Праздник иван купала конспект занятия

Праздник «Иван Купала»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
prazdnik_ivana_kupala.docx 20.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

«Ой, купало, ой купало, а нам радость, а нам смех»

(для детей дошкольного возраста)

Рак Ольга Андреевна

— духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

  1. Формировать духовную и нравственную культуру у дошкольников
  2. Изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, посредством участия в праздниках
  3. Повышать педагогическую компетентность родителей, стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплоченности родителей и педагогов в подготовке и проведении праздников
  4. Привитие навыков христианского благочестия
  5. Формировать уважительное отношение к представителям другой культуры, национальности, религии
  6. Воспитывать ребенка, способного к благотворительности. Милосердию и состраданию
  7. Сформировать осознанность единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания

— рассматривание иллюстраций (Лебедев К. «Ночь на Ивана Купалу»; Иванов В. « Ночь накануне праздника Купалы»

— ознакомление с народными летними приметами, обрядами и традициями, связанными с празднованием Ивана Купала

— изготовление совместно с родителями атрибутов к праздникам

— оформление площадки к празднику Иван Купала. Изготовление цветка папоротника

— изучение народных подвижных игр для летних праздников и развлечений: «Хвосты», Молчанка», «Водяной», «Заплети венок»

  1. Е. К. Ривина. Знакомим дошкольников с семьей и родословной, Москва, Мозаика – синтез, 2008
  2. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова, Народные праздники в детском саду, Москва, Мозаик – синтез, 2008
  3. А. В. Орлова, Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду, Владимир, 1995
  4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999

Дети собираются на украшенную к празднику площадку. Под сказочную мелодию входит Марьюшка.

Марьюшка: здравствуйте ребята. Сегодня древний праздник – праздник Ивана Купала. Ночь на кануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связные с огнем, травами и огнем: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купать, собирать цветы, плести венки и гадать. Много чудесных явлений, по мнению наших предков происходило в этот день. Бытовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают. Но самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады. Вы хотите найти клад? (Дети отвечают) Значит нам пора отправляться в дорогу.

Кикимора: ага! Куда это вы собрались? За цветком волшебным? Не бывать этому, не пущу вас. Я первая цветок найду, и свои желания исполню. (начинают перечислять свои зловещие желания)

Марьюшка: отпусти нас Кикиморушка, мы тебе очень будем благодарны.

Кикимора: да как же пойдете … мелочь такая.. столько опасностей и трудностей впереди… и всяк в лесу норовит обидеть!

Марьюшка: ребята, вы слышали, что сказала Кикимора. У нас на пути будет не мало трудностей. Ведь в день Ивана Купала вся нечистая сила будет мешать нам на пути к заветному цветку. Мы же не боимся трудностей?

Кикимора: а что нужно шоб быть сильными и смелыми?

Правильно спортом заниматься надо! У меня вон в лесу каждая зверушка и мелочь летучая и ползучая зарядку делает! Ну покажите на что вы способны!

Танец « Все вокруг стараются, спортом занимаются»

Кикимора: ну вижу, что вы сильные, смелые, ловкие, умелые… А как в голове? Есть чего?

Ночью каждое оконце

Слабо освещает. (Луна)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор. (Айболит)

Милый, добрый (Петух)

Летать ему не лень –

На крыше из соломы

Лишь только свет дневной потух,

Заухал в темноте. (Филин)

Кто поднял веселый крик?

Эту птицу не пугай!

Под деревом четыре льва,

Один ушел, осталось. (Три)

Кикимора: смотри-ка… и с этим справились…

Марьюшка: видишь Кикимора, готовы мы и трудности нам не страшны! Ну что? Отправляемся в путь, ребята, за волшебным цветком?

Кикимора: а куда идти вы знаете? (нет) Камень указательный есть? (нет)

Марьюшка: так вот же указатель стоит! Только стрелки три, какая из них верная!?

Кикимора: ой запамятовала я… какая из них верная…Че делать-то?

Марьюшка: а мы разделимся на три команды и пойдем каждой своей дорогой. Каждая команда сама свое направление

Дети разбиваются на команды и выбирают стрелку с указанным на ней маршрутом и расходятся по станциям, где их ждут Баба-Яга, Водяной и Леший.

Кикимора: ой… а я-то чего торможу?! Пойду и я свое счастье попытаю… может сама цветок найду! Желаний у меня вон сколько!

На каждом маршруте по три испытания, на прохождения, которых, персонажи вручают цветок. После испытаний персонажи провожают детей к поляне, где цветет папоротник.

Персонажи: (вместе) теперь испытания пройдены, хотите увидеть волшебный цветок?

Закрывайте глаза и повторяйте с нами слова:

На Иванов день, на Купальничек

Цветок волшебный появился, Красным цветом озарился!

Дети открывают глаза, а перед ними цветок, под цветком сундук со сладким призом. Затем Водяной предлагает продолжить праздник водным обливанием.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/09/01/prazdnik-ivan-kupala

Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе

Наталья Скокова
Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе

Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга»

Воспитатель: Скокова Н. В.Дата проведения: 17.07.2016

— Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

— Вызвать эмоциональный отклик детей.

— Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала.

Оборудование: стакан – 2шт., ведёрко – 2шт, капельки дождя — 10шт, цветы из картона, строительные кирпичики красного цвета, пластиковая бутылка с водой.

Предварительная работа: беседа об истории и традициях праздника, разучивание хороводных песен, частушек, закличек,чтение художественной литературы: стихи, пословицы и поговорки о лете, загадки о лекарственных травах, дидактические игры «Аптечка Айболита», «Найди по описанию», «Узнай и назови» и др. на закрепление лекарственных растений, опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется вода?», «Вода- растворитель», «Очищение воды», «Путешествие капельки».

Звучит музыка гр. Иван Купала «Коляда»

Ход праздника:

Воспитатель: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала. Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой.

В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник. Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.

А еще этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Купалу загадывают желания, купаются в росе, обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры.

1. Конкурс «Перенеси воду»

Участвуют по 5 человек от каждой группы. Стаканчиком перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду в ведёрко и вернуться назад, передать стаканчик следующему, а самому встать в конец колонны.

2. Конкурс «Собери капельки дождя»

Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны.

3. Конкурс «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов выросло на поляне! Давайте соберём цветочки.

Участвуют по 1 человеку от каждой группы. Дети под музыку собирают цветы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

4. Конкус «Самый ловкий»

Из кирпичиков дети строят имитацию костра и дети по очереди перепрыгивают через «костер»

Воспитатель: Вот и мы с вами, перепрыгивая через «костер» стали здоровыми и сильными.

На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили. Венок завивали — желание загадывали, чтобы родные и близкие здоровы были, да чтобы урожай был богатым.

Хоровод А. Лапина»Хоровод»

На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Воспитатель обрызгивает детей водой из бутылки,звучит музыка. Дети обрызгивают друг друга водой.

Сценарий развлечения «Иван Купала» Развлечение «Иван Купала» Цель: прививать детям народные традиции; развивать кругозор; вызывать у детей праздничное настроение Образовательные:.

Летнее развлечение «Иван Купала» Сценарий народного праздника «Иван Купала»Цель: Ознакомление дошкольников с русскими народными традициями, обычаями и старинными обрядами.

Летнее развлечение «Иван Купала» в старшей группе Программное содержание: Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. Развивать интонационную выразительность речи. Формировать у.

Сценарий праздника «Иван купала. Парад морских жителей» ПАРАД МОРСКИХ ЖИТЕЛЕЙ (Что бы Нептун пропустил детей в морское царство, всем детям нужно прийти в костюмах морских жителей) Последним выходит.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей среднего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей среднего дошкольного возраста. Программное содержание: Закрепить и систематизировать.

Сценарий праздника «Иван Купала» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: 1. Развивать двигательную активность, укреплять здоровье и содействовать.

Сценарий народного праздника «Иван Купала» для детей 5–7 лет Цель – создание условий для приобщения детей к истокам русской экологической культуры; Задачи Развивать интерес детей к старинным русским.

Сценарий развлечения «Иван Купала» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок» Сценарий.

Спортивно-развлекательное мероприятие в средней группе «Иван Купала» Цели: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: — Познакомить.

Видеообзор лэпбука «Иван-Купала» Дорогие коллеги, доброго времени суток! Поздравляю всех с праздником! Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-scenarija-letnego-prazdnika-ivan-kupala-v-starshei-grupe.html

Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему «Праздник Иван Купалы»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Средняя общеобразовательная школа № 14 имени кавалера Н. Ф. Шутова

«Центр образования» города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы «Дворец творчества детей и молодежи»

Руководитель Директор ГБОУ СОШ № 14

структурного подразделения _______________

«Дворец творчества детей и молодежи» Е. Б. Марусина

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Праздник Ивана Купалы»

Декоративно – прикладной отдел

Объединение «Чудо – мастерица»

Педагог дополнительного образования Портнова Наталья Викторовна

Данная методическая разработка рассчитана на детей 8 -11 летнего возраста, занимающихся в объединении «Чудо – мастерица».

Форма проведения занятия (игровая технология)

Время проведения: 60 минут

Тема: Праздник Ивана Купалы.

Цель: Через создание оптимальных и необходимых условий обеспечить развитие детей, необходимых для познания народной культуры, посредством включения его в разнообразные виды деятельности.

Обучающая : Познакомить учащихся с народным праздником

Развивающая: Раскрыть многообразие форм проведения этого праздника.

Воспитательная: Воспитывать всесторонне развитую личность. Воспитывать уважение и гордость к традициям русского народа.

Форма: Игра – путешествие

Тип занятия : Комбинированный.

Вопросы, рассказ, игра, награждение.

Межпредметные связи : народное творчество, история.

Оборудование: Презентация, мульти видео, аудио записи с песнями, выставка изделий из цветов; выставка вышитых изделий, дерево.

I Организационный момент

1 Встреча гостей. Живой коридор.

2 Выступление «глашатых».

II Работа по новому материалу.

1 Вступительное слово учителя.

2 Просмотр презентации.

Мульти видео проведение праздника «Ивана Купалы»

3 Традиции праздника.

А) Загадки – думалки.

Б) Хороводная песня.

В) Прыжки через костёр. Игра «Крапивушка»

Д) Поиск цветущего папоротника. Игра «Передай цветочек»

Е) Конкурс русалок.

4 Игра «Купальский аптекарь»

5 Дарение полезной травы.

III Подведение итогов.

I Организационный момент.

1 Встреча гостей.

Перед началом праздника дети в народных костюмах встречают гостей (живой коридор), ( звучит народная песня «Виноград в саду цветёт»).

— Добрый день гости званные, желанные, мы вас ждём (хором)

Разрешите вас нарядить, да цветы вам подарить.

(дети обвешивают гостей зеленью, дарят цветы)

Самая маленькая участница

— А я могу вам погадать на ромашке на любовь, на счастье.

Гости рассаживаются на места.

(Звучит народная песня «Ой вставала я ранёшенька»).

2 Выступление « глашатых»

Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?

Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

II Работа по новому материалу.

На экране презентация ( Слайд № 1, 2, 3, 4)

1 (слайд 5) Вступительное слово.

— Сегодня, я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в тёплое лето, в деревню, а именно 7 июля на праздник Ивана Купалы.

Посмотрите фильм. (Слайд № 6)

2 Просмотр фильма «Праздник Ивана Купалы».

— Ребята, понравился вам фильм?

3 (Слайд № 7) Традиции праздника.

— В этот день православная церковь празднует рождество Иоанна Предтечи.

Иоанна ещё называют Крестителем, так как он крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Христиане называли это праздник «светлым торжеством», «денницей Солнца Правды».

На Руси праздник РОЖДЕСТВО́ ИОА́ННА ПРЕДТЕ́ЧИ слился с языческим праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в народе как день Ивана Купалы.

В настоящее время этот старорусский праздник стал забытым и лишь в немногих загородных детских лагерях отмечается, как день Нептуна. Я помню, что когда я была маленькой, видела как игрался этот праздник среди взрослых и молодёжи и в конце праздника они друг друга обливали водой из вёдер, тазов и все смеялись и никто не на кого не обижался. Поэтому я решила вас познакомить с этим весёлым, озорным праздником.

Раньше, в этот день люди надевали на головы венки и себе и домашним животным, чтобы никто не болел, и чтобы никого не сглазили. Венками украшали дома, двери, окна, стены, а девушки и парни обменивались венками, в знак дружбы и любви.

В доме раскладывали крапиву, чтобы отпугнуть нечисть, ходили к реке, чтобы погадать на венке. Пускали его в воду и смотрели у кого венок поплывёт, а у кого потонет. Вечером же зажигали большой костер, через который прыгали самые смелые и отважные. Сегодня мы и поиграем, и поозорничаем, попробуем вместе отметить это замечательный праздник и запомнить, как он празднуется.

А) Загадки – думалки.

А начнём наш праздник с конкурса «Загадки -думалки» отгадки ищите на экране.

Кто отгадает, тому пряник!

Оно за весною к нам в гости идет,

С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски (Лето)

Люди ждут меня, зовут,

а приду к ним – прочь бегут. (дождь)

Золотое яблочко по небу катается,

с утра всем улыбается (солнце)

Утром бусы засверкали,

всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем. (роса)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды, все округи полила. (гроза)

Что в доме не видно,

а ощущается (тепло и холод)

Поднялись в небо ворота,

Всему миру красота (радуга)

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка.

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички.

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги.

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

С мелкими гвоздями.

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат.

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы.

На зелёном шнурочке

Молодцы! Справились с заданием.

Учитель (Слайд № 12)

Б) Хороводная песня.

Ребята, на всех народных праздниках водились хороводы. Люди, становясь в хоровод, символизируют солнце, как источник света и тепла. Прошу всех встать в хоровод и спеть весёлую песню.

Дети поют песню «Ой, вставала я ранёшенько». Молодцы!

В) Игра «Крапивышка». Прыжки через костёр.

А ещё этот праздник ещё называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Это крапивный костёр. Ну, кто смелый, да умелый?! Игра «Крапивушка»

(Дети прыгают через костёр). Прыгайте, ребята выше и веселее.

Учитель (Слайд № 14)

Г) А теперь весёлый танец «Барыня». Танцуют все!

(Песня «Барыня ты моя»)

Учитель (Слайд № 15)

Ну, вот мы позабавились, А теперь послушайте. Раньше, считалось чудом то, что в купальскую ночь, счастливцы находили цветок папоротника, а под ним клад!

Д) Игра «Передай цветочек»

Ночи мы ждать не будем. Но вот в цветок поиграем. Пускаем цветок по кругу и на том ученике, на котором музыка остановится, тот выходит из круга. И так начали. (звучит аудио запись с песней «Колдунья»).

Молодцы, а теперь садитесь по местам.

Е) Конкурс «Русалок».

А ещё этот праздник посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.

По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) (Слайд № 16)

Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину класса. А, вы, ребята решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.

— Здравствуй, ребята и уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит по залу, знакомится)

Учитель: А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник.

Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, Режим не соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А это что за красавицы, поди ты, русалочки?! А ну-ка, погляжу.

Учитель: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волос.

Водица: Хорошо, где тут мои ножницы?!

Учитель: Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приз какой дала.

Водица: А! Так я это мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.

Учитель: Да не нужны нам лягушки, нам подарочек какой, той у кого волос длиннее!

Водица: Да шучу я, шучу. Вот припасла на случай. Ладно, поделюсь. (достает приз) Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует?!

Водица: Я хочу, чтобы в этот праздник все ребята со мной поиграли в мою любимую игру «Ручеёк».

Учитель: Становитесь, ребята парами, ручеёк наш течет веселее.

(звучит аудио запись с песней «Течёт ручей»).

Учитель: Спасибо тебе, Водица за весёлую игру.

Водица: Мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята.

Учитель: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из вас настоящий «КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ».

4 Игра «Купальский аптекарь»

Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?

(Слайд № 19) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина

Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?

А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?

5 Дарение полезной травы.

За активную вашу работу мы дарим вам целебные полезные травы. Заваривайте чай и пейте на здоровье.

Молодцы! Все работали дружно!

III Подведение итога. (Слайд № 22)

Праздник наш подошёл к концу. Что вы нового узнали? Вам понравился праздник?

Если вам праздник понравился, и вам не было скучно, то веночки и цветочки повесьте на это дерево.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-vneklassnogo-meropriyatiya-na-temu-prazdnik-ivan-kupali-2367502.html

Читайте также:  Национальные праздники казахов кратко
Оцените статью
Adblock
detector