Праздник хололо кто отмечает

Корякский обрядовый праздник «Хололо»

Краевой праздник «День вулкана»

Камчатский краевой фестиваль «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!»

Региональная туристическая выставка «Камчатка — твое невероятное приключение!»

Чемпионат России, Кубок России, соревнования FIS по горнолыжному спорту

Открытые краевые соревнования «Мутновский экстремальный марафон»

Традиционный национальный обрядовый праздник «День первой рыбы»

Корякский обрядовый Праздник морского зверя-нерпы «Хололо», приуроченный к окончанию летнего промыслового сезона, проводится береговыми коряками. Убитые охотником нерпы являются гостями, и для них устраивается праздник, чтобы достойно проводить их обратно в море. Коряки верили — если задобрить «души» убитых зверей, то в следующем году они приведут с собой в «гости» своих собратьев. Хололо – это праздник благодарения природе за ее щедрые речные, лесные и морские дары, это проводы нерпы «домой».

На протяжении всего праздника животные «присутствуют» на всех этапах как живые, они веселятся вместе со всеми, едят, а чтобы им не было жарко, их обсыпают снегом, поят водой. Во время сжигания чучел нерп, женщины и мужчины, танцуя, поворачиваются в направлении моря с возгласами «оча-а! хололо!», и таким образом они указывают непрпам дорогу домой.

В «Хололо» сконцентрированы многие древние обычаи, ритуальные танцы и песни. Праздник «Хололо» — это и оригинальные корякские блюда, национальная праздничная одежда, игра на бубнах. Обязательны национальные соревнования в силе, ловкости и удали.

Так же во время праздника производятся различные гадания: гадания на огне, гадания на вертушке, на лопатке нерпы, толкуши.

Основным блюдом «Хололо» является толкуша. Все ингредиенты этого блюда заготавливаются заранее: топлённый нерпечьий жир, икра сушёная, клубни дикой картошки, сушеная мякоть иван-чая, ягода шикши. Все перечисленные продукты — это природные богатства, которыми очень бережно пользовались аборигены.

Сегодня праздник «Хололо» вошёл в перечень краевых праздников, и для него установлена дата проведения — 4 ноября. Он проводится в национальных посёлках Корякского округа и в столице края. Этот праздник проводится как особое увеселительное и познавательное мероприятие с тематической концертной программой и с участием творческих коллективов.

Достопримечательности: Этнографическая площадка «В гостях у Кутха»

Объекты размещения: Гостиницы г. Петропавловска-Камчатского

Источник статьи: http://eventsinrussia.com/event/17990

Как проходит корякский праздник «ХОЛОЛО»?

3 ноября 2019 года в городе Петропавловске-Камчатском (Камчатский край) пройдет Корякский обрядовый праздник «ХОЛОЛО». Он приурочен к окончанию летнего сезона охоты и рыбалки.

В прежние времена его устраивали береговые коряки по завершении охоты на морского зверя. Каждая семья, принимавшая участие в этом промысле, проводила соответствующий обряд. Таким образом жители Камчатки благодарили богов за удачную охоту и рыбалку.

В советские годы подобные обряды были под запретом, теперь же их стараются сохранять. В последние годы интерес коренных малочисленных народов Севера к своей самобытной истории и культуре заметно возрос. Началось возрождение традиционных праздников и фольклорных фестивалей.

В Министерстве по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера действует рабочая группа по подготовке и проведению праздника «ХОЛОЛО».

С ней тесно сотрудничают представители общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Корякия», общественной организации «Союз камчадалов Корякского округа», краевых государственных учреждений: «Центр детско-молодежного творчества «Школьные годы», «Корякский центр народного творчества» и др.

Что будет в программе праздника «ХОЛОЛО»?

В программе обрядового праздника «ХОЛОЛО», который проводится на этнической площадке «В гостях у Кутха» – традиционные обряды, выступления фольклорных коллективов, спортивные соревнования, национальные игры и конкурсы.

На целый день площадка около Култучного озера в центре Петропавловска-Камчатского превратится в корякское стойбище. Здесь пройдут обряды благодарения, очищения, подношения морю, земле и вулканам, а также обряд кормления нерпы.

Они носят магический и сакральный характер, ведь считается, что действия их участников оказывают влияние на силы природы, животных, обеспечивая удачную охоту и рыбалку в будущем.

Согласно бытующему здесь поверью, убитые охотниками нерпы становятся гостями праздника, который устраивается для них, чтобы достойно проводить их в море. Считается, что если в этот день угодить морскому животному, то уже следующим летом оно должно вернуться и привести с собой много своих сородичей.

Под аккомпанемент бубнов на корякском празднике «ХОЛОЛО» будут проведены обряды подношений Гырголальыну (находящемуся наверху), Ивинилъыну (покровителю морской охоты) и Явалкэну (находящемуся снаружи).

Во время сжигания чучел нерп женщины и мужчины, танцуя, повернутся в направлении моря с возгласами «оча-а! хололо!» и таким образом укажут нерпам дорогу домой.

Девушки в национальных нарядах подарят гостям праздника траву лаутен, которую можно будет повесить на «дерево удачи» со своими пожеланиями. Согласно поверью, она защищает людей от злых духов.

Женщины посоревнуются в исполнении танцев, а мужчины – в силе, ловкости и удали. Состоятся соревнования по перетягиванию ремня из шкуры нерпы «Талытал», национальная игра «Уляу», бросание кедровых шишек для привлечения удачи, богатства и здоровья. Также пройдут гадания – на огне, на вертушке, на лопатке нерпы и др.

Желающие смогут приобрести сувениры, изготовленные местными мастерами народных промыслов. И, конечно, гостей праздника «ХОЛОЛО» будет ждать вкусное угощение. Тут можно будет попробовать обрядовую пищу – толкушу (традиционное местное кушанье) с жиром нерпы и дикими ягодами.

Все ингредиенты этого блюда заготавливаются заранее: топленный нерпичий жир, сушеная икра, клубни дикой картошки, сушеная мякоть иван-чая, ягоды шикши. Приготовят на фестивале и другие национальные блюда и напитки: шурпу из нерпы, вареную оленину, юколу, заваренный по местным рецептам крепкий чай и др. В завершении мероприятия будет организована дискотека в национальном стиле.

С каждым годом этот фестиваль посещает все больше человек. С 2010 года Корякский обрядовый праздник «ХОЛОЛО», который устраивается не только в административном центре этого региона, но и в поселках Корякского округа, вошел в перечень обязательных краевых праздников Камчатского края с установленной датой проведения – 4 ноября.

Примечательно, что в это время также отмечается День народного единства, что символизирует неразрывные узы братства всех народов, проживающих на территории полуострова.

Источник статьи: http://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-prohodit-koryakskiy-prazdnik-hololo.html

Хололо

У коренных северных народов не так-то много возможностей отдохнуть и развлечься – суровые природные условия требуют ежедневного труда и не дают лишний раз расслабиться. Но праздник Хололо в честь завершения охоты на морского зверя ежегодно отмечается с размахом – это и подведение итогов, и благодарность природе за её щедрые дары, и концентрация древних обычаев.

Читайте также:  Состоялся праздник для мам

Коряки – коренной народ северной части Камчатки. Главной кормилицей в окружении непроходимой тундры, сопок и каменистых глыб они назначили нерпу – тюленя, без которого прожить было бы крайне трудно. Это животное даёт питательное калорийное мясо, жир для обогрева и освещения и шкуры. Коряки относятся к нерпе с уважением и благодарностью, поэтому ежегодно в конце промыслового сезона собираются на праздник, чтобы угодить морскому животному. Считается, что убитые охотником тюлени – это гости, души которых после достойного приёма уйдут обратно в море, чтобы летом вернуться обратно и привести с собой сородичей.

Традиционно праздник устраивается в конце осени, в последнее время его приурочивают ко Дню народного единства 4 ноября. Коряки готовятся к этому событию целый год и восторженно приветствуют друг друга и гостей: «Хололо!» – на русский язык этот возглас никак не переводится. По традиции торжества начинаются подношениями морю, земле, вулканам и нерпам – главным героям каждого этапа праздника. Чучела животных или их символические фигуры из трав и сладостей обсыпают снегом, «поят» и «кормят», вокруг них танцуют и изображают тюленей. В конце их сжигают, поворачиваясь в сторону моря и указывая им дорогу домой с криками «Хололо!».

В программе праздника собраны все национальные обычаи коряков. Под звуки бубнов проходят обряды, танцы, игры и песни северного народа. В каждый дом приходят ряженые в масках, проводящие ритуал очищения. Зрелищное соревнование – перетягивание силачами длинного ремня из тюленьей кожи со вставленным посередине деревянным колышком. Победителем станет тот, кто сможет разорвать натянутую кожу. Национальные танцы коряков со стороны кажутся однообразными и напоминающими способы вхождения в транс: на полусогнутых ногах танцор наклоняет корпус вперёд и слегка покачивается на носках. Женские движение в основном имитируют бытовые ситуации: они изображают, как расчёсывают волосы гребнем; прикладывают руку ко лбу, словно вглядываясь вдаль в ожидании мужей; радостно оживляются и бросаются им навстречу под звон колокольчиков. С помощью хореографии рассказывают и о виновниках торжества: назначенная на роль нерпы корячка нежится в лучах солнца на берегу, к ней подкрадывается охотник с копьём и подпрыгивает, демонстрируя радость от пойманной добычи.

Праздничный стол на Хололо

Какой же праздник без угощения? На Хололо обязательно готовят толкушу – топлёный жир нерпы, смешанный с сушёной икрой, травами и шикшей. После такого блюда можно плясать и петь ещё несколько часов, ведь его ингредиенты – природные тонизирующие средства! Также подают наваристую уху, мастерски приготовленную оленину и крепко заваренный чай из ягод и кореньев.

Праздник Хололо ежегодно проводят и в городах, и в коряцких посёлках. Это не только повод повеселиться, это в первую очередь дань уважения северным традициям: как и сотни лет назад, глухо стучит бубен, замысловато танцуют вприсядку собравшиеся гости, звучат удивительные песни, а нерпы отправляются в море, чтобы вернуться летом.

Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток» на территории этнографического парка располагается на двух гектарах земли.

Здесь гармонично расположились: гостиница «Сибирия», музей, фактория, чайная юрта, хан-юрта, поляна игр, костровое место, питомник ездовых собак, Музей живой природы, Птичий дом и огромный музей под открытым небом – Парк народов Сибири, в котором находятся десятки самых различных жилищ Сибири, Дальнего Востока и Севера: чумы, карамо и айлу, балок и алаж, балаган и ураса, свайные юрты и землянки, комплекс сэргэ и тотемные столбы.

Общение с хранителями традиций, песни и танцы, состязания и игры, сибирская кухня, музей жилищ сибирских народов – это увлекательное путешествие по просторам сибирских земель можно совершить за один день, приехав в этнографический парк-музей «ЭТНОМИР».

Источник статьи: http://ethnomir.ru/articles/khololo/

«Хололо» — праздник, живущий вечно». Традиционный обрядовый праздники береговых коряков «Хололо» («Ололо»)

«Хололо» — праздник, живущий вечно».

Традиционный обрядовый праздники береговых коряков «Хололо» («Ололо»)

Народная культура – это многовековой опыт народа, представленный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены, и этот процесс продолжается в наши дни.

Надо сказать, что разрушение традиционной культуры народов Севера происходило на протяжении продолжительного времени и по разным причинам. В настоящее время степень ее сохранности различна не только у разных народов, но и у отдельных локальных этнических групп. В конце 1990-х годах заметно усилился интерес коренных малочисленных народов Севера к своей самобытной истории и культуре. Началось возрождение традиционных праздников, фольклорных фестивалей.

Народные традиции, обычаи, праздники и обряды привлекают внимание ученых, работников культуры, как средство установления живой связи времен, при которой происходит непосредственный процесс наследования социального опыта предшествующих поколений, их нравственные ценности и идеалы. Это необходимо для восстановления форм, способов и приемов народной педагогики, нравственного и эстетического воспитания молодого поколения.

В настоящее время в связи с сокращением численности сельского населения, а мы имеем в виду старейшин, носителей традиционной культуры коренных малочисленных народов края, сокращается число участников обрядовых действий, а в некоторых селениях просто некому проводить обрядовые действия.

По своей сути народная культура относится к коллективистскому типу, для которой характерно проведение многолюдных, ярких праздников. И эти массовые мероприятия, в наше время, обычно организуют работники домов культуры, а остальное население присутствует на нем как зрители. Работники культуры стараются проводить традиционные праздники, черпая материал из этнографической литературы, причем зачастую те, которые, раньше в их местности и не было.

В Камчатском крае некоторые обрядовые праздники коренных народов стали официальными праздниками Камчатки: ительменский «Алхалалалай», эвенский «Нургэнэк», корякские «Хололо» и праздник «Первой рыбы», «День оленевода».

О традиционном обрядовом празднике карагинских коряков «Хололо» нельзя сказать, что оно было забыто. Самое первое и полное его описание мы найдем у этнографа в с. Карага Карагинского района. В 1970-х годах на этом празднике в том же селе побывал этнограф и фольклорист и есть упоминание об этом в трудах , этнографа, специалиста по этнохореографии народов Севера. О празднике «Ололо» коряков Тигильского района мы сможем узнать из материалов Корякского центра народного творчества, где Александра Трифоновна Уркачан, заведующая отделом фольклора, дала подробное описание традиционных обрядовых праздников, обычаев, танцев.

Также мы можем проследить «судьбу» этого обрядового праздника по результатам фольклорных экспедиций Камчатского и Корякского центров народного творчества. Опрошенные информанты, рассказывал и нам об этом празднике со слов своих родителей, о том, как они в детстве видели и уже взрослыми проводили этот обрядовый праздник. Можно сказать, что он до сих пор «живет» в национальных селах. Естественно праздник изменился. Он не проходит теперь так долго, как раньше, какие-то обрядовые части не проводятся.

Читайте также:  Составляющая которая отражает чувственно эмоциональную насыщенность содержания праздника

Первое упоминание о промысловых праздниках береговых коряков, которые были связаны с добычей морских животных, мы находим у в начале ХХ века у береговых коряков Пенжинской губы. Он касался праздника кита.

Также об этих праздниках можно узнать из труда «Корякские промысловые праздники». В 1956-1957г. г. им были собраны материалы о корякских традиционных промысловых праздниках и обрядах. В частности указывает на то, что праздник нерпы, или как его называют в Карагинском районе «Хололо», в Тигильском районе с. Лесная «Ололо», проводили и в Олюторском районе.

Более полное описание праздника, который был связан с промысловой хозяйственной деятельностью, сделал Иннокентий Степанович Вдовин в 20-х годах прошлого столетия в с. Карага Карагинского района. Называется он у коряков Карагинского района «Хололо». указывает на то, что этот праздник проводился ежегодно с октябрьского новолуния, и мог продолжаться с перерывами вплоть до октября. Проводили его жители каждого дома в с. Карага. Праздник состоял из целого комплекса подготовительных работ и обрядов, который, следуя описаниям, представлен примерно такой схемой:

Приготовление праздничных блюд; Мужчины ехали в лес за березовыми и ольховыми чурками для изготовления вертушек, масок и т. д.; Символическая борьба мужчин, прибывших из леса с хозяином дома; Начало танцев под бубен; Жертвоприношение через домашний очаг (сжигание чучел животных в огне); Перетягивание ольховых веток; Обряд «Тэллытэл»; Бросание копья в шкуру морского животного; Церемония с деревянными фигурками эффэв; Обряд плодородия (бросание шишек и ягод); Приход «Ул’ яу» (ряженые в масках); Обряд «Калаткок»; Обряд с женским охранителем «Къусъын»; Обряд с капюшоном «Хэглымгыткун» (посвящение молодого охотника); Обряд с постелью «Ророткок»; Обряд с березой; Состязание «Килтылъын» (снятие приза с дерева); Заключительный этап: Проводы атрибутов праздника (маски, вертушки) в лес.

Вот таким увидел праздник ученый. Как он считает, что все обряды и развлечения

этого обрядового действа отражают древние мифологические представления охотников о взаимосвязях с природой. Охота и ее детали отражены в действиях участников праздника.

Следующее упоминание о празднике «Хололо» относится к 1970-м годам. О нем мы можем прочитать в работах Владимира Николаевича Малюковича. По времени праздник начинался поздней осенью и оканчивался к Новому году. Проводили жители почти каждого дома в селе Крага. Им была описана схема проведения этого празднества:

Приготовление праздничных блюд и угощения гостей; Начало танцев под бубен в сопровождении певца; Раскачивание ремня, привязанного к косяку двери; Перетягивание ольховых веток из сеней на кухню; Сжигание в печке чучел морских животных; Изготовление масок и вертушек; Приход «Ул’яу» (ряженые в масках), пантомима «Ул’яу»; Очищение ряжеными жилища; Хозяин праздника бросает ягоду и шишки гостям; Гости пробивают шкуру медведя заостренной палкой; Хоровод вокруг березки с копьем «волка»; «Тэллытэл» — прерывание ремня с вертушкой; Не давать «спать «таликамаку» — «хозяину» вертушки; Танец «калаков»; Посвящение в охотники; Посещение лучшего охотника; продолжение танца; Ответный визит охотника в дом, где проводился праздник; Окончание акта «Тэллытэл».

Если сравнивать этот праздник с разницей примерно в 50 лет, в работах ученых, то

уже видны различия в проведении обрядов. В 1970-х годах нет таких обрядовых действий, как: условной борьбы с хозяином дома; церемония с фигурками эффев; с женским охранителем «Къусъын»; с постелью «Ророткок»; с березой; состязаний «Килтылъын» (снятие приза с дерева); проводов в лес атрибутов праздника. Изменилось время проведения, оно сдвинулось на месяц позже.

Во время фольклорно-этнографических экспедиций в Карагинский и Тигильский районы, мы опрашивали информантов об этом празднике. Время экспедиций – это 2010, 2011, 2012 годы. Побывали в селах Карагинского района: с. Оссора, с. Тымлат; Тигильского района: п. Палана, с. Лесная. Нами были опрошены информанты, проживающие ранее в селах Рекинники, Апука, Подкагерное ныне теперь закрытые и Ильпырское. Также была предоставлена информация Корякским центром народного творчества.

По воспоминаниям информантов в 50-годы в селах Карага, Анапка, Рекинники, Подкагерное, Тымлат праздник начинался поздней осенью в новолуние и заканчивался в начале декабря. Проходил он в каждом доме. Участвовали в праздновании все жители села. Особенностью проведения праздников у коряков является включение детей в круг исполнителей некоторых обрядов. Обряды жертвоприношения (сжигание чучел животных), перетягивание (внесения) в дом «священного дерева», обряд «Тэллытэл», плодородия, пантомима «Ул’яу», посвящение охотника, обряд с «калаками», обряд «ророткок» (с постелью); обряд с женским охранителем «къусъын»; бросание копья в шкуру животного; обряд с березой (через дымовое отверстие в землянке опускали березовый ствол); проводы атрибутов – все это проводилось в 50-е годы.

С начала 60-х до начала 80-х годов некоторые села Корякского национального округа стали закрывать. Жителей таких селений, как Подкагерное, Рекинники, Апука выселяли в села Ильпырское, Тымлат, Оссору. Естественно, что жители переселенных сел привезли в эти населенные пункты особенности проведения своего праздника. Ведь по словам информантов, опрошенных в экспедициях 2010-2012 годов, рассказывали, что в с. Апука не все семьи могли проводить церемонию «Ул’яу», а кто-то не мог делать обряд «Тэллытэл». В этом селе на празднике провожали только морских животных.

А вот в селах Подкагерное и Рекинники провожали не только морских животных, но и медведей, баранов. Как объяснили нам информанты, связано это было с тем, что коряки этих селений, хоть они и береговые (нымыланы), занимались не только морским промыслом, но и оленеводством, и охотой на зверей. И праздник в Подкагерном назывался, как и в с. Лесная Тигильского района «Ололо». Судя по рассказам информантов сел Лесная, Подкагерное, Рекинники праздник у них проводился одинаково. У дерева, внесенного в дом, они исполняли родовые мелодии, танцевали, входя в состояние транса. Во время всего праздника, чучела животных они поили водой: на дереве фигурки посыпали снегом, а фигурки, приготовленные для жертвоприношения, лежали в специальном корытце со снегом.

Но надо учитывать идеологию советского времени. Обрядовые праздники считались пережитком прошлого. Как писал : «… в настоящее время эти обычаи и обряды отошли в прошлое, уступив место новым, прогрессивным традициям современности». Может быть, поэтому некоторые ритуальные действия перестали исполняться на праздниках. Помнили об этих обрядах только старики, а молодежь уже ничего не знала.

В 1990-х годах произошел всплеск интереса коренного населения к своей традиционной культуре. Началось возрождение обрядовых праздников, танцев, традиционного быта, уклада жизни. Не все еще было потеряно. Еще остались носители этого праздника, тех, кого успели опросить специалисты, энтузиасты, кому была не безразлична судьба наших праздников, нашей традиционной культуры. Уже не во всех селах проводили этот древний обрядовый праздник. То, что зафиксировали наши специалисты, а именно, проведение этого праздника – это села: Лесная Тигильского района, Тымлат, Оссора Карагинского района.

Читайте также:  Праздники общие для всех регионов россии

Сменились сроки проведения. Они стали проводиться позже на месяц. Проводят сейчас этот праздник в одном доме, где собираются все жители села, и проходит он всего один день. Что на сегодняшний день осталось от обрядов.

В 2010 году сотрудник нашего центра побывала на празднике «Хололо» в с. Тымлат Карагинского района. Как мы уже говорили, в этом селе проживают жители, а сейчас они уже все преклонного возраста, закрытых сел Подкагерное, Рекинники. Праздник по времени сдвинулся почти на месяц позже и проводят они его в одном доме и один день. С раннего утра женщины начали готовить национальные блюда. Мужчины уехали в лес за ветками и чурками для атрибутов праздника. По возвращению из леса, к дому, где проходил праздник, мужчины, провели символическую борьбу с хозяином дома. Нашим специалистом был зафиксирован на видеокамеру весь праздник; раздача «священной» травы лаутэн (как пропуск на праздник); сжигание фигурок животных, не только морских; перетягивание ольховых веток; танцы и песни возле дерева; раскачивания ремня с таликамаком; изготовление масок и тэллытэла; обряд «Тэллытэл»; обряд плодородия (бросание шишек); проводы атрибутов праздника. В 2012 году в том же селе побывала специалист Корякского центра народного творчества, ею также был зафиксирован этот праздник, с этими обрядовыми действиями, что и два года назад.

В с. Лесная примерно в 1950-е годы еще проводили обряд «Таллытыл», посвящение в охотники, обряд плодородия (бросали шишки и ягоды). В 2011 году, когда наша экспедиция посетила это национальное село, мы попали на праздник в семью Степаниды Петровны Ягановой. Ее зять удачно поохотился на горных баранов и старейшины села, с согласия Степаниды Петровны, решили провести праздник «Ололо» в ее доме. Началась предпраздничная суета. Женщины начали готовить национальные блюда. На этом празднике мы смогли зафиксировать такие моменты, как раздача «священной» травы лаутэн, как пропуск на праздник; обряд внесения «дерева удачи» в дом; развешивание на дереве фигурок зверей под исполнение мелодий и танцев; сжигание фигурок зверей; обязательные танцы под бубен и родовые мелодии; проводы «дерева удачи» на «священное место». На следующий день нам удалось побывать на охоте на морского зверя. Его добыли для проведения праздника «Ололо» в детском саду. Хоть оно и проходило в форме театрализованного представления, но дети понимали все обрядовые действия, что они совершали. Все было как в настоящем празднике: как раздача «священной» травы лаутэн; обряд внесения «дерева удачи» в дом; развешивание на дереве фигурок зверей под исполнение мелодий и танцев; обряд посвящения молодого охотника; пантомимы, исполняемые детьми и изображающими в танце животных, добытых охотниками; обязательные танцы под бубен и родовые мелодии. И даже проводы «дерева удачи» на «священное место» дети сделали на следующий день утром со своими воспитателями. Можно сказать, что дети в этом маленьком селе будут знать и помнить о своем древнем обрядовом празднике «Ололо».

На третий день старейшины решили провести этот праздник в доме культуре для всех жителей и гостей села Лесная. Здесь провели все те же обряды, кроме сжигания чучел животных, и во всех действиях участвовали гости. Утром работники дома культуры отнесли дерево на священное место.

Вначале 1990-х годов праздник «Хололо» был поставлен на сцене народным артистом РФ Иосифом Иннокентьевичем Жуковым как танцевально-хореографическая постановка в исполнении Корякского национального ансамбля танца «Мэнго». Сам уроженец с. Подкагерное, он прекрасно помнит этот обряд, все его действия. И в этой постановке воспроизведены те ритуальные действия, которые составляли содержание «Хололо»: приготовление ритуальных блюд, приход гостей и раздача травы лаутэн, жертвоприношение фигурок животных, танец у дерева, танцы, изображающие животных, пантомиму «Ул’яу», «Тэллытэл», «Калаки» (калаткок), пробивание копьем шкуры, обязательные танцы и исполнение родовых мелодий, посвящение охотника, проводы атрибутов праздника. Все это было представлено «языком» танца. Без доскональных знаний функций обряда, символики действий участников невозможно поставить посредством хореографии обрядовый праздник на сцене. Также мы можем обратиться к материалам начала 1970-х годов, где она описала танцы, исполняемые на празднике «Хололо».

Время меняется, меняется мышление людей. Мы живем в эпоху компьютерных технологий. Все это коснулось и наших национальных сел. В какие обрядовые действия верят участники праздника? Пантомима «Ул’яу», обряд «Тэллытэл» на сегодняшний день – это стало как развлечение, оно перешло на сцену и присутствует в репертуаре многих национальных танцевальных коллективов.

Сегодня праздник «Хололо» вошел в перечень краевых праздников и у него установлена дата проведения – 4 ноября. Он проходит в национальных селах Корякского округа и в столице края г. Петропавловске-Камчатском. Этот праздник проводят как особое увеселительное и познавательное мероприятие. Режиссеры-постановщики рассказывают об истории национального обряда, о его значении в жизни народа.

Но в национальных селах, в частности в с. Лесная, Тымлат, праздник хоть и проводят в одном доме и один день, но он проходит и дату его проведения устанавливают старожилы. Он приходится на октябрь в с. Лесная, как когда-то он начинался в это время или в начале декабря в с. Тымлат, как дата окончания этого праздника. Понятно, что в силу некоторых субъективных проблем, невозможно проводить так как раньше. Не каждая семья, в силу своих финансовых возможностей, может принимать столько гостей, да и праздник в наше время не может длиться целый месяц. Вот и приняли старейшины, носители традиций мудрое решение: проводить один день и в одном доме, сконцентрировав все личные финансовые средства. И праздник в селе проходит, на нем встречаются, обсуждают и решают проблемы, танцуют и поют, вспоминают и рассказывают о своей прошлой жизни, о праздниках, обрядах, танцах, песнях.

Конечно, старшее поколение всегда было хранителем традиций: фольклора, традиционных элементов материальной культуры, обычаев, обрядов и т. п. А молодежь своим отношением к традициям отражает доминирующие тенденции современности. Но надо отметить, что и среди молодежи возрастает интерес к фольклорным формам культуры; это, вероятно, связано не только с попытками утверждения национального самосознания и национальной самобытности, но и с поисками новых путей наиболее полного социально-нравственного воспитания и самоутверждения личности.

Процесс безвозвратной потери народного достояния продолжается в наши дни. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/612/63697.php

Оцените статью
Adblock
detector