Методическая разработка урока по русскому языку «Название праздников и знаменательных дат»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Тема: Порядковые числительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-«Название праздников и знаменательных дат» | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Названия праздников или знаменательных дат.
Тема: Порядковые числительные.
Цель: Научить учащихся правильно употреблять порядковые числительные в составе названий праздников или знаменательных дат.
I .Повторение ранее пройденного материала.
Определить количественные и порядковые числительные и у количественных числительных определить разряды. (Целые числа обозначаете буквой Ц, собирательные – С, дробные – Д, порядковые – П.) В результате должна получиться запись:
ц с ц д п с ц п д ц п ц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1
22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков, 5 территории, шестой
класс, двое саней, три знамени, девятнадцатый день, 3 стадиона,
полтораста метров, девятый год, 60 саженцев.
2. Работа с карточками.
Двое учащихся работают с опорной карточкой на месте в тетради, работу проверяют по проверочной карточке.
А) Опорная карточка №1.
Прочитайте сказку-загадку, затем спешите, вставьте пропущенные буквы, поставьте на количественными числительными букву К , над порядковыми – П .
Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рук..ва птиц. М..хнул он рук..вом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, луж..к зацветает. Как третья тройка всп..рхнула, стало жарко, а вылетела четвёртая тройка, подул х..лодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь пер..ев.
Проверочная карточка №1.
Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рукАва птиц.
МАхнул он рукАвом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по
три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег
тает, лужОк зацветает. Как третья тройка вспОрхнула, стало жарко, а
вылетела четвёртая тройка, подул хОлодный ветер и пошли дожди. А
птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перЬев.
Б) Опорная карточка №2.
Прочитайте, затем спешите, заменяя цифры словами и указывая падеж числительных. У порядковых числительных выделите окончания.
Биатлон – слово составное. В нём соединены латинское слово би – «двух», «дву» и греческое атлон – «состязание». Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.
Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 километров и, четырежды сделав остановку – на 3, 8, 13 и 18-м километре, — поразить мишени. На первом огневом рубеже расстояние до цели 250 метров, на втором – 200 метров, на третьем – 150. На четвертом рубеже мишень удалена от снайпера всего на 100 метров, но зато стрелять ему здесь приходится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: из положения «стоя без упора».
Проверочная карточка №2.
Биатлон – слово составное. В нём соединены латинское слово би – «двух», «дву» и греческое атлон – «состязание». Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.
Член каждой команды должен пройти на лыжах двадцать (вин.п.) километров и, четырежды сделав остановку – на треть ем (пр.п.) восьм ом (пр.п.), тринадцат ом (пр.п.) и восемнадцат ом (пр.п.) километре, — поразить мишени. На перв ом огневом рубеже расстояние до цели двести пятьдесят (вин.м.) метров, на втором – двести (им.п.) метров, на треть ем – сто пятьдесят (вин.п.). На четвертом рубеже мишень удалена от снайпера всего на сто (вин.п.) метров, но зато стрелять ему здесь приходится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: из положения «стоя без упора».
Прочитайте предложение, спишите, разберите по членам.
Пятого ноября тысяча девятьсот двадцать девятого года в Москве открыт первый в Советском Союзе планетарий.
Проверочная карточка №3.
Пятого ноября тысяча девятьсот двадцать девятого года в Москве
открыт первый в Советском Союзе планетарий.
(Повест., невоскл., простое, распр.)
2.Ответить на вопросы (класс отвечает на вопросы с места).
А) Что вы знаете о порядковых числительных?
Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при счёте: первый том, второй том,… В предложении порядковые числительные обычно являются определением.
Б) Как образуются порядковые числительные?
Порядковые числительные, кроме слов первый и второй , образуются от количественных: три – третий, четыре – четвёртый, пять – пятый, сто – сотый.
В) Как изменяются, склоняются порядковые числительные?
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвертого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. Четвёртым – новым, П. (о) четвёртом — новом ).
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И. сто двадцать первый
Р. сто двадцать первого
Д. сто двадцать первому
Т. сто двадцать первым
П. (о) сто двадцать первом.
II.Правильное оформление названий праздников или знаменательных дат.
Порядковые числительные мы очень часто употребляем в своей речи. Но наибольшие затруднения и ошибки возникают в использовании порядковых числительных при названии месяца (даты) и названиях праздников.
Если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая.
Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.
2.Работа над предложениями.
(На доске записаны предложения, вставить пропущенные буквы.)
А) Наша страна готовится к Двенадцатому апрел.. .
Б) К Восьмому март.. ребята приготовили подарки своим мамам.
В) К десятому август.. школа была отремонтирована.
Обратить внимание учащихся на правильное построение словосочетаний, обозначающих даты: существительные в этих словосочетаниях всегда употребляются только в родительном падеже, независимо от падежа имени числительного.
3.Работа с учебником.
А) Прочитать правило по учебнику стр. 135 – 136.
Б) Упр.353 (1 учащийся у доски записывает 1 словосочетание в 2-х вариантах, 2 учащийся работает со 2-м словосочетание, весь класс записывает в тетрадь. Дальше работаем устно.)
Учащиеся списывают предложения с доски и проговаривают.
А) А.М.Горькой родился 28 марта 1868 года, а умер 19 июня 1936 года.
Б) М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году.
Обратить внимание учащихся на правильную постановку вопроса о годе рождения: «Какого ты года рождения?» (не «с какого года рождения» ) и ответа на вопрос: «Я … года рождения.» (без предлога с).
2 – 3 учащихся устно задают и отвечают на вопрос о годе рождения.
5.Работа с учебником.
Упр.352 – письменно, по вариантам, проверяют по аудиозаписи.
I в. – с 1 по 5 предложения.
IIв. – с 6 по 9 предложения.
6.Устный творческий диктант (проговорить по слогам).
Заменить сочетание числительного с существительным сложными прилагательными (словосочетания записаны на доске).
Население в 25 тысяч, трасса длинною в 11 километров, тираж в 2 миллиона; школа, в которой учатся 11 лет; словарь в 4-х томах.
Ответить на вопросы:
1.Чем отличаются порядковые числительные от количественных?
2.В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
3.Чем является в предложение порядковое числительное?
4.Как записываются названия праздников и знаменательные даты?
Подписать поздравительные открытки своим родным, мамам, папам: мальчики к 8 Марта, девочки к 23 февраля.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/24/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-nazvanie
Имя числительное. ТЕОРИЯ. Порядковые имена числительные.
Значение.
Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
Примеры: второй, двадцать пятый.
Морфологические признаки.
Постоянные морфологические признаки:
- разряд по значению (порядковые);
- вид по структуре: простые (одно слово – второй), сложные (два корня –пятидесятый), составные (несколько слов – сто двадцать пятый).
Непостоянные морфологические признаки.
Порядковые имена числительные изменяются, как и имена прилагательные:
- по родам,
- по числам.
- по падежам.
Внимание!
В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И.п.
сто двадцать пятый
Р.п.
сто двадцать пятого
Д.п.
сто двадцать пятому
В.п.
сто двадцать пятый
сто двадцать пятого
Т.п.
сто двадцать пятым
П.п.
о сто двадцать пятом
Синтаксическая роль.
Порядковые числительные могут быть разными членами предложения.
Чаще всего, согласуясь с существительными в роде, числе и падеже, являются определениями.
Примеры.
Живёт в (каком?) определение седьмом доме.
(Что?) подлежащее Первый день в лагере был жарким.
Наш спортсмен — сказуемое первый.
Зайдите ( когда?) обстоятельство третьего числа.
Трудные случаи.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:
- к первому мая,
- перед восьмым марта,
- до девятого мая.
Порядковые числительные в названиях событий и праздников РФ после слов праздник, дата и день ставятся в именительном падеже:
- готовятся к празднику Девятое мая;
- в день Восьмое марта.
Порядковые числительные часто входят в состав фразеологических оборотов:
- первая скрипка,
- на втором плане,
- в третьи руки.
Источник статьи: http://poznaemvmeste.ru/index.php/daty/9-pervyj-poslednij/2268-imya-chislitelnoe-teoriya-poryadkovye-imena-chislitelnye
Урок русского языка на тему «Порядковые числительные», 6 класс
Подойдёт и взрослым и детям
Урок русского языка, урок изучения новой темы.
Тема урока «Порядковые числительные» 1 урок.
Технологии : частично-поисковая, информационно-коммуникативная, развитие критического мышления через чтение и письмо.
• воспитывать чувство прекрасного;
• развивать кругозор учащихся;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.
• развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; • Развитие монологической речи учеников;
• умения анализировать свою деятельность.
• учащиеся должны знать основные грамматические признаки
порядковых имен числительных и нормы их употребления в речи;
• развивать словарный запас учащихся.
• знать основные правила употребления числительных в речи;
• уметь правильно употреблять различные формы имен числительных;
• повторить склонение количественных числительных;
• развивать орфографическую зоркость;
Оборудование: карточки с диф заданием;
информационные карточки с заданиями,
мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,
Преобладающий метод: исследовательский.
Ход урока
1. Орг. Момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.
2. Вступительное слово учителя. Приветствие:
— Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке русского языка. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу.
И с хорошим настроением начнем урок. А сначала хочу вас познакомить с одной притчей.
. Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим». Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и — о, чудо! — она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
— Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
3. Разминка (на слайде №2-3)
Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений польской поэтессы Ванды Хотомской :
Три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.
Сто
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Вопросы классу:
— В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)
— Почему трудно читать эти тексты? (т.к. слоги заменены цифрами)
— Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами? (Когда даты, числа…
— Какая запись числа принята? (цифрами).
— Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
— Имя числительное- это какая часть речи? ( Самостоятельная часть речи).
— Какое значение имеет имя числительное? ) (Обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте).
— На какие вопросы отвечает? ( отвечают на вопросы сколько и какой)
— Какие разряды числительных по строению вам известны? (количественные и порядковые).
— На какие две группы по значению делятся все числительные? (простые и составные)
4. Изучение нового материала
Слайд №4 Самостоятельно просклонять числительное
Р. п. первого года
Д. п. первому году
Т.п. первым годом
П.п. о первом годе
-Первый – какое это числительное? Значит, о каких именах числительных мы сегодня будем говорить на нашем уроке? Сейчас пишем число и тему урока. Сегодня на уроке речь пойдет о порядковых числительных. Мы рассмотрим более подробно их грамматические признаки и правила употребления этого разряда числительных в речи. Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (На доске). (Слайд №5)
Перед нами стоит проблема: изучить порядковые имена числительные.
Девиз проблемы: (Слайд №6)
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Китайская пословица.
Мы поднимаемся на пятый этаж и звоним в пятую квартиру,
У меня пятое место в пятом ряду.
Пятые сутки идет дождь.
Определите у существительных род, число, падеж. А теперь это сделаем с числительными. Проверьте себя по слайду 8 .
ВЫВОД: Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Род, число и падеж порядкового имени числительного определяется по связанному с ним имени существительными.
Мы поднимаемся на пятый (м.р., ед.ч., в.п.) этаж (м.р., ед.ч., в.п.) и звоним в пятую (ж.р., ед.ч., в.п.) квартиру (ж.р., ед.ч., в.п.) ,
У меня пятое (ср.ед., ед.ч., и.п.) место (ср.ед., ед.ч., и.п.) в пятом (м.р., ед.ч., п.п.) ряду (м.р., ед.ч., п.п.) .
Пятые (мн.ч., в.п.) сутки (мн.ч., в.п.) идет дождь.
Итак, по морфологическим свойствам порядковые числительные сходны с именами прилагательными. (Слайд 9)
На основе следующих примеров докажите, что это сходство обнаруживается относительно и их синтаксической функции (слайд 10). Выходим к доске и подчеркиваем прилагательные и числительные как члены предложения.
Наступила студеная зима. Начался второй урок.
Зима в этом году суровая. Урок математики второй.
Больной принял лекарство. Пятый вышел из строя.
ВЫВОД: Порядковые числительные являются теми же членами предложения, что и прилагательные: определениями, сказуемыми, подлежащими (здесь наблюдается переход имен прилагательных и имен числительных в имена существительные).
— Мы знаем, что порядковые числительные образуются от соответствующих количественных. Я предлагаю вам потренироваться образовывать порядковые числительные, а заодно и поиграть. На экране будет появляться мяч с записанным числительным. Тот, чье имя я назову, пока «летит» мяч, должен быстро образовать и назвать порядковое (слайд 11). (игра «Лови мяч»)
7. Закрепление материала с самопроверкой. (Индивидуальные задания на карточках).
Выписать словосочетания с числительным и поставить их в нужный падеж. Упр.376.
— Посмотрим, как склоняются имена числительные количественные и порядковые. (Слайд 15)
— Некоторые особенности имеют порядковые числительные, которые заканчиваются на -десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный и -миллиардный .(слайд 12)
Первая часть числительных пятидесятый, шестидесятый, семидесятый и восьмидесятый представляет собой форму родительного падежа . При склонении она не изменяется, не путайте с количественным числительным (слайд 1 3-14).
Форма родительного падежа в первой части сохраняется и в числительных, оканчивающихся на -сотый (слайд 15). И опять же при склонении изменяется только окончание второй части.
Числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный и -миллиардный, кроме родительного падежа первой части имеют и дополнительные нормы употребления. Они пишутся в одно слово, даже если образованы от составного числительного. Требование формы родительного падежа не распространяется на числительные сто и девяносто. Если эти числительные входят в состав порядкового, то они сохраняют начальную форму. Посмотрим, как это отражено в таблице (слайд 16).
Нужно помнить, что слова миллион и миллиард пишутся с удвоенной л.
— Качество полученных знаний по данной теме во многом будет отражать культуру вашей речи. Всегда необходимо стремиться ее повышать.
— Существуют профессии, для которых именно культура речи определяет профессиональную пригодность человека. Как вы думаете, какие это профессии? Это так называемые публичные профессии: адвокат, диктор, телеведущий, учитель и т.д. Но это вовсе не значит, что следить за культурой своей речи необходимо только в том случае, если собираешься выбрать одну из перечисленных выше профессий. Речевая компетентность — непременное условие профессионализма человека, в какой бы области он ни работал. Сейчас мы проведем небольшой конкурс на звание лучшего диктора. Трем вашим одноклассникам были заранее розданы небольшие тексты. Необходимо было подготовить их выразительное чтение, правильно употребив имена числительные. Сейчас мы заслушаем их выступления. Следить за правильностью речи будет экспертный совет в составе (называются фамилии, учитель раздает им листы бумаги ля заметок).
Чтобы эта игра прошла интересно, можно подготовить небольшое презентационное сопровождение с иллюстративным материалом, отвечающим теме каждого выступления. Можно также записать выступления учащихся (при наличии техники), чтобы прослушать их в спорных ситуациях.
Выступления учащихся (мини-игра)
Локомотивы железных дорог (слайд 2)
Первые паровозы появились в начале XIX века. Скорость их не превышала 5-6 километров в час. Но только после постройки Д. Стефенсоном в 1829 году паровоза «Ракета», который с поездом развивал скорость 22 — 23 километра в час, паровоз занял на железных дорогах ведущее место.
В России первые два паровоза были построены на Урале в 1833 — 1834 годах крепостными механиками — отцом и сыном Черепановыми. С тех пор у нас был построен целый рад мощных и быстроходных паровозов: пассажирский «ИС» и грузовой «ФД».
Позже на железнодорожные магистрали вышли более экономичные и совершенные локомотивы — тепловозы и электровозы. С каждым годом растут скорости поездов. Скорость товарных поездов достигает 100, а пассажирских — 140 — 160 километров в час.
Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве (в 30 километрах от Харькова). Он написал десятки картин, сотни портретов и сделал тысячи рисунков. К одной только картине «Государственный совет» он создал больше 50 этюдов, к картине «Садко» — 150 подготовительных рисунков и эскизов.
Репин обладал и несомненным литературным талантом, его перу принадлежит много статей. Написанная им книга воспоминаний «Далекое близкое» вышла в нескольких изданиях. И если в первом издании (1937 года) тираж ее составил 5 тысяч экземпляров, то в четвертом издании (1953 года) уже 50 тысяч. Знаменательно, что большинство портретируемых были друзьями Репина. Его эпистолярное наследие насчитывает свыше 10 тысяч писем.
— Разрядка для глаз. (слайды 17-25)
— Сядьте прямо, положите руки на колени, не поворачивайте головы. Внимание на экран. (Слайд 17) Мы живем на одной из красивейших планет. Смотрим на экран, ( Слайд 18) слушаем звуки музыки. Посмотрели в окно. На экран. ( Слайд 19) Обвели взглядом вокруг себя. На экран. ( Слайд 20) Слушаем музыку. Посмотрели на соседа справа, на соседа слева. На экран. (Слайд 21) Опустили глаза вниз, посмотрели в тетрадь. На экран. (Слайд 22) Закрыли глаза. Посмотрели на экран. (Слайд 23) Закрыли глаза. Мы научились видеть красоту вокруг себя: в листочке, в снежинке, в травинке, в человеке. Это мир, в котором мы живем, он прекрасен. Будем беречь его. Открыли глаза, продолжаем работу.
Самостоятельно изучите материал в учебнике.
— Порядковые числительные используются для обозначения дат. Если дата является официальным праздником, то существуют определенные правила ее записи (слайд 24).
Праздничную дату можно записать по-разному: числом и существительным, причем существительное пишется с заглавной буквы. Можно заменить число словом, тогда писать числительное следует с заглавной буквы, а название месяца с маленькой. Порядковые числительные в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. Если этих слов нет, то числительное ставится в нужном падеже, а название месяца всегда остается в родительном падеже.
— По образцу запишите предложения с другой памятной датой – 9 Мая. Проверьте себя. (слайд 25)
8. Подведение итогов урока на этапе «Фаза рефлексии». (Слайд 26)
какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (Порядковые)
как изменяются порядковые числительные? ( Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам )
от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? ( от существительного, к которому оно относится)
9. Домашнее задание
1. Выполнить упр. 380, используя задания к упражнению.
2. Составьте ситуацию, где было бы уместно использовать одну из пословиц.
От слона держись на 60 шагов, от осла — на 70 (тамильская)
Человек 60 лет живет, а 30 из них спит (японская)
Замените некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении.
Прежде чем семья сядет за стол, предварительно вытри клеенку.
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-poryadkovie-chislitelnie-klass-3728700.html