Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Надежда Головцова
Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Мастер-класс для воспитателей
«Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Составила: Музыкальный руководитель Головцова Н. Ф.
Мастер-класс состоит из:
1. Теоретической части…стр. 1
2. Практической части…стр. 2
3. Практической работы…стр. 2
4. Выступления — апробации инструментов…. …. стр. 3
Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного музицирования в организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС.
1. Познакомить с особенностями технологии К. Орфа, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на необходимость системного использование элементарного музицирования в практике.
2. С помощью доступного бросового материала дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.
1. Теоретическая часть
Выступление музыкального руководителя по теме: «Использование самодельных ударных и шумовых инструментов в работе с детьми для развития музыкальности». (Приложение). Элементарное музицирование по принципам немецкого музыканта Карла Орфа — это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе данной системы: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци). Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Музыкальные инструменты широко используются не только на музыкальных занятиях, а также и на физкультурных (бубны, погремушки, на занятиях у психолога (шумелки, шуршалки, у логопеда, а также в каждой группе в музыкальном уголке. Поэтому сегодня мы говорим о том, что они сегодня являются неотъемлемым компонентом предметно-развивающей среды.
Музицирование на детских шумовых инструментах — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки — инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок, ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль. Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Для работы с детьми хорошо иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки. Чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольника лучше чередовать инструменты различного тембра.
2. Практическая часть
Ознакомление участников мастер- класса с поделками и материалом, из которого они изготовлены. Сегодня я хочу представить Вам самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить из бросового материала:
1. Колокольчик (украшенная верхняя часть пластиковой бутылки)
2. Шумелка (бутылочка из-под питьевого йогурта с крупой)
3. Барабан (пластиковое ведро и использованные фломастеры)
4. Шейкер (скрепленные верхние части пластиковых бутылок с крупой или мелкими пластиковыми шариками)
5. Звонкие рукавички (сшитые из легкой ткани рукавички с нашитыми на них разноцветными пуговицами)
6. Курская трещотка (покрашенные деревянные линейки, надетые по очереди с бусинами на леску, с двух сторон из бусин колечки для пальцев);
7. Пластиковые шарики, крупы (горох, рис, гречка, пшено) для звучания.
Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму и т. д.
3. Практическая работа
Музыкальный руководитель раздаёт материал для работы и демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов. Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.
Методы и приёмы: Показ приёмов изготовления, словесные указания. Материалы и оборудование: ножницы, цветная самоклейка или цветная бумага, клей, гуашь, кисточки, скотч, крупа, бусинки, леска, ленточки, линейки, материал для украшения.
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Барабан» Для изготовления потребуются: ведерко из-под майонеза, цветная самоклеящаяся бумага (можно для яркости цветную фольгу, широкую тесьму, скотч широкий, использованные фломастеры). Ведерко из-под майонеза обклеить цветными полосками из самоклеящейся или цветной бумаги. Привязать тесьму. Приложить фломастеры. Инструмент готов!
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Погремушки – шумелки». Для изготовления потребуются: контейнеры от «киндер – сюрпризов», суши палки, бусинки, крупа, разноцветная тесьма и цветной и простой скотч для декорирования. В контейнеры от «киндер – сюрпризов» насыпать крупу, с помощью скотча прикрепить их к суши-палкам. Для красоты декорировать цветным скотчем и другими украшениями место крепления, а также сами суши-палки. На кончиках погремушках привязать разноцветную тесьму.
Инструкция по изготовлению «Колокольчика». Емкость из-под картофельного пюре или йогурта, в которой делаются два отверстия и продевается атласная лента. На атласной ленте внутри пластмассового колокольчика крепятся различные звенящие детали (рыболовные колокольчики, железные ключи, болтики и. т. д.)
Инструкция по изготовлению «Трещотки» На разделочную доску или фанеру приклеиваются цветные карандаши.
4. Выступление – апробация инструментов.
Ну, вот наши инструменты готовы, и мы сейчас их испытаем. Сейчас прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – меня будет звучать ваш музыкальный инструмент.
Полюбуйтесь наш оркестр: Инструменты хороши!
Виртуозы — музыканты – вам сыграют от души!
«Музыканты мы сейчас» муз. Г. Вихаревой
1. Посмотрите — ка на нас! Музыканты мы сейчас.
Колокольчики звенят и скучать нам не велят (играют колокольчики)
2. Посмотрите-ка на нас музыканты мы сейчас
Барабаны взяли громко заиграли! (игра на барабанах)
3. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Вот они колотушки и звонкие погремушки! (игра на колотушках и погремушках)
4. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Яркие трещотки ритм свой знают чётко (игра на трещотках)
5. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Дружно с музыкой живем, никогда не устаем! (играют все инструменты).
Вот умолкли инструменты, слышу я со все сторон,
раздались аплодисменты! Музыканты на поклон!
Спасибо! Ну и хочу отметить, что дети очень любят играть на музыкальных инструментах, этот интерес – потребность озвучить то или иное музыкальное произведение. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, привлекают детей своей простотой и необычностью. Знакомый материл, который ребенок видит каждый день, пробуждает фантазию ребенка и может сам, или с помощью родителей, педагогов попробовать сделать такой же инструмент. Созданные своими руками музыкальные инструменты, отвечают всем принципам построения предметно-развивающей среды по Федеральным государственным стандартам. Спасибо за внимание!
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-izgotovlenie-samodelnyh-shumovyh-muzykalnyh-instrumentov.html
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»
Наталья Твердохлебова
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»
(направленный на развитие музыкальности дошкольников)
ЦЕЛЬ: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
Ход мероприятия
Всем участникам раздаются картонные «нотки» разного цвета.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
М. Р. У каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц. Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.
В руки возьму я шкатулку старинную
Ключик в замке поверну.
Что-то забытое, а может быть новое
Я вам сейчас покажу.
(открывается шкатулка)
М. Р Для того чтобы начать-
Надо слова приветствия сказать!
«Музыкальное приветствие» сл. Кошкаровой
(Текст и нотный материал представлен в презентации, т. е. все присутствующие педагоги могут принимать участие)
— Как ваше настроенье?
— Пора нам заниматься.
— Мы будем все стараться?
— Так же как всегда.
И песни распевать.
— Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
А теперь поиграем.
М. Р. Посмотрите, в гости к нам щенята пришли
Отвечайте, как они.
— Как ваше настроенье?
— Пора нам заниматься.
Мы будем все стараться?
И песни распевать.
— Прошу, щенята, вас
За мною повторять.
(Можно спеть про мышат, котят, жеребят и т. д.)
М. Р. Такое музыкальное приветствие очень нравится детям и они с удовольствием его исполняют.
М. Р. Из шкатулки достает синею нотку. Участвуют те, у кого синие нотки.
Прослушал песенку – ритм простучи!
Вам легко это сделать можно.
Но труднее узнать, что прозвучит,
Если ритм только слышать возможно!
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Педагоги, получают задание прохлопать ритмический рисунок песни «Я на солнышке лежу».
Звучит ритмический рисунок популярной песни Г. Гладкого «Я на солнышке лежу»» в исполнении участников с синими нотками. Предлагается зрителям назвать песню.
М. Р. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, тренирует память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.
М. Р. Из шкатулки достает красную нотку. Участвуют те, у кого красные нотки.
Задание «Спой и покажи».
Наши жесты пусть звучат,
И поём мы,и играем:
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит песня «У оленя дом большой». Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
М. Р. В игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Данная игра имеет множество вариантов.
М. Р. Из шкатулки достает желтую нотку. Участвуют те, у кого желтые нотки.
Задание «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов)
М. Р. Давайте свяжем музыку и слово,
Они подарят сердцу вдохновенье.
Научимся читать мы с чувством, выраженьем,
Вперёд, друзья! Навстречу достижениям!
(Участники с жёлтыми нотками озвучивают стихотворение «Ранним утром»).
Ранним утром на рассвете шух,шух,шух (маракас)
То ли аист, то ли ветер шух,шух,шух (маракас)
Пролетел среди берёз. у-у-у (бубен)
И по лесу тут же слухи ш-ш-ш (бубенцы)
Полетели, точно мухи, з-з-з (колокольчик)
Покатился лесом гул — гу-гу-гу (металлофон)
То спросонья лес вздохнул, гу-гу-гу (металлофон)
И посыпалась роса. кап-кап-кап-кап (треугольник)
Зазвучали голоса играют все инструменты
М. Р.С помощью таких упражнений дети совершенствуют различные навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
М. Р. Из шкатулки достает голубую нотку. Участвуют те, у кого голубые нотки.
Задание «Театр пантомимы» или «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами — на шарнирах;
б) человечков стеклянных — идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков — расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
М. Р. Такие игровые задания помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
М. Р. Из шкатулки достает фиолетовую нотку. Участвуют те, у кого фиолетовые нотки.
Задание «Танцевальная минутка».
М. Р. Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
1. Эй, девчонки и мальчишки,
Собирайтесь в кружок,
Начинаем необычный танцевальный урок.
Улыбайся, не стесняйся, смелее, дружок,
Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.
Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.
Лапа-раз, лапа – два,
Влево – вправо закачалась голова,
Ну, а потом верти хвостом,
Махая крыльями, покружимся кругом.
2. Эй, девчонки и мальчишки,
Приходите с нами вместе рок танцевать!
Хлопни громко и подпрыгни,
Ставь руки вбок –
Мы танцуем новый танец – дракончик –рок,
Мы танцуем новый танец – дракончик –рок.
Лапа-раз, лапа – два,
Влево – вправо закачалась голова,
Ну, а потом верти хвостом,
Махая крыльями, покружимся кругом.
М. Р. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок не только исполняет, но и творит, придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим;
50% из того, что мы видим;
90% из того, что мы делаем.
«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений Кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой,.
Деловая игра для воспитателей «Музыкальная шкатулка» Как часто в наше время звучат слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества».
Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер — класса.
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Весовые измерения: играем и учимся» Мастер-класс «Весовые измерения: играем и учимся» Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: поделиться.
Мастер-класс для воспитателей. «Использование муз-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.
Мастер-класс «Кружится пусть вальс» для педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республика Марий Эл Кружится пусть вальс.
Образец отзыва о проведённом мероприятии для аттестации воспитателей дошкольных учреждений ОТЗЫВ НА ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПРОВЕДЁННОЕ В ФОРМЕ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА ПО ТЕМЕ: «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» 27 января 2014 года в МАДОУ.
Первоцвет для любимой мамочки! Мастер-класс для воспитателей детских садов Почему сегодня солнце светит ярко? Пирогами пахнет с самого утра? Ведь сегодня день 8-Марта! Мама поздравляю! Бабушка ура! Вот и наступил.
План работы районного методического объединения воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ТЕМА: Развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС, посредством использования инновационных методик организации.
План работы районного методического объединения воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ТЕМА: Развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС, посредством использования инновационных методик организации.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-muzykalnyh-rukovoditelei-i-vospitatelei-detskih-doshkolnyh-uchrezhdenii-muzykalnaja-shkatulka.html