надо разделять.

В драматургии: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – финал.

В ТП конфликт выстраивается путем монтажа. Контрдействие (песня о школе – голос Левитана).

Развитие действия предполагает длительность, формируется из 3 эпизодов минимум. Усиление конфликта. Отбираются события по степени значимости решения конфликта. Важно поддерживать интерес в этой части действия – повороты сюжета, появление новых препятствий.

Кульминация – наивысшая точка борьбы. Развязка – разрешение конфликта.

Виды: 1. победила 1 сторона. 2. Ничья. 3. Умерли.

Финал – подведение итогов. Обобщение, отношение автора, героя.

Особенности драматургии МП: Кульминация, развязка и зачастую финал объединяются (поскольку эпические).

БИЛЕТ № 2

Театрализация исторического, документального, современного жизненного материала темы – творческий метод сценариста.

БИЛЕТ № 3

Актуальность проблематики в современном сценарии.

Способы активизации зрительского восприятия и активности в театрализованных представлениях и праздниках.

БИЛЕТ № 4

Сценарий праздника и театрализованного представления.

Театрализация: общая характеристика и классификация.

Сценарий праздника и ТП.

Всю работу по постановке праздника можно разделить на несколько этапов: создание замысла, сбор материала, написание сценария, переписывание сценария, постановка.

Используя разные выразительные средства, характер действия в праздниках происходит не через борьбу героев, а через средства других искусств (чтецкий номер, видео ряд). Это должно воплощать борьбу героев. Все возникает в воображении зрителей.

Особенности и специфические черты сценария театрал. представл. и празд.:

1. Актуальность тематики.

2. Документальная основа.

3. Построение сюжета имеет свои особенности (Развивается 1линия действия, например День Победы)

4. Синтез различных выразительных средств.

5. Монтаж – главный творческ. метод.

6. Театрализация материала.

7. Событийная основа (посвящ. конкретн.событию, юблей и т.д.)

8. Место проведения.

9. Активизация зрителя.

Дипломн.cценарий — авторкая разработка выпускника. Должна показать владение студент.- выпускником полным объемом знаний, профессион. навыками по предмету.

Сценарий должен отвечать след. требованиям:

а) Общественная значимость и современное звучание темы.

б) Сценарий должен выявить:

-умение работать с архивн. и библиограф. источниками;

— использование в сценар. матриалов, связанных с историей и современ. жизнью, в зависимости от темы праздника и планировать выступление на празд. реальных героев;

-включать в праздн.действие фрагменты из произвед. различных видов искусств(кино, литерат. музыка);

— выстроить сценарий как единое целостное драмат. произведение, с цельной композиционн. стуктурой, в кот.кажд. эпизод является частью целого;

— выбрать для воплощения основной мысли (идеи) сценария и будущего празднка наиболее яркую жанровую форму, найти сценарный ход свой композиц. — прием, скрепляющий эпизоды в единое идейн — художеств.целое.

2. Режисс. проект на основе сценария.

3. Творческий отчет о практич. режиссерско-постановочной деятельности:

— режисс.-постановочная разработка дипломн.сценария;

— фото, видео, афиши;

— протокол комиссии постановочн. работы;

— отзыв руководит. дипломн.проекта; — творческий отчет студента(акт).

БИЛЕТ № 5

БИЛЕТ № 6

Именно в компоновке, в составлении, в монтаже отдельных номеров, документов, публицистических материалов, музыки, пластики наиболее наглядно проявляется особенность синтетической природы театрализованного представления.

В театрализованном представлении и празднике действенность носит синтетический характер и выражается через песню, стих, музыку, а не только через словесное действие.

БИЛЕТ № 7

Действие в драматургическом произведении — не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно — одно событие после другого — а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда.

Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. время, место, действие (24 часа, одно место, одна линия сюжета).

Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). «единство действия» не допускало введения в ткань произведения никаких эпизодов и действующих лиц, непосредственно не связанных с развитием основного сюжета.Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий. Рационализм, почти математическая выверенность сценического произведения приводили к тому, что герой выражал лишь одну идею, одно чувство.

Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

С нормативностью классицизма борьбу вели романтики и реалисты.

Аристотель выдвигает самым категорическим образом требование единства действия. Единство действия Аристотель понимает в том смысле, что все случайное, второстепенное в развитии событий, отвлекающее действие в сторону от основной линии фабулы должно быть отброшено.

Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство, действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного. Но единство действия в драме – это не только его единство, стройность… это – шире – его концентрированность, напряжённость.

В пьесах, написанных в «закрытой форме» фабула образует «законченное целое», расчлененное на ограниченное количество последовательных эпизодов, которые ориентированы на основной конфликт. Любая тема, любое действие в пьесаx подчиняется общей схеме, пространственно-временной и причинно — следственной логике. Обязательным является закон триединства: места, времени, действия. Время в пьесах данного типа — однородно, оно не расчленяется и тем более не вносит в его течение иные временные уровни. Пространство может подвергаться незначительным изменениям, но в зависимости от содержания пьесы. Оно выполняет функцию местоосуществления действия, т.е. материализации среды. Действие развивается по прямой, т.е. от действия к противодействию (контрдействию) и разрешается основной конфликт в финале. В форме закрытой написано большинство пьес мирового репертуара: Мольер, Шекспир, Лермонтов, Гоголь, Островский.

Действие (драматическое) – поступки персонажей в их взаимосвязи,

составляющие важнейшую сторону драматургического сюжета. Единицы

действия – это высказывания, движения, жесты, мимические акты

персонажей, выражающие их эмоции, желания и намерения. Действие может

быть внешним, основанным на перипетиях (например, у В.Шекспира или Ж.-

Б.Мольера), и внутренним, при котором перемены совершаются в

умонастроениях персонажей при внешней бессобытийности (например, у

А.Чехова). Внешнее действие обнаруживает себя, как правило, в открытых

конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые

возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенных событий.

Внутреннее же действие отражает конфликты имманентные, устойчивые,

непреодолимые в рамках одного произведения. Поступки персонажей

взаимообусловлены, что и составляет единство действия, которое (начиная с

аристотелевой «Поэтики») до сих пор считается нормой драматического

сюжетосложения. Единство в драме, как заметил Белинский – следствие единства основной идеи призведения. Драма представляет картину развития основного конфликта, в итоге которого вырастает основной авторский вывод, главная идея призведения.

Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия.

«композиция — это реализация конфликтов в драматическом действии. Первое условие — действие должно иметь «известный объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим начало, середину и конец.

Единство действия в театрализованном представлении и празднике такое же, как и в дрматургическом представлении (есть конфликт, герои, действ.лица, обстоятельства) . Но есть особенности:

— сюжетное развитие действия не является основным понятием для театр.представл. и праздников. Развивается одна линия-это тема события, которому посвящен праздник (День Победы);

— во всех эпизодах действие развивается в одном направлении, героизм русского народа);

— конфликт не имеет прямого драматического развития.

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

1. Экспозиция в драматургическом произведении. Её значение. Различные виды экспозиции. (Привести примеры). Экспозиция и финал в массовом празднике.

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

1. Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Основные требования.

БИЛЕТ № 12

1. Документальная драматургия. Определение понятия. Основные особенности.

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 14

При создании сценария театрализованного представления нельзя лишь фиксировать результаты трудовых побед или недостатки – важнее раскрыть их истоки. Недостаточно назвать, показать передовиков производства – нужно раскрыть образы этих людей путем отбора важнейших фактов их биографии, продуманно и выразительно связать эти факты, создав непрерывность действия.

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 16

1. Документальный диалог в сценарии театрализованного представления, праздника. Принципы построения. Художественные требования.

БИЛЕТ № 17

Представления и праздника.

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 19

1. Понятие «надличный конфликт» (термин Б. Брехта) в сценариях публицистического представления.

БИЛЕТ № 20

Драматургический ход — это прием, с помощью которого реализуется действие и компонуется в единое целое весь художественный и документальный материал. Драматургический ход еще называют сюжетным ходом. Если в сценарии нужно выстроить сюжетную линию с действующими лицами, то необходимо найти оригинальный сюжетный ход. В массовых зрелищах сюжетный ход могут воплощать ведущие или специально обозначенный конферанс.

БИЛЕТ № 1

1. Драма как род литературы. (Особенности и общая характеристика)

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.

Источник статьи: http://infopedia.su/12x8a47.html

Читайте также:  Сценарии летних обрядовых праздников
Оцените статью
Adblock
detector