Открытый урок литературного чтения. К.Г. Паустовский «Подарок»
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Открытый урок литературного чтения.
Учитель: Толмацкая Е.Н.
Тема: К Паустовский «Подарок».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста;
развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые
средства, литературные приемы;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.
-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)
3.Работа над новым материалом.
— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.
2)- Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)
Библиографическая справка.(один из учащихся)
— О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Сообщение темы урока.
— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
Игра «Юный толкователь»
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.
не столкуешься товарки
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
Источник статьи: http://litrusia.ru/11764-otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-kgpaustovskiy-podarok.html
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
05.05.2019
Паустовский К. «Подарок»
Паустовский К, «Подарок»
Жанр: рассказ о природе
Главные герои рассказа «Подарок» и их характеристика
- Автор-рассказчик. Натуралист и охотник. Человек умный, внимательный, наблюдательный.
- Рувим. Рум Исаевич. Его друг, охотник.
- Ваня Малявин. Добрый внук лесника.
- Митрий. Мудрый старик по прозвищу «Десять процентов».
План пересказа рассказа «Подарок»
- Осень пришла
- Подарок Вани
- Береза в ящике у окна
- Первый заморозок
- Пожелтевшая береза
- Слова лесника
- Объяснения Митрия
Кратчайшее содержание рассказа «Подарок» для читательского дневника в 6 предложений
- Настала осень и герои грустили об уходящем лете.
- Ваня Малявин подарил им молодую березку, чтобы она напоминала героям про лето.
- Березку посадили в ящик у окна и она долго стояла зеленой.
- Но после первого заморозка березы в саду пожелтели и стали опадать.
- Пожелтела и береза в ящике, а лесничий сказал, что таков закон природы.
- Но дед Митрий объяснил это дружбой, которая есть между всеми живыми существами, в том числе между березами.
Главная мысль рассказа «Подарок»
Даже в природе дружба остается самой великой силой.
Чему учит рассказ «Подарок»
Рассказ учит любить природу, замечать ее закономерности, наблюдать за сезонными изменениями. Учит дружбе и верности. Учит не выделяться, не отрываться от коллектива.
Отзыв на рассказ «Подарок»
Мне понравился этот рассказ, в котором дается такое необычное объяснение листопада. Оказывается березка в доме не хотела отставать от своих друзей и собиралась разделить с ними общую судьбу.
Пословицы к рассказу «Подарок»
За дружбу дружбой платят.
Друг познается в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Вместе и горе легче переносится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подарок»
Каждую осень автор с Рувимом обсуждали, что все в природе устроено не так, как надо, зимы длинные, а лето короткое. Их разговоры любил слушать Ваня Малявин, внук лесника с Урженского озера. Однажды он принес молоденькую березку, которую только что выкопал, и посоветовал посадить ее в кадку, чтобы она всю зиму напоминала героям о лете. Об этом его надоумил дед.
Герои принесли из сарая ящик, наполнили его землей и посадили березку. Ящик поставили в самом светлом углу, возле окна, в теплой комнате. И пока за окном усыхали листья бересклета и винограда, березка стояла веселая и зеленая.
Но однажды ночью ударил заморозок. Утром автор вышел в сад и увидел, что за ночь все березы пожелтели и теперь с них медленно опадали листья.
Он вошел в дом и заметил, что и молодая березка в ящике тоже пожелтела и несколько листьев уже лежали на полу. Герои огорчились, они уже привыкли к мысли о том, что березка будет зимой напоминать им о лете.
Но знакомый лесничий только усмехнулся, услышав про их попытку. Он сказал, что листопад — закон природы, и без него деревья бы погибали. От тяжести снега на ветках, от вредных веществ в листьях, от испарения влаги через листья.
Но дед Митрий имел свое мнение. Он считал, что дело в дружбе, которая не только промеж людей бывает. Ведь в природе тоже все друг с другом дружат и как тогда посмотрит березка в глаза товаркам, которые исстрадались зимой, а она простояла в тепле и с листвой.
Березу герои пересадили в сад, а ее листья засушили между страниц журналов. Так закончилась их попытка сохранить память о лете.
Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post5.html
К Паустовский «Подарок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока с презентацией по литературному чтению К.Паустовский «Подарок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._paustovskiy_podarok.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К Паустовский «Подарок».
Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.
-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)
3.Работа над новым материалом.
— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.
2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)
Библиографическая справка .(один из учащихся)
— О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Сообщение темы урока.
— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
Игра «Юный толкователь»
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.
не столкуешься товарки
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/22/k-paustovskiy-podarok
Конспект урока по литературному чтению на тему «К.Г. Паустовский «Подарок»» (3 класс)
Урок литературного чтения
Тема : К.Г. Паустовский «Подарок»
Тема: К.Г. Паустовский «Подарок»
Цели: Обучающая – сделать строки видимыми, слышимыми, доступными для восприятия. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
Развивающая – развитие связной речи, навыков чтения, мысли, воображения, интереса к читаемому произведению. Стимулировать наблюдательность, любознательность.
Воспитательная — показать красоту осенней природы, бережное, любовное к ней отношение людей, рассказать о добрых и умных людях. Формировать бережное отношение к природе. Эстетическое воспитание. Эмоциональное воздействие на учащихся.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока : Комбинированный урок.
Оборудование: Портрет писателя, грамзапись, учебник, картина «Береза».
1.Актуализация опорных знаний.
Проверка д/з. Пересказ описания И. Тургенева «Осенний день в березовой роще» близко к тексту.
— Чтобы так сказать о природе, нужно любить ее, быть наблюдательным, надо уметь найти такие слова, чтобы мы с вами как бы увидели то, что открылось глазу поэта и писателя, чтобы мы вместе с ним удивились, задумались, обрадовались.
— Сегодня мы будем читать рассказ К.Г. Паустовского, который тоже очень любит осень. Он умеет так рассказать об осенней природе, что просто завораживает слушателя.
— Специально для детей он написал немного, но некоторые его лучшие произведения давно вошли в круг детского чтения и являются школой воспитания любви к природе.
— Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали ?
2. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Подарок». Увидим, как автор, используя выразительное средства языка, дает словесные описания осени.
3. Восприятие и осмысление нового материала.
— Сейчас я прочитаю рассказ, а вы, прослушав, поделитесь со мною своими впечатлениями, обратив внимание на выразительность языка автора.
Чтение учителем произведения.
— Понравился ли вам рассказ?
— Обратили ли внимание на выразительность языка автора ?
— Поделитесь со мной своими впечатлениями.
— Попробуйте определить тип текста.
— Определите тему этого худ.произведения, о чем оно.
— Что писатель хотел сказать нам, какова основная мысль рассказа?
— А теперь прочитайте про себя, чтобы найти непонятные слова и выражения.
Спросить. Рувим Исаевич Фраерман – друг писателя,
Лесник – лесной сторож,
Лесничий – служащий учреждения, который выдает определенным участком леса,
— Вы определили, что текст повествовательный. Повторите его главную мысль.
— Иногда автор, чтобы подчеркнуть основную мысль рассказывает ее, вводит описания.
— Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы выделить в тексте 3 поэтических описания природы.
2. Первый заморозок.
3. Рассвет осенью.
Дети читают описание осеннего сада.
— Какие слова использует автор, чтобы создать образ осени?
— Какими сравнениями, определениями пользуется?
— Какому чувству души автора созвучны эти строки ?
— Постарайтесь передать во время чтения этого описания чувство восторга, восхищения, праздника.
— А что Паустовский говорил о первом заморозке?
— Прочитайте про себя, найдите образные слова и выражения.
— Какие чувства волновали писателя, когда он писал эти строки ?
— Прочитайте, передавая это настроение, мысли автора.
Чтение, комментирование учащимся.
Третье описание. Рассвет осенью.
Сначала читают дети, потом читает учитель без некоторых слов автора, для сравнения, в каком отрывке ярче описан рассвет.
— Автор 10 раз переберет слова, чтобы выразить самое точное.
— Образные определения помогают представить эту картину, мы испытываем те же чувства, что и автор.
— Сколько словесных картин можно нарисовать по содержанию этих описаний?
— Мы видели 3 худ.описания природы.
— Какие картины возникают у вас перед глазами во время чтения этих строк?
— Картины даны глазами писателя, который хочет, чтоб мы их увидели. В каждой картине частица души автора.
— Представьте, что вы художник. Берете в руки кисти, лист бумаги и приступаете к первой картине «Осенний сад».
— Какие краски возьмете?
— Что поможет лучше представить эту картину ?
— Рисуй, создавай картину осени в саду.
Вторая картина «Первый заморозок».
— А для этой картины какие понадобятся краски ?
Третья картина «Рассвет».
— Давайте представим что вы сами наблюдаете этот рассвет.
— Какими красками будем рисовать?
— А слышите ли вы музыку, когда читаете эти худ.произедения?
— Сейчас вы прослушаете отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы сказать, какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию.
— Что чувствовали? Мысли ваши были созвучны какому авторскому описанию?
И так по каждому отрывку.
— В чем же сходство худ.описания писателя и композиторов ?
— Созвучны их мысли. Изображают красоту природы разными сравнениями.
— А что вы можете сказать о писателе К.Г.Паустовском и о композиторах, написавших эту музыку?
— На фоне трех картин мы наблюдаем за состоянием какого дерева ?
Ваня принес друзьям в подарок березку.
— Почему он принес именно березку? Символ России . К.Г. Паустовский писал о средней полосе России.У каждой страны есть свой символ.
— Зачем он принес березку в дом?
Работа по книге. Вопросы.
— Предполагал ли ты, начиная читать рассказ, что береза, оказавшись в тепле, сбросит свои листья?
— Как выглядела береза, когда в саду поселилась осень? Прочитай.
— Когда в прирожде произошли изменения после первых заморозков, что стало с березкой, находившейся в теплой комнате ? Прочитай.
— Представь, как осыпаются листья.
— С чем К.Г. Паустовский сравнивает листопад ?
— Сравни, как объяснили историю с березкой лесничий и дед Митрий.
— Что общего в их объяснениях?
— Правильны ли они?
— Какое из них ближе и понятнее вам ?
— Что можете сказать о деде Митриче? Прочитай.
— А о Ване, Рувиме Исаевиче, лесничем? Прочитай.
— Как Паустовский относится к этим людям?
4. Обобщение и систематизация материала.
— Почему рассказ так назван?
— А по-другому можно?
— А какой заголовок удачнее?
— Какова главная мысль произведения?
— Что хотел сказать нам К.Г. Паустовский?
1 ряд – пересказ первого описания «Осенний сад» близко к тексту.
2 ряд – второе описание «Первый заморозок».
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-k-g-paustovskij-podarok-3-klass-4440936.html