- Семейный праздник и дети с аутизмом
- Планируйте заранее и поделитесь вашим планом
- Организуйте тихое место
- Не ждите активного участия
- Предлагайте еду и подарки, которые понравятся
- Подготовьте других гостей
- План Б — на всякий случай
- Вопрос-ответ. Как планировать день рождения для ребенка с аутизмом?
- Как написать социальную историю о дне рождения
Семейный праздник и дети с аутизмом
Аутизм, семья и праздник — трудно, но вполне возможно. Как быть, если вы, имея ребёнка с аутизмом, собираетесь пригласить гостей. Или как быть, если к вам в гости придёт семья с ребёнком-аутистом? Как организовать удачный праздник?
Праздники во многих больших семьях, когда собирается много родственников, проходят шумно, довольно грубо. Смешайте аутизм, большую семью и праздник, и вы получите отличный рецепт для . катастрофы. Но опять же, эти ингредиенты можно собрать вместе, чтобы создать лёгкий, симпатичный воздушный праздник. А в чём разница? Разница — в планировании наперёд, разумных ожиданиях, и в том, что во время такого праздника вы все помните о нуждах других.
Аутизм бывает очень разным, и люди с аутизмом меняются и растут, как никто другой. Если вы не видели вашего ребёнка-гостя с аутизмом в течение длительного времени, или вы действительно не очень хорошо его знаете, время перед праздником — самое подходящее, чтобы задать его родителям вопросы. Какие у него любимые блюда? Возможно, он не любит определённые образы, звуки или запахи? Есть ли у него любимая игрушка, мультфильм или музыка?
Чем больше вы знаете, тем легче вам будет подготовить почву для положительного опыта общения и удачного праздника. Те же вопросы стоит задать и родителям с обычными детьми, потому что все дети разные. И в зависимости от полученных ответов готовить товары для праздника.
Планируйте заранее и поделитесь вашим планом
Многие люди с аутизмом лучше себя чувствуют, когда они знают, чего ожидать. Чтобы облегчить им эту задачу, лучше иметь чёткий план вашего мероприятия. Расскажите этот план семье ребёнка с аутизмом, который у вас в числе приглашённых, чтобы они могли рассказать ребёнку о том, что будет на празднике.
В идеале вы даже можете передать фотографии мест, где произойдёт ваше событие.
Планы не должны быть сложными, но они должны включать в себя такие тонкие детали, которые могут вызвать напряжение, как «вы будете снимать обувь у двери», «после того, как вы приедете, вы сможете выбрать — помогать на кухне или смотреть футбольный матч», или «сначала — стол, после него — прогулка в ближайший парк», и т.д.
Организуйте тихое место
Иногда люди с аутизмом могут стать подавленными или расстроенными, для них может быть трудно управлять своими чувствами и держать себя в руках на людях. Если вы выделите тихое пространство (спальня, например, или часть комнаты, отгороженная шкафом или занавеской) для вашего аутичного гостя, пусть они знают об этом и могут в любой момент укрыться от остальных, чтобы отдохнуть и набраться сил.
В идеале — обустроить это пространство с DVD-или CD-плеером, с любимыми мультфильмами вашего гостя, или со столом и красками, так вы сможете позволить ребёнку с аутизмом хорошо отдохнуть.
Не ждите активного участия
Вы можете хотеть больших семейных объятий и искреннего участия в празднике своего аутичного гостя, но вряд ли вы это получите, так что заранее подготовьтесь к тому, что никаких шумных благодарностей не будет. Вы можете, однако, получить тёплые улыбки, радостные взгляды, ощущение искренней глубокой связи.
Фокус в том, чтобы быть разумным в своих надеждах и ожиданиях, чтобы избежать гнева или разочарования, если ваши надежды не исполнятся.
Слишком часто социальные требования праздника, предполагающие шум и активное общение, делают его жёстким и невозможным для людей с аутизмом. Не надо устраивать очередное испытание для такого ребёнка. Умерьте ваши ожидания и просто спокойно отдохните все вместе.
Предлагайте еду и подарки, которые понравятся
Конструкторы Лего очень популярны у аутичных детей.
Часто дети с аутизмом выбирают вещи не для своего возраста, а созданные для более младших детей, или хотят одних и тех же подарков или продуктов питания снова и снова. Одни и те же паровозики Томас из года в год, или снова и снова фигурки животных, и ничто другое не доставляет радости. Хотя это здорово — помочь детям с аутизмом исследовать новые возможности и новые игры и блюда, многолюдное праздничное мероприятие — не самое подходящее время, чтобы раздвинуть границы его восприятия. Во время праздника лучше обойтись без каких-либо экспериментов.
Если ваш аутичный гость предпочитает бутерброды с сыром жареной курице, и игрушки для самых маленьких (например, Lego Duplo с крупными деталями, а не обычный Lego), превратите эти ожидания в реальность.
Подождите более спокойного, менее тревожного момента, чтобы предложить новые продукты или виды деятельности.
Подготовьте других гостей
Не все готовы, как вы, приветствовать гостя с аутизмом. Особенно трудно это объяснить обычным детям. Если гости чувствуют себя комфортно, они должны быть как можно некритичнее к другим. Дайте им заранее знать, что вреди гостей будет ребёнок аутист (а может быть, и несколько). Объясните, что, в случае необходимости, он будет питаться по-другому, не сядет за общий стол, не будет играть с другими детьми в футбол, и иногда будет скрываться в тихой комнате.
Сделайте кристально ясным, что никакие замечания («он испорченный», «он не играет с моим ребёнком», «он отсталый», и т.п.) не приемлемы даже шёпотом, даже во взглядах.
В то же время, конечно, даже аутисты должны следовать основным правилам дома (не взбираться на мебель, которая для этого не предназначена, не залезать на диван в обуви, и т.п.).
Если же вы хотите повеселиться как обычная семья, без учитывания требований присутствия аутичного ребёнка, ищите возможности не брать ребёнка на праздник, оставьте его дома с тем, кому он доверяет, пусть он спокойно смотрит любимые мультики, играет с любимыми игрушками, а вы сможете отдохнуть.
План Б — на всякий случай
Даже когда вы всё сделали правильно для вашего аутичного гостя, и даже когда дела на празднике идут прекрасно некоторое время, события могут выйти из-под контроля. Неожиданная мелочь незаметно для всех остальных может довести ребёнка-аутиста до слёз. Часто тихая комната или любимое видео могут быстро решить проблему. Но иногда единственным верным решением будет уйти. Если ваш гость и его семья решили уйти пораньше, примите это как должное, и не думайте, что всё пропало.
Если у вас остаются дома другие гости, имейте запасной план для продолжения праздника. Запланируйте дополнительные дела, которые могут понравится гостям, если вдруг семья с ребёнком-аутистом покидает праздник. Чтобы ни у кого не возникло ощущения, что кто-то виноват и что-то пошло не так.
В любом случае, общий семейный праздник стоит того, чтобы пробовать его организовать, даже если среди приглашённых будут самые разные люди. Такие праздники задают тон всего года и запоминаются на всю жизнь, так что не стоит отказываться от них только потому, что трудно учесть всех гостей, особенно детей с аутизмом (да и взрослых тоже, ведь аутисты-дети становятся подростками, а потом создают свои семьи, и их дети совершенно не обязательно будут аутичными!). Пробуйте, организовывайте, празднуйте!
Источник статьи: http://www.toybytoy.com/console/Family-holiday-and-children-with-autism
Вопрос-ответ. Как планировать день рождения для ребенка с аутизмом?
Несколько рекомендаций и идей о том, как устроить вечеринку в честь дня рождения ребенка с аутизмом
Все дети заслуживают, чтобы их дни рождения были праздником и отмечались каждый год. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) заслуживают того же! Тем не менее, есть дни рождения, а есть ДНИ РОЖДЕНИЯ. Вы знаете своего ребенка лучше кого-либо еще, и вы знаете, что доставит ему наибольшую радость. Вот несколько идей, которые могут помочь вам в планировании:
Выбор места. Где вашему ребенку наиболее комфортно? Это может быть ваш дом, местный парк, спортивный зал или бассейн, местное кафе, торговый центр или музей, посвященный его главному интересу. Лучше всего выбирать то место, в котором ребенок уже бывал, и которое хорошо ему знакомо.
Выбор занятий. Чем больше всего нравится заниматься вашему ребенку? Какие из этих занятий можно разделить с другими детьми? Например, это может быть: плавание в бассейне, прыжки на батуте или в надувном замке, сборка LEGO, поход в музей на выставку динозавров, огромные мыльные пузыри, танцы под музыку. Важно определить четкий план того, что дети смогут делать вместе, заранее. (Также смотрите: «Как устроить для ребенка с аутизмом встречу для игр с ровесниками»).
Гости. Кого и как следует пригласить? Это будет вечеринка только ребенка с родителями, или вы пригласите дедушку с бабушкой, двоюродных братьев и так далее? Или вы позовете других детей из класса или детского сада, кружка или центра, который посещает ребенок? Вы будете также приглашать их родителей?
Еда. Какая еда подойдет лучше? Традиционный торт и мороженное? Более здоровые лакомства? Любимые блюда ребенка?
Подарки. Подарки должны быть без упаковки или в праздничной упаковке? Или проще попросить гостей перевести вам деньги, чтобы вы купили то, что точно понравится ребенку? Что будет, если ребенок получит не то, что хочет? (Также смотрите: «Аутизм и получение подарков»).
Маленькие подарки для гостей. Если вы приглашаете других детей, то имеет смысл подготовить для каждого маленький и простой, но приятный подарок.
Приглашения. Вы пошлете приглашения по электронной почте, сделаете их сами или купите готовые открытки? Вы будете вручать их лично или через Интернет?
Организация праздника – задача непростая. Поэтому прежде чем обсудить ее с вашим ребенком, подумайте о себе:
– Что вы готовы выполнить?
– Насколько у вас хватит сил?
– Что позволят ваши финансовые средства?
Теперь, подумайте о вашем ребенке:
– Насколько он может справиться с малознакомым местом или непривычными событиями? Насколько для него тяжело присутствие группы других людей?
– Что может выдержать ребенок с сенсорной точки зрения?
– В какой степени социальные навыки ребенка соответствуют этикету для таких вечеринок?
Затем… принимайте решения. Всегда составляйте список из нескольких вариантов, чтобы ваш ребенок мог делать выбор во время планирования вечеринки, в той степени, в какой это возможно. Стремитесь к идеальному плану, но старайтесь быть готовыми к худшему развитию событий:
1. Из списка возможных мест оставьте два потенциальных места, где ребенок уже был, и где ему будет комфортно даже рядом с компанией других людей. Затем предоставьте ребенку возможность самому выбрать одно место из двух.
2. Составьте расписание на день рождения, включая расписание всех этапов и занятий во время вечеринки. Сделайте визуальное расписание из картинок для ребенка. (Также смотрите: «Визуальная поддержка при аутизме»).
3. Составьте список потенциальных гостей.
4. Подумайте о форме приглашений с учетом интересов ребенка. Если ребенку нравится рисовать, делать аппликации или другие поделки – привлеките его к оформлению приглашений. Если ребенок скорее увлекается компьютерами – пусть он вместе с вами рассылает приглашения онлайн. Не забудьте включить в приглашение краткое описание плана вечеринки, а также описание вашего меню – важно учесть возможные аллергии, диеты или предпочтения других детей. Предлагайте родителям приносить собственные лакомства, если их дети с большой вероятностью могут отказаться от незнакомой еды.
5. Пусть ваш ребенок поможет вам выбрать маленькие подарки гостям. (Маленькие игрушки или мыльные пузыри, как правило – хороший вариант).
6. Продумайте, как ребенок будет приветствовать гостей и общаться с ними. Начните практику с ребенком – проигрывайте приветствие и другие навыки по ролям. Например, ребенок может тренироваться вместе с вами говорить «Спасибо» за подарки и поздравления или говорить «Спасибо, что пришли». (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом здороваться»). Используйте социальную историю для подготовки ребенка.
7. Запланируйте тихое место, в котором ребенок сможет «укрыться» и отдохнуть в случае перегрузки во время вечеринки. Другим детям тоже может понадобиться тихое место для отдыха.
8. Подумайте о том, чтобы заручиться помощью кого-нибудь из родственников во время вечеринки. Если возможно, подумайте о том, чтобы нанять на время праздника любимую няню ребенка или тьютора из его класса.
9. Помните, что лучше меньше, да лучше. Один час веселья – это лучше, чем долгий праздник, после которого останется несчастный и переутомившийся ребенок.
10. Когда все закончится, подумайте о своих планах на следующий год. Отметьте для себя, что получилось, что не удалось, что можно будет сделать лучше.
11. Заранее продумайте, что может вызвать сенсорную перегрузку у вашего ребенка. Например, если это зажженные свечи или момент, когда все начинают петь «С днем рождения», то просто откажитесь от этого. Традиции не так уж важны, главное – вы признаете, что ребенок стал на год старше, и празднуете это!
12. Поищите в местной библиотеке какие-нибудь книги, в которых рассказывается про день рождения. Возможно, ребенок с РАС не поймет историю про монстра, у которого был день рождения, но вечеринка у другого ребенка может быть для него понятнее.
Как написать социальную историю о дне рождения
Социальные истории описывают событие или ситуацию, в том числе, объясняют обстоятельства, точку зрения других людей и то, какое поведение ожидается от ребенка. Наиболее эффективны самые индивидуальные социальные истории. Обычно они пишутся от первого лица, с точки зрения самого ребенка. Очень часто история дополняется изображениями или фотографиями реальных людей, которые будут участвовать в событии.
Социальные истории могут быть очень полезны для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом подготовиться к нестандартной ситуации, например, к вечеринке в честь его дня рождения. После написания социальную историю нужно зачитывать ребенку каждый день – столько раз, сколько нужно, чтобы он полностью понял все, что его ожидает. (Также смотрите: «Всем людям нужны социальные истории»).
Если вашему ребенку предстоит праздник в честь дня рождения или по другому поводу, подумайте о том, чтобы написать свою собственную социальную историю. Используйте пиктограммы, фотографии из Интернета или фотографии со дня рождения в прошлом году.
Идеи для социальной истории про день рождения:
– Опишите, что будет происходить до праздника. (Например, ребенку нужно будет одеть праздничную одежду? Вы будете делать уборку дома, может быть, уберете его игрушки? Или вы поедете к месту проведения праздника? На каком транспорте и как долго займет поездка?)
– Опишите место, где будет проходить праздник. (Если ребенок уже был там, во время праздника будут отличия? Например, там будут украшения или запрет куда-то идти?).
– Опишите порядок событий во время праздника. Лучше всего запланировать какое-нибудь очень простое занятие, пока вы ждете, когда соберутся все гости, и у вас должен быть конкретный план на весь праздник. Желательно подготовить визуальное расписание, которое соответствует этапам, описанным в истории.
– Если во время вечеринки будет праздничный стол или торт, опишите, когда именно это произойдет, и чего можно ожидать. Будут ли все петь «С днем рождения» или другую песню? Будет ли ребенок задувать свечи? Также подготовьте ребенка к тому, что в этот момент другие люди могут аплодировать.
– Опишите, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Например: «Я буду играть по очереди с другими детьми» или «Это ничего, если я не выиграю».
– Если ребенок будет открывать подарки на празднике (иногда лучше полностью этого избежать, даже с типично развивающимися детьми), то убедитесь, что ребенок готов открыть подарок, который ему не понравится, и говорить всем «спасибо». Дайте ребенку понять, что другие дети могут захотеть посмотреть его подарки, и это нормально.
– Опишите, что ребенок может сделать, если он почувствует перегрузку. Например: «Я скажу моей маме, что мне нужен перерыв, и пойду в (заранее определенное место для разгрузки)».
– Упомяните, если в месте праздника могут быть звуки, предметы или другие факторы, которые обычно пугают ребенка. Например, некоторые дети боятся воздушных шариков, так как их пугает звук, если они лопаются.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник статьи: http://outfund.ru/kak-planirovat-den-rozhdeniya-dlya-rebenka-s-autizmom/