- Особенности режиссуры праздника на открытом воздухе.
- Особенности режиссуры массовых театрализованных представлений под открытым небом
- Рассмотрение специфики работы со зрителем как с непосредственным участником представления, особенностей режиссуры спортивных праздников и праздников-ритуалов. Изучение места народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Особенности режиссуры праздника на открытом воздухе.
Праздник – это комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Сумма различных знаний, закрепленных в единовременные рамки, это сумма одновременно происходящих массовых мероприятий.В.В.Корякова.Наоткрытом воздухе нет традиционной сцены-коробки, оснащённой стандартным арсеналом средств театральной машинерии: занавесом и кулисами, софитами и рампой, штанкетами и поворотным кругом. Нет складов и цехов с готовыми костюмами, декорациями, реквизита, аппаратуры со штатом профессионалов. Нет атмосферы театрального здания с его портиком, люстрами и ложами, стой самой магической «пылью кулис», которая ещё до начала спектакля помогает зрителю «настроиться». В массовом представлении совершенно иные пропорциональные соотношения объёмов декораций и человеческой фигуры, иной ракурс. Зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актёры могут быть высоко подняты над аудиторией.
Естьогромные масштабы представления и огромные постановочные трудности, целый ряд принципиально новых проблем. Необходимо так разместить зрителей, чтобы всем было видно и слышно; — чтобы была возможность одновременного появления и ухода с площадки многочисленных групп исполнителей и больших колонн техники (и при этом не терялся темпоритм действия); необходимо создавать неповторимую атмосферу, свойственную именно данному представлению.
Режиссёр обязан уметь:— использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки; — учесть связанные с данным местом исторические ассоциации, не пряча недостатки этого места действия, а превращая их в достоинства; — возглавить и направить работу временно созданной режиссёрско-постановочной бригады; — организовать репетиции с тысячами неподготовленных людей. Мы определяем в сценарии предлагаемые обстоятельства, состав артистов, быт, среду и на этой основе будет рождаться художественный образ согласно-1) темы сценария, реж-ру надо уметь видеть картинки всего действия, уметь их соединять. 2) хар-ка площадки – задача состоит в том, чтобы преобразовать социокультурное пространство в художественное пространство. Чем больше площадка, тем больше значения приобретает зрелище. Существует
2 закона: 1) учитывать и использовать ресурс всей площадки (водоемы, берега, помещения, колонны, цвет стен и т.д.)
2) это соответствие выразительных средств темы и среды. Вся сценография на площадке должна быть действенна.
Изменчивая постоянность— оформление должно содержать способность к развитию, изменениям (перемещение, изменение света и т.д. Функции: 1) организовать зрительское внимание; 2) создать атмосферу через цвет; 3) организовать действие способом сценографии. Все что находится на сцен. площадке должно быть едино. Взаимодействие главного и второстепенного, целого и частей. Вся композиция должна быть «читаема». Учитывать технические возможности площадки.
О формах — маскарады, спартакиады, свето-звуко спектакли., маркетинговые мероприятия, карнавалы, балаганы, гуляния.
МП на воздухе (парк, стадион) – более глобальны, мене привязаны к конкретной социальной общности, разворачиваются как театр больших соц-х обобщений, масштабных образов, символов. 5 частей успеха – ярмарки, реклама, льготный день, презентации, работа со СМИ.
3. Предмет, задачи педагогики; проблематика, категории педагогики. Педагогика от греческого слова пайдос – дитя, аго – вести, так называли рабов Древней Греции, которые отводили ребёнка аристократу в школу.
Предмет педагогики – воспитание.
Породило — стремление помочь подрастающему поколению к жизни.
Педагогика прошла несколько этапов:
1. педагогические мысли – из уст в уса (из. устное воспитание). С этого периода устное народное творчество (легенды, сказания, мифы, частушки).
Науки ещё нет, но есть высказывания, мыли, убеждения.
Длится до начала рабовладельческого общества. Появляется группа людей которой не надо заботиться о куске хлеба. Появляется олимпиада, музыка и т.д. Появляется досуг. Основной принцип жизни – досуг. Появляется буквенная письменность:1. пиктография. 2. клинография 3. иероглифы – Китай. 4. письменность буквенная.
Накапливаются педагогические мысли. Платон, Аристотель, Сократ – философы. Платона: «Государство», «Школа». Появляются худож. произведения. Вплоть до 17в.
2. С рабовладельческ. общества до 17в.
3. В 17 веке Каменский впервые определил проблематику педагогики. Руссо и т.д. Проблема — цель воспитания. Цель задачи. Факторы формирования личности:система образования; методы воспитания; организ-ия вос-я; содержание обучения (чему учить); принципы обуч; методы обуч; организация обуч; воспитание детей в семье (школа и семья); учитель – воспитатель (каким он должен быть? Педагогич. маст-во).
4. Начиная с сер. 19в. Развитие П.пошло по разным направлениям: традиционное (Руссо, Локк, Каменский); маркситское (Марксом и Энгельсом); экзистенциализм (философские и педаг-кие направления. Гуманистическое управление, масса бедных, нищеты – Ф. Шиллер. В себе найти опору, то, что заложено в личности); прагматизм (развито в Америке. Ученики с радостью ходят в школу, нет двоек).
5. Мир раскололся на 2 лагеря. – социалистический – за 70 лет всеобщее образование, открытие училищ (Крупская, Луначарский, Макаренко, Сухомлинский). Зарубежная пед в разработке технологий.
Категории пед.: 1.Воспитание –социализация личности; собственно-педагогическое – это процесс целенаправленного формирования личности с определёнными заданными качествами; в смысле воспитательной работы, в отличие от учебной. 2. Обучение –двухсторонний процесс деятельности обучающихся и обучаемых направленных на решение учебных задач. 3. Образование –означает процесс и результат овладения обучающихся системой научных знаний, а также умений, навыков общеобразовательного и профессионального характера; готовит к регулярной работе над собой; воспитанность, а также самостоятельность мышления – Чернышевский. 4.Развитие –называется процесс количественных и качественных изменений личности, которое протекает в 3-х направлениях: 1. биологическом. 2. психическом. 3. социальном.
Функции науки педагогики:1. Констатирующая – объяснительная (результаты: анализ опыта практического, установление закономерностей, установление наследственных связей, введение определение новых понятий). 2. Преобразующая – ( Цель – усовершенствование практики. Рез.: рекомендации практики, разработки, различные методические указания. 3. Прагнастическая – установление прогнозов. 1 – краткосрочная 1-5. 2- среднесрочная 5-10. 3- многосрочная 10 и более.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 50 | Нарушение авторских прав
Источник статьи: http://lektsii.net/3-8441.html
Особенности режиссуры массовых театрализованных представлений под открытым небом
Рассмотрение специфики работы со зрителем как с непосредственным участником представления, особенностей режиссуры спортивных праздников и праздников-ритуалов. Изучение места народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.08.2017 |
Размер файла | 50,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
2.3 Особенности режиссуры праздника-ритуала
Ритуальное действие является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. «Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это — ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам» . [17, с. 11].
Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поло ни ну и пр.
Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой» .
Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует соблюдать обряд как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды — на купальские или масленичные и т.п.). Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельческим бытом: семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека; оказиальные. приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.
Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых действиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условного обозначают определенным действием или словом. Так, например, в качестве вербальной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов стимулирующих и обережных, существуют так называемые магические обряды, то есть гадания. [5, с. 30].
Демонстративно-символические действия связаны с народными традициями. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых, действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадион).
«Если обряд — это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал — совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал — это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий — его содержание. Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемонная может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер.
Теперь обратимся к одному из основных выразительных средств — музыка. Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов. Режиссер театрализованного представления используют в действии участвуют музыкальные коллективы: народные оркестры, фольклорные ансамбли и т.п. При создании праздника на открытых площадках надо уделять серьезное внимание записи природных звуков. Естественные шумы и звуки живых существ необходимы в природных эпизодах народных действ. Ибо с помощью даже самых прекрасных музыкальных мелодий не всегда удается создать у зрителя должное восприятие природы. В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, — «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события.
Мелодия или даже одна строчка позволяют объяснить зрителю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивается в ином временном отрезке. Кроме того, мелодия помогает погрузить зрителя в соответствующую атмосферу того времени. Чаще всего, когда мы работаем на открытых площадках, музыка звучит в записи. [19, с. 57].
Одна из трудных проблем — нахождение верного темпа-ритма праздника. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме. В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме), нами часто исполняются частушки. В наши народные праздники мы приглашаем ансамбле фольклорного и народного пения, которые созданы на базе нашего института. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника. Подбор музыкального материала — процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов. [16, с. 34].
Теперь остановим свое внимание на «слове», а точнее «художественном слове». «Художественное слово» — жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал. Искусство художественного слова в народном празднике имеет отличия: это общение напрямую со зрителем; рассказ о событиях прошлого, непосредственно происходящих перед зрителем; рассказывание от «себя», от «Я». С определенным отношением к событиям и героям, а не перевоплощение в образ.
Вообще, искусство слова — исконно народное искусство. Историю этого жанра проследил и изложил в своих работах чтец и теоретик жанра слова Т.В. Артоболевский. он писал о том, как еще много веков назад целые поколения сказителей из рода в род передавали сокровища устного народного творчества, приумножая и обогащая их. В народном творчестве применялись различные способы исполнения — от пения до рассказа. Слово играет важную роль в структуре народного действа. Требования, обычно предъявляемые к языку в театре: действенность, индивидуализация языка и поэтическая образность — также применимы и к словесному материалу в народном действе. Правда следует добавить еще лаконичность. Это необходимое условие существования словесного материала в жанре народных праздников. Как говорит И.Г. Шароев, работая над текстом, режиссеру полезно выверить его с точки зрения зрительского восприятия, ставить себя на место зрителя и проверять, где внимание обостряется, где начинает сгорать. Счет здесь обычно идет буквально на секунды, и это — необходимый процесс, ибо образный лаконичный текст в огромном народном действе бьет всегда без промаха. Еще один важный факт: любая форма текста должна приобретать действенное начало. Режиссеру следует придумывать действенное решение текста. [9, с. 98].
Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона в котором будет проходить данное действо и др.
Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека — явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни. Народные гулянья и массовые спортивные зрелища — это выражение эмоций, чувств, и настроения, особенно в момент единения тех или иных сообществ, осознание своей значимости, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства (например, празднества Древней Греции и Риме).
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие страны и отдельного региона.
Анализируя методику использования народных традиций и фольклора в массовых праздниках, а также обобщая исследования по этому вопросу, следует особенно выделить те воспитательные возможности, которые придают театрализованному действию активный характер.
В результате проведенного исследования установлено, что массовое зрелище по своей сути и форме явление коллективное. Оно в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно — коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Массовые зрелища возникают только там, где существуют духовные связи между людьми. В жизни каждого народа массовые зрелища занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность зрелищ, заключающаяся в том, что народ здесь имеет удачную возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвующий в зрелищах.
В прошлом массовые зрелища были одним из главных источников творчества, двигателем культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, врядли может вполне заменить эту творческую функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать и обновлять зрелища в тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что массовые зрелища в будущем будут представлять собой фундаментальный институт человеческой культуры, а празднование — одну из основных и любимых форм коллективного поведения людей. Весь предшествующий опыт истории человеческой культуры подтверждает то, что потребность в массовых зрелищах является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм.
Акцентируя внимание на многоликости массовых зрелищ, в ходе научного исследования, мы определили их характерные черты:
Непрерывность, постоянная живая эстафета праздничности, начиная с древности и до нашего времени.
Связь зрелищ с закономерными ритмическими явлениями жизни: с ритмом природы, с мифологическим временем, с ходом истории, то есть относительная устойчивость массовых зрелищ и постоянное внутреннее изменение их содержания и формы.
Коллективный характер празднеств, отражающий не просто факт участия в них некой массы, а наличие вполне определенной единой общности, считающей зрелища своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей.
Культурная ценность массовых зрелищ, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
В ходе исследования была раскрыта суть массовых зрелищ, она, на наш взгляд, сводиться к следующему:
Эволюция крупномасштабных зрительных образов, то есть категория сценографическая, творческое содружество сценариста, режиссера и художника приобретает крайне специфические формы. Как правило, художник вступает в работу на самых ранних стадиях — он задумывает праздник вместе со сценаристом и режиссером, являясь их полноправным соавтором.
Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует в нем над многими незаменимыми в театре средствами выражения идеи и сюжета произведения, иногда почти полностью вытесняя их.
Практически теряют свое значение такие привычные индивидуальные средства актерской выразительности, как нюансы мимики, интонации, жеста. Поэтому вообще вся система образов массовых форм зрелищ принципиально другая, нежели в обычном театре.
Действие развивается не как результат взаимоотношений «персонажей», воплощаемых отдельными актерами, а как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамических символических образов. Это связано с особыми условиями массовых постановок, особыми повышенными требованиями к организации зрительского внимания.
Для того чтобы удержать в состоянии сопереживания зрителя, удаленного от места действия на многие десятки, а иногда и сотни метров, необходимы особые художественные приемы, доходчивые, зрелищные по своей сути.
Используя комплексный подход в соединении сравнительно-описательного анализа с искусствоведческим художественно-стилистическим и историко-культурным анализом, в данном исследовании осуществлена попытка комплексного исследование массовых зрелищ со времен возникновения и до настоящего времени.
На основе анализа, обобщения и систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Сформулировано понятие «массовое зрелище», что помогло в дальнейшем изучении проблемы. Рассмотрены истоки и основные тенденции становления и развития массовых зрелищ, а также специфика каждого из этапов. Выявлены основные аспекты массовых зрелищ и особенности драматургии и режиссуры массовых зрелищ, а также методика организации и подготовки массовых зрелищ.
Полученные результаты научного исследования определили практическое значение предложенного материала. В связи с этим, материалы, полученные во время работы, подлежат использованию при изложении учебного материала по курсу «Режиссура эстрады и массовых зрелищ» в высших учебных заведениях.
Данная работа безусловно не исчерпывает выбранную тему, которая требует дальнейшего изучения.
1. Айзенштадт В.Н. Режиссура и организация массовых зрелищ /
В. Н. Айзенштадт. — Харьков.: ХГИК, 1973 — 136 с.
2. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые / Я.П. Белоусов. — Алма-Ата, 1974-213 с.
3. Бенифанд А. В. Праздники: сущность, история, современность /
А.В. Бенифанд. — Красноярск, 1986-87с.
4. Борщ В. А. Эволюция массовых зрелищ как составная часть развития общества / Виктория Борщ // Культура и информационное общество ХХI столетия: Материалы конференции молодых ученых, 25-26 апреля 2006г. — Х.: ХГАК. — С. 186-187.
5. Венедиктов Н. О праздниках улиц / Н. Венедиктов // Культурно-просветительская работа. — 1967. — № 1. — С. 15-16.
6. Волков Н. Искусство массового действа / Н. Волков. — Современный театр. — 1929. — №36.
7. Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом» / Б. Галеев. — Казань.: 1991. — 227 с.
8. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. — Учебное пособие для институтов культуры. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.
9. Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления /
Е.П. Гершуни. — Л., 1962-132 с.
10. Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища / Б.Н. Глан. — М., 1961-215 с.
11. Житницький А. З. Драматургiя масових театралiзованих заходiв / А.З. Житницький. — Х.: Тимченко. — 2005. — 128 с.
12. Зайцев В. П. Режисура естрады и масовых видовищ / В.П. Зайцев. — К.: Дакор, 2003. — 304 с.
13. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /
А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.
14. Кузнецов Е.М. Под открытым небом / Е.М. Кузнецов // Вестник театра. — 1920. — № 71. — С. 12-16.
15. Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке /
А.В. Луначарский. — М.: Искусство, 1981. — 424 с.
16. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /
А.И. Мазаев. — М.: Наука, 1978. — 392 с.
17. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ — начало XX века / А.Ф. Некрылова. — М.: Искусство. — 1984. — 191 с.
18. Немиро О. В. В город приходит праздник / О.В. Немиро. — Л., 1973. — 260с.
19. Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. — Л.: 1976. — 174 с.
20. Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. — Л., 1987.
21. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. — М., 1979. — 135 с.
22. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. — М., 1987. — 117 с.
23. Синицына В. Г Массовые праздники и зрелища / В.Г. Синицына. — М.: Политиздат, 1977. — 168 с.
24. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. — М.: Сов. Россия, 1990. — 170 с.
25. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР /Л.А. Тульцева. — М., 1985. — 235 с.
26. Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и представления /
В. Ходасевич // Театр. — 1967. — № 4. — С. 12-19.
27. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. — М.: МГИК, 1976. — 117 с.
28. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон / (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). — СПб.: Типо-литография. — 1898. — Т. 47. — 474 с.
Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/culture/00815579_1.html