Сценарий праздника «Гусиная помощь»
Айсылу Рахимгулова
Сценарий праздника «Гусиная помощь»
Под музыку заходят все дети подготовительной группы, сядятся.
Звучит фонограмма башкирского народного мотива.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, друзья! Приветствуем вас в нашем теплом, добром доме. Сегодня мы с вами собрались на праздник — “Каз омахе”. «Каз омахе» являлся и является знаменательным событием в жизни любой башкирской деревни. Особенно его ждут девушки. «Каз омахе» — это не только работа, но и общение, развлечения. Сегодня мы решили показать вам эту замечательную традицию нашего народа.
Все большие дела у башкир выполнялись всем миром. “Ома” по-башкирски означает «помощь». “ Ощипывание гусей ” проводился поздней осенью, когда крепчали морозы, снегом покрывались поля и леса, реки сковывались льдом.
«Ощипывание гусей» — одна из главных традиций башкирского народа, дошедшая до нас с древних времен. Гусь считается первым из птиц, прирученных людьми. Наши предки с большим желанием держали эту птицу.
Из мяса гуся готовили разнообразные вкусные блюда: беляши с гусятиной и картошкой, блины и оладьи, смазанные гусиным жиром, вяленого гуся.
Из гусиного пуха изготавливали подушки, перину, одеяла.
Гусиныйжир хранили как лечебное средство: для растирания лица и ушей при обморожении, при простуде принимали внутрь растопленный жир.
(музыка башкирская народная звучит, выходят девочки на руках гуси)
Гуси наши – просто чудо,
Перья, словно пух мягки,
И, как вата, белые.
В том заслуга бабушки Асмы.
За гусятами она ходила,
Чтобы коршун и ворона их поймать бы не смогли,
Так внимательно она следила.
А когда немного подросли,
То на речку их она водила.
Научились плавать там они,
И друзей в соседях заимели.
Вы знаете, как гуси любят речку,
Они там плавают, резвятся и играют.
Прогулки и водичка помогают им расти,
Поэтому они таки быстро вырастают.
(Звучит фонограмма башкирского народного мотива, входит бабушка)
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие, джигиты и девочки. Я слышала, что у вас праздник – «Ка ме»
1 девочка: Бабушка, я на помощь для ощипывания гусей позвала подружек.
Бабушка: Очень хорошо, вместе и работа быстрее спорится. Усаживайтесь рядком и начнем. Гусей держите вот так. Сначала выщипываем перышки из-под крыльев, их надо будет сжечь. А теперь принимаемся за остальное (показывает, девочки повторяют за ней).
Поработали вы дружно.
Отдохнуть теперь вам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь
И в игру играть начнём
Все то может и умеет,
Наза всем нам нравится.
Гусей щипали наши девушки
Работа спорится в руках
Они у нас такие умницы,
Что хочется сказать лишь «Ах!»
Наши девочки не только умеют работать, но и танцевать.
Танец “С подносами”
Воспитатель: Ну, а теперь отгадайте загадки.
По траве он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно – это …
Не царь, а в короне
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Поиграем в игру «Составь изображение домашний птицы»
На нашем празднике гостях Гулия с башкирском танцем “ Бурзанячка ”
Бабушка: Гусей продаем, гусей. Налетайте скорей, выбирайте самые белоснежные! Покупайте, кому нужно!
Ребенок : Крылышки почем?
Бабушка: Крылышки — один алтын.
Ребенок: Ого, больно дорого, один алтын, оставьте их себе. (отворачиваются спиной)
Бабушка: Джигит не должен быть жадным! Заплатите нам песней
Приезжайте к нам,
Приезжайте в гости к нам,
Все друзья из разных стран.
Примем вас мы всей душой,
Всем салям большой.
Мы под солнцем и луной,
Жить желаем дружно.
И отлично послужить,
Родине нам нужно.
Край родной – одна семья,
Братьев и сестер.
Всю огромную страну,
Видно с наших гор.
Бабушка: Ребята, и гости у меня и самовар вскипел, давайте чай пить.
Дорогие друзья! Вот подошел к концу наш праздник. Пусть эта наша встреча останется добрым воспоминанием в ваших сердцах! Успехов вам и доброго здоровья!
Дидактическая игра «Узнай национальную одежду» для детей старше-подготовительной группы «Узнай национальную одежду» Цели: -формировать у детей представления о национальных костюмах (татарского, русского, башкирского, мордовского.
Оформление музыкального зала на выпускной бал Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию оформление музыкального зала на Выпускной бал. Это всегда радостное.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-gusinaja-pomoch.html
Проект «Праздник гусей»
Паспорт проекта
Цель проекта: обогащение представлений о башкирском народном празднике – «Каз омэхе» – праздник гусей.
Задачи проекта:
Образовательные. Закреплять знания о домашних птицах, познакомить с трудом взрослых по разведению домашних птиц, приучать принимать посильное участие в труде.
Развивающие. Развивать интерес к национальным традициям.
Воспитательные. Воспитывать гражданственность, уважение к башкирским народным традициям и толерантного отношения к культуре и традициям других национальностей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Актуальность. Истоки современных проблем в духовной сфере- в незнании собственных корней, своей истории и культуры, в отказе и забвении национальных традиций. А это приводит к бездушному отношению к родной природе, к окружающему миру людей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, помощь и консультирование родителей.
Музыкальный руководитель: подбирает репертуар и разучивает движения танцев, песен и хороводов.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике, помогают в изготовлении атрибутов к празднику, организовывают чаепитие для детей.
1. Организационный этап проекта.
Определение темы, формулировка цели и задач.
Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по изготовлению атрибутов к празднику, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.
2 этап — осуществления проекта «Праздник гусей».
Образовательная область.
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Тематические занятия «Домашние птицы».
Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин двор», «Семья».
Игры-драматизации по произведениям: «Курочка Ряба», «Зимовье»
Подвижные игры «Лиса и гуси», «Гуси — лебеди».
Настольно – печатные игры: «Домашние животные», «Что за птица?», «Чей домик».
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам «Как я отдыхал в деревне летом», «Домашние птицы» рассказы по картинам «Домашние животные и птицы».
Пословицы и поговорки о труде
Чтение сказок «Петух — батыр», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко»
К.Ушинский «Гуси», «Петушок с семьей», К.Кинябулатова «Гусята», А.Игебаев «Пеструшка – хвастушка».
Беседы «Я забочусь о домашних птицах», «Если бы я жил в деревне».
Познавательное развитие.
«Птицы нашего края».
Художественно – эстетическое.
Рисование «Деревенский двор», лепка «Птичник» аппликация «Нарядный петух»
«Песня о дружбе» муз. М.Бикбовой, сл.К.Даяна.
3 этап – презентация.
Проведения праздника гусей.
Оценка результатов проекта.
- Дети закрепили знания о домашних птицах и о труде взрослых по выращиванию домашних птиц.
- Дети закрепили знания о пользе домашних птиц.
- Проявляют интерес к народным праздникам и традициям.
Итог
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Праздник гусей.
Цель. Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.
Дети под музыку парами заходят в зал. Садятся.
Хозяюшка. Вот и первые морозы пришли. Пора гусей резать. Славно поработали мы летом. Правильно говорят «Кто не работает – тот не ест». Гуси нынче жирные, крупные, пушистые. Что это я сижу, скоро помощники придут, пойду воду нагрею.
Этот праздник – «День гусиный»
К нам пришел из далека.
Мы придем лишь попросите-
Выходят два мальчика – созывалы.
Гей! Веселей собирайся, народ,
Гусиный праздник в гости идет.
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собой захватите.
На праздник всех зовем,
Потрудимся, потанцуем, попоём.
Настала такая пора
Приходите, на людей посмотреть,
И себя показать.
Хаумыхыгыз, куршелэр! Здравствуйте, соседи!
Хозяйка. Проходите соседи дорогие!
Садитесь на скамьи дубовые, поближе к теплу, свету.
Гости. Мы пришли работать, много слов только для книг хороши.
Приходят русские гости.
И гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую избу.
Щедрый день, добрый день!
Здравствуйте, слыхали у вас праздник гусей сегодня. Мы пришли помочь.
Хозяйка. Проходите, проходите. В такой день- никто лишним не будет.
День осенний, день гусиный
Он в году бывает раз.
Нет родной земли красивей,
Не нарадуется глаз.
День гусиный- праздник буден,
Праздник блага и добра,
Пусть майдан просторней будет
Веселиться до утра.
Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух – на подушки, которые пойдут на приданное невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Гусь не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. А гусиный жир обладает лечебным свойством.
— Где мои джигиты, принесите нам гусей.
Композиция: пощипали гусей (пословицы о труде), мальчики рубят прорубь, гусей повесили на коромысла, пошли к пруду. Девочки с коромыслами, мальчики за ними. Помыли, танец групповой. (баш. нар мелодия). Идут обратно, отдают гусей хозяйке.
Игра. «Кто быстрее обдерет перо?»
— Ведущий. По обычаю, остатки перьев мы должны разбросать на берегу речки, высказать пожелания, чтоб на будущий год у хозяйки выросло еще больше гусей.
Лети далеко, лети высоко,
Подари хлеба обильные,
Счастье и радость
В наш любимый край.
Гусь наш варится в печи,
А вам детвора, всем на улицу пора:
В игры играть да веселье продолжать!
Мне не надо, мне не надо
Ни подарка, ни награды
Мне бы только стать джигитом
Выходите, джигиты, кто хочет померится силой.
Игра «Кто сильнее?» Правила игры: два мальчика сидят друг перед другом опираясь ступнями, держат палку. По счету кто – то должен перетянуть палку к себе.
Потешки. (русский)
— Федул, что губы надул?
— Да, кафтан прожег
— Можно ли зашить?
А велика ли дыра?
— Остались ворот да рукава.
Тимербай (башкиркий)
Пять сынов у Тимербая,
Нет им равных в нашем крае,
На реке они купались,
А помывшись — обнимались
А обнявшись –одевались,
А потом дрова рубили,
Хлеб отборный молотили,
И не ели и не пили,
Потому что – тьма забот.
«Хороши у Тимербая,
Сыновья, не надо рая» —
Так от края и до края
Шуточный башкирский танец. (баш. нар мелодия)
Идет дедушка, отряхивается,
Чуть не падает, спотыкается.
Белой шубой накрывается. (зима).
Утром оживает. (день)
Голова ее на горе, а ноги в море,
Никто не знает, где кончается. (река)
Ну – ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (гусь).
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять. (утенок)
Под. Игра «Лиса и гуси» (гуси плавают в «пруду», лиса идет вокруг пруда и поет песню. Песня заканчивается, гуси убегают).
Эй, ты, лисонька, берегись,
Убегай скорее в лес,
Прибежишь гусенка взять –
Можешь хвостик обломать.
Игра «Плетень» (Р.н.мел. об. С.Бозренкова.)
Песня «Мин уземде яратам». «Я люблю себя» (Муз. А.Зиннуровой, сл. Илембетова.)
Много у меня друзей. К.Кинъябулатова.
Я надела фартук белый, набрала муки,
Приготовила морковку – будут пироги.
Я сегодня пригласила всех своих друзей.
Надо, надо постараться все испечь скорей.
Беляши с гусятиной, с кониной бишбармак,
Пироги с калиной, сладкий баурсак.
Едут – едут к нам на праздник милые друзья.
Самолетом, пароходом – мешкать мне нельзя.
Много – много драгоценных у меня друзей,
В разных городах и селах Родины моей. (перевод И.Ковалевой).
Песня о дружбе. (Муз. М.Бикбовой, сл. К.Даяна.)
Хороводный танец и вынос гуся. (баш. нар. мелодия)
Источник статьи: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/7662-proekt-prazdnik-gusej.html