План мероприятий, посвященных празднованию Дня народов Среднего Урала в 2020 году
Дорогие друзья!
6 сентября в Свердловской области будет отмечаться День народов Среднего Урала, в рамках которого в учреждениях культуры пройдут праздничные мероприятия.
План мероприятий, посвященных празднованию Дня народов Среднего Урала в 2020 году
Дата проведения мероприятия
Информация о размещении в сети «Интернет»
ГАУК СО «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества»:
Литературный цикл «Легенды и сказки народов Среднего Урала»
6 сентября
2020 года
Дни татарской культуры (к 100-летию образования Республики Татарстан)
15–17 августа
2020 года
Дни марийской культуры (к 100-летию образования Республики Марий Эл)
20–22 августа
2020 года
Дни удмуртской культуры (к 100-летию государственности Удмуртии)
27–29 августа
2020 года
Областной фестиваль национальных культур
«Мы живем семьей единой!»
6 сентября
2020 года
Проведение Областного праздника «День народов Среднего Урала»:
1) торжественное открытие Областного праздника «День народов Среднего Урала»;
2) мастер-классы по приготовлению национальных блюд от национально-культурных объединений
и автономий Свердловской области;
3) Областной фестиваль национальных культур
«Мы живем семьей единой!»
ГБУК СО «Свердловская областная межнациональная библиотека»:
Онлайн-квиз «Народы Среднего Урала: удивительные факты и загадки»
5 сентября
2020 года
Видеоантология «Калейдоскоп национальных литератур народов Среднего Урала», выпуск 1: проза
31 августа
2020 года
Видеоантология «Калейдоскоп национальных литератур народов Среднего Урала», выпуск 2: поэзия
2 сентября
2020 года
Видеоантология «Калейдоскоп национальных литератур народов Среднего Урала», выпуск 3: детская литература
Онлайн-праздник «День народов Среднего Урала»
в Межнациональной библиотеке:
1) Межрегиональный онлайн-проект «Книжный мост дружбы»;
2) арт-проект «Наш Бессмертный Полк: онлайн»;
3) встреча с представителями национально-культурных объединений Свердловской области и Екатеринбурга «преМУДРОСТИ народов Среднего Урала»;
4) подведение итогов онлайн-квиза «Народы Среднего Урала: удивительные факты и загадки»
ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала»:
Цикл видео-лекций по истории, традиционной культуре и современному состоянию народов Среднего Урала:
– история заселения русских на Урале;
– история заселения татар на Урале;
– этнокультурная история и традиции уральских марийцев;
– этнокультурные особенности цыган на Урале;
– этнокультурные особенности малочисленного народа Свердловской области манси
Экспедиционный видеоархив «Традиции
и праздники народов Урала»:
– национальный праздник «Сабантуй»;
– марийский народный праздник «Кусо»;
– марийский традиционный костюм;
– игры и народная хореография башкир;
– фрагмент свадебного обряда татар;
– инструментальная музыка русских, татар, башкир, марийцев;
– марийская народная хореография;
– «аулак ой» (народные посиделки татар)
20 августа –
6 сентября
2020 года
Цикл мастер-классов по традиционным промыслам
и ремеслам народов Среднего Урала:
– марийская вышивка, ручное ткачество;
– традиционная татарская вышивка тамбуром
с крючком;
– традиционная игровая кукла манси «Акань»;
– удмуртская игровая кукла из соломы «Стригушка»;
– русская традиционная обереговая кукла «кубышка-травница»;
– марийская игровая кукла «Курчак»;
– татарская игровая кукла «әпи» из села Урмикеево
6 сентября
2020 года
Выставка-презентация предметов материальной культуры народов Среднего Урала «История
в деталях»
6 сентября
2020 года
Видео-рассказ «Уральские гармошки»
26 августа
2020 года
Викторина по народной кухне «Вкусы моего народа»
6 сентября
2020 года
Акция «Образы народов Урала»
6 сентября
2020 года
Акция «Традиции, которые нас объединяют»
6 сентября
2020 года
Кукольная видео постановка мансийской народной сказки «Мось-нэ и Пор-нэ» («Две сестры»)
2 сентября
2020 года
Дискуссия со специалистами в сфере традиционной культуры народов Урала на тему: «Сохранность традиционного костюма народов Урала
в современных условиях»
3 сентября
2020 года
Кукольная видео постановка традиционного татарского свадебного обряда (часть обряда никях или тай) «Телибез мәхәббәт сезгә!» – «Любви вам, молодые!»
Источник статьи: http://uraltradicia.ru/news/plan-meropriyatiy-posvyaschennyh-prazdnovaniyu-dnya-narodov-s/
День народов Среднего Урала: традиции уважения обычаев, культуры и религии
На Урале в мире и согласии проживает более 100 национальностей.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, член Совета Федерации Аркадий Чернецкий, временно исполняющий полномочия Главы Екатеринбурга — Председателя Екатеринбургской городской Думы Виктор Тестов и глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб в воскресенье, 2 сентября, посетили День народов Среднего Урала, который прошел в парке семейного отдыха «Таганская слобода».
Праздник был учрежден в 2002 году и сегодня отмечался уже в 16-й раз.
Евгений Куйвашев в приветственном слове отметил, что в уральской столице живут представители более чем ста национальностей. В Екатеринбурге сложились добрый традиции уважения обычаев, культуры и веры всех народов, населяющих регион. Именно благодаря этому в городе никогда не было конфликтов на национальной или религиозной почве. Взаимопроникновение традиций, происходящее при общении людей разных национальностей и верований, очень важно. Это обогащение народных культур, формирование общих ценностей, воспитание нового поколения на принципах уважения человека вне зависимости от его национальности.
Виктор Тестов в свою очередь сказал, что День народов Среднего Урала способствует сохранению и развитию многовековых связей между людьми на основе принципов уважения и добрососедства. Ежегодно участников празднования становится все больше и больше, что свидетельствует об укреплении межнациональных взаимоотношений и связей уральцев.
Для горожан и гостей города работали более 30 национальных подворий, где посетители могли познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала. Все желающие попробовали себя в роли ремесленников разных народов, проверили свои силы в спортивных состязаниях, мастер-классах по приготовлению блюд и созданию народных атрибутов.
Кроме того, в «Таганской слободе» работали интерактивные программы по традиционной национальной культуре, поляны этнической музыки и танцев народов Урала. Гости праздника оценили целую палитру традиций и обычаев.
Текст и фото Тимура Насибуллина
Источник статьи: http://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/73538-den-narodov-srednego-urala-traditsii-uvazheniya-obychaev—kultury-i-religii
День народов Среднего Урала
День народов Среднего Урала — это российский культурный праздник, который в 2020 году отмечается 6 сентября. Традиционно этот день приходится на первое воскресение сентября.
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские, которые стали активно заселять Урал с XVII века, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. Праздник впервые был учрежден в 2002 году.
Его прообразом стал фестиваль, который в 2001 году прошел в Среднеуральске. В тот день представители разных народов Урала подписали рушник, оставив на нем пожелание процветания родному краю. В развитии национальной политики Свердловской области одной из ключевых вех стал 2002 год. 23 сентября губернатор подписал указ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области», первым пунктом которого стало поручение о создании Консультативного cовета по делам национальностей.
По факту создание Совета означало старт системной деятельности по сохранению мира и согласия в регионе, где проживают более 160 народов. Консультативный совет, появившийся в Свердловской области, стал первым в России. Спустя несколько лет после появления консультативного совета на Среднем Урале начала работу и Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области. В 2012 году она включала в себя 36 организаций.
Сегодня их уже 62 и количество их постоянно растет. Важным этапом в развитии и укреплении национальных отношений стало появление Дома народов Среднего Урала в Екатеринбурге. Праздник народов Среднего Урала способствует укреплению дружбы между народами, сохранению традиций культуры разных национальностей, бережному отношению к истории своего народа.
Информация о мероприятиях МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», посвящённых празднованию Дня народов Среднего Урала в 2020 году
- Онлайн-выставка «Народы края» 3 сентября 17 коллажей на тему: «Народы, проживающие на территории г.Красноуфимска и Красноуфимского района. Быт, традиции, современность».
- Онлайн-выставка «Народы края в произведениях художников, участников Красноуфимского пленэра». На выставке представлены фотографии художников, работающих на пленэре по теме: «Портрет в народном костюме» и репродукции картин этих художников.
- Экскурсия «Быт народов края», 2 – 5 сентября. Экскурсия проводится по экспозиции музея по заявкам для групп не более 20 человек.
- Экскурсия «Одежда народов края». 2 – 5 сентября. Экскурсия проводится по экспозиции музея по заявкам для групп не более 20 человек.
- Онлайн мастер-класс «Изготовление народной куклы по традициям народа мари».
- Онлайн мастер-класс «Изготовление народной куклы по русским традициям».
4 сентября
- Онлайн мастер-класс «Изготовление народных марийских женских украшений по старинным традициям».
- Онлайн мастер-класс «Валяние из шерсти. Сувенирные валенки».
5 сентября
- Видеоэкскурсия «Культура и быт башкир, экспонаты из фондов музея».
- Видеоролик на сайте Красноуфимского краеведческого музея и музейных страничках в ВК, ОК Видеоэкскурсия «Татарский национальный костюм, экспонаты из фондов музея».
Источник статьи: http://ksk66.ru/2020/09/04/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0/
День народов Среднего Урала
День народов Среднего Урала — это российский культурный праздник, который в 2020 году отмечается 6 сентября. Традиционно этот день приходится на первое воскресение сентября. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские, которые стали активно заселять Урал с XVII века, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Появление человека на Урале
Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.
Археологи О. Н. Бадер и В. А. Оборин — известные исследователи Урала — утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.
Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство — основные способы добыть пищу.
Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник — пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая Бурзянского района Башкортостана.
Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 метров над первым и тянется на 500 метров в длину. Коридоры ведут к горному озеру.
Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости. Рисунки Каповой пещеры Шульган-Таш были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.
Коренные народы Урала
Вогулы (манси)
Исконный уралец — кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой».
Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик, но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».
Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732 году, более позднее — в 1751 году.
После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать — ясак — подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.
Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.
Коми (зыряне)
Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком.
Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры, сложившейся на основе ломоватовской, которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков.
По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.
Поселения стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская — возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы, и верхнекамская — зюздинская. В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.
Коми-язьвинцы
Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве, Красновишерский район Пермского края. Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.
Башкиры
Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала.
Формирование современного башкирского народа началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.
В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя.
Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.
В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-1711, 1735-1737, 1738-1739, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы.
Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии — город Уфа.
Марийцы (черемисы)
Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия нашей эры. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.
Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.
Удмурты
Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную — жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези, и северную — появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар. Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный и торговый центр.
Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.
Нагайбаки
В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области. Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.
Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.
Татары
Татары — второй по численности народ Урала после русских. Больше всего татар проживает в Башкирии, порядка 1 миллиона. На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.
Источник статьи: http://rus.team/holidays/den-narodov-srednego-urala