массовый праздник. Особенности массового праздника, классификация. Методика организации праздника.
Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.
- Массовость.
- Разновозрастный состав участников и зрителей.
- Одновременная работа нескольких сценических площадок.
- Зритель может быть и непосредственными участниками массовых действий.
- Праздник — длительное по продолжительности мероприятие.
- Наличие особой праздничной ситуации, эмоционального настроя.
- Всеобщие: День защитника Отечества; День победы; Всемирный день матери.
- Локальные праздники: День города; День независимости республики Хакасия;
3. Профессиональные День шахтера; День учителя.
- Религиозные (праздники Храма) Троица; Пасха; Рождество.
5. Трудовые. Праздник урожая; Праздник первого снопа
- Семейно-бытовые
- Свадьба.
- Календарные (народные)
- Масленица;
- Праздник русской березки;
- Новый год.
- Фольклорные
- Красная горка
- Молодежные
- День св. Валентина;
- День молодежи;
- Татьянин день;
- День студента.
- Детские
- День защиты детей;
- День знаний;
- Праздник Букваря
- Спортивные
- Спартакиада;
- Олимпийские игры.
- Национальные
- Чыл Пазы
- Тун Пайрам
Режиссура массового праздника
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ.
Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.
Драматургия праздника. Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть иобщегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, вкиносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители.Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога.Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9042t11.html
5. Особенности режиссуры массового праздника:
Это весьма важная часть композиции. Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.
Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно -пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно — художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, и режиссёр — монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). Одна из трудных проблем — нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы.
Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки театрализованного представления можно определить как творчески -организаторскую.
Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук. ), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.
Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых представлений является то, что они построены на действии смены людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработки предусмотреть пути его активизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение во внесении в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов.
Сущность общей методике технологии режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок :
• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной досуговой программы ;
• использования определённых методов режиссуры «театрализации», «иллюстрирования», «игратизации»;
• сочетание различной видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различных условиях (театрально-сценических, семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.);
• организационные работы с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действий;
• использования в постановках разнообразных эмоциональных выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобразительных и выразительных);
использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, ин-термедийных и др.).
Источник статьи: http://studfile.net/preview/5439999/page:3/
Специфические особенности драматургии и режиссуры массового праздника
В чем же состоит специфика, каковы отличительные особенности драматургии и режиссуры массового праздника? Прежде всего в документальности. Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно сочетание двух линий — документальной публицистичности и художественной образности — придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и в клубах.
Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых праздников — это значит прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник в советском обществе.
Разумеется, степень документальности в различных массовых праздниках может быть разной: от театрализованного клубного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.
Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы на этом доходчивом, близком людям материале раскрыть важнейшие общеполитические вопросы, сделать доходчивей и понятнее задачи, стоящие перед страной. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей своего предприятия, села, города, района, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа, предстающее в известном смысле в качестве специфического образного способа обработки социальной информации. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создают новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев.
Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие 2 .
1 См.: Плеханов Г. В. Литература и эстетика, т. 1. М., 1938, с. 58,
2 См,: «Советская культура», 1970, 21 июля.
По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Возьмите, например, полюбившиеся и вошедшие в быт современного села Летние праздники березы. Ярким символическим образом этого массового праздника является образ Матери-Родины, красной нитью проходящий через наиболее удачные сценарии и режиссерские разработки. Революционные праздники, посвященные традициям нашей партии, названные в народе Праздниками алой гвоздики, ассоциируются с образом революционера. В празднике выпускников школ, который ежегодно проходит в Ленинграде в начале лета, образ алых парусов символизирует как бы путевку в жизнь, которую город дает своим юным жителям.
Система образов в документальной драматургии массового театрализованного праздника не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое советского массового праздника.
В настоящее время все учреждения культуры и искусства сосредоточивают усилия на создании центрального образа нашего искусства — образа человека нового мира, советского труженика. Герой массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и реоюиссуры праздника. Героем может быть отдельная личность или группа людей, например, заводская бригада, колхозное звено, студенческая группа.
В документальной драматургии и режиссуре массового действа необходим момент узнавания собравшимися образа героя.
Если необходимо показать того или иного героя в массовом действе, то сначала всем предыдущим сюжетом нужно рассказать о нем, подвести собравшихся к встрече с ним, дать предысторию героя. Вот здесь как раз и приходят на помощь сценаристу и режиссеру образы, созданные в театре, кино.
Документальная образность драматургии и режиссуры советского массового праздника рождает свою символику. Именно в художественные символы перерастают широко вошедшие в наш праздничный быт реликвий времен Великой Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн, восьми героических пятилеток нашей Родины — революционные, боевые и трудовые знамена, факелы, зажженные от Вечного огня в том или ином городе, горсть земли с места исторического события, пробитые пулями солдатские каски. Такие художественно-документальные символы обладают огромной силой эмоционального воздействия.
Символическими образами становятся в историко-революционных праздниках те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Так, театрализованные праздничные шествия и митинги, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, проводились во многих селах и городах у памятников вождю и превращались в символический рапорт В. И. Ленину, КПСС, Родине.
Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рассказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Так было в Ленинграде на Дворцовой площади и на Центральной площади в Казани, и в старинном литовском городе Каунасе, и у стен Новгородского Кремля, и на бывшей линии фронта гражданской войны под Нарвой, где родилась Советская Армия, и у стен Брестской крепости, и на Красной площади в Москве, где Всесоюзная торжественная манифестация молодежи в честь 50-летия ВЛКСМ у стен Кремля превратилась в символический рапорт молодежи, и во многих других местах нашей страны.
По сути дела улицы, площади, здания, связанные с историей, с биографиями знатных земляков, со знаменательными событиями в жизни того или иного города, района, села, являются богатейшим сценарно-режиссерским резервом для развития сельского и городского праздников.
В образном решении массового праздника, в его театрализации чрезвычайно важным является также проблема соотношения художественного и документального материалов. Мы говорили выше о тех случаях, когда линия художественных образов не соединяется с линией документальных, а проходит вторым планом, ассоциацией. Однако бывает и по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого эпизода. В таких случаях нужна особая методика, чрезвычайно осторожная и скрупулезная.
Художественный материал может предварять или продолжать документальное выступление реального лица. Нельзя героев войны и труда, ветеранов партии и комсомола, сегодняшних знатных людей делать участниками игрового эпизода на сцене или эстраде, ибо это может поставить героя праздника в неудобное положение, сиять воспитательный эффект.
Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь всего коллектива, каждого из его членов, активное утверждение нового, передового.
Все основные компоненты, входящие в понятие документальной драматургии и режиссуры массовых праздников, представляют собой хорошую идейную и эмоциональную основу для активизации участников.
Еще одна отличительная особенность драматургии и режиссуры массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. В противном случае любой, даже самый яркий праздник оставит у людей чувство неудовлетворенности. Несколько лет тому назад в Ленинграде итоги третьего трудового семестра студентов подводились на вечерах, центральным событием которых были театрализованный рапорт отрядов и праздничный концерт лучших артистов города. Наблюдения показали, что студенты, участники этих вечеров, были не удовлетворены своей пассивной ролью. Тогда было внесено предложение активизировать подведение итогов летних студенческих строек и проводить праздники-слеты студенческих строительных отрядов с максимальным участием каждого из присутствующих. Итоговые студенческие праздники в Ленинграде стали заметным событием в жизни не только студенческих отрядов, но и всего города. Каждый раз они завершаются грандиозным факельным шествием к Смольному и принятием здесь обращения к студентам Ленинграда. Таким образом, был найден путь использования активности студентов. Приведенный пример показывает, что в процессе праздника очень важно именно массу людей поставить в положение участников, сделать ее главным действующим лицом, ибо, как говорил Робеспьер, «великолепнейшее из всех зрелищ — это зрелище собравшегося народа».
Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовый праздник в комплекс разнообразных культурных и художественных акций.
Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников.
Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника. Так, на празднике, посвященном 25-летию Победы над фашистской Германией, который проводился в Москве на стадионе им. В. И. Ленина (режиссер засл. арт. РСФСР М. Д. Сегал), кульминационным моментом был проход двухтысячной колонны ветеранов войны. Под торжественную музыку сводного оркестра по дорожкам стадиона медленно двигалась колонна, в составе которой были 50 Героев Советского Союза, 400 генералов, офицеров, солдат, кавалеров всех военных орденов. Это документальное действие вызвало взрыв энтузиазма участников праздника. В продолжение церемониального марша весь стадион стоя аплодировал ветеранам, олицетворявшим собой собравшуюся здесь массу людей.
Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое действо элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отвечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.
Импровизационная художественно-творческая театрализованная игра предстает перед нами как универсальный механизм превращения зрителя массового действа в участника, причем его партнером в этрй игре выступает либо театрализованная сюжетная группа, либо отдельный импровизатор в образе возможного праздничного персонажа. По такому принципу организуются, например, различного рода карнавальные театрализованные шествия, праздники на улице и в парке, где инициативные группы вступают во взаимоотношения с празднующей массой людей и тем самым образуют вокруг себя очаги действия.
В другом случае отдельный импровизатор вступает в личное взаимодействие с участниками праздника, втягивая их в своеобразный игровой экспромт, театрализованную «схватку», соревнование и таким путем в общее массовое действо.
Если театрализованные группы и персонажи, действующие на празднике, связаны единым сценарно-режиссерским замыслом и взаимодействуют не только со зрителем, но и между собой, то такой массовый праздник можно назвать огромной театрализованной игрой.
Важной специфической чертой режиссуры и драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действия выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.
Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Таким был, например, массовый праздник «Волга Ленинская», проведенный в городском парке культуры и отдыха, у памятника В. И. Ленину на берегу Волги в г. Рыбинске в честь 100-летия со дня рождения Ленина. Праздник вылился и в праздничное шествие горожан, и в демонстрацию образцов промышленной продукции, и в коллективные выступления спортсменов, самодеятельных артистов, и в театрализованное представление. Причем все это решалось в едином ключе, было подчинено единой теме.
Праздник «Пусть светят только мирные огни», проводившийся в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в честь Дня электрификации (сценарий и постановка Б. Н. Глан), развертывался одновременно более чем на 50-ти площадках, включал в себя театрализованное шествие, карнавальное гулянье, десятки концертов, игр и аттракционов, праздничный бал молодежи — весь огромный культурно-зрелищный комплекс, который синтезировался и составил единое целое.
Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов.
Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия.
А. И. Пиотровский называл литмонтаж, широко распространенный в 20-х годах, не новым видом спектакля, а куском клубного быта, художественно оформленным торжеством, заседанием *.
Точность применения всего разнообразия специфических особенностей драматургии и режиссуры массовых праздников приведет к созданию сценария, а затем и к его яркому воплощению.
Источник статьи: http://lektsia.com/14xa560.html