Boże Ciało: что значит этот праздник и как его отмечают?
31 мая в Польше отмечают Божье Тело (Boże Ciało). В этот праздник нужно идти в церковь и воздерживаться от ненужной работы — как и в каждое воскресенье.
Помимо воскресений, Божье тело является одним из 10 праздников, посвященных Церкви. Из-за того, что это подвижный праздник, у него нет фиксированной даты, и многие люди не знают, как рассчитать, когда Божье тело выпадает в следующем году. Принцип очень прост: Божье тело выпадает на четверг сразу же после праздника Святой Троицы. Как правило Божье тело выпадает на 60-й день после Пасхи.
Божье тело — это праздник с историей менее 1000 лет. В 1246 году его создали для епархии Льеж, что находится в Бельгии. Это сделал местный епископ Джулиан Морт Корнильон. Шесть лет спустя праздник распространился на всю территорию Германии. В 1264 году Папа Урбан IV ввел Божье тело в категорию церковных праздников. В 1849 году провозгласили праздник драгоценной крови Господа Иисуса Христа. В 1969 году литургическая реформа Папы Павла VI объединила эти два празднования и с тех пор Божье тело празднуется так как сегодня.
Божье тело, прежде всего, ассоциируется с шествиями на улицах города. Четыре алтаря построены в разных местах, украшают цветами. Процессии проходят через эти алтари вместе со Святым Причастием. Четыре алтаря обозначают четыре Евангелие. К этому празднику принято украшать улицы, по которых пройдут шествия. Во время процессии дети посыпают цветами или лепестками дорогу по которой идут. Все это является выражением радостного и благодарного характера этого праздника.
Божье тело — выходной день. Из-за того, что в этом году праздник припадает на четверг, многие люди берут один дополнительный день отпуска в пятницу. Погода сейчас отличная, поэтому расширенный уик-энд — отличная возможность для отдыха.
Источник статьи: http://poland2day.com/ru/bozhe-telo-chto-znachit-etot-prazdnik-i-kak-ego-prazdnuyut/
Праздник Божьего Тела в славянской традиции
Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Праздник Тела и Крови Христовых
Праздник Божьего Тела | |
Стрельба на праздник Божьего Тела в Польше | |
Тип | народно-христианский |
---|---|
Отмечается | славянами-католиками |
Традиции | запрет на работу вне дома, составление и хранение букетов, плетение венков, крёстный ход на засеянное поле, стрельба из ружей |
Связан с | 60-й день по Пасхе |
Пра́здник Бо́жьего Те́ла в славя́нской тради́ции — народные обычаи праздника Божьего Тела у славян-католиков. Основной комплекс народных обычаев и поверий этого дня примыкает по времени и схож по ритуалам с троицкой и купальской обрядностью: сбор трав, цветов, веток, изготовление венков, букетов для украшения домов, дворов, улиц, освящение зелени в церкви, использование освящённых растений в обережных и лечебных целях; поверья об активизации ведьм, «отбирающих» у коров молоко, и т. п. [1]
Содержание
Введение христианского праздника
Праздник Тела Господня — праздник, введённый в обиход католической церкви с XIII века в память установления Иисусом Христом таинства евхаристии (причащения); отмечается в девятый четверг после Пасхи. Первые упоминания о церковных процессиях в этот день известны в Польше с 1347 года, однако популярными и повсеместными у славян-католиков они становятся с XV—XVI веков.
Во многих районах Польши к XIX веку праздник Божьего Тела считался не менее значительным, чем Пасха. Его отмечали в течение недели, а массовые процессии устраивали в первый день и затем в последний, восьмой, день, называемый «Октава Божьего Тела» (польск. Oktawy Bożego Ciała ). Именно в этот последний день празднеств освящали в костёле специально изготовленные веночки, которые хранили в течение года как магическое и лечебное средство.
Сбор зелени
Накануне или ранним утром праздничного четверга собирались травы и цветы для плетения небольших веночков, букетов, гирлянд, рубили ветки берёз, клёнов, лип, акации, рубили деревья, заготавливали длинные стволы. Обычно плели непарное количество венков — 5, 7, 9. В некоторых местах венки плели из строго определённого вида растений или из непарного количества растений (пол. Поморье, вост. Польша). Для украшения дворов и улиц, а также для устройства зелёных алтарей под открытым небом готовили травы и ветки срубленных деревьев. Словенцы и хорваты использовали высокие (до 30 м и выше) шесты и деревьея, которые устанавливали вдоль дороги по пути движения процессии.
Крестный ход
Крестный ход совершали от костёла по селу, обязательно обходили поля, ксёндз совершал богослужение возле сооружённых зелёных алтарей и в четырёх углах засеянного поля. Мужчины несли хоругви, женщины и дети — венки, ветки и букеты зелени. В XVIII в. существовал обычай стрелять из ружей во время движения процессии (ср.: у восточных славян на Великдень стреляли из ружей). Западные славяне переписывали начала четырёх Евангелий и закапывали листки бумаги в четыре угла житного поля «от градобития». В Белой Крайне (Словения) для участия в процессии надевали домотканую белую одежду. Женщины Каринтии в самый момент начала шествия затыкали за пояс несколько стеблей злаков, чтобы весь год не болела поясница. Зелени придавался магический смысл. Повсеместно запасались зеленью, использованной в обрядовом шествии: на ходу отламывали ветки с алтарей, срывали цветы с гирлянд и украшений, поднимали и забирали с собой букетики, которыми осыпали процессию, и т. п. [2]
Дальнейшее использования зелени
После крестного хода зелень использовали аналогично троицкой и купальской зелени. В первую очередь её использовали для защиты от градовых туч, грозы, молнии, пожара, от нечистой силы; для отгона гусениц, червей, грызунов с полей и огородов; для урожая, для лечения болезней, порчи, сглаза. Кроме того, сквозь венок, освященный в день Божьего тела, процеживали молоко, чтобы его не испортила ведьма, протаскивали вылупившихся гусят для хорошего роста, цветы с таких венков сыпали в маслобойку, чтобы хорошо сбивалось масло, в молоко — для удачной закваски и т. п. В Словении мужчины старались первыми захватить стволы деревьев, из которых устраивали алтари, и делали из них ручки для лопат, граблей, кос.
Так же как троицкий и купальский периоды, день Божьего Тела считался опасным, связанным с вредоносностью ведьм, которые могли «отобрать» молоко у коров, наслать порчу на людей и скот. Чтобы предохраниться от злых чар, в этот день старались не выгонять скот на пастбище, чертили чесноком кресты на дверях хлевов, прикрепляли к рогам коров обрядовую зелень и пр. Считалось, что если посмотреть на движущуюся процессию через дырку в доске от старого гроба, то можно увидеть всех сельских ведьм.
Запреты
В этот день, а местами и на следующий, не работали вне дома (в поле, огороде, лесу). В Штирии пятницу называли «дымная пятница» (словен. posmojeni petek ); в этот день никто не окапывал кукурузу, чтобы она не погорела. В Жешовском воеводстстве (сейчас Подкарпатское воеводство) запрещалось в день Божьего тела пользоваться вальками при стирке белья; воздерживались от работы в поле, «чтобы буря хлеб не погубила», и от работы в лесу, «чтобы люди не калечились» [2] .
Девятник в Белоруссии
Девятник — народное название праздника в четверг на девятой неделе по Пасхе. В этот день не работали в поле, опасаясь грома. Праздник возник в конце XІX века в связи с переходом белорусских униатов под лоно православной церкви. Белорусские католики и униаты продолжали его отмечать как праздник Божьего Тела [3] .
В Белоруссии во многих местах (например, в Добрушском районе) считают, что Девятуха, как и Десятуха, — это белорусский праздник «от грозы». В иных же (например, в Лельчицком районе) говорят, что «Дзявятуха — то польскае сьвято, а Дзясятуха — нашое».
В волочёбных песнях рядом с Десятником Девятуха является одним из этапов роста ржи:
Дзявятушка-памяжаначка
Па межах хадзіла, жытцо абзірала,
Жытцо абзірала да й раўнавала.
Иногда праздники не различались [4] .
Приметы
У словенцев считается, что хорошая погода этого дня обещает тёплое лето или устойчивую погоду на период сенокоса; дождливый же день сулит дождливый сенокос и гнилое лето [2] .
Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8
Дыялог
Культурна-рэлiгiйны часопiс
Торжество Божьего Тела
Безусловно, одним из наиважнейших и наикрасивейших католических празднеств является Торжество Божьего Тела. Можно даже встретиться с убеждением, что это величайший католический праздник в течение литургического года, и с таким мнением трудно полемизировать.
Очевидно, что это праздник, очень сильно укорененный в традиции Католической Церкви, относящийся к наиболее почитаемому через него Таинству, радующий большим признанием верующих, очень красиво, богато и торжественно переживаемый. Несомненно, он является олицетворением евхаристической католической набожности. Однако, кроме внешнего великолепия, Торжество Божьего Тела имеет также свое внутреннее измерение, свою глубину и тайну и является чем-то очень важным в плане как общего, так и личного духовного возрастания верующих католиков в процессе переживания этого особенного литургического события.
Если говорить об истории, то Торжество Божьего Тела возникло на фундаменте евхаристического культа, который развивался в Западной Европе в Средневековье, а также как ответ на отрицание реального присутствия Христа в Евхаристии некоторыми еретическими течениями того времени. Непосредственным поводом к установлению этого праздника стали мистические видения бл. Юлианы из Корнилиона, которая в 1209 году увидела ясный круг с темным пятном, что было интерпретировано как знак отсутствия среди костельных празднеств дня в честь Наисвятейшего Таинства. Под влиянием тех видений праздник Божьего Тела сначала был учрежден во Франции, а затем распространился также на Германию. В 1264 году Папа Урбан IV учредил празднество Божьего Тела во всем Костеле и на его проведение определил четверг после октавы Наисвятейшей Тройцы. Предлогом для такого определения были: удовлетворение за оскорбление Иисуса в Наисвятейшем Таинстве и ошибки еретиков, а также восславление памяти установления Наисвятейшего Таинства, которое в Великий Четверг, исходя из значимости Великой Недели, не может быть проводимо так, как того требует величие этого Таинства. Первые евхаристические процессии, связанные с этим празднеством, начали проводиться в конце XIII столетия, а в Европе распространились только в XV столетии. Пользовались они большой популярностью. С самого начала организовывались с большой роскошью и объединяли все слои общества. Когда движение реформации сделало такой вид проявления набожности проблемным, евхаристические процессии тем более трактовались как защита веры. Традиция четырех алтарей происходит из Германии, где процессия Божьего Тела трактовалась как богослужение просьб об избежании несчастий и ниспослании хорошей погоды. При алтарях пелись начала четырех Евангелий и уделялось торжественное благословение. Сейчас читаются фрагменты Евангелия, тематически связанные с Таинством Евхаристии.
Каждое таинство веры дает возможность внутреннего его переживания, но также позволяет, а иногда и требует внешнего свидетельства. Это касается и Таинства Евхаристии. Это Таинство, в котором каждый человек может лично встретиться с Живым Богом: через адорацию, но еще больше – в Святом Причастии, которое, без сомнения, предоставляет возможность наивысшего единения создания со своим Господом. Это во время адорации и принятия Тела Господа человек получает возможность наиглубочайшего свидетельства веры и личного, интимного познания милости Иисуса. Именно тогда проявляются наивысшие таинства мира, наиболее личные и наиболее сокровенные. Повсеместный и простой доступ к Евхаристии, к Святому Причастию в нынешнее время, несомненно, является огромной милостью для Костела, для верующих, даже если такое положение вещей может представлять опасность неверного истолкования или даже профанации Наисвятейшего Таинства. Это последнее следует понимать и делать все, чтобы не допустить непочтительного отношения к Наисвятейшему Таинству Костела или к его банализации.
Все вышесказанное скорее касается частной евхаристической набожности. Не следует, однако, забывать, что Евхаристия является Таинством Костела, то есть даром Бога для сообщества верующих. От самого начала существования Костела «преломление хлеба» было одним из характерных знаков учеников Иисуса Христа, тем, что выделяло христиан из общества, что удостоверяло их личность. Эта традиция питала Костел в течение всей истории его существования, так осталось и по сей день. Тысячи Святых Месс ежедневно проходят во всех уголках мира, в которых участвуют миллионы людей, кормящихся Божьим Телом. Это правда такого значения, что невозможно постичь ее до конца. Иисус сказал, что будет со своими до окончания света, и каждый, кто верит, имеет возможность сакраментального постижения этого присутствия.
Вера в реальное присутствие Иисуса Христа в знаках хлеба и вина, как с точки зрения индивидуального, так и общественного подхода, приводит верующих к возможности выразиться в Торжестве Божьего Тела. Евхаристия является для христиан пищей для вечной жизни. Является знаком реального присутствия Иисуса Христа в Его Костеле. Является местом и временем наиближайшей встречи человека с Богом. Является актом огромного унижения Бога из любви к человеку, который не только жаждет всегда быть вблизи своих созданий, своих детей, но для их искупления неустанно жертвует собой на алтаре. Это только наиболее видимые истины, далеко не все, вытекающие из евхаристического присутствия Бога в Костеле. Это повод для настоящей христианской радости. Это родник надежды и постижения смысла жизни для верующих. Это также гарантия внутреннего покоя, исходящего из убеждения, что Бог близко, что может быть на расстоянии вытянутой руки, в сердце человека. Такой радостью нельзя не делиться, нельзя ее не свидетельствовать. Это должен услышать весь мир, люди и природа, деревни и города, верующие и атеисты. Последние – в первую очередь…
Как и в предыдущие годы, пойдем в процессии Божьего Тела. Возможно, это будет долгий путь улицами города или села, а может – только процессия вокруг храма. Возможно, будет это большой, роскошный парад с оркестром и религиозными традициями, а возможно – только небольшая группа людей, свидетельствующих о своей вере в меру скромных возможностей. Может, будет это в четверг, как должно быть, а может, из практических соображений, в воскресенье или другой день недели. Все это вещи второго плана. Важнее всего всегда – Он, Тот, который дворы наши увидеть приходит с желанием благословения для тех, кто Ему верен. Важными в этой религиозной практике являемся также мы, участники богослужения, и наша вера, которую исповедуем. Процессия дает нам возможность публичного, открытого признания Того, за кого высказываемся в жизни. Это свидетельство не только словом и декларацией, объявленными где-то частным образом и тайно, но конкретная манифестация веры и принадлежности. Остается только надеяться, что участие в процессии станет импульсом для свидетельства веры также вне рамок евхаристической процессии в Торжество Божьего Тела.
ИЗ КАТЕХИЗИСА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Евхаристия – «залог будущей славы»
1402
«В древней молитве Церковь прославляет тайну Евхаристии: «О священная трапеза, где Христос – пища наша, где оживает память Его Страстей, где благодать наполняет наши души, где нам дается залог будущей жизни!» Если Евхаристия – воспоминание Пасхи Господней, если через Причащение у алтаря мы исполняемся «всякого небесного благословения и благодати», Евхаристия есть также предвестие небесной славы.»
1412
«Основными знаками евхаристического Таинства являются пшеничный хлеб и виноградное вино, на которые призывается благословение Святого Духа и над которыми священник произносит слова освящения, сказанные Иисусом на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается. (…) Сия есть Кровь Моя…».
1413
«Через освящение совершается пресуществление (transsubstantio) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. В освященном хлебе и вине сам Христос, Живой и Прославленный, присутствует подлинно, реально и сущностно – Его Телом, Его Кровью, с Его душою и Его Божеством».
Источник статьи: http://www.dialog1994.by/god-liturgicheskij/torzhestvo-bozhego-tela/