Особенности режиссуры детского праздника

Особенности режиссуры детских игровых программ.

Особенности режиссуры детских игровых программ

1 Игровая деятельность: сущность, специфика.

Понятие игры. Классификация игр.

При игре. должно быть возможно все, даже, например, чтобы какое ни будь растение беседовало по — латыни с самим Линнеем. (Герман Гессе)

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения детей, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т д.

В детских игровых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей предвидения.

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.

Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы, предметы – символы, или реквизит, а также оригинальные призы.

Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты: выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами; композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Важное значение в драматургии игровой программы играет конфликт. Суть игрового конфликта – это противоборство сил, умений, сноровки и эрудиции.

Эпизод является первоначальным компонентом сценария программы, который состоит из текста ведущего, игры, хоровода, массового танца и момента окончания игры, т. е. выход участников из игровой ситуации. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.

Многолетние наблюдения за практикой организации игровой деятельности учащихся и молодёжи, помогли выделить следующие виды игровых программ:

1) Сюжетно-игровые, т. е. комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса. Театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.

2) Конкурсные развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсные развлекательные программы требуют от организаторов создание оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

Читайте также:  Национальные праздники народов башкортостана

3) Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, частушки. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение лучших традиций нашего народа.

4) Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность полазать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека.

5) Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, весёлые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается сюжет игры, правила и двигательные действия.

Таким образом, игровая программа имеет свою специфику построения, в основе которой лежат разнообразные игры. Кроме того, выделенные разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.

Технология и специфика организации и проведения детских игровых программ.

В технологии организации детских игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

В общей методике технологического процесса выделяют несколько этапов.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем собранный материал поступает в сценарную группу, где и преобразуется в художественную форму.

Последний этап — проведение детской игровой программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Читайте также:  Праздник пасха у англичан

Для организации и проведения детской игровой программы необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

2) воспитательную функцию;

3) познавательную функцию;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В детскую игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все детские игровые программы имеют:

■ сценарно — режиссерскую основу ;

■ требования предварительной подготовки и репетиций ( обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов );

■ наличие призов ( награждаются победители и участники );

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку , соревнование , игру на скорость . Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот , могут принимать самые различные формы .

Они классифицируются по:

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

3) содержанию (тематические, разно жанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»).

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход ;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер , процесс развития ;

■ конкур с должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответст вовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка , делающая убедительным появление конкурса ; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты , поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление э стетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям детей в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Детская игровая программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть « конкурсно — игровые программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

Читайте также:  Протокол праздника день знаний

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения ;

■ формирование уверенности в себе ;

■ привитие навыков коммуникации .

Из вышесказанного следует, что детская игровая программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении детской игровой программы исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из режиссерской группы за каждый конкурс, а если программу ведут сами дети, то нужно прописывать и учитывать все законы и планы программы поэтапно.

Театрализованная игровая программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием детской игровой программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием детской игровой программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием детской игровой программы имеют следующую последовательность:

2) подбор и отработка материала;

3) поиск сценарного хода;

4) написание сценария;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации детских игровых программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности и обязательным условием профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в детях самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная игровая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

Так какую же цель вносит режиссер в игровую программу для детей?

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

Источник статьи: http://infourok.ru/osobennosti-rezhissuri-detskih-igrovih-programm-3050466.html

Оцените статью
Adblock
detector