- Сценарий праздника «День русского языка» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ материал по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- сценарий «День родного языка» методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «День русского языка»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Этот праздник напоминает о том, как важно любить родной язык, сохранять народные традиции, понимать и уважать культуру любого народа. Знакомство с национальными обычаями, традициями, культурой, фольклором расширяет кругозор ребёнка, помогает осознать широту и разнообразие окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_den_russkogo_yazyka.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашем детском саду стало традицией отмечать «День родного языка». Мы отмечали «День азербайджанского языка», «День армянского языка». Сегодня отмечаем «День русского языка». Этот праздник напоминает о том, как важно любить родной язык, сохранять народные традиции, понимать и уважать культуру любого народа. Знакомство с национальными обычаями, традициями, культурой, фольклором расширяет кругозор ребёнка, помогает осознать широту и разнообразие окружающего мира.
Наше дошкольное учреждение посещает около 290 детей. Среди них дети 15 национальностей. Мы строим свою работу так, что бы в таком огромном социуме каждый ребёнок любой национальности нашёл понимание, уважение, заботу, внимание к себе. Главное в работе по интеркультурному воспитанию дошкольников – организация планомерной работы по формированию доброжелательного и уважительного отношения к культурам разных народов, проживающих в огромном многонациональном мегаполисе, которым является Москва.
Тема интеркультурного воспитания детей сложная, многогранная, интересная. Свою работу по проблеме «Двуязычный ребёнок. Диалог языков и культур» мы начали с определения цели и сформулировали её так:
-разработка системы комплексного подхода к интеркультурному воспитанию дошкольников в условиях интегрированного обучения;
-оптимизация содружества детско-родительского и педагогического коллектива в процессе приобщения детей и взрослых к культурным традициям разных народов.
Мы сформулировали задачи, осуществление которых должно помочь нам в достижении поставленной цели:
-разработка содержания воспитательной и образовательной работы в ДОУ с включением интеркультурного компонента в образовательные области программы;
-разработка форм повышения профессиональной компетенции педагогов в области интеркультурного воспитания;
— определение форм сотрудничества детского сада с многонациональными семьями воспитанников;
— поиск разнообразных и интересных форм работы с воспитанниками дошкольного отделения по интеркультурному воспитанию.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2000» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЕ № 4
Сценарий праздника «День русского языка»
для воспитанников подготовительных групп
Праздник представлен педагогам дошкольного отделения
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/01/25/stsenariy-prazdnika-den-russkogo-yazyka
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
материал по русскому языку на тему
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«СЛОВО — ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_russkogo_yazyka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО
МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА,
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«СЛОВО — ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»
учитель русского языка
- Пропаганда родного языка.
- Воспитание уважения и любви к русскому языку.
- Обогащение и развитие речи учащихся.
- Песня «С чего начинается Родина…»
- Чтец 1:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он, как русский народ многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажешь боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь его.
Этим стихотворением замечательного русского поэта
А. Яшина мы открываем вечер, посвящённый Международному Дню родного языка «Слово- дело великое».
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В. Полторацкий «О терпеливый наш язык!»
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер «Есть слова – словно раны…»
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьёзно6
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М. Матусовский «Есть слова пострашнее…»
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
М. Лисянский «Добрые слова»
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то, что в человек. Прежде всего необходим ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.
Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.
Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.
«Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
В подтверждении этому можно привести такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки. Раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).
Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова , придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас?
Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка и т. д.
Давайте вспомним прекрасное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы стихотворение А. С. Пушкина:
Гадом буду, не забуду:
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».
Ученик 1: Привет!
Ученик 2: Привет!
Ученик 1: Всё? Отстрелялся?
Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.
Ученик 2: Ну, похиляли.
Ученик 1: Здравствуй, Коля!
Ученик 2: Здравствуй, Антон!
Ученик 1: Экзамен сдал?
Ученик 2: Да, всё хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.
Ученик 1: И мне тоже трудно даётся химия. Я получил «4». Но это потому, что не доучил.
Ученик 2: Ну, пойдём домой.
Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так говорим.
А вот как бывает, когда мысли и речь бедны:
Хотел взять слово.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Так и не взяв слова.
Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы вы узнаете из толкового словаря. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.
Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай не ленись!
И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Для всего в русском языке есть великое множество хороших и добрых слов.
Сейчас прозвучат слова о Родине, о ратном подвиге русского солдата, о том, что «никто не забыт и ничто не забыто», самые великие слова, самые глубокие…
Начинаем конкурс чтецов.
(Представители от классов читают стихи).
Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы.
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят.
Человеческий язык — это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком.
Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар.
Мероприятие проведено в рамках Международного дня родного языка среди учащихся 5-7классов.
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·.
Устный журнал «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Архангельская область".
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/09/razrabotka-meropriyatiya-posvyashchyonnogo-mezhdunarodnomu
сценарий «День родного языка»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
мероприятие ко Дню русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
праздник русского языка | 51.5 КБ |
роль русского языка в жизни человека | 51.5 КБ |
prazdnik_rodnogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Ведущий 2 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.
Ведущий 1 Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Родной язык, проникший в нашу кровь
Ведущий 2 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Ведущий 1 «Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», — писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной. »
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Ведущий 1 Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю — « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в разных источниках можно встретить разные варианты самого длинного слова в русском языке. Например, в Книге рекордов Гиннесса это слово — «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН — «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что единственное слово русского языка, не имеющее на
поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо было быть полиглотом – знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы
Классический пример: «победить». Он победит, ты победишь, я. победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Ведущий 1 Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями.
Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2 Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
И рассказы, и сказки –
Свой великий язык!
Ведущий 1 Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем» . Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!
- Поспешишь — …людей насмешишь.
- Что посеешь, … то и пожнешь.
- Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
- Семь раз отмерь, … один отрежь.
- Глаза боятся, … а руки делают.
- С кем поведешься … от того и наберешься.
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/05/stsenariy-den-rodnogo-yazyka