Пасха является государственным праздником

Выходные на Пасху-2020 в России

Праздник всегда выпадает на воскресенье, но многих волнует вопрос: будут ли еще выходные дни на Пасху? Разберемся, что по этому поводу говорят чиновники и законодательство.

История и традиции праздника

Сам праздник Светлой Пасхи очень старый — ему больше тысячи лет, но в современную Россию он пришел в полной мере только после распада СССР. Хотя граждане и раньше пекли куличи, делали творожные пасхи, красили яйца, они редко соблюдали настоящие православные каноны, присущие этому торжеству. Сейчас же большинство православных россиян ходят в церковь на всенощную службу, соблюдают пост перед праздником, посещают кладбища и поминают своих умерших родных.

Очевидно, что для исполнения всех пасхальных традиций мало одного воскресенья, на который он всегда выпадает. Но отдых в понедельник после Пасхи доступен для немногих граждан России, ведь сама Пасха не является официальным государственным праздничным нерабочим днем. Это связано с тем, что Российская Федерация — многоконфессиональное государство, и религиозных праздников у ее граждан очень много, даже таких важных и значимых, как Пасха.

Пасха-2020

В 2020 году Светлое Христово Воскресение православные будут отмечать 28 апреля. У этого религиозного события нет строго установленной даты, она ежегодно меняется. Выбирают день для празднования служители Церкви. Для этого они используют особую методику, которая применяется уже много лет. В ней учитываются другие важные религиозные события, а также природные явления. Так на сколько выходных на Пасху-2020 могут рассчитывать верующие?

Государственные праздничные нерабочие дни

Все праздничные даты, когда для россиян предусмотрен нерабочий день, перечислены в статье 112 Трудового кодекса РФ . Всего таких дат 8, но дней для отдыха больше, ведь в честь новогодних каникул Россия отдыхает целых 5 дней. Полный перечень праздничных нерабочих дат из этой статьи выглядит так:

  • 1–5 января — Новый год;
  • 7 января — Рождество;
  • 23 февраля — День защитника отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День Народного единства.

Как видно из этого списка, выходные на Пасху-2020 в России официально не предусмотрены. А значит, не действует и норма статьи 112 ТК РФ о переносе выходного, совпавшего с праздником, на другую дату. К сожалению, апрельские суббота и воскресенье 27 и 28 апреля, когда православные будут отмечать Пасху в этом году, с точки зрения производственного календаря, будут самыми обычными.

При этом верующие россияне просили правительство учесть их пожелания при разработке постановления «О переносе выходных дней в 2020 году». Этим документом чиновники утвердили сразу несколько таких переносов, большинство из которых получилось выполнить за счет новогодних каникул. Именно оттуда и хотели получить верующие дополнительный день для отдыха в понедельник, 29 апреля. Но чиновники им в этом, к сожалению, отказали. Производственный календарь был утвержден, и для внесения в него поправок потребуется новый нормативно-правовой акт, которого пока не существует даже в проекте. Однако не вся Россия будет работать 29 апреля. Есть регионы, в которых дела обстоят иначе: у них все же будет выходной после Пасхи.

Пасха-2020: выходные дни в регионах РФ

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право устанавливать собственные праздничные нерабочие дни. Правда, регионов, где таким образом отмечено Светлое Христово Воскресенье, совсем не много. Это два новых субъекта РФ:

  • Республика Крым;
  • Город федерального значения Севастополь.

Именно здесь понедельник, 29 апреля будет выходным, так как Пасха 28 апреля в соответствии с местными законами является официальным праздником.

Кстати, в этих регионах проживает также много мусульман. Их главные религиозные праздники также отмечены в местных производственных календарях как нерабочие даты. В других российских регионах с преобладающим мусульманским населением, в частности, в Татарстане, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне и Башкортостане, все граждане отдыхают в дни Курбан-байрама и Ураза-байрама.

Подробнее о региональных праздничных и выходных днях можно прочитать в статье «Как отдыхаем в 2020: официальные выходные в России и субъектах РФ».

Возможно, в недалеком будущем регионы РФ с преобладающим православным населением также примут такие местные законы, и Пасха станет праздничным нерабочим днем, а значит, и в понедельник после нее можно будет отдохнуть.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Источник статьи: http://ppt.ru/news/141599

Пасха является государственным праздником

«Мне думается, что эту тему стоит широко обсудить в обществе, попробовав понять, какая часть нашего общества поддерживает эту идею, а какая — нет», — заявил порталу «Интерфакс-Религия» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, напомнив, что «в большинстве стран Европы с Пасхой связан выходной день». «Конечно, Пасха — это всегда воскресенье, но в ряде стран выходным днем является либо Страстная пятница, либо понедельник, следующий за Пасхой. Если Пасха станет государственным праздником, то либо предшествующая пятница, либо последующий понедельник может стать выходным», — считает отец Всеволод. Он указал на то, что в России живут не только православные, а в ряде регионов страны, населенных по преимуществу мусульманами, выходными являются некоторые исламские праздники, по поводу чего, как признался отец Всеволод, он не может «не разделить радость мусульман». «Словом, аргументов за то, чтобы сделать Пасху в нашем государстве полноценным праздником, достаточно много, но дискуссия на эту тему по большому счету только начинается, и пусть в ней прозвучат разные аргументы», — пожелал протоиерей Всеволод.

Мы попросили политиков и общественных деятелей высказать свое мнение о возможном придании празднику Светлого Христова Воскресения всероссийского статуса.

«Я считаю, что это очень разумное предложение, потому что в России Пасха все равно всероссийский и всенародный праздник. 85% россиян считают себя православными, в России православных больше, чем французов во Франции», — сказала первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, заслуженная артистка России Елена Драпеко. «Другое дело, что мы итак отмечаем этот праздник, который всегда выпадает на воскресенье. Мы не можем объявить Пасху государственным праздником, потому что по Конституции России, Церковь отделена от государства. Мы не можем заставить мусульман праздновать Пасху. Если мы объявим Пасху государственным праздником, тогда нам придется такой же статус придать, например, Хануке и Курбан-байраму. Пасха всегда и так выходной день, поэтому я не понимаю мотива этой инициативы. Я также считаю, что все должны в этот день праздновать, но, мне кажется, что сделать Пасху государственным праздником просто невозможно. Это не позволит наша Конституция», — выразила уверенность депутат Госдумы.

«С Церковными праздниками ситуация такая: Рождество — праздничный (нерабочий) день, Пасха — всегда выходной. Но это не государственные даты, потому что по Конституции Россия — это светское государство, и Церковь отделена от государства. Все мы всегда празднуем Пасху, яйца красим и куличи печем, но это наше духовное дело, а не государственное. Ну, будет Рамзан Кадыров праздновать Пасху? Зачем это? Для того чтобы подчеркнуть особую роль Православия в России в ущерб другим конфессиям? Так это нарушение Конституции. Если депутату Евтухову наша Конституция чем-то не нравится, то он имеет возможность ее изменить путем внесения поправок через Законодательное Собрание», — заключила Елена Драпеко.

В свою очередь, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, уполномоченный Высшего Совета ЛДПР по Санкт-Петербургу Елена Бабич отметила, что ей «как человеку православному эта идея нравится, а с точки зрения гражданина и опять же православного человека я считаю, что это не вовремя». «В условиях кризиса нельзя тянуть на сугубо церковный православный праздник очень обрезанное „бюджетное одеяло“. Россия все-таки многоконфессиональная и многонациональная страна. Конечно, в условиях кризиса нужно много праздников, чтобы поднимать дух народа, но нужны праздники, объединяющие представителей всех национальностей и всех конфессий. Нужны такие праздники, в которых каждый найдет свое место, когда каждому будет интересно и у каждого в результате такого праздника будет поднято настроение. Депрессивное состояние в условиях кризиса нужно преодолевать, а праздник — это один из методов», — считает петербургский депутат.

«Я считаю, что сначала надо направить Обращение не к Президенту, а, прежде всего, к Патриарху. Надо выяснить, насколько он считает это возможным. Россия — это светское государство, Церковь отделена от государства, которое не имеет право без согласия Церкви вмешиваться в церковные дела. А Пасха — это церковный праздник. Когда верующие люди хотят что-то сделать, они обращаются для благословения к Патриарху, а, уже получив такое благословение, обращаются к Президенту. Если будет благословение Патриарха, а я верю в его мудрость, если будут соблюдены все условия, если будет желание людей и понимание того, что нам дает признание Пасхи государственным праздником, то я проголосую за Обращение к Президенту. Если не будет письма Патриарха, то я как православный человек не могу поддержать эту инициативу», — призналась Елена Бабич.

«Кроме того, встает вопрос, а какие мероприятия следует проводить, если Пасха станет государственным праздником? Возможно, пасхальные концерты духовной музыки, но ведь и такие концерты не все представители Церкви воспринимают одинаково. Трансляции пасхальных богослужений у нас и так проходят всегда. Вообще с каждым мероприятием надо определяться особо, иначе это может скатиться к народным гуляниям с крашеными яйцами, что только будет подрывать авторитет Церкви, а это недопустимо», — заявила депутат, добавив, что «Пасха — это серьезный церковный праздник. Люди ночью идут в храм, где проходит особая служба. Более того, священники почти не спят, ибо утром снова служба». «Я как-то говорила со своим духовным отцом, он мне сказал, что если мероприятия будут проходить в пасхальный день, то никто из священников просто не сможет в них участвовать из-за длинных пасхальных церковных служб. Что касается пасхальной недели, тут тоже нужно очень четко все продумывать, в чем конкретно будет заключаться празднование. Иногда благие намерения приводят к плохим результатам. Хоть мы исторически православное государство, но мы 70 лет были атеистическим государством, даже если мы и придем к этому, то надо постепенно. Рождество все приняли, тут и Новый год, увеличение каникул, возможность побыть с детьми, куда-то съездить, отдохнуть. Что касается Пасхи, то надо еще посмотреть, что даст провозглашение ее государственным праздником. Нужно узнать мнение людей, хотят ли они, чтобы Пасха стала государственным праздником. Для этого следует провести общественные слушания и социологические исследования. У нас все-таки было 70 лет атеизма. Нельзя формой подменять истинную веру. Люди должны постепенно к этому приходить. Этой инициативой можно даже навредить», — считает Елена Бабич.

Читайте также:  Мода для праздника для женщин

Известный православный политик, депутат Государственной Думы четвертого созыва, кандидат юридических наук Александр Чуев положительно оценил инициативу Виктора Евтухова. «Я считаю, что давно пора это сделать, и в общем-то это большой светлый праздник для всех православных и даже для не очень верующих людей. Обязательно надо сделать этот праздник официальным. Люди должны иметь эту возможность. Надо просто включить его в список праздничных дней», — считает православный политик.

Со своей стороны, известный русский писатель Владимир Крупин отметил, что «Пасха сама по себе является великим праздником». «Я надеюсь, что депутаты Законодательного Собрания Петербурга — люди православные, и на них есть крест. Неожиданно для себя я ощутил некое затруднение, подумал, а разве до сих пор мы Пасху праздновали не с открытой душой и чистой совестью, в государстве разве можно кого-то обязать праздновать Пасху?! Это единый порыв, когда наши церкви полны-полнехоньки, когда даже закоренелый грешник и пьяница, или самая последняя грешница ощущают потребность пойти радоваться воскресшему Христу! Примут или не примут этот закон — Пасха остается Пасхой. Я даже помню, как в советское время объявили Пасху рабочим днем, так потом тогдашнее политбюро горько каялись, что посмели такое сделать. Была даже частушка очень злая, которую вся страна узнала в один момент: „Спасибо партии родной за любовь и ласку, за то, как они обгадили Пасху!“. Поэтому я, право, не знаю, как отнестись к этой инициативе», — признался писатель.

«Я всецело поддерживаю порыв Евтухова, думаю, что он благороден, но вместе с тем, это же закон, буква, а сердце наше по-любому будет праздновать Пасху. Когда посмели большевики приказать Церкви перейти на новое летосчисление, на григорианский стиль, то Патриарху Тихону об этом заявили, а он в ответ сказал: „Ну, хорошо, мы примем решение, но народ-то в Церковь придет 7 января. Мы прикажем праздновать по-европейски, 25 декабря, а народ придет 7 января“. Народ-то наш православный гораздо сильнее, чем любое Законодательное собрание и все Думы, все президенты, которые приходят и уходят, а Христос — всегда с нами! Каждую минуту. Мне все равно, будет воплощена эта инициатива или не будет, мне от этого ни холодно, ни жарко, я все равно буду праздновать Пасху. В данный момент я стою на ступенях паперти в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области, вот скажу сейчас какой-нибудь старухе, что закон примем, чтобы праздновать Пасху, она мне и ответит: „Миленький, так зачем мне закон-то твой? Я уже вербочку освятила, теперь яйца крашу!“ Не знаю, как и оценивать эту инициативу. Их воля», — заключил Владимир Крупин.
Русская линия

Источник статьи: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=182386

Пасха Христова: история и традиции праздника

Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Христова

Пасха в 2020 году — 19 апреля!

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции? — Об этом в статье ниже.

Содержание

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору, «Слове о Пасхе» святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. — ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 — ок. 235). Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».

Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Читайте также:  Профессиональный праздник день метростроителя

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» — недоумевают они.

Крестный ход на Пасху у старообрядцев

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

(Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира).

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Троицы.

Кондак празднику:

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу (гражданским шрифтом). Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином (на церковнославянском языке в формате pdf), которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства.

Библиотека Русской веры
Богослужение на святую Пасху →

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого «Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды?»

Пасхальное целование на Руси

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное — писанка, а деревянные пасхальные яйца — яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро.

Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо

Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Читайте также:  Сценарий праздника по сказкам для детей начальной школы

Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной (ДПЦЛ)

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Библиотека Русской веры
Поучение св. Иоанна Златоустаго на святую Пасху →

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в. Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец XV в., ГРМ). Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в. Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в. Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Музей истории религии, Санкт-Петербург

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326 гг.

Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (РПЦ). Москва

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Храм Воскресения Словущего (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого», упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.

Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне

Старообрядческие храмы Воскресения Христова

Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери. В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов стали изучать предложения вернуть храму его историческое имя. После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его необходимо было переосвятить. Инициатива переосвятить храм с его историческим наименованием была поддержана предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым) на Освященном соборе 2014 года. 1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось освящение храма-колокольни Рогожского кладбища во имя Воскресения Христова. Таким образом ему было возвращено историческое имя.

Храм-колокольня Воскресения Христова. РПсЦ

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.

Храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). ДПЦ

Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев, а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты» или «новопасхальники». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым, также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

Источник статьи: http://ruvera.ru/pasha

Оцените статью
Adblock
detector