Памятный подарок лексическая ошибка

Содержание
  1. Поиск ответа
  2. Поиск ответа
  3. ✐ ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ «сувенир на память», «сегодняшний день», «тихо шепчать»?
  4. Памятный сувенир
  5. Предчувствовать заранее
  6. Тихо шептать
  7. Бесплатный подарок
  8. Главная суть
  9. Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»
  10. 2. Презентация “Речевые ошибки”.
  11. 3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  12. I. Употребление слова в несвойственном ему значении.
  13. II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
  14. III. Неразличение синонимичных слов.
  15. IV. Употребление слов иной стилевой окраски.
  16. V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
  17. VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.
  18. VII. Нарушение лексической сочетаемости.
  19. VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).
  20. IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).
  21. X. Неоправданное повторение слов.
  22. XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
  23. XII. Неудачное употребление местоимений.
  24. 4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  25. Упражнение № 1
  26. Упражнение № 2
  27. Упражнение № 3
  28. Упражнение № 4
  29. 5. Итоги урока.
  30. 6. Домашнее задание.

Поиск ответа

Всего найдено: 4

Вопрос № 304939

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в чём разница между тавтологией и плеоназмом? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти термины обозначают речевую избыточность. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Спросить вопрос – это тавтология, памятный сувенир – это плеоназм. Если тавтология и плеоназм используются намеренно для создания какого-то стилистического эффекта, то их нужно считать средствами художественной выразительности (Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья. [А. С. Пушкин]). Если повторы непреднамеренные, не оправданные стилистическим контекстом, то это речевые ошибки (Новое оборудование нужно использовать с большей пользой).

Добрый день! Какие знаки препинания нужны в предложении:

«Первым 20 заказавшим продукцию памятный сувенир «? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить тире: Первым 20 заказавшим продукцию — памятный сувенир . Но обратите внимание на избыточность сочетания памятный сувенир : сувенир – это подарок на память. Лучше сказать: памятный подарок или просто сувенир.

Здравствуйте! Можно ли сказать «ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Вопрос № 305562

Добрый день! С наступающим праздником Победы. Подскажите пожалуйста, как пишется словосочетание «братская могила» в контексте: В этом году 9 мая на Балтийской косе, самом западном «природном» памятнике Победе, отметят без привычного размаха: организуют неофициальное возложение цветов к Братской могиле, в интернете запустят памятный ролик из фотографий и видео праздников прошлых лет; . Этой весной праздник должен был стать особенным: планировалась реконструкция братской могилы и обновление памятных знаков танкистам и авиаторам, высадка «аллеи героев». Но из-за пандемии мероприятия пришлось отменить.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо! Сочетание братская могила пишется со строчной буквы.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в чём разница между тавтологией и плеоназмом? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти термины обозначают речевую избыточность. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Спросить вопрос – это тавтология, памятный сувенир – это плеоназм. Если тавтология и плеоназм используются намеренно для создания какого-то стилистического эффекта, то их нужно считать средствами художественной выразительности (Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья. [А. С. Пушкин]). Если повторы непреднамеренные, не оправданные стилистическим контекстом, то это речевые ошибки (Новое оборудование нужно использовать с большей пользой).

Добрый день! Правильно ли говорить: «Из этой поездки я привез много памятных сувениров». Если нет, то что здесь лишнее. Буду признательна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Слово памятный лишнее, правильно: много сувениров.

Добрый день! Какие знаки препинания нужны в предложении:

«Первым 20 заказавшим продукцию памятный сувенир»? Спасибо!

Читайте также:  Чем подарок отличается от сюрприза

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить тире: Первым 20 заказавшим продукцию — памятный сувенир. Но обратите внимание на избыточность сочетания памятный сувенир: сувенир – это подарок на память. Лучше сказать: памятный подарок или просто сувенир.

Здравствуйте! Можно ли сказать «ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Помогите, пожалуйста, решить спор, у вас в правилах переносов мы не нашли такого ограничения: можно ли при переносе слов оставлять две гласные, например: Ио-анновна, Ио-сиф. Очень хочется, чтобы наша газета была грамотной.
И еще, если не сложно, помогите расставить запятые в предложении : Он знаешь какой зло памятный !
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Переносы Ио-анновна, Ио-сиф не запрещены правилами переносов, а следовательно, их можно считать допустимыми.

Запятые не нужны: Он знаешь какой зло памятный !

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9

✐ ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ «сувенир на память», «сегодняшний день», «тихо шепчать»?

Сегодня поговорим о плеоназме — неоправданном скрытом смысловом повторе. Ещё древнеримские ораторы назвали речевое дублирование «стилистическим пороком». У многих возникнет вопрос: но чем понятие «плеоназм» отличается от «тавтологии». Тавтология — крайняя степень излишнего повторения, когда говорящий использует однокоренные слова в речевом отрезке. Например, «спросить вопрос», «старенький старичок», «сегодняшний день».

Пример «сегодняшний день» может вызвать сомнения, поэтому уделю ему внимание. Прилагательное «сегодняшний» образовано от сочетания «сего» «дня» (этого дня), именно поэтому «сегодня» и «день» нельзя употреблять рядом.

Переходим к другим плеоназмам, которые необходимо искоренять из своей речи.

Памятный сувенир

В толковом словаре указано, что слово «сувенир» обозначает «подарок на память ». Поэтому говорите либо слово «сувенир» без уточнения, либо «памятный подарок».

Предчувствовать заранее

Приставка «пред-» («предо-») обозначает «ранее чего-либо», т.е. «заранее». Примеры: «предупредить», «предостеречь». Эти глаголы не нужно уточнять наречением «заранее».

Тихо шептать

В очередной раз открываем словарь для поиска точного значения глагола «шептать». Слово обозначает процесс «говорения тихо», почти не слышно. Поэтому использовать уточняющее наречение «тихо» не нужно!

Бесплатный подарок

Прогуливаясь по пляжу в Турции, вдруг слышите возглас: «Девушка, у меня для вас бесплатный подарок!». Учтивый турок начинает украшать ваши запястья браслетами или угощает восточной сладостью. Но выражение «бесплатный подарок» вас должно насторожить дважды! Во-первых, не берите от арабов и турков никаких подарков (они условно бесплатные). Во-вторых, выражение звучит-то не по-русски. Лучше помогите продавцу улучшить его русскую речь, объясните, что подарок — это вещь, которую дарят, отдают безвозмездно. Слово «бесплатно» обладает таким же смыслом. Поэтому говорить «бесплатный подарок» нельзя!

Читайте также:  Подарок с записками по поводу

Главная суть

Это выражение встречается даже в научной литературе. «Суть» — это «главное, важное в чём-то». Поэтому использовать два слова с одинаковым значением в одном ряду неграмотно.

Подписывайтесь на филологический канал!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/philological_maniac/-pochemu-nelzia-govorit-suvenir-na-pamiat-segodniashnii-den-tiho-shepchat-59a408c057906a73a5d911cf

Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  • Компьютерная технология.
  • Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.
  • Формируемые компетенции:

    1. Умение слушать.
    2. Способность компьютерной презентации.
    3. Способность применять знания на практике.
    4. Способность переносить знания в реальность.

    2. Мультимедийный проектор.

    4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

  • Вступительное слово учителя.
  • Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  • Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  • Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  • Итоги урока.
  • Домашнее задание.
  • Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

    Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

    Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

    2. Презентация “Речевые ошибки”.

    Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

    3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

    (Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

    I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

    1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

    2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

    3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

    II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

    III. Неразличение синонимичных слов.

    IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

    2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

    3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

    4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

    ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

    VII. Нарушение лексической сочетаемости.

    1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
    2. Уже будучи преклонным человеком(человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
    3. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.

    VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

    IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

    3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

    XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

    2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

    Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

    2 После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

    1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
    2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
    3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
    4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/525204

    Оцените статью
    Adblock
    detector