Праздник бобового короля что это

Корона для Бобового короля — веселая традиция во Франции

Традиция печь огромный пирог с сюрпризом, собираться дружеским кругом и выбирать потешного «короля» сохранилась во Франции.

При желании «бобовый пирог» можно купить готовым — достаточно завернуть в ближайшую булочную. Там для компании предложат слоеный миндальный торт нужного размера, и в его коробке обязательно будут лежать две бумажные золотые короны — для Бобового короля и его королевы.

Сюрприз тоже будет. Важно не проглотить его и не сломать об него зуб, ведь сейчас французские кондитеры запекают не «бобы», а крохотных керамических человечков.

Как праздник появился?

«День Бобового короля» известен в Европе с раннего Средневековья, и его традиция восходит к Рождеству. Вплоть до XVII века его справляли столь широко и весело, что шутовские «короли» попадали на страницы книг и полотна живописцев.

Другое его название «День Трех Королей». Волхвы, что пришли поздравить Деву Марию и принесли дары Младенцу Иисусу. У католиков день почитания волхвов приходится на Богоявление, 6 января, а блюда на столе вокруг главного пирога должны напоминать о символах христианства: рыбе и агнце.

Однако «бобовыми днями» французы любят чествовать и других святых, особенно Николая Чудотворца.

Что запекают в пироге?

Старое название праздника не случайно. В качестве секрета было принято класть крупную фасоль или цельный миндальный орех.

На смену им пришли монетки, изображения ангелов и святых, а потом и нынешние нарядные человечки в золотых коронах. Из этих фигурок дети и взрослые любят составлять коллекции.

Как выбирают Бобового короля?

Пирог ставят в центр стола и разрезают на куски.

Если праздник отмечают в семье, под стол залезает самый младший из ее членов и садится под пирогом. Взрослые по очереди показывают на куски и спрашивают, кому они достанутся, а ребенок называет имена.

После этого (или сразу) все садятся за стол и начинают есть.

Тот, кто находит в пироге сюрприз, становится Бобовым королем и выбирает из присутствующих дам королеву. Если секрет достается королеве, Бобового короля назначает она.

Как чествуют короля?

«Королевской чете» надевают золотые короны, их сажают во главу стола и восхваляют тостами.

Бобовый король может отдавать шутливые приказы, и подданные должны мигом их выполнять. Безграничная монаршая «власть» сохраняется до конца дня.

Но стать королем — еще и обязанность!

Согласно обычаю, счастливый обладатель приза должен обеспечить для компании новый пирог и продолжение вечеринки. Ведь «бобовый праздник» продолжается не один день.

Какие еще традиции связаны с этими днями?

Раньше пирог не съедали целиком — порций должно было быть на одну больше, чем присутствующих. Оставшийся на блюде кусок называли «Доля Бога» или «Доля Девы», и с ним поступали по-разному. В старину его было принято выносить из дома и отдавать нищим.

Иногда эту часть пирога берегли в память о тех, кто отсутствовал за столом, и старались, чтобы не возникло плесени. Это говорило, что с человеком все в порядке, и он обязательно вернется.

Существовали и «бобовые пирожные» — небольшие по размеру миндальные тортики с сюрпризом. Их отправляли в подарок друзьям, преподносили сюзерену.

Но главной традицией «бобовых дней» было и остается дружеское и семейное веселье.

Поэтому золотые бумажные короны так любят хранить и заново примерять. В этот момент всегда хочется улыбнуться.

Источник статьи: http://www.yoki.ru/style/kurs/07-02-2019/467492-0/

Иорданс Якоб. Праздник Бобового короля

Иорданс, Якоб. 1593-1678.Бобовый король.Фландрия, Около 1638 г.Эрмитаж.

Читайте также:  Сценарий праздника все звезды

Творчество выдающегося фламандского живописца Якоба Йорданса связано с реалистическими традициями национальной художественной школы. Блестящий знаток народных обычаев и фольклора, Йорданс запечатлел в картине «Бобовый король» праздник «трех волхвов» или «трех королей», который ежегодно отмечался во Фландрии 6 января. По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который запекался боб. Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался «бобовым королем».

Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. По правилам праздника «бобовый король» выбирал себе «королеву» и назначал «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королевской чете», а когда «бобовый король» поднимал очередной бокал вина — громко восклицать хором: «Король пьет!».

Изображая кульминацию праздника, Йорданс великолепно передал атмосферу стихийной раскованности чувств своих героев, наделил каждого из них выразительной мимикой и жестикуляцией. Бытовая сцена приобрела монументальный характер и мощный жизнеутверждающий пафос. Динамика композиции, подчеркнутая объемность форм, теплый золотисто-коричневый колорит и широкая живописная манера характеризуют Йорданса как последователя Рубенса и одного из ведущих мастеров фламандского барокко.

На картине изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Сидящий в центре «король» — убеленный сединами добродушный старик — провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Молодая женщина справа, совершенно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал.

А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Но особенно шумны мужчины. При этом один из них, одетый в традиционный шутовской костюм, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.

Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Почти реально ощущается массивность и грузность фигур, плотно заполняющих пространство картины. Каждая деталь здесь предельно материальна: и шелковистые завитки прически девочки, пьющей вино, и лоснящаяся шерсть собаки, и сверкающий металл кружек, и блеск прозрачных бокалов…

Вот эта жизнерадостная полнота образов и стремление прославить чувственные радости бытия роднит Якоба Иорданса с Рубенсом. «Князь живописцев», безусловно, оказал влияние на молодого художника, хоть тот и не был его непосредственным учеником.

Источник статьи: http://proza.ru/2017/05/08/936

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

Замки Бельгии: Спонтин. Спонтин (Spontin)- это деревня на реке Бок (Bocq), расположе.

Музыка

Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)
Читайте также:  Спортивный праздник парад спортивных

Метки

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Бобовый король в Нидерландах

Воскресенье, 01 Января 2012 г. 20:49 + в цитатник

По старой нидерландской традиции 6 января — день празднования национального праздника «трех волхвов» или «трех королей»

Период с 25 декабря по 5 января известен как 12 дней Рождества. Последняя, Двенадцатая ночь приходилась на ночь 6 января.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Однако постепенно празднование Рождества стало популярным в народе и, можно предположить, что обряды его празднования, и даже сами даты были скопированы с римских Сатурналий.

Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния. Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как «лучшее время»: правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках.
В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей. Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий (он же Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король), который правил в период с 25 декабря до 6 января. Рождество впоследствии стали праздновать в тот же временной период.

Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены, и народ вернулся из церкви. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне.

Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры затягивались за полночь.

Большим успехом пользовались произведения со сценами этих застолий Якоба Йорданса.


Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (Ок. 1638 г., Эрмитаж, С.-Петербург)

Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах. Ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.


Йорданс Якоб (1593—1678). Бобовый король. (Около 1655, Музей истории искусств, Вена)

Застолье с Бобовым королем устраивалось повсеместно, оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, так и у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей.

В силу этого, впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (!) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.

Читайте также:  Помощник ведущего праздников вакансии


Йорданс Якоб (1593—1678). Король пьет (Музей старинного искусства, Брюссель)

Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане – сам художник.


Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (1635-55, Staatliche Museen, Kassel)

При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения. Интересно рассматривать, как он перемещает своего Бобового короля – король в центре, король справа, король слева. И не всегда король даже и главная фигура. Вот, например, картина 1640 года, еще один заход Йорданса на тему, на этот раз ледиз фёст. В центре, в кругу света – дамы, Бобовый король – слева, в тени:


Йорданс Якоб (1593-1678). Король пьет. Celebration of the Feast of the Epiphany (1638-40, Лувр, Париж)

И, как всегда, дети и домашние животные принимают активное участие в весельи взрослых. Очевидно, воспитательный момент фламандцев 17 века волновал не особенно, их веселая попойка – эквивалент сегодняшнего просмотра семейного кино. Однако это не сугубо йордансовское, дети – участники пиров взрослых – вполне в традициях европейской живописи. Все картины вакханалий всегда переполнены детьми и ангелочками.


Йорданс Якоб (1593-1678). The King Drinks (1638, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels)

Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно.


Йорданс Якоб (1593-1678).

Эти сцены застолий с Бобовым королем запечетлены и на полотнах многих других голландских и фламандских художников.


Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь

В некоторых местах, по древнему обычаю, на полу комнаты устраивали частокол из высоких свечей, через который прыгали дети.


Стен Ян (ок.1626-1679) Двенадцатая ночь (1662, Museum of Fine Arts, United States)


Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь (1668, Staatliche Museen, Germany)

Выбранные Бобовые короли с прикрепленными бумажными звездами и высокими свечками в руках, шествовали в сопровождении кортежа детей, увенчанных корзинами, дурацкими колпаками и разряженных в невообразимые шутовские наряды. Процессия распевала старые песни, рассказывавшие об Ироде и волхвах, и направлялась в кабак, где по такому случаю угощали пирогами на растительном масле.

Из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»


Тенирс Давид Младший (1610-1690) Крестьяне, празднующие двенадцатую ночь (1635, National Gallery of Art, Washington)


Тенирс Давид Младший (1610-1690) The Twelfth-night (The King Drinks) (1634-40, Museo del Prado, Madrid)


Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Король пьет (1636-37, Liechtenstein Museum, Vienna)


Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Двенадцатая ночь


Метсю Габриель (1629-ок.1668). The Feast of the Bean King (Alte Pinakothek, Munich)


Рейкард Давид Младший (1612-1661) Schmausende Gesellschaft. Anlass scheint das Bohnenfest am Tag der Heiligen Drei Könige zu sein. (Бобовый король) (1650, Saxony State Museum)


Рейкард Давид Младший (1612-1661) Das Bohnenfest. (The bean feast.) (гравюра с картины 1837-1842)


Marten Van Cleve. The King Drinks

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post199333465/

Оцените статью
Adblock
detector