ВОПРОС 19. Праздник как комплексная массовая форма СКД. Особенности и основные структурные элементы праздника.
Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека. Формы — программы культурно — досуговой деятельности не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение.
Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.
Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.). При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма — это способ существования содержания.
Особенности и основные структурные элементы праздника
1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь.
2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого.
3) Выходной, нерабочий день.
4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.
(Большой Толковый Словарь С.И. Ожегова)
Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник – это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры.
Праздник – это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.
Потребность в празднике обусловлена стремлением наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального и общественного блага:
1) пока жива ценность, она оформлена в празднике,
2) когда наблюдается упадок веры в ценность (идею), потребность в празднике, который реализует эту идею исчезает. Появляется новая идея, — появится и новый праздник.
В характерные особенности праздника входит:
— его непрерывность (он существует от эпохи палеолита дот наших дней);
— связь с объективными ритмическими явлениями жизни (с ритмом природы, с ходом истории);
— коллективный характер празднеств (определенная группа людей считает определенный праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей);
— культурная ценность праздника, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
Праздник есть первичная форма человеческой культуры, в которой различные структурные единицы бытовой деятельности приобретают символико-смысловое значение – знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день – обрядовое ряженье и т.д.
Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография, праздничная традиция не представляется завершенной без включения в нее народного танца. Ибо танец, есть игра, именно здесь человек удовлетворяет свои потребности и интересы. Празднично – обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм ее функционирования. Это дает основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично – обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.
Источник статьи: http://studopedia.ru/22_49955_vopros—prazdnik-kak-kompleksnaya-massovaya-forma-skd-osobennosti-i-osnovnie-strukturnie-elementi-prazdnika.html
Методическая разработка «Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду»
Ирина Зотова
Методическая разработка «Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду»
Методическая разработка
«Новые формы подготовки и проведения нетрадиционных праздников в детском саду»
Автор: музыкальный руководитель высшей категории
МБУ детский сад № 64 «Журавленок»
Зотова Ирина Николаевна
Мировые тенденции развития цивилизации требуют воспитания у детей новых качеств, формирования новых ценностей. Это требует в свою очередь ускорения процессов модернизации образования и, безусловно, нетрадиционных подходов к взаимодействию детей и взрослых в процессе образования.
Проведение нетрадиционных праздников в детском саду – это возможность активизировать творческий потенциал воспитателя, родителя и ребенка.
Ведущая роль и первостепенная задача в подготовке и проведении нетрадиционного праздника отводится не только внешним, процессуальным средствам активизации творческой деятельности,но и глубинным процессам обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъективности, креативности.
Собственная педагогическая идея:
Использование инновационных технологий по взаимодействию между детьми, воспитателями и родителями в подготовке и проведении нетрадиционных праздников в дошкольном учреждении. Исходя из этого,целями своей педагогической идеи я вижу следующие аспекты:
Доброжелательное, тесное взаимодействие с родителями, основанное на творческом сотрудничестве, на педагогике «ненасилия»;
Максимальное вовлечение детей и родителей в музыкальную творческую деятельность на мероприятии;
Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями;
Постоянная позитивная оценка, проявленных результатов детского творчества.
Как показывает практика, творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Детское творчество понимается, как самостоятельная художественная деятельность.
В период подготовки нетрадиционных праздников наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряжённая жизнь. Всем некогда. Общение родителей с детьми, в лучшем случае,
ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки и назиданиями
по разному поводу. В результате болезнью века является душевное
отлучение детей от своих родителей.
Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение, требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.
Но многие родители не знают об этом, и только с помощью педагогов детскогосада они могут понять простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идет не о количестве, а качестве этого времени.
Поэтому, эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести их в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. Именно поэтому для работы с родителями по повышению уровня их педагогической культуры я использую нетрадиционное проведение праздников.
Инновационная направленность педагогической идеи:
Использование новых информационных технологий, расширение круга и способов общения, переход на новый стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанных на творческом сотрудничестве — все эти новации будут иметь своё продолжение.
Отношение к детскому творчеству – это ещё одна профессиональная проблема. Здесь важно научиться видеть главное в развитии ребенка, понимать закономерности этого развития и оценивать главный детский талант – непосредственность и выразительность, яркость воображения и самобытность.
Эстетика всегда находится в единстве с этикой, моралью, идеологией. Прекрасное – детям – это жизнь, искусство, труд, природа, утончённость во взаимоотношениях с людьми, любовь к своей земле, потребность в духовной культуре. И первый, кто учит детей видеть и создавать прекрасное – музыкальный руководитель
От меня требуется и методическая подготовка, и образованность, и эстетическая активность и увлечённость художественным творчеством, искусством. Эмоциональное состояние детей зависит от тех действий, которые совершаю я. Организуя праздничные мероприятия, я забочусь о состоянии эмоционального комфорта детей, ощущения ими радости детства, укреплении детского коллектива, о праздничном общении. Вот примерный перечень нетрадиционных праздников, проводимых в нашем детском саду:
Музыкально – литературная композиция «Осень в Париже»
Музыкально – театрализованное представление по балету П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в подготовительной группе.
Конкурс красоты «Леди Совершенство», посвящённый дню 8-го Марта.
Театрализованная постановка по сказке М. Метерлинк «Синяя птица».
Музыкально-театрализованное представление по сказке братьев Гримм «Стоптанные туфельки», посвященное празднику «Выпуск в школу».
Новогодний мюзикл по сказке Ш. Перро «Золушка».
Музыкально – литературная композиция «Остановись, прекрасное мгновение…»
«Урок мужества», посвященный Дню Победы.
Спектакль по сказке А. де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Эстрадный мюзикл «Старые песни о главном» и др.
В период подготовки праздника родители играют активную роль. Они получают или выбирают определённые задания,которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, составить кроссворд или викторину, скроить, сшить, склеить костюмы, маски, декорации и т. д. Однако подготовка к празднику на этом не заканчивается – проводятся совместные репетиции, разучиваются массовые танцы и песни, разыгрываются сценки. Для большей эффективности взаимодействия с родителями я провожуследующие мероприятия:
«Музыкальная гостиная» — здесь мы обмениваемся
информацией о новых победах и достижениях наших
воспитанников; прослушиваем музыкальные произведения в
исполнении детей и родителей (песни, романсы, частушки);
«Круглый стол» — где мы обмениваемся определенным
опытом в изготовлении костюмов, атрибутов, оформлении
зала; определяем оптимальное время и день проведения
праздника.
Семейные конкурсы «Мама, папа, я – музыкальная семья»;
«Мама, папа, я – танцевальная семья»; «Мама, папа, я –
театральная семья» — где семьи выставляют на суд,
подготовленные индивидуальные программы,
соответствующей тематики. Наши участники – мамы, папы,
бабушки, дедушки, дети, педагоги. Такой вид деятельности,
несомненно способствует сближению участников конкурса,
где происходит соединение разных видов художественной
деятельности: словесного и изобразительного творчества,
словесной и музыкальной деятельности. Важным условием
успеха является полноценное и глубокое понимание
литературного произведения на уровне эмоциональных
переживаний и чувств.
Консультации для родителей так же пользуются неизменным
успехом. Здесь я стараюсь научить родителей, независимо от
качества выступления ребенка на празднике, обязательно дать
положительную оценку его выступлению. Положительный
отзыв родителей таит в себе огромные возможности для
коррекции личностного развития, в предупреждении и
преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих
возможностях, тревожности и страхов.
• Таким образом, используя разные формы и методы работы по подготовке и проведению нетрадиционных праздников,я увидела значимый результат: родители из ленивых «зрителей» и пассивных «наблюдателей» стали моими активными помощниками и участниками наших праздников, ведь эмоциональное состояние наших детей зависит от тех действий, которые совершаем мы.
2. Организуя праздничные мероприятия, мы заботимся о состоянии эмоционального комфорта детей, ощущения ими радости детства, укреплении детского коллектива, о праздничном общении.
3. Как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, как поведут себя на досуге, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться? Именно этому учит их пример отношения взрослых к празднику. А это значит, что моя педагогическая идея работает эффективно и я на правильном пути! Поэтому я считаю, что другие педагоги могут в своей работе использовать её и находить новые формы и методы во взаимодействии с родителями.
4. Дарить подарки людям всегда приятно, а подарить ребенку праздник, созданный собственным трудом и стараниями, приятно вдвойне.
Результативность реализации авторской работы:
Об эффективности, проведения в дошкольном учреждении нетрадиционных праздников свидетельствует:
• Возникновение у родителей активной позиции и творческого интереса по подготовке и проведению праздников;
• Стремление родителей к индивидуальному контакту с музыкальным руководителем;
• Появление многочисленных идей и предложений по подготовке и проведению праздников;
• Повышение интереса родителей по вопросу взаимодействия детей и взрослых в процессе музыкального образования;
• Развитие эмоциональной и духовной потребности в отношении детского творчества;
• Пробуждение в родителях желания сотрудничать, сопереживать, любить вместе с детьми.
Анкета для родителей по взаимодействию с музыкальным руководителем Анкета для родителей 1. С удовольствием ли ваш ребёнок посещает музыкальные занятия? (да / нет) 2. Делится ли ваш ребёнок впечатлениями.
Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно. Вчера у меня произошло неожиданное и приятное событие: я получила подтверждение высшей квалификационной категории. Вчера в АППО я получила.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-novye-formy-podgotovki-i-provedenija-netradicionyh-prazdnikov-v-detskom-sadu.html