Физкультурные досуги и праздники
Физкультурные досуги и праздники – одна из наиболее эффективных форм организации физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников обеспечивающая совершенствование двигательных умений; развитие физических качеств; формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; повышение интереса к физкультурным занятиям; воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки, организованности; выдержки, внимания, смелости, упорства. Совместное проведение данных мероприятий на спортивных базах начальной школы позволяет детям старшего дошкольного возраста пройти успешную адаптацию к обучению в школе.
Физкультурный досуг – это нетрадиционная форма проведения физкультурного занятия. В основе физкультурного досуга лежит подвижная игра. Подвижные игры с правилами, это комплексный воспитательно-образовательный процесс важнейшего значения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению задач физического воспитания.
Физкультурный досуг является одной из форм активного отдыха детей. Эта форма физкультурной деятельности решает задачу реализации естественной потребности детей в движении, способствует закреплению двигательных умений, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, дисциплинированности.
Досуги проводятся один раз в месяц во второй половине дня на открытых площадках, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут. Содержание досуга может состоять из индивидуальных и командных соревнований, подвижных игр–эстафет и проводиться в сюжетной форме с введением интеллектуальных заданий, элементов спортивных игр, сюрпризных моментов.
Варианты построения содержания физкультурных досугов:
I вариант – строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях.
II вариант – строится на упражнениях в основных видах движений по блоку (в основу организации должен быть положен принцип дифференцированного подхода).
III вариант – «Веселые старты», строится в основном на играх-эстафетах.
IV вариант – строится на элементах спортивной игры (баскетбола).
V вариант – музыкально-спортивный.
Физкультурный (спортивный) праздник – это нетрадиционная форма организации физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников. Назначением праздников является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.
Физкультурные праздники решают задачу продемонстрировать достижения дошкольников за определенный период работы, способствовать пропаганде занятий физическими упражнениями. Проводятся праздники один раз в сезон — осень, зима, весна, лето и длятся от 30 до 60 минут в зависимости от возраста и количества участников.
В программе праздника предусматривается чередование физической нагрузки с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников, и задания для зрителей (конкурсы, загадки на спортивную тему и т.п.).
В настоящее время получили распространение праздники физической культуры, проводимые с детьми старшего возраста нескольких дошкольных учреждений (районные, городские), в большей степени носящие соревновательный характер, так называемые праздники-соревнования. Наиболее распространенные из них это различные варианты «Веселых стартов».
Сценарий физкультурного праздника включает следующие положения:
• название спортивного праздника;
• цели и задачи праздника;
• показательные выступления группы поддержки МДОУ № 1;
• инвентарь (спортивное оборудование);
Ход спортивного праздника:
• парад открытия (построение, торжественное шествие, приветствие всех участников праздника, показательное выступление группы поддержки МДОУ №);
• разминка (её можно не включать в случае насыщенности содержания праздника различными движениями, выполняемыми детьми);
• игры-эстафеты – 3, после этих эстафет музыкальная пауза или выступление приглашённых гостей-спортсменов; далее ещё 3-4 эстафеты (всего 6-7, делятся на 2 подхода, в связи с тем, что дети должны отдохнуть); эстафеты можно оформить в таблице;
• парад закрытия (построение, подведение итогов, вручение призов и грамот, выход из зала);
• ответственные за проведение спортивного праздника заранее проводят судейскую коллегию: приглашают инструкторов физической культуры; знакомят их с положением о проведении данного мероприятия, раздают положение на руки инструкторам, которые проводят со своими детьми запланированные эстафеты.
Особенности организации физкультурного досуга и физкультурного праздника с дошкольниками представлены в таблице 3.
Особенности организации физкультурного досуга
и физкультурного праздника с дошкольниками
Особенности | Физкультурный досуг | Физкультурный праздник |
Количество | Планируется 1 раз в месяц | Планируется 3-4 раза в год |
Форма организации | Проводится с 1-2 группами детского сада | Проводится с детьми всего дошкольного учреждения; с участием детей других детских садов; детей 1-2 классов начальной школы |
Время | Продолжительность равняется длительности физкультурного занятия: (младшая группа – 15-20 мин; средняя группа – 20-25 мин; старшая группа – 25-30 мин; подготовительная группа – 30-35 мин) | Продолжительность – 50-60 мин |
Место | Проводится педагогом в знакомой обстановке (спортивном, музыкальном зале, на площадках ДОУ), с обычными атрибутами | Проводится на стадионе школы или микрорайона, в ФОКе (физкультурно-оздоровительном комплексе), бассейне |
Организатор | Сценарий составляет инструктор исходя из блочного планирования | Сценарий составляется бригадой специалистов (инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, специалист изодеятельности, заранее готовятся красочные атрибуты, соответствующая форма и обувь) |
Особенности | Физкультурный досуг | Физкультурный праздник |
Содержание | Содержание составляют знакомые подвижные игры, эстафеты в соревновательных условиях | Содержание составляют известные детям и обновлённые игры-эстафеты, путём введения неожиданных для ребят условий, пособий, атрибутов, способов организации |
Особенности | Планируется на вторую половину дня | Планируется на первую половину дня (во второй половине планируется, когда родители приглашаются в роли участников данного мероприятия) |
Пример оформления физкультурного досуга «Юные баскетболисты»
1. Закрепить: технику ловли и передачи мяча двумя руками от груди.
2. Совершенствовать: технику ведения мяча правой (левой) рукой на месте, в движении; остановку прыжком; технику броска мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди.
3. Развивать: быстроту реакции, ловкость.
4. Воспитывать: организованность, чувство товарищества, умение преодолевать трудности, уважать противника.
Инвентарь: фишки – 3 шт.; бейсболка – 3 шт.; обручи – 3 шт.; мини-баскетбольный мяч – по количеству детей; кубики – 6 шт.
Вход, построение в 4 колонны (2 команды детей подготовительной группы, 2 команды учащихся 1-х классов по 7-8 человек), приветствие.
«На спортивное состязание,
Приглашаем дети вас!
Праздник юных баскетболистов,
Празднику спортивному рада детвора,
Перестроение в 3 колонны.
1.Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся»
2.Подвижная игра: «Вызов номеров!»
— бег с мячом в руках;
— с ведением мяча правой (левой) рукой, остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди;
5.Подвижная игра «Мяч капитану»
Название | Подготовка | Ход | Правила |
1.Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся» | Дети строятся в 3 колонны. Капитаны–в бейсболке | По свистку дети двигаются врассыпную. По команде «стройся», дети находят своё место в колонне. Задания: — врассыпную шагом; -бегом; — «тараканчики» | Выигрывает команда, первой закончившая задание. За каждую победу в ходе игр-эстафет, команда получает очко (кубик). Команда, набравшая большее количество очков, побеждает |
2.Подвижная игра: «Вызов номеров!» | Дети в колоннах рассчитываются по порядку номеров. Перед каждой командой обруч, в нём б/б мяч, на расстоянии 6 м. — фишка | Педагог называет номера (не по порядку), вызванные дети берут в руки мяч, бегут к фишке касаются её мячом, возвращаются обратно, кладут мяч в обруч, встают на своё место в колонне | Ребёнок, выполнивший задание быстрее, приносит очко своей команде. Оббежать фишку, передать мяч на линии старта. Варианты: -педагог показывает ОРУ, дети выполняют |
3.Эстафеты: бег с мячом в руках; с ведением мяча правой (левой) рукой; остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди | Дети строятся в 3 колонны | По свистку капитан выполняет: 1. бег с мячом в руках; 2. с ведением мяча правой (левой) рукой; 3. остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди | Варианты: — можно выполнять броски по кольцу избранным способом, без ведения мяча, стоя в колоннах на расстоянии 2 м от баскетбольного кольца |
4.«Ловкий игрок» | Дети берут баскетбольные мячи. Встают произвольно, по всей площадке | По свистку дети выполняют ведение мяча на месте и в движении (правой, левой рукой). Их задача, не упустить свой мяч (усложнённый вариант — мяч соперника постараться выбить свободной рукой). Игрок, потерявший мяч, покидает площадку | Запрещается брать мяч в руки, препятствовать движению других игроков. Выигрывает команда, чей игрок последним останется на площадке. Игра повторяется 3 раза |
5.Подвижная игра: «Мяч капитану» | Дети строятся в 3 колонны.Капитан каждой команды с мячом в руках напротив своей команды на расстоянии 2 м от неё | По свистку капитан передаёт мяч первому игроку (двумя руками от груди) колонны, который ловит его, передаёт обратно и приседает. Таким же образом капитан передаёт мяч всем остальным игрокам. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встаёт | Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на своё место и передать мяч своему капитану. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание. Варианты: — передавая мяч называть цвет; — передавая мяч называть животных; — передавая мяч называть птиц |
«Хорошо спортсменом быть,
Быстрее всех бежать и плыть,
Выше всех бросать и прыгать,
И конечно не шалить.
Надо сильным быть и ловким, Чтобы мяч в кольцо забить.
Не забудь про тренировку,
Чтобы всех опередить»
Подведение итогов досуга, награждение детей.
Источник статьи: http://infopedia.su/19x1e5e.html
особенности физкультурных досугов и праздников
консультация на тему
Сравнительная характеристика физкультурных досугов и праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности физкультурных досугов и праздников
Консультация для педагогов
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом) .
Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Культурно-досуговая деятельность предполагает:
4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:
• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями
• Содействуют творческой активности
• Организации дружного коллектива
• Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности) .
Вечера развлечений бывают трёх видов:
1. Организованные для детей взрослыми.
2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.
3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
— художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;
— занимательность содержания, новизна его элементов;
— доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
— направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,
— соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут) .
К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.
Формы проведения развлечений.
1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети) .
2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.
В старших – показывают дети.
6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети) .
7. Дни рождения детей.
Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.
8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах) .
У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.
10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов) .
11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя) .
12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.) .
Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.
Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.
Основная нагрузка ложится на взрослых.
Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.
На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники
являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.
Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей.
При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.
Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.
В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2-3 праздника на воздухе, длительностью не более 90 минут. Тематика может быть различной. Они могут быть организованы не только на участке, но и в близлежащем лесу, парке, стадионе. При подготовке необходимо:
— определить задачи, время и место проведения;
— подготовить конкурсы, игры, соревнования;
— определить количество участников;
— обозначить порядок проведения, поощрения.
При организации праздника нужно помнить :
— недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,
— желательно участие вех детей;
— не увлекаться излишними репетициями, сохранить интерес детей;
— рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.
Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.
Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Рассмотрим несколько вариантов.
1в. Построен на знакомом материале. В его содержании игры малой и средней подвижности, аттракционы, отдых, игры словесного характера, спокойные игры.
2в. Составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, тенниса.
3в. Содержание включает: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езду на велосипеде и т. д. В основу положен принцип индивидуального дифференцированного подхода к детям.
4в. Весёлые старты. (игры-эстафеты) .
5в. С музыкальным сопровождением (танцевальные композиции) .
6в. Спортивное ориентирование.
Досуговая направленность в работе с родителями.
— вернисаж «Наши дочки и сыночки»;
— дни рождения детей;
— дни открытых дверей.
Особенности организации досуга в летнее время.
1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.
2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.
Формы могут быть разными:
-летние праздники на воздухе.
Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.
Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю конспекты физкультурных досугов и праздников для детей всех групп.
Сценарии физкультурных досугов и праздников для разновозрастных групп малокомплектного детского сада.
План перспективных досугов и праздников на учебный год.
Консультация для педагогов на тему:»Особенности физкультурных досугов и праздников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОСБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ И ПРАЗДНИКОВ»Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физиче.
Презентация показывает работу нашего детского сада по здоровому образу жизни дошкольников.
Физкультурный досуг для старших групп «Футбольный праздник» Ход досуга: Дети входят на спортивную площадку под футбольный марш.( музыка трек ) Ведущий.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/12/osobennosti-fizkulturnyh-dosugov-i-prazdnikov