- Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется
- Что такое критическое мышление и как его развить
- Зачем нужно критическое мышление
- Учёба
- Работа
- Повседневная жизнь
- Как развивать критическое мышление
- Пополняйте копилку знаний
- Учитесь задавать вопросы
- Читайте и анализируйте тексты
- Обращайтесь к альтернативным источникам информации
- Придумывайте варианты
- Анализируйте ошибки
- Специальные упражнения и методики
- Шахматы
- Ребусы, головоломки и логические игры
- Настольные игры, развивающие логику и воображение
- Методики развития нестандартного мышления
- Что нужно запомнить
Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется
Социальная стратификация представляет собой
1) социальное различие, неравенство в положении людей
2) результат взаимодействия внутри общественной группы
3) любые изменения в статусе личности
4) освоение индивидом социальных норм
3) Художник следует в своём творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, т.е.
1) традициям 3) эстетическим нормам
2) этическим нормам 4) правилом этикета
Отклоняющее поведение всегда
1) наносит ущерб обществу 3) нарушает нормы права
2) причиняет вред личности 4) не соответствует социальным нормам
К числу формальных позитивных санкций относят
1) молчаливое признание 3) избрание председателем правления
2) всеобщий почёт 4) доброжелательное отношение
6) Социальный престиж – это
1) социальная значимость, привлекательность той или иной профессии
2) социальное положение человека в обществе, характеризующееся его способностями, образованием
3) социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу
4) социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью
7) Многие римские императоры были выходцами из простых солдат. Данный факт – пример проявления
1) социальной стратификации 3) горизонтальной социальной мобильности
2) социального статуса 4) вертикальной социальной мобильности
В процессе социализации индивид осваивает социальные
1) профессии 2) статусы 3) позиции 4) роли
Главной причиной социального неравенства с марксистской точки зрения является
1) сохранение частной собственности на средства производства
2) невозможность для низших классов получить качественное образование
3) недостаточная помощь бедным слоям общества со стороны государства
4) коррупция в высших органах государственной власти
10) Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодёжи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большое значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Функция семьи, которая проявляется в продолжении рода
1) рекреационная 3) эмоционально – психологическая
2) воспитательная 4) репродуктивная
12) Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
ВАРИАНТ № 2
Индивидуальная или групповая борьба за обладание материальными ценностями
1) кооперация 2) конкуренция 3) проступок 4) конфликт
Любая социальная группа характеризуется
1) малочисленностью состава
2) неформальным контролем поведения
3) общностью социального статуса
4) родственными отношениями
3) О какой социальной норме идёт речь в следующем примере: «Получив подарок, нельзя оценивать его критически»?
1) правовая норма 2) норма этикета 3) эстетическая норма 4) моральная норма
Преступное поведение. нарушающее социальные нормы, называется
1) конформизм 2) девиантное 3) неформальное 4) делинквентное
К числу формальных негативных санкций относится
1) разоблачительная статья
2) понижение в звании
4) неуважительное отношение со стороны коллег по работе
6) Русский, старик, богач, депутат – это примеры
1) социальных ролей 2) социальных статусов 3) этносов 4) маргиналов
7) Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется
9) Различный доступ людей к социальным благам отражён в понятии
1) социальное происхождение
3) социальная мобильность
4) социальное неравенство
10) Верны ли следующие суждения об основаниях выделения социальных групп?
А. Основанием выделения социальной группы является признак этнической общности.
Б. Основанием выделения социальной группы является демографический признак.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11) Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой, помогает ей по дому, приносит ей продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
Источник статьи: http://lektsii.org/12-48818.html
Что такое критическое мышление и как его развить
Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Зачем нужно критическое мышление
Учёба
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.
Работа
Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.
Повседневная жизнь
Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.
Как развивать критическое мышление
Пополняйте копилку знаний
Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.
Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:
- читайте художественную и научно-популярную литературу;
- смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
- наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
- разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.
Учитесь задавать вопросы
Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.
Читайте и анализируйте тексты
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:
- С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
- Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
- Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
- Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
- Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
- Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.
Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.
Обращайтесь к альтернативным источникам информации
Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.
Придумывайте варианты
Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
- Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
- Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
- Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.
Анализируйте ошибки
Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.
Специальные упражнения и методики
Шахматы
Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
Ребусы, головоломки и логические игры
Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.
Настольные игры, развивающие логику и воображение
- «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
- «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
- «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.
Методики развития нестандартного мышления
- «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
- «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
- «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.
Что нужно запомнить
- Критическое мышление — важный навык, который помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.
- Критическое мышление помогает успешно справляться с учебными и рабочими задачами, принимать решения и ориентироваться в потоке информации.
- Чтобы развить критическое мышление, стремитесь расширить свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, учитесь задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.
также встречается определение — латеральное мышление
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник статьи: http://media.foxford.ru/critical-thinking/