Похороны мух
Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.
В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.
Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».
Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали:
Дитятко мое, мушка,
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пора тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася. (Калужская губерния)
После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней:
Ай, на горе мы пиво варили,
Ладо моё, Ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все в круг соберёмся;
Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся!
К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф С. В. Максимов описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб.
Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».
Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир.
По другой версии, реконструкции похоронных обрядов имели охранительный, «отгонный» характер. Ритуалы, связанные со смертью, тематика детских игр, колыбельных песен — своеобразный оберег, попытка обмануть смерть.
Источник статьи: http://proza.ru/2018/10/01/986
Похороны мух
Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей [1] , комаров) — восточнославянский [2] обряд проводного типа [3] , совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1/14.IX) до Покрова (1/14.X) [4] . Часто обряд похорон мух, комаров или тараканов принимал шуточный характер или пародировал поведение кого-либо из жителей села [5] . Похороны мух воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты похоронного причта, панихиды и псалмов. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России [6] . Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии [6] .
Содержание
Описание обряда
В день Семёна Летопроводца во Владимирской губернии зарывали в землю живую блоху (Вязниковский уезд), в Тверской области хоронят тараканов, закапывая коробочку с ними в огороде (Андреапольский район, Ворошилово), в Калужской губернии между обедней и утреней хоронят в землю завернутых в тряпку тараканов, мух, блох, клопов и вшей (Мосальский уезд), разыгрывают похороны блохи с мухой, посаженных в огурец (Калужский уезд, Ахлебино), в Орловской губернии отволакивают в лапте на кладбище завернутых в тряпку таракана, муху или других домашних насекомых (Орловская губерния, Болховский уезд). Для тараканов иногда изготовляют «гробики» из корнеплодов (репы, свеклы, брюквы и т. п.). В Смоленской губернии их хоронят в ящичках (Поречский уезд), в Калужской губернии — в ореховой скорлупе, в Смоленской, Курской, Орловской и Тульской губерниях — в старом лапте [7] . В Черниговской области кладут мёртвого таракана в спичечный коробок и, привязав ниточку, отвозят на кладбище, там закапывают и ставят крестик (Городнянский район, Хоробичи) [8] . Закапывая насекомых в землю, по ним иногда причитают, например [9] :
Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать
(Калужская губ.)
В Калужском уезде в день Семёна Летопроводца пойманных муху и блоху связывали вместе и сажали в «гроб» — огурец, в котором сделана ямка. Кого-нибудь из девушек кладут на носилки, дают в руки этот огурец и накрывают её пеленой. Одна из деревенских баб изображала попа в «ризе» (рогожке), кричит «алилуйя» и кадит горшком со смолой. Другие плачут, стучат в косы, изображая колокольный звон. «Мертвецов» провожают на кладбище всей деревней. Там бросают огурец с мухой и блохой и с пением возвращаются домой (Ахлебино) [10] . В Кадниковском уезде Вологодской губернии на Воздвижение (14/27.IX) несколько живых мух клали внутрь репы и закапывали в землю неподалеку от дома. При вынесении репы с мухами одновременно в отворенную дверь выгоняли полотенцем мух из избы (Двиницкая волость) [11] . Похороны насекомых иногда сопровождались их оплакиванием, например [12] :
Дитятко мое мушка
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пара тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася
(Калужская губ.)
В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. «Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен». В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их [13] .
В Семилукском районе Воронежской области дети закапывая мух, блох и причитали: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить» [14] .
С распространённым у славян представлением о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо [15] [16] . Существует поверье, что комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь [17] .
Ритуал-диалог, направленный на изгнание насекомых из дома, был известен в южновеликорусском ареале, в Рязанской, Калужской, Курской, Орловской и Брянской областях. В начале XX века в Брянском уезде на заговенье какого-либо поста «сговариваются два человека, один остается в избе, а другой крестьянин выходит на улицу под окно и спрашивает: Хозяин заговел? — Заговел, — говорит другой. — Чем заговел? — Клопами». В Зарайском уезде Рязанской губернии в заговенье рождественского, так называемого «филипповского», поста (14 ноября ст. ст., Филиппов день) после ужина, после вкушения небольших кусочков чёрного хлеба с солью, две бабы распускают волосы и приводят в беспорядок своё платье. Затем одна садится верхом на помело и становится у стола, а другая верхом на кочерге выезжает на двор, обегает кругом избу и стучится под окном. Оставшаяся в избе идет встречать её у двери, а входящая спрашивает: Вы заговелись? — Заговелись, — следует ответ. — Чем заговелись? — Хлебом-солью. — А клопы чем заговелись? — Клоп клопа съел, — отвечает стоящая в избе у порога. Вся процедура повторяется ещё два раза [18] .
В наше время обряд во многом забыт. В 2014 реконструкцию обряда провели в родовом поселения «Кореньские родники» [19] .
См. также
Примечания
- ↑Гура, 2012, с. 240.
- ↑Гура, 1997, с. 425.
- ↑Агапкина, 2009, с. 228.
- ↑Гура, 1997, с. 444.
- ↑Гура, 1997, с. 445.
- ↑ 12Морозов, 2001, с. 393.
- ↑Терновская, 1981, с. 145.
- ↑ПЭС, 1983, с. 142.
- ↑Гура, 1997, с. 426.
- ↑Терновская, 1981, с. 145—146, 147.
- ↑Зеленин, 1914, с. 1: 261.
- ↑Терновская, 1981, с. 146.
- ↑Сахаров, 1895.
- ↑Пухова, Христова, 2005, с. 21.
- ↑Соболев, 1999, с. 59.
- ↑Виноградова, Левкиевская, 2010, с. 18.
- ↑Сахаров, 1895, с. 68.
- ↑Толстой, 2003, с. 383.
- ↑«И я там был, мёд, пиво пил…» // «Голос Белогорья», № 39 (466)
Литература
- Похороны символические / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 228—230. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Тараканы / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 239–241. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Гура А. В.Символика животных в славянской народной традиции. — М. : Индрик, 1997. — 912 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6.
- Зеленин Д. К. Описание рукописей Учёного Архива Имп. русского географического общества. — Пг. , 1914.
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Морозов И. А.Таракана хоронить // Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь / Авт.-сост. И. А. Морозов, И. С. Слепцова и др. — Рязань: РязОНМЦНТ, 2001. — С. 393–399 .
- Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М. : Языки славянских культур, 2010. — Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1.
- Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века. / Составители: Л. Е. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — Т. 2: Демонологизация умерших людей. — 800 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0606-9.
- Максимов С. В.Семён Летопроводец // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 498—499.
- Полесский этнолингвистический сборник. Материалы и исследования / Отв. ред. Н. И. Толстой. — М. : Наука, 1983. — 288 с. — (АН СССР. Институт славяноведения и балканистики).
- Сахаров И. П.Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб. : Издательство МГУ, 1895. — 245 с.
- Соболев А. Н. Мифология славян. — СПб. : Лань, 1999. — 272 с. — ISBN 5-8114-0089-6.
- Терновская О. А.К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. Обряд / Отв. ред. Толстой Н. И.. — М. , 1981. — С. 139—159 .
- Толстой Н.И.Очерки славянского язычества. — М. : Индрик, 2003. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-236-4.
Ссылки
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%BC%D1%83%D1%85
Похороны мух
Похороны мух — традиционный осенний обряд у славян, который бал распространён практически на всей территории древней Руси.
Считается, что основным днём, когда совершается обряд похорон насекомых, является Покров — 14 октября — первый день начала зимы или встреча осени с зимой. Однако в некоторых регионах похороны совершались и раньше. Основной период, когда славяне совершали данный ритуал — с 14 сентября (Семён Летопроводец) по 14 октября (Покров).
В похоронах мух не обязательно задействовали только мух. Славяне использовали для проведения ритуала и других насекомых — тараканов, блох, клопов, вшей, комаров, ос, пауков и даже птиц — кукушек, соловьёв, воробьёв и так далее. Похороны насекомых совершались совсем как настоящие, но только в «миниатюре». Для насекомых создавались миниатюрные гробики. Часто ритуальные гробики создавались из моркови, свёклы, репы или из деревяшек, дощечек. Муху, таракана или другое насекомое помещали в гробик и закапывали в землю со всеми почестями и ритуалами, которые принято совершать на обычных похоронах.
В поздние времена, когда языческие верования и языческая философия стали забываться, похороны мух стали считать обрядом изгнания мух, комаров, тараканов, клопов, блох, вшей и др. В связи с изменением поверья, были созданы даже специальные поговорки или заклинания, которые произносились на похоронах мух, например: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить». Исследователи также связывают данный обряд со смотринами невест. Похороны мух проводятся как раз перед сезоном свадеб, которые у славян начинались после уборки урожая. Как правило, данный обряд совершали девушки, которые выходили на похороны мух и показывали настоящее театрализованное действо. За всем этим наблюдали парни, которые подыскивали себе невесту. Исследователи высказывают и такую версию, что похоронами мух славяне проводили некий обряд, олицетворяющий зимнее оцепенение природы. Всё это может быть и так, но всё-таки все три версии являются более поздними, возникшими уже во второе тысячелетие н.э., в период двоеверия, когда истинные мотивы тех или иных ритуалов стали забываться, постепенно превращаясь в потешные и ничего не значащие забавы. В древности данный обряд обладал более глубоким смыслом и напрямую относился к языческим поверьям в души предков.
Чтобы объяснить изначальный смысл похорон мух, стоит в первую очередь вспомнить одно интересное поверье древних славян. В языческой славянской мифологии исследователи находят поверья в связь душ умерших (летающих) предков и (летающих) птиц/насекомых. Так, например, существует поверье, что осенью души умерших в виде птиц/насекомых или же на их крыльях улетают, а весной возвращаются назад к своим потомкам. Весну, лето и осень, когда люди заняты тяжёлым трудом, духи-предки во всём им помогают, а когда летняя пора заканчивается, вновь улетают. Изначально мир в языческо-славянской мифологии был поделен на три части — Верхний или Небесный (мир богов), Средний или Земной (мир людей) и Нижний или Подземный (мир духов). Именно в подземном мире обитают души практически всех языческих верований мира, что ещё раз доказывает их общность. Подземный мир у древних людей был очень продуман и структурирован, здесь есть своя река, есть свои боги, свои защитники-охранители, каждую ночь Солнце, пересекая закат, опускается в подземный мир, где светит душам умерших предков, и так далее.
Исходя из всего вышесказанного, славяне верили, что души предков с приходом зимы отправляются в свой подземный мир, где живут до самой весны. Именно это поверье и является основополагающим для проведения похорон мух. Похороны мух — это символическое действо славян, которые, представляя летающих существ (птиц и насекомых) олицетворяющими души предков, провожали их на всю зиму в подземный мир, организуя настоящие похороны со всеми необходимыми составляющими — закапыванием, оплакиванием, поминками.
Источник статьи: http://web-kapiche.ru/490-pohorony-muh.html