Материал к дистанционному уроку по музыке 3 класс. Тема :3.4.1. «Героическая». 2 часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Подойдёт и взрослым и детям
Сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в концертном зале». Вы познакомились с некоторыми жанрами, музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном зале. Что вам запомнилось?
( жанр концерта, сюиты)
Сегодня вам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Чем же привлекает нас музыка Бетховена?
Людвиг Ван Бетховен
Я начну с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. «В 1912 году газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул. В первые же минуты катастрофы стало ясно, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, которые давали по вечерам концерты для пассажиров, и, не сговариваясь, вынули свои инструменты и заиграли…
Много раз играли они раньше эту музыку, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не накрыли опускавшуюся в воду палубу.
Айвазовский И. «Буря на Северном море».
Послушайте: вторую часть этой симфонии.
Ответьте на вопросы:
1.Как звучала музыка?
(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).
2. Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. Ван Бетховена?
3. Почему Л. Ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш?
(почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)
Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.
4. Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества?
5. Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?
дирижирует Л. В. Бетховен
Сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.
В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».
И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. Сам композитор говорил: « Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья».
А теперь ответьте на вопрос: Что такое «симфония»? Симфония (в переводе с греческого означает созвучие) — это музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.
4 часть Симфонии № 3 Бетховена удивит вас! Музыка обладает удивительным свойством. Она наполнена новым смыслом, новым содержанием.
Послушайте: Как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим: победу человеческого духа или поражение?
( человеческий дух и воля побеждают.)
Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал — звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.
Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.
Послушайте фрагмент знаменитой пьесы « К Элизе ».
Подумайте: Почему так любимо всем это произведение?
Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.
Не менее известна и любима песня « Сурок », написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.
Лирический герой песни — мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя — историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. ( Шарманка — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)
Антуан Ватто
Савояр с сурком.
Ответьте на вопрос: Какой характер песни «Сурок»?
(задушевный, нежный, мягкий, простодушный, трогательный)
Итог урока . Ответьте на вопросы. Ответы запишите: да или нет?
1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью?
2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени?
3) «Через борьбу – к победе» — такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена?
4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм?
5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение?
Домашнее задание: ответы на последние 5 вопросов ( да или нет через запятую) записать и прислать на электронную почту учителю:
Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.
Источник статьи: http://infourok.ru/material-k-distancionnomu-uroku-po-muzyke-3-klass-tema-3-4-1-geroicheskaya-2-chast-simfonii-final-simfonii-mir-bethovena-4271808.html
Конспект урока по музыке 3 класс Жанры музыки: симфония. Формы музыки. «Призыв к мужеству»
Жанры музыки: симфония. Формы музыки.
«Призыв к мужеству»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_muzykil._van_bethoven_-geroicheskayadocx.docx | 57.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Жанры музыки: симфония. Формы музыки. «Призыв к мужеству»
Цель урока: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.
— формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;
— развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;
— воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.
— анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
— сравнивать объекты по заданным критериям.
— определять цель, проблему в деятельности;
— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;
— оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
— излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
— использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
— организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);
— вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;
— осознавать свои эмоции;
— осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.
- Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», I часть II часть, 1 тема, 2 тема, IV часть, финал).
- «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина сл. В Суслова
Оборудование: проектор, презентация, магнитофон, CD-записи, фортепиано, портрет Людвига ван Бетховена.
I. Организационно-мотивационный этап
«Удивляй!» (Рассказ о гибели оркестра на океанском пароходе «Титаник»)
«В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в минуты катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».
«Толстый и тонкий вопрос»
— Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)
— Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?
(«Симфонию» Л. ван Бетховена)
— Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить сегодня на уроке? (о музыке Л. ван Бетховена)
— Какую цель поставим перед собой? ( Цель: познакомиться с творчеством Л. ван Бетховена) – запись на доске
— С чего начнём изучать творчество Л. ван Бетховена?
План работы (запись на доске):
1) Узнать о Л. ван Бетховене.
2) Послушать произведения Л. ван Бетховена.
3) Обсудить творчество Л. ван Бетховена.
4) Сделать выводы по творчеству Л. ван Бетховена.
II. Организация деятельности учащихся
Изучение нового материала
Обсуждение и решение проблем
«Устный программируемый опрос» (работа по группам)
1) Людвиг ван Бетховен: а) русский композитор; б) немецкий композитор; в) норвежский композитор.
2) Людвиг ван Бетховен: а) композитор XVIII века; б) композитор XIX века; в) композитор конца XVIII — начала XIX.
Запись в тетради: Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827гг.) – немецкий композитор.
«Мозговой штурм» (работа в группах по 5-7 человек)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», I часть) — слушание
(Призывные интонации, движение по звукам мажорного тонического трезвучия, вопросительная интонация в конце фразы, подвижный темп движения, яркая динамика)
— Почему музыканты в момент гибели «Титаника» заиграли именно музыку Л. ван Бетховена? (Людвиг ван Бетховен жил в эпоху революций, бурных потрясений, наполеоновских войн. В его музыке стремительные поступки, сопротивление силам зла. Своей музыкой композитор старался сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 1 тема) – слушание
(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).
— Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (траурный марш-шествие)
— Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш? (почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 2 тема) – слушание
— Какой характер носит вторая тема вторая части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (спокойная, светлая, трогательная песня)
— Почему во II части «Героической симфонии» композитор сочетает контрастные темы? Какую мысль он хочет подчеркнуть? (Л. ван Бетховен сочетанием контрастных тем во II части симфонии хочет подчеркнуть мысль о том, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда «идут» рядом)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», IV часть, финал) – слушание
(В основе Финала симфонии – танец «Контрданс» (английский народный танец). В переводе с английского «контрданс» обозначает «сельский танец». Эту фортепианную пьесу Бетховен сочинил для бала художников. Черты танца: подвижный темп, чёткий ритм, радостный светлый мажорный лад)
— Каким настроением композитор заканчивает одну из лучших своих симфоний? (Финал симфонии полон победного ликования, торжествующей радости. Его называют «праздником мира»)
— Каким человеком вы представляете автора «Героической симфонии» Л. ван Бетховена?
(человек сильной воли, непреклонный борец)
— С каким страшным недугом композитор боролся в течение своей жизни?
(К тридцати годам своей жизни Л. ван Бетховен оглох)
III. Контрольно-рефлексивный этап
Контроль знаний, обратная связь
1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью? (О — нет)
2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени? (Х — да)
3) «Через борьбу – к победе» — такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена? (Х — да)
4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х — да)
5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О — нет)
6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х — да)
7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О — нет)
8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х — да)
9) Верно ли утверждение, что слово «симфония» в переводе с греческого языка обозначает «неблагозвучие»? (О — нет)
— Как бы вы перевели с греческого языка слово «симфония»?
Запись в тетради: Симфония (греч., «созвучие») – многочастное музыкальное произведение для оркестра.
— Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.
Запись в тетради: Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы.
Исполнение песни «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина сл. В Суслова
(«Мне понравилось», «Остался равнодушен к уроку», «Мне не понравилось»)
— Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.
— Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/01/15/konspekt-uroka-po-muzyke-3-klass-zhanry-muzyki