- Символы в повести Куприна Гранатовый браслет
- Какие подарки получила Вера Николаевна?
- Какие подарки получила Вера Николаевна?
- Как отреагировала Вера на подарок Желткова?
- Гранатовый браслет Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чём его ценность?
- Гранатовый браслет
- Гранатовый браслет
- Жемчужные серьги
- Загадочный Carnet- или записная книжка по-французски
Символы в повести Куприна Гранатовый браслет
1)Погода —
середина августа; густой туман мелкий непрерывный дождик, густая грязь, свирепый ураган («жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя. «). Как предвестник чего-то мрачного, несчастья, беды. Настраивает читателя на определенный лад. Олицетворение скучной, однообразной жизни княгини Веры Николаевны Шеиной, где «изорванные клумбы», «желтые листья» — яркие, единственные моменты чего-то стоящего, настоящего.
2)Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин:
жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это — слезы ангелов, к тому же грушевидной формы — формы капли, слезы.
3)Подарок Анны, записная книжка
«в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.
4)Рыба «морской петух».
«Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами». Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.
5)Генерал Аносов
настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.
6)Число гостей —
тринадцать — мистическое, тревожное число, предвестник беды.
7)Футляр с золотым браслетом.
«Точно кровь!» — подумала с тревогой Вера.»
«По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
8)Домашний юмористический альбом с собственными иллюстрациями к сатирическим рассказам князя Василия.
Пародированная история умирающего от любви телеграфиста, завещавшего Вере «две телеграфные пуговицы» — еще одно мистифицированное предупреждение о приближении трагедии.
9)Место жительства Желткова:
«комната была очень низка, но очень широка и длинна. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода». Мебели мало: узенькая кровать, большой диван, истрепанный ковер и по-середине — стол со скатертью.
10)Фамилия Желткова, и сам персонаж.
Что-то неприятное, больное, склизкое, словно желток у яйца, убогое и не имеющее твердого внутреннего стержня.
Желтков — образ «маленького человека».
11)Красная роза —
символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.
12)Соната Бетховена.
Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет «то самое место из второй сонаты, о которой просил. Желтков».
«И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Источник статьи: http://proza.ru/2012/12/06/1734
Какие подарки получила Вера Николаевна?
Какие подарки получила Вера Николаевна какие чувства и ассоциации вызвали у нее эти знаки внимания?
Какие подарки получила Вера Николаевна?
Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.
Желтков подарил Вере гранатовый браслет. Подарок Желткова — «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,— фамильную драгоценность.
Как отреагировала Вера на подарок Желткова?
Веру не тронул подарок. Для нее гранатовый браслет предвещает будущую трагедию. В плохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются «прелестные густо-красные живые огни» . «Точно кровь! » — подумала с неожиданной тревогой Вера» . Из письма, полученного от своего почитателя, она узнаёт, что этот редкий сорт граната «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти» .
Источник статьи: http://kratkoe.com/kakie-podarki-poluchila-vera-nikolaevna/
Гранатовый браслет Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чём его ценность?
С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок — золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью.
Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник — чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.
Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой — генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. «А где же любовь — то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!». После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры — это». такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого «маленького человека» — это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.
Мне кажется, что гранатовый браслет — это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.
Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.
Таким образом, прочитав рассказ «Гранатовый браслет», я поняла, сто Куприн — это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь — это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/210759387
Гранатовый браслет
Уникальные украшения и аксессуары встречаются нам в музеях, антикварных магазинах, на полотнах художников и в литературе. Иногда писатель так сочно описывает украшения, что Вы уже примеряете воображаемое кольцо, серьги и сверкаете в них в театре.
Гранатовый браслет
Замечательный пример таких описаний встречается в рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году. В нем фигурируют три ювелирных изделия. В главной роли — браслет из названия рассказа. Описанное во всех подробностях украшение будоражит воображение, и браслет оживает перед глазами.
Подробно описана сцена, где героиня рассказа княгиня Вера получает подарок:
«…Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, завернутый аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязанный розовой ленточкой.
– Я, ей‑богу, не виновата, ваше сиятельство, – залепетала она, вспыхнув румянцем от обиды. – Он пришел и сказал…
– Кто такой – он?
– Красная шапка, ваше сиятельство… посыльный…
– И что же?
– Пришел на кухню и положил вот это на стол. «Передайте, говорит, вашей барыне. Но только, говорит, в ихние собственные руки». Я спрашиваю: от кого? А он говорит: «Здесь все обозначено». И с теми словами убежал.
– Подите и догоните его.
– Никак не догонишь, ваше сиятельство. Он приходил в середине обеда, я только вас не решалась обеспокоить, ваше сиятельство. Полчаса времени будет.
– Ну хорошо, идите…»
Далее сразу княгиня Вера разворачивает презент:
«…Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно‑голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой‑то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов‑кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо‑красные живые огни.
«Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера…»
Героиня хорошо рассмотрела подарок, и лишь после прочла письмо: «…Этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.
Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал…»
Это был не «дешевенький» дутый браслет из низкопробного золота, а семейная реликвия, хранившаяся несколько поколений. Зеленый гранат, или демантоид — очень редкий минерал. Он ценится гораздо больше чем гранаты пиропы или альмандины. Впервые демантоид был открыт в середине XIX века на Урале и сразу стал популярным камнем среди знати. Алмазный блеск, насыщенный цвет, золотые искры сделали его главным экспортируемым минералом этого периода.
Такой подарок княгине Вере можно рассматривать как старинную европейскую традицию, когда мужчина дарит своей избраннице фамильную ценность его семьи. Эта традиция до сих пор процветает в Великобритании. Например, помолвочное кольцо передается из поколения в поколение. Девушка получает настоящую реликвию – непременно золото с бриллиантами, как правило, старой огранки. Колечко предварительно подгоняется по размеру, что приносит жениху немалые хлопоты.
Жемчужные серьги
Помимо браслета, это был не единственный подарок княгине в этот день. Княгиня отмечала именины, поэтому подарок был и от мужа.
«…Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. »
Серьги с грушевидными жемчужинами — вечная классика. Такие украшения всегда были желанны дамами не одного столетия. Обтекаемая каплевидная форма отлично подчеркивает овал лица, жемчужины подсвечивают цвет кожи. Истинная редкость и ценность таких серег в том, что пару природных жемчужин с идентичными формой и размером подобрать крайне сложно. У ювелиров нередко уходили целые годы, и это считалось большой удачей. Стоимость таких серег всегда была очень высока.
Загадочный Carnet- или записная книжка по-французски
В рассказе есть описание еще одной вещи, подаренной княгине Вере сестрой. Подарок — уникальный блокнот, переделанный из старинного молитвенника: «…– Мне все равно, я все люблю, – ответила Анна. – А больше всего я люблю мою сестренку, мою благоразумную Вереньку. Нас ведь только двое на свете.
Она обняла старшую сестру и прижалась к ней, щека к щеке. И вдруг спохватилась.
– Нет, какая же я глупая! Мы с тобою, точно в романе, сидим и разговариваем о природе, а я совсем забыла про мой подарок. Вот посмотри. Я боюсь только, понравится ли? Она достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло‑золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, – очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости.
– Какая прекрасная вещь! Прелесть! – сказала Вера и поцеловала сестру. – Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
– В одной антикварной лавочке. Ты ведь знаешь мою слабость рыться в старинном хламе. Вот я и набрела на этот молитвенник. Посмотри, видишь, как здесь орнамент делает фигуру креста. Правда, я нашла только один переплет, остальное все пришлось придумывать – листочки, застежки, карандаш. Но Моллине совсем не хотел меня понять, как я ему ни толковала. Застежки должны были быть в таком же стиле, как и весь узор, матовые, старого золота, тонкой резьбы, а он бог знает что сделал. Зато цепочка настоящая венецианская, очень древняя.
Вера ласково погладила прекрасный переплет.
– Какая глубокая старина. Сколько может быть этой книжке? – спросила она.
– Я боюсь определить точно. Приблизительно конец семнадцатого века, середина восемнадцатого…
– Как странно, – сказала Вера с задумчивой улыбкой. – Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты… Но знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet *. Однако все‑таки пойдем посмотрим, что там у нас делается…»
К слову, «ручной мешочек», из которого Анна достает подарок, есть тот самый дамский предмет, именуемый ридикюлем. Но это уже совсем другая история…
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2500499-granatovyj-braslet