Подарок паустовский языковые средства

Открытый урок литературного чтения. К.Г. Паустовский «Подарок»

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Открытый урок литературного чтения.

Учитель: Толмацкая Е.Н.

Тема: К Паустовский «Подарок».

Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста;

развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые

средства, литературные приемы;

воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.

-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)

3.Работа над новым материалом.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.

2)- Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка.(один из учащихся)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.

не столкуешься товарки

Творческое задание — фантазирование.

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?

Вопросы после чтения.

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?

-Что происходит с березой в комнате?

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)

Читайте также:  Список подарков для детей 5 лет

Источник статьи: http://litrusia.ru/11764-otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-kgpaustovskiy-podarok.html

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.05.2019

Паустовский К. «Подарок»

Паустовский К, «Подарок»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Подарок» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Натуралист и охотник. Человек умный, внимательный, наблюдательный.
  2. Рувим. Рум Исаевич. Его друг, охотник.
  3. Ваня Малявин. Добрый внук лесника.
  4. Митрий. Мудрый старик по прозвищу «Десять процентов».

План пересказа рассказа «Подарок»

  1. Осень пришла
  2. Подарок Вани
  3. Береза в ящике у окна
  4. Первый заморозок
  5. Пожелтевшая береза
  6. Слова лесника
  7. Объяснения Митрия

Кратчайшее содержание рассказа «Подарок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Настала осень и герои грустили об уходящем лете.
  2. Ваня Малявин подарил им молодую березку, чтобы она напоминала героям про лето.
  3. Березку посадили в ящик у окна и она долго стояла зеленой.
  4. Но после первого заморозка березы в саду пожелтели и стали опадать.
  5. Пожелтела и береза в ящике, а лесничий сказал, что таков закон природы.
  6. Но дед Митрий объяснил это дружбой, которая есть между всеми живыми существами, в том числе между березами.

Главная мысль рассказа «Подарок»
Даже в природе дружба остается самой великой силой.

Чему учит рассказ «Подарок»
Рассказ учит любить природу, замечать ее закономерности, наблюдать за сезонными изменениями. Учит дружбе и верности. Учит не выделяться, не отрываться от коллектива.

Отзыв на рассказ «Подарок»
Мне понравился этот рассказ, в котором дается такое необычное объяснение листопада. Оказывается березка в доме не хотела отставать от своих друзей и собиралась разделить с ними общую судьбу.

Пословицы к рассказу «Подарок»
За дружбу дружбой платят.
Друг познается в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Вместе и горе легче переносится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подарок»
Каждую осень автор с Рувимом обсуждали, что все в природе устроено не так, как надо, зимы длинные, а лето короткое. Их разговоры любил слушать Ваня Малявин, внук лесника с Урженского озера. Однажды он принес молоденькую березку, которую только что выкопал, и посоветовал посадить ее в кадку, чтобы она всю зиму напоминала героям о лете. Об этом его надоумил дед.
Герои принесли из сарая ящик, наполнили его землей и посадили березку. Ящик поставили в самом светлом углу, возле окна, в теплой комнате. И пока за окном усыхали листья бересклета и винограда, березка стояла веселая и зеленая.
Но однажды ночью ударил заморозок. Утром автор вышел в сад и увидел, что за ночь все березы пожелтели и теперь с них медленно опадали листья.
Он вошел в дом и заметил, что и молодая березка в ящике тоже пожелтела и несколько листьев уже лежали на полу. Герои огорчились, они уже привыкли к мысли о том, что березка будет зимой напоминать им о лете.
Но знакомый лесничий только усмехнулся, услышав про их попытку. Он сказал, что листопад — закон природы, и без него деревья бы погибали. От тяжести снега на ветках, от вредных веществ в листьях, от испарения влаги через листья.
Но дед Митрий имел свое мнение. Он считал, что дело в дружбе, которая не только промеж людей бывает. Ведь в природе тоже все друг с другом дружат и как тогда посмотрит березка в глаза товаркам, которые исстрадались зимой, а она простояла в тепле и с листвой.
Березу герои пересадили в сад, а ее листья засушили между страниц журналов. Так закончилась их попытка сохранить память о лете.

Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post5.html

К Паустовский «Подарок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока с презентацией по литературному чтению К.Паустовский «Подарок»

Скачать:

Вложение Размер
k._paustovskiy_podarok.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К Паустовский «Подарок».

Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.

-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)

3.Работа над новым материалом.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.

2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка .(один из учащихся)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.

не столкуешься товарки

Творческое задание — фантазирование.

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?

Вопросы после чтения.

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?

-Что происходит с березой в комнате?

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/22/k-paustovskiy-podarok

Конспект урока по литературному чтению на тему «К.Г. Паустовский «Подарок»» (3 класс)

Урок литературного чтения

Тема : К.Г. Паустовский «Подарок»

Тема: К.Г. Паустовский «Подарок»

Цели: Обучающая – сделать строки видимыми, слышимыми, доступными для восприятия. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивающая – развитие связной речи, навыков чтения, мысли, воображения, интереса к читаемому произведению. Стимулировать наблюдательность, любознательность.

Воспитательная — показать красоту осенней природы, бережное, любовное к ней отношение людей, рассказать о добрых и умных людях. Формировать бережное отношение к природе. Эстетическое воспитание. Эмоциональное воздействие на учащихся.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока : Комбинированный урок.

Оборудование: Портрет писателя, грамзапись, учебник, картина «Береза».

1.Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з. Пересказ описания И. Тургенева «Осенний день в березовой роще» близко к тексту.

— Чтобы так сказать о природе, нужно любить ее, быть наблюдательным, надо уметь найти такие слова, чтобы мы с вами как бы увидели то, что открылось глазу поэта и писателя, чтобы мы вместе с ним удивились, задумались, обрадовались.

— Сегодня мы будем читать рассказ К.Г. Паустовского, который тоже очень любит осень. Он умеет так рассказать об осенней природе, что просто завораживает слушателя.

— Специально для детей он написал немного, но некоторые его лучшие произведения давно вошли в круг детского чтения и являются школой воспитания любви к природе.

— Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали ?

2. Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Подарок». Увидим, как автор, используя выразительное средства языка, дает словесные описания осени.

3. Восприятие и осмысление нового материала.

— Сейчас я прочитаю рассказ, а вы, прослушав, поделитесь со мною своими впечатлениями, обратив внимание на выразительность языка автора.

Чтение учителем произведения.

— Понравился ли вам рассказ?

— Обратили ли внимание на выразительность языка автора ?

— Поделитесь со мной своими впечатлениями.

— Попробуйте определить тип текста.

— Определите тему этого худ.произведения, о чем оно.

— Что писатель хотел сказать нам, какова основная мысль рассказа?

— А теперь прочитайте про себя, чтобы найти непонятные слова и выражения.

Спросить. Рувим Исаевич Фраерман – друг писателя,

Лесник – лесной сторож,

Лесничий – служащий учреждения, который выдает определенным участком леса,

— Вы определили, что текст повествовательный. Повторите его главную мысль.

— Иногда автор, чтобы подчеркнуть основную мысль рассказывает ее, вводит описания.

— Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы выделить в тексте 3 поэтических описания природы.

2. Первый заморозок.

3. Рассвет осенью.

Дети читают описание осеннего сада.

— Какие слова использует автор, чтобы создать образ осени?

— Какими сравнениями, определениями пользуется?

— Какому чувству души автора созвучны эти строки ?

— Постарайтесь передать во время чтения этого описания чувство восторга, восхищения, праздника.

— А что Паустовский говорил о первом заморозке?

— Прочитайте про себя, найдите образные слова и выражения.

— Какие чувства волновали писателя, когда он писал эти строки ?

— Прочитайте, передавая это настроение, мысли автора.

Чтение, комментирование учащимся.

Третье описание. Рассвет осенью.

Сначала читают дети, потом читает учитель без некоторых слов автора, для сравнения, в каком отрывке ярче описан рассвет.

— Автор 10 раз переберет слова, чтобы выразить самое точное.

— Образные определения помогают представить эту картину, мы испытываем те же чувства, что и автор.

— Сколько словесных картин можно нарисовать по содержанию этих описаний?

— Мы видели 3 худ.описания природы.

— Какие картины возникают у вас перед глазами во время чтения этих строк?

— Картины даны глазами писателя, который хочет, чтоб мы их увидели. В каждой картине частица души автора.

— Представьте, что вы художник. Берете в руки кисти, лист бумаги и приступаете к первой картине «Осенний сад».

— Какие краски возьмете?

— Что поможет лучше представить эту картину ?

— Рисуй, создавай картину осени в саду.

Вторая картина «Первый заморозок».

— А для этой картины какие понадобятся краски ?

Третья картина «Рассвет».

— Давайте представим что вы сами наблюдаете этот рассвет.

— Какими красками будем рисовать?

— А слышите ли вы музыку, когда читаете эти худ.произедения?

— Сейчас вы прослушаете отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы сказать, какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию.

— Что чувствовали? Мысли ваши были созвучны какому авторскому описанию?

И так по каждому отрывку.

— В чем же сходство худ.описания писателя и композиторов ?

— Созвучны их мысли. Изображают красоту природы разными сравнениями.

— А что вы можете сказать о писателе К.Г.Паустовском и о композиторах, написавших эту музыку?

— На фоне трех картин мы наблюдаем за состоянием какого дерева ?

Ваня принес друзьям в подарок березку.

— Почему он принес именно березку? Символ России . К.Г. Паустовский писал о средней полосе России.У каждой страны есть свой символ.

— Зачем он принес березку в дом?

Работа по книге. Вопросы.

— Предполагал ли ты, начиная читать рассказ, что береза, оказавшись в тепле, сбросит свои листья?

— Как выглядела береза, когда в саду поселилась осень? Прочитай.

— Когда в прирожде произошли изменения после первых заморозков, что стало с березкой, находившейся в теплой комнате ? Прочитай.

— Представь, как осыпаются листья.

— С чем К.Г. Паустовский сравнивает листопад ?

— Сравни, как объяснили историю с березкой лесничий и дед Митрий.

— Что общего в их объяснениях?

— Правильны ли они?

— Какое из них ближе и понятнее вам ?

— Что можете сказать о деде Митриче? Прочитай.

— А о Ване, Рувиме Исаевиче, лесничем? Прочитай.

— Как Паустовский относится к этим людям?

4. Обобщение и систематизация материала.

— Почему рассказ так назван?

— А по-другому можно?

— А какой заголовок удачнее?

— Какова главная мысль произведения?

— Что хотел сказать нам К.Г. Паустовский?

1 ряд – пересказ первого описания «Осенний сад» близко к тексту.

2 ряд – второе описание «Первый заморозок».

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-k-g-paustovskij-podarok-3-klass-4440936.html

Оцените статью
Adblock
detector