- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
- Основные признаки и функции праздника.
- Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников
- курсовая Праздник.docx
- Содержание
- Введение
- Понятие праздника
- 1.2. Функции праздников
- 1.3. Методика подготовки праздника
- 1.4. Классификация праздников
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Аватары (2)
- Вкусные рецепты (12)
- Все для Дневника (5)
- Вышивка крестиком (1)
- Вязание (9)
- Здоровье (3)
- Открытки (7)
- Плетение из газет (0)
- Полезности (0)
- Праздники (4)
- Разное (0)
- Скрапбукинг (3)
- Ссылки (2)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
Праздники — неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость близким!
Праздник — не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.
Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.
Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.
Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.
Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.
Праздник — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и перспективная форма бытия культуры.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/oilk/post118037111/
Основные признаки и функции праздника.
«Праздник» преследует несколько основных целей:
— развлекательная — отдых от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.
— воспитательно-обучающая – не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.
— коммуникативная функция (т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера становятся хорошими приятелями.
Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую и другие функции.
Идеологическая функция праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные. Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.
Компенсаторная функция праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки. Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка — способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный.
Рекреативная функция праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная — биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора — самая благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.
–обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;
– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
– развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
– коммуникативная функция– объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;
– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
Признаки праздника:
Существуют разные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства и т. д.
Источник статьи: http://studopedia.ru/17_10934_osnovnie-priznaki-i-funktsii-prazdnika.html
Праздники. Виды праздников. Примеры проведения детских праздников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника. Объект исследования – современные технологии организации детских праздников. Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников. Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
2. Изучить методику подготовки праздника.
3. Познакомиться с организацией детского праздника.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………. 5
1.1. Понятие праздника…………………………………………………..5
1.2. Функции праздников………………………………………………..7
1.3. Методика подготовки праздника…………………………………. 8
1.4. Классификация праздников……………………………………….10
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1 Виды и формы детских праздников…………………………………16
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3 Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей…………………………………………………………. 20
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………….
Файлы: 1 файл
курсовая Праздник.docx
Содержание
Глава 1. Понятие и характеристика праздника…………………………. 5
Глава 2. Современные технологии организации детских праздников..16
2.1 Виды и формы детских праздников…………………………………16
2.2 Классификация детских праздников………………………………..17
2.3 Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей…………………………………………………………. 20
2.4 . Подготовка и организация праздника для детей…………………..22
2.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника.24
Список используемой литературы……………………………………….27
Введение
Без праздников немыслима жизнь. Чем она труднее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.
Целесообразность применения в образовательной и воспитательной работе праздников определяется доступностью средств осуществления и творческой реализацией основных педагогических задач умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в совместной работе по воспитанию и обучению детей.
В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.
В 21 веке в условиях переориентации российского общества на Запад, так называемой «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов, роль праздника в жизни общества приобретает большое значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой парадигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Сегодняшнее состояние российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию новых данных, проведение социально-философского исследования феномена праздника.
Цель исследования – изучить термин «праздник», его сущность, классификацию, а так же методику подготовки праздника.
Объект исследования – современные технологии организации детских праздников.
Предмет исследования – современные технологии организации детских праздников.
- Изучить понятие и характеристику праздника, его сущность.
- Изучить методику подготовки праздника.
- Познакомиться с организацией детского праздника.
Анализ феномена праздника носит сложный многоаспектный характер. Зарубежные исследователи данной проблемы К. Жигульский, Н. Мизов осмысливают праздник в русле культурологии; Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер — этнографии и социокультурной антропологии. Они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р. Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский. Теоретическое осмысление праздника как игры представил И. Хейзинга. Большой интерес представляют труды зарубежных философов.
Изучение праздника в отечественной научной традиции ведется достаточно давно. Начало этому было положено еще в XIX в, а затем продолжилось в 20-е годы XX в. В этот период появилось немало интересных идей относительно природы праздника. Однако ни в 20-е годы, ни в последующий период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздников. По мнению О. Л. Орлова, в 40-е и 50-е годы ученые не проявляли инициативы в разработке своих представлений о празднике.
Глава 1. Понятие и характеристика праздника
Понятие праздника
Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.
В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв.
Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» — период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). [1]
Есть мнении, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.
Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, — писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий». [2]
Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что – то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно – выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем — то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.
«Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». [3]
Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.
1.2. Функции праздников
Праздничное мероприятие имеет свои функции:
–обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;
– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
– развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств при подготовке выступления, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
– коммуникативная функция – объединение в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;
– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:
— Объединение педагогических усилий: создание триединого союза: учитель–ученик–родители. При подготовке праздника необходимо привлекать потенциал родителей. Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны: интересы, увлечения, таланты.
— Формирование межличностных отношений. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений: посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность.
1.3. Методика подготовки праздника
Методика организации праздников заслуживает отдельного рассказа о себе. Каждый праздник, как известно, представляет собой очень важное и долгожданное событие. От наилучшего решения данного вопроса зависит, как пройдет праздник, понравится ли он детям, какие чувства и эмоции вызовут участники праздника у детей и их родителей.
Методика организации праздников может быть абсолютно разной. При составлении примерного плана необходимо знать следующие этапы и азы, опираясь на которые возможно организовать праздник, который понравится всем его участникам и зрителям.
I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела). Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий участников праздника.
Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, утверждается Советом.
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.
II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное праздничных чувств и непосредственности.
III этап. Сам праздник. Самое главное в начале его — настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.
Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.
IV этап. Обсуждение итогов.
Условия успеха праздника:
- продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
- создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
- опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизит;
- создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни;
- использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
- завязка — эпизод, «запускающий» в движение сюжет праздника — старт праздника;
- иметь продуманную композицию;
- каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;
- использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.
1.4. Классификация праздников
Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Ключом для нее могут служить слова Гегеля: чем «… богаче определяемый предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различимыми могут быть выставляемые на основе их определения».
Источник статьи: http://www.yaneuch.ru/cat_16/prazdniki-vidy-prazdnikov-primery-provedeniya/384621.2647959.page1.html