ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект праздника для детей старшего дошкольного возраста «Международный день РОДНОГО ЯЗЫКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rodnogo_yazyka.docx | 25.87 КБ |
mnemotablitsa.pdf | 765.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА.
Цель. Знакомить с праздником – Международным днем родного языка и формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам.
знакомить с праздником;
учить отвечать на вопрос полными предложениями;
закреплять знания о слове;
учить составлять рассказ-описание;
учить составлять рассказ-сравнение с союзом а;
знакомить с пословицей, их ролью в жизни людей.
закреплять правильное произношение фонем;
развивать целенаправленное восприятие;
развивать словесно-логическое и образное мышление, воображение;
стимулировать познавательную активность;
развивать общую и мелкую моторику.
воспитывать пытливость, настойчивость;
воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи;
воспитывать гордость за свой родной русский язык, патриотизм.
Оборудование. Мнемотаблица для отгадывания пословицы; предметные картинки (кисть, краски, альбом, кубик; лимон, яблоко, банан, лук), предметы (лимон, яблоко, лист, книга), мнемотаблицы для составления рассказов.
«Что за день у нас сегодня?»
Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, с помощью которого мы общаемся. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учрежден в 1999 году. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – английский, французский, немецкий, испанский. А на каком языке общаемся мы с вами? Русский — государственный язык нашей страны.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: “Кругом белым-бело” —
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнишь слово Ты “светло” —
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!
«Буратино не учился»
*плач за занавесом*
Б.: Я веселый деревянный человечек. Только мне сегодня не очень весело. Карабас Барабас забрал все ключи от двери сказочной страны. А дверь та с шестью замками и нет ключа ни одного. Помогите мне, пожалуйста!
Ну что, ребята, поможем Буратино?
Б.: В сундучке шесть подсказок, чтоб открыть шесть замков! Грамоте учился плохо, Мальвину не слушал, поэтому одному Мне никак не справиться.
Каждый ключ – слово из пословицы «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
Ребята, наш русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Любой язык состоит из слов, но изучать язык, не изучая слов, нельзя. Землю населяют разные существа, но только человек обладает даром слова. А вы знаете, что слова можно найти везде?
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Обведите лишний предмет, объясните почему.
Кисть, краски, альбом, кубик.
Кисть – многозначное слово (кисть руки, кисть для рисования, кисть рябины). Многозначное слово – слово, у которого много значений.
Первый ключ – слово.
Лимон, яблоко, банан, лук.
Лук – многозначное слово.
Вспомните еще многозначные слова.
Второй ключ – не.
«Расскажи, что пред тобой»
У Буратино в рюкзаке 4 предмета: лимон, яблоко, лист, книга.
Б.: Ребята, что Вы можете сказать про лимон? (желтый, шершавый, твердый, кислый, его можно купить в магазине, нарезать, выдавить из него сок – лимонный, сварить варенье, добавить в чай и т.д.)
Третий ключ – воробей.
Сравнить лимон – яблоко; лист – книга.
Лимон желтый, а яблоко красное.
Лимон кислый, а яблоко сладкое т.д.
Четвертый ключ – вылетит.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Нужно верно отвечать.
Что бывает длинное, а что короткое?
«А ну-ка, поймите-ка меня»
Машу слушала мама. Кто говорил?
Сережу ударил Рома. Кто драчун?
Папу ждет дочка Оля. Кто задержался?
Папа шел впереди Вани. Кто шел сзади?
Шестой ключ – поймаешь.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Б.: Спасибо большое! Понял, что надо учиться, не лениться! Мальвину слушать! И слово беречь!
Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный Международному дню родного языка. Любите русский язык!
- Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
- Коноваленко С.В., Кремецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
- Цуканова С.П. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство Гном и Д, 2010.
- Чохонелидзе Т.А. Учусь составлять рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/01/13/den-rodnogo-yazyka
тематический урок «21 февраля-международный день родного языка»
Цель: познакомить детей с праздником родного языка. Задачи:прививать любовь и интерес к родному языку, помочь детя увидеть неисчерпаемые возможности родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный день родного языка»
учитель русского языка и литературы
Тема: Международный день родного языка
Цель : познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.
Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
Развитие и коррекция устной связной речи воспитанников, мыслительной деятельности, памяти, воображения, внимания; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.
Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов «Дополни пословицу»; орфографические словари.
Вступление. Сообщение темы занятия
Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Международный день родного языка, учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. И это не случайно.
Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.
— А всегда ли это было так?
Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3)
Господу не понравилось это дело.
В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».
Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
— Какие языки мы можем услышать в нашем крае?
Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Стихотворение Н.Банко «Родной язык» (читает уч-ся)
На свете много стран больших,
И много малых есть,
И для народности любой
Язык свой – это честь.
Гордиться вправе ты, француз,
Ты говоришь всегда, индус,
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн, —
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
Законы Менделеев дал
На русском языке!
«Долой царя!» — народ сказал
На русском языке!
Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».
А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».
Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)
Этапы конкурсной программы.
1-й конкурс «Дополни пословицу» (слайды 12 – 14)
Наш родной язык богат пословицами.
–Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).
-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).
Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни новые друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи — …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит, а человека — …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Язык мой — …(враг мой).
Семеро одного … (не ждут).
Делу время … (потехе час).
2 конкурс «Вспомним правила и определения в русском языке»
— Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
— Сколько падежей в русском языке?
— Какие вопросы имеет родительный падеж?
— Какие вопросы имеет винительный падеж?
— Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
— Из чего состоит наша речь?
— Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
— В каком времени может находиться глагол?
— Назовите местоимения 1 (2,3) лица?
3 конкурс «Крылатых выражений»
— Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения — попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).
Раскроите смысл этих выражений.
Во весь дух. (быстро)
Сесть в лужу. (быть обманутым)
Прикусить язык. (замолчать)
Знать на зубок. (выучить)
Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
В час по чайной ложке. (медленно)
Водить за нос.(обманывать)
Зарубить на носу. (запомнить)
Чесать языком. (болтать)
Делать из мухи слона. (преувеличивать)
Белая ворона. (о лишнем человеке)
За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» (читает ученик)
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом, ты, дружок не забывай.
4 конкурс «Игра на внимание»
- Если я называю имя существительное в ед. ч., вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и трёте пальцами
Самолет, ножницы, сапог, туфли, линейка, доска, люди, ученик, карандаши, плоскогубцы, взгляд, любовь.
- А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.
(показать виды словарей)
Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» (читает уч-ся )
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Слово – это ветер.
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова!
5 конкурс «Богатый словарный запас»
Задание: найди “спрятанные” слова в каждой строчке. Всего здесь спрятано 11 слов.
(кот, мяч, рак, мыло, шуба, мама, буран, палка, метла, уж, автобус)
Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» (читает уч-ся )
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Он – язык луны и планеты,
Наших спутников и ракет,
В школе, дома и на совете
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык»
6 конкурс «Весёлые вопросы»
— Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
— Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
— Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
— Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
— Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
— Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
— Что произойдет 31 февраля? (31 февраля не бывает)
— За чем во рту язык? ( За зубами)
— Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
— Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
— Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
— У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
— Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
— Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)
— Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?
Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость — основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Стихотворение «В день родного языка»
В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследие живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветёт, процветает!
Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.
Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2019/02/22/tematicheskiy-urok-21-fevralya