Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском велико-княжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского, за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания — в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов.
В Новгороде святитель Геннадий (память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил себе келлию. К месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и он в 1501 году построил на этом месте деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий Устав, написанный русским святым для монашествующих.
Преподобный Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители.
Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии.
Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Иошехонский ( память 5 марта), Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая).
Общецерковное празднование преподобному Корнилию (19 мая) установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием (Устав издан: Архимандрит Амвросий, «История Российской иерархии». Ч. IV. М., 1812, с. 661 -704).
Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389) и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407).
Святой Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского.
Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов.
В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.
Священномученика Патрикия, епископа Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров (II-III)
Святой Патрикий жил в I веке и был епископом города Пруссы в Вифинии (Малая Азия). Он открыто и смело проповедовал учение Христа Спасителя и обличал заблуждения язычников. За это был взят вместе с тремя пресвитерами Акакием, Менандром и Полиеном и приведен на допрос к правителю города Юлию. В то время Юлий уезжал лечиться на горячие источники, он приказал вести за собой и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные оковы. Омывшись в теплых источниках, Юлий принес жертву своим богам и, призвав святого Патрикия и других узников, предложил им принести жертву языческим богам, угрожая в случае отказа истязаниями.
Святой Патрикий на это отвечал: «Я христианин и поклоняюсь Единому Истинному Богу, Иисусу Христу, Который создал небо и землю и эти теплые источники на пользу всем людям». По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с твердой верой мученик молился о помощи: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему», — и остался невредим.
В бессильной ярости Юлий приказал отсечь головы святителю Патрикию и трем его пресвитерам. Кончина мучеников последовала около 100 года по Рождестве Христовом.
Преподобный Корнилий Палеостровский, Олонецкий, родился в Пскове, был основателем иноческого жития на острове Палий Онежского озера в конце ХIV века.
Несмотря на уединенность острова, к нему вскоре собрались братия, для которых он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Последние годы жизни преподобный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоянной молитве. Свой подвиг подвижник усугублял ношением тяжелых вериг.
Блаженное преставление преподобного совершилось около 1420 года, мощи его были перенесены в храм обители его учеником, преподобным Авраамием Палеостровским (память 21 августа), который также прославился подвижнической жизнью и был позже погребен рядом со своим духовным наставником в Палеостровской обители.
Преподобного Сергия Шухтомского (1609)
Преподобный Сергий Шухтомский, в миру Стефан, родился в Казани. Известно, что он три года ходил по святым местам Палестины и Греции, обучаясь монашеской жизни. Затем возвратился в Новгород, откуда перешел в Соловецкую обитель.
В 1603 году принял схиму в Череповецком Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, который впоследствии написал икону преподобного Сергия Шухтомского. Приняв схиму, преподобный возложил на себя строгий подвиг, пребывая день и ночь без сна в коленопреклоненных молитвах. За святую жизнь Господь удостоил Своего угодника дара чудотворения и пророчества.
Преставился преподобный Сергий Шухтомский 19 мая 1609 года.
Сщмч. Виктора (1937). Сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла и Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938). Сщмч. Онуфрия, ариеп. Курского (1938). Прмч. Валентина (1940). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). Свт. мчч. Парфения и с ним брата его Калогерия (250). Свт. Дунстана, архиеп. Кентерберийского (988) (Кельт. и Брит.). Вступление в Грузию Равноап. Нины (Нино), просветительницы Грузии (323). Мчч. и исп. монахов Иоанна, Конона, Иеремии, Кирилла, Феоктиста, Варнавы, Максима, Феогносия, Якова, Геннадия, Герасима, Марка и Германа Кипрских, пострадавших от латинян (1231). Собор Харьковских святых. Мцц. Кириаки и Феотимы (311) (Греч.).
Источник статьи: http://www.tamby.info/pravoslavie/june-1.htm
Какой Церковный праздник сегодня, 1 июня, почитается в православном мире
Москва, 08.03.2021, 19:06:53, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
В первый летний день представители православного христианства отмечают сразу пять различных церковных торжеств. Благодаря перечню событий возможно заранее узнать о периоде проведения различных праздников, постов и дней почитания каждого святого. Также данный перечень помогает христианам восточного обряда ориентироваться в религиозных событиях и заранее понимать, когда наступают дни значимых торжеств.
Церковные православные праздники 1 июня
Священномучеников Патрикия Прусского, епископа, и с ним трех пресвитеров Акакия, Менандра и Полиена
В этот день почитают память о епископе Патрикии Прусском, а также трех его пресвитеров. Проживали они в первом веке нашей эры и погибли за то, что верили в Господа. В то время правитель Прусс Юлий приказал отсечь им всем голову.
Преподобных Корнилия, чудотворца Комельского и Корнилия Палеостровского, игумена Олонецкого
Также в этот день почитают память святых Корнилиев, один из которых был основателем церкви на территории Комельского леса, что рядом с Вологдой. Помимо этого, именно он создал устав для братии. Касательно второго, он был основателем монашества у острова Палий в четырнадцатом веке. Данных святых начали почитать более четырехсот лет назад.
Благоверного великого князя Димитрия Донского
Еще в эту дату почитают память о святом князе Димитрии Донском, который получил свое прозвище благодаря исторической победе на Куликовом моле. Кроме военных подвигов, он также был создателем монастырей и храмов.
Благоверного князя Иоанна (в иночестве Игнатия) Угличского, Вологодского
Кроме этого, в первый летний день почитают память о сыне князя Андрея Угличского Игнатия, который проживал в пятнадцатом и шестнадцатом веках нашей эры. Игнатий пробыл в заключении более тридцати лет ввиду решения великого московского князя Иоанна Третьего Васильевича.
Преподобного Сергия Шухтомского (Шухтовского)
Представители церкви первого июня чтят память и о святом Сергии Шухтомском, у которого был дар пророка и чудотворца. Не стало святого в 1609 г.
День ангела, 1 июня, мужские и женские имена
Согласно церковным православным календарям в первый летний день будут отмечать сразу девятнадцать именин, среди которых лишь одно женское. Благодаря списку именин родителям намного легче выбирать имя для ребенка, который родился в этот же день, ведь таким образом они получают себе еще и ангела-хранителя.
1 июня именины отмечают
Мужчины
Акакий от древнегреческого имени Акакиос — «незлобивый, не делающий зла»
Александр от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»
Антон от римского родового имени Antonius, происходящее от древнегреческого антао — «встречаться, сталкиваться», «вступать в бой», «состязаться» или антос — «цветок»
Валентин от римского родового имени Valentinus, происходящее от другого родового имени — Valens — «сильный, крепкий, здоровый»
Василий от древнегреческого имени Басилейос — «царский, царственный»
Виктор от латинского слова victor — «победитель»
Григорий от древнегреческого григорео — «бодрствовать», «быть бдительным», «не спящий»
Дмитрий от древнегреческого имени Деметриос — «посвящённый Деметре (богине плодородия)», «земледелец»
Иван от древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» от древнеиудейского Иоанн — «помилованный Богом»
Игнат от римского родового имени Egnatius, происходящее от латинского ignis — «огонь»
Максим от римского родового имени Maximus — «величайший»
Матвей от древнееврейского имени Матфей — «дарованный Богом», «дар Яхве (Бога)», «Божий человек»
Митрофан от древнегреческого имени Метрофанес: метер — «мать» + файно — «показывать, светить, являть»
Михаил от древнееврейского имени Михаэль — «равный, подобный Богу», «испрошенный у Бога»
Николай от древнегреческого имени Николаос — «победитель народов»
Павел от римского родового имени Paulus — «скромный», малый», «незначительный», «младший»
Сергей от римского родового имени Sergius — «знатный», «высокий»
Ян польская, белорусская и древнерусская формы древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив»
Женщины
Анастасия женская форма от Анастасий, происходящего от древнегреческого имени Анастасиос — «воскресший»
1 июня – традиции, народные приметы, обычаи и ритуалы в день Ивана Долгого
В первый летний день наши предки праздновали торжество Ивана Долгого, либо Ивана Хлебороста. Согласно народным традициям, в эту дату проводились активные полевые работы, ведь крестьяне начинали еще с самого утра и завершали работу в поле, лишь когда солнце заходило.
Данный день не был праздничным, а лишь заставлял мужчин активно работать в поле, а женщин дома. Касательно детей и стариков, они также не бездельничали и занимались выполнением посильных заданий.
Наши предки верили, что именно в этот день можно было заметить появление первых грибов или ягод, либо заколосившуюся рожь. При этом самым важным событием в этот день было проведение работ по засеванию пшеницы.
Интересно, что посевом занимались вне зависимости от того, какие погодные условия были на улице. Кроме пшеницы, также можно было садить цветную капусту, фасоль, черную редьку и тыкву.
В домах к празднику хозяйки пекли пироги либо готовили специальные караваи. Данное блюдо должно быть достаточно большим и круглым, и его необходимо было принести к полю и преподнести Матери-Земле, чтобы получить хороший урожай. Считалось, что такие действия помогут в итоге собрать богатый урожай и прожить на протяжении года без чувства голода.
Касательно пирогов, их также не стоило оставлять дома, а правильнее было раздавать нуждающимся, а также соседям и детям на улице. Если выпечка все же осталась, то ее нужно было разбросать, чтобы птицы ею полакомились.
В то же время, семья не должна была остаться голодать, и на обед хозяйки готовили вареники с различными начинками, которые дети должны были отнести старшему поколению на поле, чтобы они также не остались голодными.
Представительницы прекрасного пола в первый летний день занимались сбором различных трав, чтобы сплести венок. Носить их нужно было на протяжении суток, а под вечер забросить в окно к молодому человеку, который нравился, и шептать нижеуказанный заговор:
«Ты венок найди и меня добрым словом помяни».
Считалось, что такие венки являются оберегами и помогают сохранить любовь и нежность в парах.
Целители и знахари в этот праздник также занимались своими делами и могли избавиться от различных негативных энергетик, которые получили во время работы с больными. Для этого необходимо было проводить специальные ритуалы и читать заговоры.
Одним из популярных обрядов у целителей был следующий: они направлялись в осиновые рощи, взяв с собой веревку, которую заранее приобретали в Чистый четверг. Веревку необходимо было держать подмышкой нерабочей руки и при этом запрещалось разговаривать с любыми путниками, пока не дойдете до нужного места. Кроме этого, в дороге запрещалось употреблять воду и пищу, и даже оглядываться.
В рощах они искали сухие пни, возле которых должны расти две осины. Между деревьями необходимо было привязывать веревку и говорить нижеуказанный заговор:
«Две подружки-осинки растут, соками с земли питаются, здоровьем наливаются. Я их обвяжу и силой у них поделиться попрошу. Все плохое с меня уйдет, и в пень сухой перейдет, вместе с корнем его и сгниет».
После этого веревку необходимо было развязать и забрать домой, по пути опять таки ни с кем не говорить, пока не переступят порог собственного жилища. Данную веревку необходимо было положить под подушку и сжечь спустя сорок дней после ритуала.
Источник статьи: http://pronedra.ru/kakoj-cerkovnyj-prazdnik-segodnya-1-iyunya-pochitaetsya-v-pravoslavnom-mire-481997.html