Методическая разработка «Фестиваль национальных культур»
Презентации к уроку
Актуальность.
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.
Эта задача широко раскрывается в “Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года”, где одним из главных приоритетов считается “формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России”.
Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.
Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания.
В школе необходимо создать условия для воспитания у детей:
- активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- способствовать развитию культуры межнационального общения;
- формировать приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Цель фестиваля национальных культур: формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.
Задачи фестиваля:
— выявление талантливых детей, созданий условий для реализации их творческого потенциала;
— знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;
— способствовать развитию в детской среде ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.
В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.
При подготовке к фестивалю каждый класс (5-11) выбрал одну национальность, которая проживает на территории России. Провели исследовательские работы с целью познакомиться с бытом, традицией и национальным костюмом данного народа.
Сам фестиваль проходил 2 дня. Конкурсная программа фестиваля включает следующие номинации:
- “Национальные традиции и обряды”
Участники конкурса представляют описание или демонстрируют национальные обряды, так же рассказывают традиции своего народа.
- “Национальные игры”
Участники конкурса представляют национальные и народные игры, проводя их на участниках фестиваля.
- “Национальный костюм”
Демонстрация национального костюма или его детали. Демонстрация сопровождается рассказом об истории, символике и способов изготовления данного изделия.
- “Декоративно-прикладное творчество”
В конкурсной программе данной номинации принимают участие авторы творческих работ и хранители семейных реликвий (народная игрушка, вышивка, ткачество, лоскутное шитье, вязание, плетение, бисер, резьба по дереву, керамика и т. д.).
- “Блюдо национальной кухни”
Участникам конкурса необходимо: представить приготовленные блюда, рассказать о национальных традициях, связанные с этими блюдами, красочно оформить рецепты представленных блюд.
- “Национальные песни и танцы”
Участники конкурса исполняют национальные песни, произведения фольклора на национальном языке, демонстрируют национальные танцы.
Участники конкурса могут выбрать любую номинацию (допускается участие в нескольких номинациях). Продолжительность выступления участников не более 5 минут.
Победители (1-е, 2-е, 3-е места) в каждой номинации фестиваля награждаются почетными грамотами. По итогам фестиваля все участники награждаются благодарностями.
Полученный результат полностью соответствует поставленной цели. Приложение 1
Сценарий проведения фестиваля национальных культур
1 день
Слайд 1. Звучит гимн России
Слайд 2. Фестиваль открывает вокальный коллектив “Фантазия” песней “Ты живи, моя Россия”. Приложение 2
Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.
Слайд 4. Видеоролик “Россия – многонациональное государство”
Ведущий 2: Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды.
Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждый класс собирал информацию о культуре одного из выбранных им народов, проживающих на территории РФ.
Ведущий 2. Следующий этап нашего фестиваля – это представление собранного материала по шести номинациям.
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм
3. Национальные песни и танцы
4. Декоративно – прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
Ведущий 1: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.
Ведущий 2: Желаем удачи всем участникам фестиваля.
Выступление по классам (5-7) (ведущие дают краткую информацию о народе, а классы показывают свою заготовку в одной из номинации).
Слайд 6. Респу?блика Алта?й — столица Горно-Алтайск
Слайд 7. Чувашская республика – Столица Чебоксары
Слайд 8. Корейцы волею судьбы оказались оторваны от исторической Родины. Но, живя в России, они чтят свои обычаи и традиции.
Слайд 9. Республика Башкортостан – столица Уфа
Слайд 10. Жители России армянского происхождения. Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс.
Слайд 11. Северная Осетия (Алания) – столица Владикавказ
Слайд 12. Республика Татарстан – столица г. Казань
Слайд 13. Удмуртская республика , столица – Ижевск.
Слайд 14. Украинцы в России занимают 3-е место по численности их постоянного населения, фактически в России проживает более 5 млн украинцев.
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Ведущий 2: Дорогие друзья, первый день нашего фестиваля подошел к концу.
2 день фестиваля.
Слайд 1. Гимн России
Слайд 2 Песня “Звезда Россия”, вокальный коллектив “Фантазия”. Приложение 3
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один — рубаху носит,
Другой — надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой — готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!
Ведущий 1: Мы продолжаем фестиваль национальных культур.
Выступление по классам (8-11).
Слайд 4. Абхазия не входит в состав ни России, ни Грузии. Но подавляющее большинство абхазцев — 80-90 % — являются гражданами России и говорят на русском языке
Слайд 5. Согласно Конституции Республики, Бурятия — демократическое правовое государство. Входит в состав Сибирского федерального округа. Столица — город Улан-Удэ.
Слайд 6. Казаки не являются отдельным народом. Это представители сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 11 казачьих обществ, в частности:
1. Забайкальское казачье войско;
2. Терское казачье войско;
3. Всевеликое войско Донское;
4. Волжское казачье войско;
5. Центральное казачье войско;
6. Енисейское казачье войско;
7. Иркутское казачье войско;
8. Кубанское казачье войско;
9. Сибирское казачье войско;
10. Оренбургское казачье войско ;
11. Уссурийское казачье войско.
Слайд 7. НИВХИ, нивх (самоназвание — «человек»), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части).
По данным переписи населения 2002 года в России живет 5 тысяч нивхов.
Говорят на изолированном нивхском языке.
Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.).
Слайд 8. Русские являются наиболее многочисленным народом в Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. №909 “Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации”, “межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности”
Слайд 9. Русские цыгане — одна из самых образованных национальностей в России с широким спектром профессий. Заметно отличились они в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.
Слайд 10. Чеченская республика – столица г. Грозный. Чеченцы знамениты политиками, деятелями культуры и искусства, спортсменами и религиозными деятелями.
Слайд 11. Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней.
Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего.
Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием предоставляем слово жюри в номинации:
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).
3. Национальные песни и танцы (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).
4. Декоративно-прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
Ведущий 1: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!
Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что . (вместе) Россия – наш общий дом!
Песня всех участников фестиваля “Мы — оркестр” Приложение 4
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/658518
Сценарий праздника толерантности «День национальных культур»
Проявить интерес у воспитанников к изучению традиций и праздников национальных культур разных народов.
Воспитывать патриотическое отношение, гордости и уважения к истории своего Отечества и толерантности к другим народным культурам.
Музыкальное сопровождение: песня «Родина» в исполнении С. Ротару,
«Кадриль», национальная народная музыка Украины, Туркменистана, Белоруссии, Казахстана и Чечни.
Оформление : плакаты по толерантности, национальные флаги.
Реквизиты: национальные костюмы, атрибуты каждой нации, таблички с названием команд.
Реквизиты к играм : 10 картофелин, 2 мешочка, 2 платка, 2 стойки.
Каждая команда представляет 1 национальность.
Как же много здесь людей!
Что за не обычный день?
Здесь ребята разных наций
Звучит песня «Родина» в исполнении С. Ротару.
Выход команд, с табличкой названия команды.
Собрались народы мира
В зале дружбы, не войны,
Потому что толерантны
На планете все они.
Руки мы пожмем друг другу,
Будем петь мы и плясать,
В игры разные играть.
И культуру разных наций
Будем вместе прославлять!
Исполняется песня «Россия — Родина моя»
Широта, волжский плёс,
Ширь полей, плач берез,
Это ты, Родина моя, это ты Россия
Купола, небо ввысь
Для тебя моя жизнь
Это ты, Родина моя, это ты Россия.
Что мы Родиной зовем?
Поле с чистым колоском.
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
То, что в сердце бережем.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
Выход команды России — представление флага и традиций.
Проводят с болельщиками русскую народную игру «Ручеек» Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в «хвост» цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в «коридор» и выбирает себе новую пару. Чем быстрее будет «течь» ручеек, тем веселее.
Овеяна ширь хазарских зыбей
Догляди Джейхуна ветрами
Блаженство очей моих — роза полей,
Поток, рожденный горами Туркменистана!
Звучит народная музыка Туркменистана
Выход команды Туркменистана — представление флага и традиций.
Проводят с болельщиками национальную игру. Хромой журавль (Арсак дурна)
Все играющие делятся на две команды. На игровой площадке проводятся две параллельные линии. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую — левой). По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.
О, как прекрасна УКРАИНА!
Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
О Киев-град, где с верою святою
Зажглася жизнь в краю у нас родном,
Где светлый крест с Печорскою главою
Горит звездой на небе голубом!
Звучит национальная музыка Украины .
Выход команды Украины, представление флага и традиций.
Проводится с болельщиками национальная игра. Колдун (Чаклун)
Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет, таким образом, захвачен трижды, становится колдуном.
Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отважился выручить товарища.
Я сын твой, милая Чечения,
И предков славная земля
Мне всех милее и родней,
И с каждым днем любовь сильней.
Живи веками, расцветай,
Вайнахский мой, кавказский край!
Земля моя, моя Чечения,
Ты всех дороже для меня.
Звучит чеченская народная музыка.
Выход команды Чечни, представления флага и традиций.
Проводится с болельщиками чеченская народная игра Бег, волоча ноги (Ког текхабеш адар ) участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них — старт для «охотников», вторая — старт для «зверей», третья – финиш ( расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих). «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону (рис. 1). По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», — стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Не пойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние.
Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше, за гранью
Окунуться опять в этот рай!
Звучит белорусская музыка. Выход команды Белорусов, представление флага и традиций.
Проводится с болельщиками национальная белорусская игра — посадка картошки (Пасадка бульбы) Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати — тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый — кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.
Расправил крылья наш орел покорный,
А Казахстан авторитет взымел.
Теперь мы отмечаем праздник,
Культурных ценностей и творческий исток.
Кожа Насыр, Алдар Косе проказник.
Смешат народ, ведут людской поток.
На этом празднике смешались все культуры!
Ведь в Казахстане наций много, их не счесть.
Людей сплочают не структуры,
Людей сплочают мир, любовь и честь.
Звучит народная музыка Казахстана, выход команды — представление флага и традиций.
Проводится с болельщиками национальная игра. Конное состязание (Байга)
Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок — конь — вытягивает руки назад вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке.
Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!
Звучит песня «РОДИНА»
Хоровод всех участников
Подведение итогов. Награждение победителей.
Источник статьи: http://infourok.ru/material.html?mid=13468