Питера рубенса праздник венеры

Праздник Венеры (Рубенс) — The Feast of Venus (Rubens)

Праздник Венеры
Художник Питер Пауль Рубенс
Год 1636-37
Тип Масло на холсте
Размеры 217 см × 350 см (85 дюймов × 140 дюймов)
Место расположения Художественно-исторический музей Вены

«Праздник Венеры» — это картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , которая сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Это причудливое изображение римского праздника Венералия, который отмечается в честь Венеры Вертикордии .

Содержание

Влияния

Тициан и Филострат

Рубенс высоко оценил Тициана и сделал копию венецианского мастера « Поклонение Венере», которая хранилась в частной коллекции Рубенса до его смерти. Работы Тициана, в свою очередь, был основан на воображает в софиста Филострат Лемнос . В воображаю состоял из серии описаний древних картин , предположительно , украшающей виллу третьего века недалеко от Неаполя. В описании, озаглавленном « Купидоны» ( Erotes ), Филострат изображает «рой» купидонов в благоухающем саду, собирающих яблоки , целующих яблоки и бросающих их взад и вперед, участвующих в стрельбе из лука, используя себя в качестве целей, поскольку стрелы — это стрелы любви, борьба , и погоня за зайцем (символ плодородия). Пока купидоны резвятся, нимфы наблюдают за статуей Венеры , украшенной серебряным зеркалом, позолоченными сандалиями и золотыми брошами. И Тициан, и Рубенс в своей копии очень подробно изображают большую часть этой деятельности.

Овидий

Четвертая книга (апрель) из Овидия «s Fasti также служили вдохновением для Рубенса» Пир Венеры . Отрывок из стихотворения описывает женский праздник, проводившийся 1 апреля в честь Венеры Вертикордии и Фортуны Вирилис . По словам Овидия, фестиваль включает омовение и украшение статуи Венеры, ритуальное купание под ветвями мирта и подношение благовоний Фортуне Вирилис, чтобы богиня могла скрыть физические недостатки от глаз людей. Работа, не всегда подтверждаемая другими источниками, изображает несколько противоречивое описание праздника, стирающее различия между классом и целью обряда. В первую очередь, культ был предназначен для обращения женского сердца от похоти ( либидин ) к целомудрию ( pudicitia ), чтобы она могла сохранить свою «красоту, добродетель и хорошую репутацию». Однако, помимо невест и матерей, Овидий включает в себя «тех, кто не должен носить повязки и длинные мантии ». Это эвфемистическое указание на проституток ( меретрис ), которым не разрешалось носить прическу и одежду респектабельной матроны. Вместо этого они носили короткую тунику и тогу . Проституток не просили придерживаться целомудрия, поэтому их участие должно было служить другим целям.

Сочинение

Рубенс объединил ключевые элементы Imagines и Fasti вместе с деталями своего собственного изобретения, чтобы создать энергичную аллегорию супружеского блаженства, в которой «сладострастная чувственность соединяется и усиливается уместностью брака».

Статуя Венеры Вертикордии в позе пудики — центральный элемент работы. Она окружена слугами, которые, в свою очередь, окружены танцующими и скачущими купидонами, сатирами , нимфами и менадами . Рубенс включает в свою работу все три класса женщин Овидия. Показано, как хорошо одетые матроны совершают обряды. Один моет статую, а другой в состоянии молитвы предлагает Фортуне Вирилис ладан с пылающего треножника. Море танцующих купидонов на мгновение расступилось, чтобы две нетерпеливые невесты с куклами в качестве подношений устремились к богине. Присутствуют и проститутки. Обнаженные, за исключением развевающихся драпировок, они стоят у подножия Венеры. Один сжимает гребень, держа зеркало, чтобы богиня могла видеть себя. Храм Венеры изображен на заднем плане за гротом, в котором струя воды ниспадает в переполненный бассейн. Рубенс не изображает кого-либо из празднующих, совершающих ритуальное омовение, как описано Овидием, но чаша в гроте намекает на эту практику.

Рубенс, как и Тициан, заполнил свой холст роем резких амуров. Однако Рубенс применил свои собственные отличительные детали к аморетти . Некоторые из них изображены в виде самок без крыльев. Историк искусства Филипп Фель предположил, что влюбленная пара на правом переднем плане в сопровождении двух пар голубей представляет Купидона и Психею , подчеркивая, как брак обогащает любовь. Другой крылатый купидон опускает венок из роз над головой Венеры по Овидию: «Теперь ей подарили живые цветы и молодые розы». Остальные купидоны, которые не танцуют, собирают яблоки Венеры, как описано Филостратом, а также снопы пшеницы и грозди винограда. Пшеница и виноград являются атрибутами Цереры и Вакха соответственно, а боги, которых они представляют, показаны сидящими статуями над гротом. Эта деталь усиливает похотливую природу изображения Рубенса, поскольку известная пословица, увековеченная в пьесе Теренция, гласит: sine Cerere et Baccho friget Venus (без еды и вина любовь остывает).

Веселые нимфы и сатиры перед гротом — это вакханалия, олицетворяющая чистое эротическое желание. Рубенс использовал свою молодую жену Хелену Фурмент в качестве модели для крайней левой нимфы. Ее держит ввысь злобный сатир, она непристойно сжимает его рога и понимающе смотрит с холста.

Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/The_Feast_of_Venus_(Rubens)

Загадка Венеры, богини любви у Рубенса

Богиня любви Венера была излюбленной темой у сэра Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640).

Из-за популярности обнаженной натуры в то время сэр Рубенс писал Венеру в лучших традициях барокко. В различных композициях богиня любви Венера, или Афродита, предстает на полотнах как вдвоем со своим сыном Купидоном, так и вместе с другими богинями.

Тема «зеркального отражения» символична и характерна для живописи того времени. Подобно Тициану и Веласкесу, Рубенс часто изображает свою Венеру отвернутой от зрителя, что позволяет демонстрировать изгиб ее спины и эротичность обнаженной натуры, в понимании художника периода барокко. Вместе с тем такая «уловка» создает образ Венеры особо загадочным, притягательным и одновременно невинным.

Сложно не заметить и фактуру Венеры у сэра Рубенса. В отличие от Тициана и Веласкеса, идеализирующих женскую обнаженную фигуру, Рубенс демонстрирует женскую красоту в ее естественном виде.

Венера Рубенса представляет собой собирательный образ плодородной пышнотелой девушки, обязательно с белокурыми волосами, фарфоровой кожей, правильными чертами лица и голубыми глазами.

Техника Рубенса отличается особой воздушностью, которую он наработал накладывая мазки на полотно тонкими прозрачными слоями друг за другом, просвечивая подмалевок.

Рубенс легко узнаваем благодаря тому что его обнаженные натуры светятся и сияют на фоне ярких тканей и природы.

Образ женской Венеры на многих полотнах Питера Пауля Рубенса идентичен. Складывается впечатление, что Рубенс срисовывал бытовые сцены из жизни какой-то одной дамы, служившей ему натурщицей.

Читайте также:  Праздник жертвоприношений у чуваш

Взгляните на потрясающий портрет прекрасной дамы, датированный 1630 годом. Излюбленный типаж Рубенса, прототип Венеры, которую мы наблюдаем на большей части его картин.

Елена Фоурман — молодая супруга художника, в возрасте 16 лет вышла замуж за 53-летнего вдовца Питера Пауля Рубенса. За десять лет их счастливого брака родились пятеро детей. Рубенс никогда не переставал отмечать красоту Елены в своей работе.

Юная Елена была музой художника и по совместительству героиней многих его картин.

В картине «Суд Париса» Рубенс изобразил жену богиней любви Венерой. Согласно легенде, Венера, Гера и Афина боролись за звание наикрасивейшей из них. Решить их спор доверили Парису. Молодой пастух Парис не долго думая, выделил богиню любви Венеру самой красивой из трех богинь, и в качестве награды преподнес ей золотое яблоко.

Рубенс написал великое множество картин с изображением жены и навсегда увековечил свою богиню и музу, свою личную Венеру.

*Текст в блоге моего авторства. Любое копирование материала данной статьи без разрешения запрещено.

Источник статьи: http://for-artaddicted.livejournal.com/9037.html

Page Summary

Культ и падение Венеры.

« previous entry | next entry »
Aug. 26th, 2011 | 07:03 pm
posted by: bolivar_s in art_links

Греки обожествляли Венеру. В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа. Божественная Венера воплощала в пластически совершенной форме образ женщины, вызывающей плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.

Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ

Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего. Грубый, порочный культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой с вульгарным Эросом.

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.

Венера Анадиомена Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини как бы результат изначально неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений. Афродита Урания Кристиан Грипенкерл. Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто — «Убеждающая». Силу Эроса греки воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.

Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви) Корреджо, ок. 1528 г. Лондон, Национальная галерея Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие «любви» как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия таких отношений: «сексуальный позыв» (своего рода «sex drive») и «страсть».

Рождение Венеры Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг. Мадрид, музей Прадо Актеры и проститутки — две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт). «Любители» довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г. Кассель, Государственные музеи Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.

Венера Peribasia — в переводе «с раздвинутыми ногами», в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia — богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне. Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты . Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения. Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ; Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия — от Беотийского источника. Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания . Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей), Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде . Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне . Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу . Арента. Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне . Бербея. Диона. Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария). Колиада. Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре . Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей. Филомедея. «Венера с оружием», с каской на голове и с копьем в руке напоминала Спарту и спартанок, историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда «Венера с оружием».

Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно наблюдавший за девушками преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.

Читайте также:  Эссе по теме мой любимый народный праздник

Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью.

Венера, Сатир и Купидон Корреджо, ок. 1528 г. Париж, Лувр Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами. Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения. А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток. В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство религиозной проституции. С культом Венеры соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.

Праздник Венеры Питер Пауль Рубенс, 1630е гг. Вена, Музей истории искусств Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, «излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов». Египетский Приап также перешел в Грецию. Он якобы лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах. Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.

Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров . Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.

Место, где сооружали стеллу-фаллос, называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.

Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.

Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.

В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.

В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…

Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…

Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры, Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его изображением вешали грудным детям на шеи).

Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым органом».

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг. Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела. Вакханалия — Тициан, 1523-25 гг. Вакх — Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и возникла священная проституция и храмовый бизнес, если говорить языком наших современников. Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.

Читайте также:  По окончанию праздника ребята фотографируются ошибка

Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала. 220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства. Пьющий Вакх — Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране. Триумфальная процессия Вакха — Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг. Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает: «Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества». У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

ВАКХАНКИ и ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.

Francois Boucher French-The Toilet of Venus

Рождение Афродиты А нам в лицо ревет косматый зверь, В песок вгрызаясь белыми зубами, Алмазами сверкая под ногами И открывая в неизвестность дверь, Как будто говоря: а ну проверь, Когда вас обниму, что станет с вами! И устремляясь к пене облаков, Он до небес пытается взметнуться, Но успевает только лишь коснуться Обрывистых высоких берегов. И в ярости от каменных оков, Он отступает, чтоб опять вернуться. И солью синь горчинкой на губах, Зеленовато-желтая поближе. Язык шершавый нежно губы лижет, Ну а в глазах живут восторг и страх. И искры брызг сверкают на щеках, Сливаяся в потоки чуть пониже. Рисунком пены на сухом песке, Как будто процарапанном когтями, Нас увлекает и ползет за нами, Но вновь взревает в бешеной тоске, И бьется тонкой жилкой на виске, И треплет лапой ленту на панаме. Впечатан чистый профиль в синеву, Змеится в такт прибоя черный локон, Свиваяся узорами барокко, Ломая на лице бровей дугу. Вот покидает божество тюрьму – И падает одежды пестрый кокон. (Топунов Юрий )

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года, дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет «космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит, что Афродита – дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой литературе известна и другая история. Более романтичная. О рождении Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее имени: «Афродита» – «пеннорожденная».

Francois Boucher French,Toilet of Venus

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Ее называли Киприда, так как появилась она из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит, гор (ор) и нимф.

Venus with Mercury and Cupid

Афродита символизировала силу природы. Ее имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия, вечнотекущей жизни. Сферой, на которую распространялась власть Афродиты, были любовные отношения, браки и деторождение.

Tiziano Titian Vecellio — Venus of Urbino

Venus and Adonis

Силе любви, которую воплощала в себе Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах» написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Francois Boucher French,Birth of Venus

William Bouguereau Birth of Venus

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар), Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой. Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс, в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что все боги хотят на ней жениться.

Но законным ее супругом становится Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями, иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э. греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как «одухотворенную любовь» и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и доступную всем. «Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

Aphrodite, by Robert Fowler.

Aphrodite’s bath by

В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Гефест и Афродита, Автор — Francois Boucher

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка С милого лика её. И прелестен цветок на богине. Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным, Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей! Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю. . Афродитой «Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала. «Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась. (гимн Гомера и стих Гесиода об Афродите)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet

Источник статьи: http://art-links.livejournal.com/2093848.html

Оцените статью
Adblock
detector