Открытки история советских праздников

Волшебство из детства: история новогодней открытки

В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья. Поэтому на ней демонстрировали символы, приносящие удачу: например, подковы или клевер с четырьмя лепестками. А в соответствии с поверьем о том, что полная луна могла принести богатство на всю жизнь, ее тоже нередко изображали на открытке. Часто изображали детей с цветами. Они олицетворяли светлое будущее, которое непременно ждет в новом году.

Достижения техники – еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они тут же оказались на поздравительных карточках. Картинку дополняли подарками, украшениями и радостными лицами встречающих.

В 1945 года русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять красивые импортные новогодние открытки.

После войны они вновь исчезли. Больше пяти лет по рукам ходили только «базарные» карточки. Их переснимали с оригиналов — часто даже с тех, что приходили на фронт немцам.

Очевидно, что образ Деда Мороза взяли с Николая Чудотворца. А все остальное было полетом фантазии мастеров. Были открытки, которые выпускали тиражами по 18-25 миллионов.

Известная художница Лидия Манилова потеряла зрение, работая над открытками – так сложно было сделать хороший дизайн.

Над открытками часто трудились художники-мультипликаторы. Поэтому они и рисовали героев, очень похожих на тех, что дети видели по телевизору.

Изначально новогодние открытки были детскими, с добрыми сказочными мотивами, зверушками в лесу, снеговиками, дедом Морозом и Снегурочкой.

Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-е. Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. В CCCР, наверное, не было ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не получал на Новый год открытку с добрыми сценками от художника Владимира Зарубина.

Источник статьи: http://atvmedia.ru/materials/volshebstvo-iz-detstva-istoriya-novogodney-otkrytki

Советские новогодние открытки. Назад в прошлое!

Новогоднее чудо на открытках

Большинство из нас помнит тот неповторимый советский Новый год: его тёплую и незабываемую атмосферу, шелест фольги от конфет, яркую мишуру и мягкую вату Деда мороза. Ну и, конечно же, запах мандарин!

А открытки? Они были чем-то большим, чем иллюстрацией к празднику. В них отражалась вся суть и история страны.

Каждая открытка была чем-то большим, чем просто иллюстрация.

Помню, садилась вся семья, доставались только что купленные, новенькие открытки, пахнущие краской и новогодними переживаниями. Папа, взяв карандаш и линейку, чертил ровненькие строчки на них сзади. И мы, взяв в руки фломастеры и карандаши, выводили первые буквы поздравления для бабушек и дедушек. Это был целый ритуал.

Несмотря на пришедшую к нам современность, во многих семьях и по сей день хранят советские новогодние открытки просто потому, что их приятно держать в руках. Эти открытки напоминают о тех, кого уже нет с нами, и заставляют вспоминать детство — самую прекрасную пору в жизни каждого человека. Вот почему советские новогодние открытки приятно получать и сегодня, ведь они — не просто яркие картинки с забавными сюжетами, они — часть истории страны и каждой отдельной семьи.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2652767-sovetskie-novogodnie-otkrytki-nazad-v-proshloe

Вещи из СССР: Советские поздравительные открытки, личные воспоминания

Многие люди старшего возраста хранят, наряду со старыми фотоальбомами, пачки советских поздравительных открыток, полученных от родственников и друзей на праздники. Причём, в советские времена редко лично вручали поздравительные открытки, в основном, их посылали по почте в другие города и населённые пункты.

Младшему поколению сейчас трудно понять, почему небольшой кусок цветного картона с поздравительными словами доставлял много радости. Еще труднее им поверить, что 40-50 лет назад открытка могла быть единственным новогодним подарком, которым обменивались родственники и друзья.

В то время во многих семьях существовал этот своеобразный ритуал. Перед большими праздниками — новогодними, майскими, октябрьскими нужно было пойти на почту, чтобы купить необходимое количество поздравительных открыток. При этом старались выбирать красивые и недорогие. Впрочем, в почтовых отделениях продавались и двойные открытки с конвертами, но они стоили гораздо дороже.

И сегодня ещё можно встретить во многих домах и квартирах советские поздравительные открытки. Оказывается, многие все эти годы любовно хранили эти кусочки картона с цветными картинками. Есть они и у меня. Здесь можно найти поздравления с праздниками и днями рождения.

Ещё сохранилась у меня небольшая коллекция советских открыток с изображением разных цветов и цветочных композиций. Они были очень популярны. Такие открытки часто продавались на почте.

В то время, во второй половине 60-х и первой половине 70-х ученицы средних и старших классов что-то собирали. Некоторые девочки собирали конфетные фантики, другие — разные поздравительные открытки, третьи – открытки с фото любимых актёров и актрис. Как истинные коллекционеры мы меняли свои трофеи, старались узнать, где можно было достать тот или иной экземпляр, которого ещё не было в своей коллекции.

Читайте также:  Тест с ответами праздник непослушания михалкова

Я помню, что открытки продавались не только в почтовых отделениях, но и в книжных магазинах, а позже в киосках, в которых торговали газетами и журналами. Ещё я помню, что из самых красивых открыток мастерили разные шкатулки.

Конечно, открытки были чем-то большим, чем поздравления к праздникам. В них отражалась история страны. На многих открытках , особенно новогодних часто изображалось самое главное событие года.

Известно, что массовый выпуск советских поздравительных открыток был налажен в СССР только в 1953 году. Открытки 50-х годов были яркими и живыми. Эти глянцевые открытки радовали глаз и создавали атмосферу праздника. Большинство советских поздравительных открыток печатались на «Гознаке». Их рисовали лучшие художники «Гознака». Во все советские времена одним из главных сюжетов становится Москва, с её кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятниками. В конце 50-х годов появляются первые «спецэффекты» на открытках: тиснение и фольгирование — элементы открыток становятся блестящими и выпуклыми.

Потом, в 60-е – 70-е постепенно меняются сюжеты открыток. Появляются открытки со сказочными персонажами, лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой. Также в то время было много фотографий пейзажей и техники. Например, Дед Мороз теперь добирается до места не в санях, а летит в самолете. Это не значит, что полюбившиеся всем звезды и куранты становятся мене популярными — просто в рисунках появляется разнообразие. А потом, конечно, космонавты надолго заняли своими разными изображениями советские открытки.

В 1980-м, конечно, на советских открытках появляется олимпийский Мишка. В 80-е годы фотооткрытки уже почти вытесняют рисованные открытки. На новогодних фотооткрытках изображаются ёлочные шары, еловые лапы, гирлянды и зимние пейзажи.

Художественные поздравительные открытки всё еще можно найти на прилавках, но всё реже и реже. Пройдет совсем немного времени, и бумажные открытки уйдут в прошлое вместе с марками на конвертах.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/veschi/vesci-iz-sssr-sovetskie-pozdravitelnye-otkrytki-lichnye-vospominaniia-5da14e50d4f07a00adc90acc

Советские новогодние открытки. Назад в прошлое!

Новогоднее чудо на открытках

Большинство из нас помнит тот неповторимый советский Новый год: его тёплую и незабываемую атмосферу, шелест фольги от конфет, яркую мишуру и мягкую вату Деда мороза. Ну и, конечно же, запах мандарин!

А открытки? Они были чем-то большим, чем иллюстрацией к празднику. В них отражалась вся суть и история страны.

Каждая открытка была чем-то большим, чем просто иллюстрация.

Помню, садилась вся семья, доставались только что купленные, новенькие открытки, пахнущие краской и новогодними переживаниями. Папа, взяв карандаш и линейку, чертил ровненькие строчки на них сзади. И мы, взяв в руки фломастеры и карандаши, выводили первые буквы поздравления для бабушек и дедушек. Это был целый ритуал.

Несмотря на пришедшую к нам современность, во многих семьях и по сей день хранят советские новогодние открытки просто потому, что их приятно держать в руках. Эти открытки напоминают о тех, кого уже нет с нами, и заставляют вспоминать детство — самую прекрасную пору в жизни каждого человека. Вот почему советские новогодние открытки приятно получать и сегодня, ведь они — не просто яркие картинки с забавными сюжетами, они — часть истории страны и каждой отдельной семьи.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2652767-sovetskie-novogodnie-otkrytki-nazad-v-proshloe

Советские новогодние открытки как краткая история СССР

Светлый чудесный мир советских новогодних открыток!
Можно обозреть историю страны – как менялись люди, их понятия и идеалы.
Эволюция духа времени — в ярких позитивных образах!
Так можно обозреть и всю свою жизнь с детства, оживляя пиковые новогодние переживания!
Воссоздают атмосферу утраченного времени… Ностальгия!

1. 2.
Ниже прекрасный обзор и анализ советских новогодних открыток Галины Иванкиной zina_korzina
История послевоенного СССР в новогодних открытках
дополнен еще другими новогодними открытками. Правда, при этом кое-где нарушилось четкое соответствие с теорией, и они уже не иллюстрируют, а дополняют текст этого очень интересного обзора.
Но ведь и саму жизнь нельзя впихнуть в самую красивую теорию.

. Советские открытки давно сделались объектом коллекционирования и не только потому, что СССР – наш потерянный Рай, сгинувшая империя и ещё одна Россия, которую мы-тоже — потеряли. Открытки 1950-1980-х годов, приуроченные к различным датам, не просто миленькие картинки с набором стандартных изобразительных клише; это ещё и летопись нашего общества. Открыточные сюжеты всегда воспроизводили события и явления, смыслы и чаяния, поэтому есть смысл поговорить об этих рисунках с особой – культурно-исторической точки зрения. Просмотрим новогодние образцы – они наиболее красноречивы, ибо именно к 31 декабря всегда подводились итоги созидательной трудовой деятельности, но, вместе с тем, Новый Год был самым «неофициальным», точнее – не официозным праздником: в нём было очень много личного, домашнего и тёплого.
3. 4.
Итак, 1950-е годы! Время индустриального прорыва, освоения целинных земель, романтических новостроек, ЛЭП-ов на таёжной просеке и творческого горения. При этом, прослеживается послевоенная тяга к мирной и зажиточной бытности с домашними пирогами, круглым столом, пышными креслами и –телевизором. На открытках часто изображаются новые города – в морозной дымке раннего утра или же в свете ночных огней, с непременными заводскими трубами, с подъездными путями и обжитыми пространствами. Мы сделали это! Иной раз фоном выступал непроходимый лес – оттуда-то и выходил удивлённый Дед Мороз в компании юного лыжника — Нового Года. Любимой деталью бывала фантазийная ракета в небе – символ начавшейся космической эры. Планетолёт пересекал глубокое, наполненное звёздами, небо и – летел куда-то на Марс или даже много дальше. А там, внизу, далеко-далеко кипела жизнь – всё также горели доменные печи, работали научные лаборатории (как в знаменитой повести Стругацких!), а где-то на светлой кухне района Черёмушки готовился вкусный ужин.
5. 6.
7. 8.

Читайте также:  Праздник джума мубарак что это

Несмотря на всемерную и деятельную борьбу Никиты Хрущёва с архитектурными излишествами, сталинские высотки оставались символом советской мощи и своеобразным памятником победившему народу. Примерно до 1962 года высотка устойчиво присутствовала в открыточных композициях – либо как центральная фигура, либо как празднично-парадный фон. Наиболее популярными являлись — МГУ на Ленинских горах (храм науки), жилой дом на Котельнической набережной (идеальное жилище) и здание МИД на Смоленской (оплот мира). Тем не менее, всё чаще рисовались современные кварталы – на открытках они выглядели уютно и празднично. В сюжете могли присутствовать: подъёмные краны со сверкающими огоньками, транспортные средства и – люди, спешащие к праздничному столу.

В 1950-х изображали идеально-красивых детей и подростков в школьной форме. После войны дети переоделись в «гимназические» платья и мундиры, а их родители – в ведомственную униформу (впоследствии это было упразднено). Более того, в 1940-х – в начале 1950-х годов бытовало раздельное обучение мальчиков и девочек, а совместное общение предполагалось на литературных вечерах и …балах.
// раздельное обучение
В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР.
Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы (учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнение учителей). Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.//
/Девочки/ … находили, что их школьная жизнь не так уж и отличается от бытности гимназисток начала XX столетия. …Мальчики «примеряли» на себя роли мушкетёров и рыцарей… и вальсирование на маскараде по случаю новогодних праздников. Впрочем, взрослые люди тоже изображались — вальсирующие, нарядно одетые. Этот мотив пользовался успехом примерно до начала 1960-х годов.

Открытка – это ещё и образец дизайнерской мысли, поэтому раскладывая перед собой старые послания, мы можем проследить, как менялся актуальный стиль рисунка. Так, манера 1950-х была нарочито мягкой, со скруглёнными деталями буквиц, с реалистичными, но при этом — идеализированными формами. Мир представлялся нарочито ярким, светлым, тёплым и радостным, причём тот оптимизм был абсолютен и неоспорим, как правота наших идей. Пионеры были румяны и улыбчивы, сооружения – величественны, ёлки – пушисты, снег – идеально бел. Тогда как модернизм 1960-х годов – это совсем иная формула гармонии. Простота линий, математическая скупость фигур, но при этом – абстракция, абрис. Ушли в небытия помпезные высотки и роскошные карнавальные образы – пришла неспокойная динамика и предельная стильность: стремительные лыжники на фоне полосок леса, рдяные пятна снегирей и чёрно-белые условности берёз, оранжевость солнца на просеке – чёткий круг с лучами-стрелами.

Строгий чертёжный шрифт вместо прихотливых прописей.
Электричка на фоне вечернего города. Поезд в лесу. Ощущение познаваемого пространства.
Культ дороги. Её цель – она сама.

Куда идём? Зачем едем? За ощущением – за туманом и за запахом тайги.

«Что у вас, ребята, в рюкзаках?
Знаю, что не очень вы богаты.
По земле и круглой, и покатой
Вы идёте в грубых башмаках».

Романтика и песня.
Мечты о межпланетных путешествиях, о пресловутых
«яблонях на Марсе» и «ветке сирени в Космосе».
Разговор с небом.
У Евтушенко есть знаковая строчка: «Антенна упиралась в мирозданье…».

Страсть к открытости – стихи читаем на площади или в громадном зале Политехнического Музея, для всех.

Песни поём у костра, чтобы слышали не только физики-походники и их верные подруги-скалолазки, но и то самоё Мирозданье.

Личное счастье, счастьице отдаёт пошлейшим барством. Уют – почти ругательное слово. В трендах — активный, агрессивный отказ от барахла — от крепконогих комодов и вишнёвых штор.

Читайте также:  Праздники народов россии март

Любимый сюжет – стеклянные кафе и прочие молодёжные заведения. Зимний вечер, снег, небо… Светлое новомодное здание – там идёт праздник. Силуэты юношей – пара тонких росчерков и — девушек – розовый или голубой колокольчик пышной юбки и тонкость ног в туфельках на шпильке. Но всё это – лишь угадывается, считывается. Ещё одна известная фабула – хаотичное движение людей с ёлками, авоськами, тортами и прочей новогодней мишурой на фоне современных построек. Тогда и киношники любили этот приём – снимать скрытой камерой городскую толчею, выхватывать из толпы лица, «подслушивать» разговоры. Модная линия рассказа – поток сознания: люди, автобусы, ёлки, гастрономы, окна, двери… Кстати, художники 1960-х уже не боятся серого неба и неласкового ветра – напротив, они с удовольствием передают нам этот стильный минор, круто замешанный на лёгком, неопасном цинизме и отрезвляющей сырости холодного ветра…

1970-е-начало 1980-х годы. Стремление к личному удобству, комфортабельности, устроенному быту – всё это оказалось ведущей концепцией десятилетия и если «шестидесятник» открыто насмехался над вещизмом и филистерством, то «семидесятник» заделался рабом вещей. Вот передо мной красивая, тщательно выписанная открытка начала 1980-х – золотые ключи от новой квартиры. Фоном – добротный дом улучшенной планировки. Светится вывеска «Кафе» с кофе-мороженым-эклерами. Эстетика обеспеченной городской жизни с непреложным доставанием импортного дефицита и листанием заграничных каталогов. //Тут на мой взгляд автор слишком сгустила краски и чрезмерно обобщила, хотя такая тенденция действительно стала зарождаться//
Стилистика рисунка тоже поменялась – она утратила утончённую жёсткость модернизма и снова, как в 1950-х, сделалась округло-яркой, реалистичной и – детской. Запрыгали зайчики, белочки, медвежата. Обозначилась генеральная линия – разноцветные шары на фоне еловой лапы: в 1970-х стало модным украшать новогоднее дерево исключительно шарами.

20. 21. 22.

Вместе с тем, появилась новая социальная тема: БАМ. Тогда на слуху была звенящая аббревиатура — БАМ. Байкало-Амурская Магистраль – она звучало гордо, заманчиво и – зовуще.
Радиоточка выдавала оживлённую песню на стихи Роберта Рождественского:
«Слышишь, время гудит: БАМ!
На просторах крутых БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
…Этот колокол наших сердец молодых».

В апреле 1974 года БАМ официально объявлен всесоюзной ударной стройкой – это означало, что сюда будут брошены лучшие силы советского общества.
Молодёжь проявляла активность – всё ещё были актуальны красивые порывы и таёжные рассветы:
«Лягут рельсы, будто струны наших песенных гитар».
Потом, в 1990-х, правда, заговорили, что это была дорога в никуда, ошибка, чуть ли не афера.
Мальчик-Новый Год часто представлялся в строительной каске, а Снеговик-Почтовик (герой старого мультика) доставлял письма с адресом «БАМ».

Острая тема – фигуристы. В 1970-х годах наши спортсмены занимали первые места практически во всех видах зимнего спорта – особенный прорыв был в фигурном катании, которое отныне ассоциировалось именно с Россией. Ирина Роднина и Александр Зайцев — герои дня, поэтому открыточные иллюстраторы довольно часто ставили свою Снегурочку на коньки. А вот и главный спортивный год – 1980-й. Культовая фигура времени – очаровательный и добрый Олимпийский Медвежонок. Его изображали по поводу и без повода – летящим на космической ракете, несущим «мирный» глобус народам земного шара, едущим вместе с Дедом Морозом в заснеженную даль. Это был главный и обязательный персонаж праздничных изображений.

И ещё один животрепещущий сюжет – мальчик-Новый Год или ещё какой-нибудь мультяшный заяц, играющий на ударной установке в духе ВИА, вокально-инструментальных ансамблей. Иногда мульт-персонажей «группировали» в подобные ВИА – там могли быть Волк и Заяц, Незнайка, Буратино и так далее. Это было время дискотек, цветомузыки, школьных и вузовских групп с гитарами и неумелой попыткой «петь как Роллинги». Страсть к магнитофонам, к записям, к динамичной танцевальной и роковой музыке. Ведущие технические тенденции отражались в открыточных композициях довольно часто – в начале 1980-х Деда Мороза рисовали, сидящим, точнее, мчащимся на аэросанях. Вот открытка с мальчиком-дельтапланеристом. Разумеется, ребёнок в зимней одежде символизирует новый год. На рубеже 1970-х и 1980-х годов популярным сделался дельтапланеризм – это казалось романтическим, эстетским и – элитарным. По радио звучала лирическая песня Валерия Леонтьева «Мой дельтаплан», а в журналах писалось о том, как и где тренируются немногочисленные счастливцы.

…Уже к середине 1980-х открыточные сюжеты свелись к бесконечно повторяемым Снегурочкам, зайчикам, шарам и снежинкам. Социально-строительно-космическая тематика ушла вовсе – стране как бы стало нечем годиться. Не рисовать же перестроечный бардак и кооперативные рынко-ряды?
А со временем ушла и сама потребность писать письма – сейчас этим развлекаются только очень пожилые люди, не утратившие потребность поздравлять друг друга с новым годом – с новым счастьем.

А теперь еще открытки – с датами и неизвестного периода.
Читатели сами могут попробовать уствновить год таких открыток.

Серия похожих – по-видимому начало 1980-х
39.

С Новым годом! Да принесет нам Дедушка Мороз в своем мешке Советскую власть, а также нашу молодость!

Источник статьи: http://2009-da.livejournal.com/235687.html

Оцените статью
Adblock
detector