Как поощрить ребенка за хорошие оценки?
Должны ли родители «платить» ребенку за отличные оценки или наказывать его за двойки и плохое поведение в школе? Сегодня мы предлагаем поговорить о современных методах стимулирования школьников.
Поощрения и наказания применяются в педагогике на протяжении многих столетий. После длительного пути педагогической эволюции, методы коррекции поведения, противоположные по смыслу, объединились и находятся в неразрывной связи. При этом очень важно, чтобы методами «кнута и пряника» владели не только педагоги, но и родители. Ведь успехи ребенка в учебе во многом зависят именно от семейного воспитания и умения родителей использовать методы дополнительного стимулирования интереса к учебе.
Кроме этого, важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое будущее. Школьник должен понимать, что учится он не за хорошие оценки и поощрительные призы от родителей, бабушек и дедушек, а для себя.
Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!
Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.
Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей.
Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить. Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек.
Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?
У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.
Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг. Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания.
Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).
Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе. В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе».
Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?
Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.
Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:
- Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
- Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
- Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
- Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.
Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:
- Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
- Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
- Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.
Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.
Вместо заключения
Конечно, нет ничего плохого в том, что родители подарят школьнику желанную вещь в награду за хорошую учебу. Но только в том случае, если часто разговаривают с ним. Рассказывают о том, как переживают о его успехах и мечтают, что он станет самым умным и образованным человеком, гордостью семьи.
Важно просто проводить с ребенком выходной, говорить о его проблемах, рассказывать о своей учебе, о том, как справлялись с трудностями в его возрасте. Почувствовав себя равным, ребенок быстрее осознает, что хорошие оценки нужны ему самому.
Источник статьи: http://fulledu.ru/articles/1557_kak-pooschrit-rebenka-horoshie-ocenki.html
Подарки ребенку за хорошую учебу
Вопрос — платить ли ребенку деньги за учебу возникает у родителей не сразу. Большинство не бросается с первого же класса оплачивать пятерки или часы домашней учебы отпрыска. Но, когда все аргументы и даже наказания перепробованы, а ребенок все равно учиться не хочет, у родителей возникает вопрос – может «звон монет» вдохновит его? Ведь он вдохновляет нас взрослых идти туда, куда идти не хочется и делать, например, свою работу.
Мотивация ребенка к обучению – это не простое желание учиться, это более сложное явление. В мотивацию включено не только желание следовать своему учебному интересу (если даже он есть), но и готовность преодолевать трудности на пути освоения знаний, некое внутреннее направление, воля, приводящая ребенка к успешной учебе. Мотивация – внутренний мотор, который позволяет ребенку продвигаться к целям в поле образования.
Учебная мотивация состоит из двух составляющих – драйва от получения новых знаний, и потребности в социальном одобрении, потребности в том, чтобы занять в группе людей уважаемое положение.
У ребенка со слабой учебной мотивацией обе составляющие или одна из них сильно хромают. Ему ничего не интересно, и он уже отчаялся получить приличное положение в классе за счет учебы, не стремится к хорошим результатам ради статуса. Каждая составляющая может находиться на разных ступенях распада.
Родители, наблюдая эту печальную историю, стремятся помочь разными способами, самые популярные из них:
— промывание мозгов. Вы рассказываете своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Говорите ему о том, что если он не возьмется за ум, то станет … конечно, дворником.
— наказания. Тут вы пытаетесь создать систему санкций, которые ребенка ограничат в безделье и направят в правильное русло.
— поощрения. Вы пытаетесь не заставить, а заманить ребенка, обещая ему дополнительные бонусы за хорошо сделанную работу или хорошие оценки.
В последнем случае как раз и идут в ход ДЕНЬГИ или ценные подарки.
Тупик
Если с мотивированным ребенком еще можно изредка использовать материальные поощрения в учебе (это не лучший метод, но он не принесет быстрого вреда), то с немотивированным к учебе ребенком деньги всегда — мина замедленного действия.
Именно по этой причине (разнице в уровне мотивации детей) некоторые родители рассказывают, что они платят своим детям за учебу и все отлично работает. Это те случаи, когда ребенок учился бы прилично и без денег, он и так мотивирован, дополнительный внешний стимул не особенно влияет на его поведение. Такой ребенок дорожит не кругленькой суммой за учебу, а своим статусом в коллективе и, скорее всего, умеет получать удовольствие от интеллектуальных усилий. В таких условиях материальное вознаграждение тоже нежелательно (оно как раз может испортить естественную внутреннюю мотивацию ребенка), но не портит дела быстро. Такая тактика вредна скорее в перспективе, но непосредственный вред может быть не виден сразу.
Не желающий учиться ребенок — совсем другая история. Тут родители, платя за оценки, пытаются вручную раскачать уснувшую летаргическим сном мотивацию.
Иногда это срабатывает в первое время. Ребенок, вдохновленный идеей заработка, может учиться чуть лучше. Но обычно это не держится долго, ребенок и за деньги не хочет учиться, так же как он не хотел учиться за статус в коллективе.
Представление о том, что материальные блага всегда значительнее психологических в корне неверно. Множество людей делают невероятные вещи только за одобрение, уважение или восхищение окружающих. Никакой материальной подоплеки, только психологическая выгода. Считать, что ваш ребенок, который не смог руководствоваться в учебе такими стимулами, как одобрение окружающих сможет взлететь как с трамплина на материальном поощрении – заблуждение. С детьми гораздо большее значение имеют такие факторы, как эмоциональная близость, психологическое влияние. И если такими smart-инструментами ребенок не «управляется», то он не будет «управляться» такими грубыми инструментами, как ремень или денежная премия. Какого — то кратковременного эффекта добиться можно, да. Но поставить товарно — денежные отношения туда, где рулят отношения душевные и ждать успеха — безнадежное дело.
Почему это не работает
Есть простые причины, объясняющие, почему материальное вознаграждение не срабатывает:
— Ребенок не нуждается ни в деньгах, ни в вещах.
Ведь ваш ребенок одет, обут, не голодает, имеет все, что захочет, чаще всего имеет даже больше того, что ему нужно. ЗДЕСЬ можно подробнее об этом почитать. Так почему же он будет упорно работать, ради какой — то суммы денег?
Конечно, ребенку всегда чего — то хочется. То десятый спинер, то новый телефон, то гироскутер, то сверкающие кроссовки. Но, одно дело выпрашивать все время что-то у родителей, а другое дело совершать реальные усилия для достижения желаемого. Первое легко и естественно (и приводит к успеху), второе — трудозатратно и непривычно.
Само по себе то, что ребенок у вас вечно что-то просит, не говорит о том, что он готов совершать регулярные учебные усилия для того, чтобы у него желаемая вещь появилась.
Если ребенок учиться не хочет, то ему действительно тяжело. Он не притворяется в том, что не может запомнить, не может сообразить, все забывает и «тупит» (не хочет «подумать головой»). Это все реальное и плачевное положение дел. И собрать себя в кучу, чтобы начать учиться лучше из-за материальных благ ему трудно.
Формула такая: не так уж сильно хочется (и так всего полно), а работать придется прилично (учеба в упадке). И, как правило, дело заканчивается на горячих требованиях купить что-то, но не переходит в область достижений желаемого.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ В КНИГЕ
— Растущие аппетиты.
И все же ребенка можно замотивировать постараться в учебе, пообещав ему взлелеянный в его мечтах подарок. Для этого все -таки учиться ребенок должен неплохо (просто часто лениться) и вещь-приманка должна буквально сиять у него в голове, он должен прямо гореть. Такое бывает, конечно.
И даже может случиться успех – ребенок подтянется в учебе, благодаря награде.
Но, что вы будете делать дальше? В первой четверти вы, допустим, купите ему планшет, потом гироскутер, в третьей четверти велосипед, потом еще что-то… Но ведь список подобных вещей не бесконечен, не говоря уже о том, что ваш кошелек не бездонный. Ребенок ведь не умеет работать иначе, и вам все время придется изобретать некие приманки. А аппетиты у детей растут. Если ребенок за учебу получает планшет, то в следующий раз он хочет нечто того же уровня, а то и посолиднее. Такой уж закон человеческой психологии – адаптировавшись к одному уровню потребления, человек стремится перейти на следующий. При такой логике к 11 классу ребенку уже нужно подарить самолет или как минимум машину. И получается, что всякой там мелочью ребенка не замотивировать, а крупные покупки уже давят на кошелек. А даже если и не давят, то яркие желания ребенка заканчиваются, наступает пресыщенность.
Задайте себе вопросы:
— Что будет, когда список «хотелок» ребенка иссякнет? Ну, все есть, ничего не хочется особенно!
— Что будет, если материальный уровень семьи просто не сможет обеспечить ребенку достаточно «жирных» бонусов?
— Как выросший ребенок будет мотивировать себя сам, например, учась в институте?
— Захочет ли ребенок начать свою трудовую карьеру за небольшие деньги в качестве молодого специалиста? Найдет ли он в себе мотивацию работать за скромную поначалу зарплату, если за учебу ему всегда полагались неплохие деньги? Или родители и тут должны будут подпитывать ребенка, чтобы он хоть что-то делал?
— Вознаграждение слишком далеко
Напоследок еще одна, как правило, скрытая от глаз родителей причина, по которой материальная стратегия разваливается.
Суть материального поощрения в психологическом смысле – положительное подкрепление нужных вам действий ребенка. Делаешь правильно — получай поощрение.
Но, чтобы работало положительное подкрепление, оно должно быть КАК МОЖНО БЛИЖЕ по времени к тому действию, которое вы хотите поощрить. В идеале оно должно поступать одновременно с этим действием, тогда будет работать.
Например, если вы хотите поощрить уборку ребенка в комнате, то вы должны выдать положительное подкрепление не к вечеру, а сразу после уборки или даже в процессе ее. Так, например, положительным подкреплением после уборки может быть ваше одобрительное высказывание или специальный знак (наклейка), который получает ребенок за чистую комнату. А положительным подкреплением ВО ВРЕМЯ уборки может стать ваше в ней участие и любимая музыка в виде фона.
Но если вы предлагаете ребенку убираться в комнате месяц, чтобы потом сходить с ним в аквапарк, то он вероятнее всего этого делать не станет, несмотря на любовь к водным горкам. Подкрепление в этом случае слишком отдалено от усилий ребенка.
С учебой то же самое. Прежде, чем получить желаемое, допустим, велосипед, ребенок должен совершить множество действий: сотни раз сесть учить уроки, работать в школе, сделать огромную массу вещей, которые сами по себе для него никак не подкрепляются, их делать тяжело. Большое, но слишком отдаленное подкрепление почти не помогает делать маленькие, но многочисленные усилия в настоящем. Взрослые знают это и по себе: каждому знакомо затруднение в том, чтобы приступить к большому проекту, даже если известно, что он принесет бонусы в дальнейшем.
Итак, большой подарок в конце пути – слабый мотиватор для ребенка. Велосипед еще когда будет, а мультики вот прямо сейчас можно включить. Реальное удовольствие в шаговой доступности всегда перевесит в мире ребенка отдаленный бонус. Испытывая стресс от школы и давления родителей, ребенок стремится не учиться лучше, а уйти от стресса – в гаджеты, игру, часто в «игнор».
Попытки же создать более мелкие и близкие денежные мотиваторы, например, платить по 100 рублей за каждую хорошую оценку также оканчиваются провалом. Отчасти по указанным выше причинам (растущие аппетиты и полная материальная обеспеченность современного ребенка), отчасти потому, что система этих мелких поощрений оказывается очень сложной и в итоге рушит сама себя.
Сколько захочет получить ребенок?
Сколько денег он решит «заработать» своей учебой?
Не окажется ли когда то, что ему и вообще не нужны деньги?
Все эти вопросы остаются при денежном подходе на усмотрение ребенка, другого мотива, кроме материального, он не имеет, и родители своей тактикой поддерживают такое положение дел.
Я работаю у вас на полставки, поэтому прошу орать на меня вполголоса!
Законная плата
И все же есть случаи, когда материальное поощрение имеет право на существование в учебе ребенка.
Например, ваш ребенок закончил учебу, и вы спонтанно пошли купить ему подарок. Отчасти это продиктовано вашим хорошим настроением от хорошо выполненного ребенком дела. Отчасти связано с обычной практикой – вы и так ему дарите подарки. Плохо, когда ребенок уже ждет, а то и требует этого подарка – ведь он закончил четверть (большой подвиг).
Лучше вообще никак и никогда не связывать материальное вознаграждение со школьными успехами ребенка. Тем более, если у ребенка слабая мотивация, учиться не хочет. Тогда вклинивание материальной составляющей еще больше отдалит его от настоящей внутренней мотивации к учебе, даст ложные ориентиры, породит дополнительную требовательность. Может даже серьезно повлиять на характер, породив такую установку, как: «А что я за это получу?». Учиться, мыть посуду, помогать по дому – а что ты мне за это дашь? Такая торговля ведет к самым плачевным последствиям.
Главные двигатели в учебе не подарки, а интерес и возможность занять важное место среди других ребят.
Если ваш ребенок не хочет учиться, развивать нужно:
— способность получать удовольствие от учебы, личный интерес. Как правило эта составляющая остается в тени, ею занимаются редко в погоне за мало мальски приличными школьными результатами.
— понимание того, как связана учеба и его положение (а значит самоощущение) среди людей.
— непосредственно знаниями ребенка. Как правило, демотивированный ребенок имеет пробелы в знаниях, которые нужно восстанавливать. То есть помимо мотивации требуется заниматься и непосредственно знаниями, а работы отстающий ученик должен делать больше, чем успевающий, так как ему все труднее в результате пробелов в знаниях.
Деньги не могут решить всех проблем, в частности они не решают проблемы плохой успеваемости детей.
ДЕНЬГИ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
ОШИБКИ В ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ «СТОЯТ» ОЧЕНЬ ДОРОГО.
О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЗАРАБАТЫВАТЬ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ ИЗ
ПОСОБИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТИ И ДЕНЬГИ» Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО.
Источник статьи: http://mama-papa-help.ru/blog/vospitanie-rebenka/445-plata-za-uchebu-kak-rabotaet-materialnoe-pooshchrenie-uspekhov-rebenka.html