Праздник как культурный проект

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности учреждений культуры является возрождение и популяризация традиционной народной культуры. Проведение традиционных народных праздников решает многие социальные проблемы и задачи, поставленные программой государственной политики и самим обществом: передачи социокультурного опыта предшествующих поколений; приобщение подрастающего поколения к ценностям народной культуры; духовно-нравственное воспитание; воспитание высоких эстетических и моральных качеств и многое другое. Традиционные праздники для народа – это особое явление неповторимой культуры, проведение содержательного свободного времени. Это всегда интересное театрализованное действие, где артисты и участники – единое целое, где как бы само собой происходит перевоплощение, где участники накапливают практический опыт культурного досуга в результате постоянного участия в игровых упражнениях (силовых, состязательных, танцевальных и песенных). Народные праздники содержат в себе жизнь народа, создают миниатюру картины мира,заставляют подчиниться правилам игры, вводят в реалии этой картины. Поэтому народный праздник является хорошей почвой для снятия напряженности, психологической разрядки участников, агрессивности, разрушительности и тому подобное. Участники традиционного народного действия – взрослые и дети. По оценке специалистов и дети, и взрослые участники народного праздника, выполняя любые простые творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении. За неточность выполняемых заданий или за недостаток необходимых сил никто никого не осуждает. Здесь создается атмосфера взаимопомощи, не ставят оценки. Стихийное стремление победить на шуточных поединках и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет потребность в самоутверждении, проверке сил среди сверстников, признании собственной личности.

При подборе и разработке оптимальной формы проведения мероприятий работники культуры должны учитывать то, что у всех категорий посетителей свои предпочтения и вкусы. Если мероприятие понравится, то посетитель будет снова приходить и активно участвовать во всех мероприятиях понравившейся тематики.

Проведенное исследование на территории села Вознесеновка Ивнянского района Белгородской области показало, что технологии проведения традиционных народных праздников используются в недостаточном объеме, что обусловило разработку проекта народного праздника для детей и подростков. Еще одним из оснований для разработки проекта также является востребованность и огромный потенциал праздника как средства популяризации традиционной народной культуры.

Актуальность проекта обусловлена тем, что с развитием цивилизации фонд свободного времени населения резко сократился, поменялись приоритеты в проведении досуга. Русский народ зачастую забывает об истоках своего бытия, о традициях, культуре своего народа. И лишь небольшой контингент человечества, а это в основном лица преклонного возраста популяризируют опыт народной художественной культуры. Другие всё меньше и меньше продолжают создавать культурную среду в народе. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.

Одной из задач учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением.

Читайте также:  Кирмес что за праздник

Вознесеновки центр культурного развития, функционирующий в условиях сельской социально-культурной среды, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в сохранении и возрождении традиций народной художественной культуры.Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры в стенах культурно-досугового учреждения. Ведь именно учреждения культуры являются частью культурного достояния страны, источником духовности, центрами распространения национальной и мировой культуры, школой патриотизма.

Проведение традиционного народного праздника с привлечением мастеров декоративно-прикладного творчества и самодеятельных коллективов народного творчества будет способствовать популяризации местных традиционных ремесел и песенно-танцевальных жанров, что соответствует стратегии социально-экономического развития Белгородской области и основным задачам национальной культурной политики.

Проблемазаключается в поиске оптимальной формы деятельности в учреждениях культуры сельской социально-культурной среды для осуществления задачи возрождения традиционной народной культуры.

Цель проекта заключается в воспитании патриотизма, приобщении аудитории учреждений культуры к истокам народной культуры и духовности на основе традиционного народного праздника.

Задачи: сформировать у населения сельских территорий устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; активизировать представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; способствовать развитию эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; познакомить аудиторию учреждений культуры с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов; воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Для решения данной проблемы необходима обновление и модернизация материально-технической базы, приобретение нужных костюмов, традиционных народных шумовых музыкальных инструментов.

Предлагаемый проект возрождение праздника –Троица позволит активизировать социально-культурную активность населения, территории. С помощью оформления площадки Дома культуры декорациями в старорусском стиле (деревянные качели, частокол), соответствующего музыкально оформления, ярмарки мастеров изделий традиционного прикладного творчества, игровой программы с элементами русских народных игр и хороводов, возможно создание атмосферы старорусской деревни, которая будет являться для подрастающего поколения интересным зрелищем, в котором можно поучаствовать. Праздник может стать брендовым мероприятием села и повысить престиж и финансовую привлекательность для спонсоров, а также активизировать коммерческую деятельность.

Эта форма организованного досуга предполагает социально-культурную деятельность, включающую художественное творчество, а так же сочетающую отдых, личное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность деятельности, направленной на гармоничное развитие личности.

По существу, социально-культурная деятельность не исчерпала всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный культурный потенциал, заключенный в традиционных формах социально-культурной деятельности.

Для реализации проекта необходима соответствующая ресурсная база. Больший объем ресурсов предоставляет Вознесеновский Центр культурного развития (Белгородская область) , среди них: площадка, микрофоны, звукоусиливающая аппаратура, методические разработки и другое. Также в процессе реализации проекта необходимо взаимодействие со средствами массовой информации, потенциальными спонсорами проекта.

Одним из главных условий осуществления проекта выступает финансовый и материально-технический ресурс. ять тысяч рублей). Средства планируется получить от спонсоров.

Материально-техническую базу предполагается укомплектовать за счет приобретения необходимого музыкального оборудования, костюмов и декораций. Прежде всего, предполагается закупить музыкальные шумовые инструменты, яркие этнические костюмы. Наличие декораций, создающих вид старой русской деревни, является необходимым условием проведения праздника. Предполагается приобретение деревянных качелей и забора. При использовании выше указанного материально-технического обеспечения возможно проведение яркого и красочного традиционного народного праздника Троица.

Предполагаемый результат от реализации проекта состоит в следующем: формирование у населения устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; активизация представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; знакомство с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов; активизация патриотических чувств.

Читайте также:  Здравствуй праздник петряшева ноты

Таким образом, можно резюмировать вышеизложенное. Праздник, как форма организованного досуга предполагает социально-культурную деятельность, включающую художественное творчество, а также сочетающую отдых, личное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. По существу, социально-культурная деятельность не исчерпала всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный культурный потенциал, заключенный в традиционных формах социально-культурной деятельности.

Учреждение культуры, функционирующее в условиях сельской социально-культурной среды, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в сохранении и возрождении традиций народной художественной культуры.

Популяризация традиционной народной культуры посредством праздника с яркими запоминающимися образами позволит активизировать внимание населения сельской территории к организованным формам досуга; активизирует процесс приобщения подрастающего поколения к ценностям народной культуры.

Дюков М.Л. Культуротворческие технологии как художественно-педагогический инструмент развития творческих способностей (креативности) в художественном самодеятельном коллективе / М. Л. Дюков // Социально-культурная деятельность: инновационные подходы развития : матер. заоч. междун. науч.-теорет. конф. – Челябинск : изд-во ЧГАКИ.  2009. – С. 48-53.

Некрылова А.Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках и / А.Ф. Некрылова // Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. / ред.-сост. В. И. Соболев. – Новосибирск, 1997. – С. 66-85.

Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы) : учеб. пособие / О.В. Первушина. – Барнаул : АГИИК, 2002.  180 с.

Источник статьи: http://scienceforum.ru/2020/article/2018020557

6.3. Праздник как культурный проект и маркетинговая акция

Праздник является наиболее сложной по замыслу и исполнению культурной акцией и формой маркетинговой коммуникации, обладающей значительными ресурсами решения самых разных проблем. Логика проектного обоснования праздника в целом совпадает с алгоритмом проектирования акции, но имеется ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе создания замысла. Мы обратим на них внимание в соответствующих разделах проекта.

6.3.1. Праздник как социальное явление и форма маркетинговой коммуникации

Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо (А.И.Пигалев). Факторы, детерминирующие потребность в празднике, связаны и с определенными ритмическими явлениями жизни – природные циклы, этапы развития организации, события индивидуальной жизнедеятельности. Праздник знаменует (позиционирует, манифестирует) выдающиеся события в пределах обычного времени. Участие в нем включает субъекта в атмосферу радости и веселья, беззаботности и щедрости. Участник праздника – коллективный субъект, объединенный совместным действием и переживанием.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности. Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов. Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен общесоциального и культурного характера, ибо все это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Феномен праздника глубже раскрывает свою сущность в соотношении с такими понятиями как «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония». Ритуал выступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить как концентрацию ритуального действия. С точки зрения своей социально–психологической роли ритуал способствует катарсису, дает возможность символического, социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Обряд образует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности. Всякий праздник соотнесен с пространством и временем, он участвует в конституировании самого феномена времени и совместного пространства жизнедеятельности.

Читайте также:  Сценарий праздника день нины

Социально–культурная сущность праздника раскрывается через его функции. Функции праздника выражаются в его способности закреплять и стимулировать универсальные формы и способы жизнедеятельности человека и общества, утверждать отобранные историческим опытом наиболее приемлемые по своей социальной значимости и последствиям средства оптимизации коллективной жизни людей. Функции праздника по преимуществу социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют формы индивидуальной активности человека в его социальном окружении. Праздник играет роль катализатора социального обмена, он создает и расширяет социальные связи, помогает обрести ил сконструировать новую социальную идентичность, участвует в обеспечении преемственности форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности среде проживания, стимулирует ее заинтересованность в приемлемых для общества формах самореализации.

Праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции. Праздничное действо способствует также эстетизации материально–пространственной среды обитания коллектива.

В современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, развивается индустрия «праздничной символики», усиливается утилитарный характер празднования – и, прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров. Маркетинговая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Теперь его инициаторы должны, прежде всего, осуществить анализ ресурсов и проблем тех социальных сил, которые заинтересованы в его проведении (это могут быть государственные органы, коммерческий сектор, население, СМИ).

При этом праздник может включать различные эпизоды с доминирующей целевой установкой – цели могут быть рекламные, воспитательные, фандрайзинговые (привлечение средств для реализации социально–значимых идей и проектов) или просто зрелищно–развлекательные. Цели и тема праздника определяются проблемами и ресурсами – его инициатора, спонсоров, участников.

Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории (участников, зрителей, гостей), спонсоров, СМИ. Событийная основа праздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акция превращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально–культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное театрализованное шествие 1 , концерт, эстафету и т.д. Главное событие праздника – его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага и т.д.

Проектное обоснование праздника предполагает разработку программы участия всех категорий в праздничном действии. Для активизации участников и решения маркетинговых задач (в том числе и финансовых проблем) необходимо запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностями наиболее значительных сегментов аудитории праздника. Заинтересованность участников обеспечивается путем определения возможных выгод для всех целевых сегментов праздника – аудитории, спонсоров, власти и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках маркетинговой политики эпизодическая праздничная акция не имеет особого смысла – необходима система праздников, т.е. праздничный календарь, состав которого будет сформирован в соответствии с основным ресурсами организации и определенным ритмом ее развития.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/7358460/page:85/

Оцените статью
Adblock
detector