Покров праздник история возникновения праздника

О празднике Покрова Пресвятой Богородицы

иерей Александр Пикалёв

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов. Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Читайте также:  Сценарий театрализованного праздника как емеля масленицу встречал

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

Но ведь не все христиане почитают Богородицу…

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект. Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа. Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и преображена Христом. Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров. Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу? Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл. А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Читайте также:  Проект государственные праздники россии 4 класс

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/p-o-prazdnike-pokrova-presvjatoj-bogorodicy

Когда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, история и традиции

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы – особенное событие для русских людей. Он не относится к числу великих двунадесятых праздников. Покров не празднуется католическими и некоторыми Поместными Православными церквями. Его празднование на Руси установлено по княжескому указу, что стало значимым событием для всех верующих. В это день молятся о спасении душ, просят защитить от зла и невзгод.

История возникновения церковного праздника Покрова

События, предшествующие появлению этого почитаемого в России праздника, произошли в далеком Константинополе в 910 г. Город находился в осаде. Измученные жители собрались во Влахернском храме помолиться Господу об освобождении Константинополя от сарацинов. В это время пришел в церковь блаженный юродивый Андрей со своим учеником Епифанием будущим патриархом Константинополя. Во Влахернском храме находилась риза Матери Божией, Ее пояс и покрывало.

Вся ночь прошла в усердной молитве и под утро святой Андрей узрел Богородицу, молящуюся над верующими вместе с ангелами в сопровождении апостола Иоанна Богослова и пророка Иоанна Предтечи. Царица Небесная сияла ярче солнца. Божья Матерь опустилась на колени у алтаря и долго слезно молилась о спасении христиан. Помолившись, Матерь Божия сняла с головы свое сверкающее как молния покрывало, и простерла его над верующими.

Блаженный Андрей и Епифаний с благоговейным трепетом наблюдали за происходящим чудом, пока Богородица не стала невидима. После этой памятной службы враги отступили от стен Константинополя, а день появления Царицы Небесной во Влахернском храме послужил началом празднования Покрова Божией Матери в Русской Православной Церкви.

Почти тысячу лет этот праздник отмечался только в России. В Греции, где произошло памятное событие, о нем забыли. Празднование Покрова в Греческой церкви началось в XX веке.

Священным Синодом решено проводить торжественное богослужение 28 октября, по новому стилю – 14 октября.

Описание и значение в православии

На Руси этот праздник появился в 12 веке во время правления князя Андрея Боголюбского. Тогда волжские булгары напали на Северо-Восточную Русь. От их набегов страдали жители Суздаля, Владимира и Мурома. Для войны с булгарами князь Андрей призвал под свои знамена воинов из соседних земель.

В поход взяли чудотворные иконы Всемилостивого Спаса и Божьей Матери Владимирской. Со святым заступлением русская дружина быстро разгромила булгар. Войско князя почти не пострадало, и он узрел в этом настоящее чудо.

Вернувшись домой, святой Андрей Боголюбский своим указом утвердил новый православный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он означает, что Царица Небесная оберегает нас своим молитвенным покровом.

Православные традиции празднования

Русская Православная Церковь считает Пресвятую Богородицу своей главной покровительницей. Она неустанно просит Своего Сына и Господа Нашего о спасении живых и усопших христиан.

Каждый год 14 октября во всех православных храмах проводятся праздничные службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день верующие стремятся посетить храмы и помолиться Царице Небесной, попросить о помощи или поблагодарить.

Иконе Покрова Божией Матери молятся в разных нуждах. Она откликается на искренние просьбы верующих о даровании исцеления от болезней, решении материальных и жилищных проблем. Просят Богородицу защитить мир и спокойствие в семье, девушки молятся о скорейшем замужестве и счастливом браке.

Читайте также:  22 октября праздник белых журавлей история праздника

Православные люди верили, что наличие в доме иконы Покрова Пресвятой Богородицы сохранит жилище от пожара. Крестьяне молились перед святым образом о богатом урожае и даровании хорошей погоды.

Иконография

Самые древнейшие изображения Покрова, которые сохранились на Златых Суздальских Вратах. Образ Богородицы здесь Изображен в профиль, а над ней простирается омофор. Изображения на иконах Покрова Богородицы основаны на жизнеописании блаженного Андрея Юродивого, из которого все узнали о явлении Божьей Матери. Существуют две традиции иконописи:

  1. «Суздальская» – на этих иконах Богородица, простирающая омофор над молящимися, изображена перед храмом, который представляет собой очертания Влахернской церкви, где произошло чудесное явление.
  2. «Новгородская»– здесь Божья Матерь изображена молящейся в храме вместе другими верующими. Она стоит на облаке над закрытыми Царскими вратами. Над Богородицей распростер красный покров, который бережно удерживают с двух сторон парящие в воздухе ангелы.

Суздальская иконография связана с первой Боголюбской иконой Матери Божией. Именно с нее делались списки чудотворных икон, которые разошлись по многочисленным храмам России. Самая ранняя сохранившаяся новгородская икона Покрова Богородицы – это образ из древнего Зверина монастыря. Композиция иконы отличается симметричностью. Изображения ее частей уравновешены. В центре – образ Божией Матери, справа и слева – участники великого события.

Позже эти две традиции изображения великого события стали объединяться. Начиная с XVII века, композиция икон меняется. На них изображается торжественное шествие Богородицы в сопровождении святых и ангелов к Престолу Спасителя.

Русские иконописцы благоговейно и внимательно изображали не только важные детали из летописных источников, но и образы святых. На иконах Покрова Богородицы всегда присутствуют апостол Иоанн Богослов и Пророк Иоанн Предтеча. Они располагаются слева от образа Матери Божией. Справа можно увидеть Андрея Юродивого, указывающего своему ученику Епифанию на чудесное видение.

Почитаемые иконы в честь праздника Покрова Богородицы есть во многих городских и сельских церквях.

Храмы на Руси

Первый храм, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы, был воздвигнут самим Андреем Боголюбским. Памятник древнерусской архитектуры был возведен на слиянии рек Нерли и Клязьмы во Владимирской области. Он возвышается посреди огромного луга на рукотворном холме, который весной становится маленьким островом, когда поднимается вода в реках.

После победоносного взятия Казани царь Иван Грозный приказал заложить Покровский собор, ставший впоследствии Собором Василия Блаженного. Осенью 1554 г. был построен временный деревянный храм. Каменный собор строился в течение 6 лет, до 1600 г. был самым высоким сооружением в Москве.

Много храмов освящалось в честь Покрова Богородицы. Самый известный – Покровский Собор на Рогожском кладбище, был построен в конце 18 века. Он задумывался как пятиглавый храм довольно внушительных размеров, но, по приказу императрицы Екатерины II, проект был изменен. В результате у собора осталась одна глава, понизилась высота здания. Пока не был восстановлен Храм Христа Спасителя, Покровский Собор считался самым большим московским храмом.

Праздник очень почитается и старообрядческой церковью. Праздник Покрова – один из самых почитаемых в России. Почти в каждом городе есть храмы и соборы, освященные в его честь. В одной только Москве их около ста.

Богослужение

Песнопения, посвященные Покрову, входят во все древнерусские стихирари. Впервые этот праздник упоминается в Прологах и сборниках поучительных текстов конца XII – начала XIII веков. Покров начал праздноваться по всей Руси только с XV века. Великие четьи-минеи, составленные Святителем Макарием, митрополитом Московским, содержат похвальные слова на праздник Покрова Богородицы.

Все церковные песнопения, посвященные празднику, проникнуты чувством благодарности и радости. Матерь Божья – великая заступница русского народа перед Господом. Ее святые молитвы защищают православных людей от напастей и зла. В праздничном тропаре верующие просят Богородицу укрыть всех своим честным покровом и молить Бога о спасении душ.

Народные традиции и приметы

Середина октября на Руси считалась переходным периодом с осени на зиму. К этому времени крестьяне старались закончить все полевые работы, подготовить скот к зимовке, сделать запасы продуктов. Уже начиналась суровая морозная пора. Начинались топиться печки, избы тщательно конопатили.

В день Покрова скотине отдавался последний сноп – «пожинальник». Его готовили всей семьей и хранили до праздника в переднем углу избы. Считалось, что этот сноп защитит животных от напастей и даст сил пережить суровую зиму.

Праздник Покрова Богородицы – благоприятная пора для свадеб. Как гласит народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». Каждая молодая девушка мечтала выйти замуж именно в это время. Ведь сама Матерь Божия была покровительницей в знаменательный день. Они молились ей и ставили свечи перед ее иконой в церквях. Считалось, что раньше всех выйдет замуж девушка первой поставившая свечку Богородице.

«Покровский» день богат на народные приметы. По нему крестьяне определяли. Какая будет зима. Первый снег, выпавший 14 октября, предвещал раннее наступление зимы. И наоборот, она будет мягкой и бесснежной, если на Покров прольется дождь. Отлет журавлей в теплые края в этот день – верный признак ранней и холодной зимы.

Клен и береза не сбросили листву к середине октября – жди суровых морозов. Предстоящую зимнюю погоду определяли и с помощью флюгера. Ветер с севера – холодная зима, с юга – теплая. Иней на Покров имеет символическое значение. Он покрывает землю, как Пресвятая Богородица защищает своим омофором всех православных христиан.

Источник статьи: http://pravoslavy.ru/liturgiya/pokrov-presvyatoj-bogoroditsy

Оцените статью
Adblock
detector