Праздник когда наряжают березку

Почему на Троицу наряжают березку и освящают ее веточки?

Москва, 09.03.2021, 11:09:36, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Яна Олегина.

Завтра, 7 июня, православные христиане будут отмечать очередной двунадесятый праздник после Пасхи – Троицу. В народе ее называют Пятидесятницей, поскольку она приходится на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. Церковное название праздника – День сошествия Святого Духа: оно указывает на событие, в память о котором он учрежден. Сошествия Святого Духа на апостолов описывается в Библии. Суть Троицы заключается в триединстве Бога – Отец, Сын и Святой Дух.

С Троицей, как с любым другим религиозным праздником, связаны народные традиции, обряды, также запреты. Главный цвет праздника – зеленый, а главный символ – береза. На Троицу наряжают березу, освящают ее веточки в храмах во время праздничной службы, несут домой, и хранят в течение года. Церковная служба на Троицу – одна из самых ярких: священники облачены в праздничные зеленые одеяния, залы украшены зеленью, пол – травой, иконы – цветами.

На Троицу принято наряжать березку, главный символ праздника

Березка является главным символом праздника Троицы: ее наряжают, вокруг нее водят хороводы, ее веточки освящают, и хранят в качестве оберега. Березка, а точнее, ее веточки, используются в народных обрядах – из них принято плести венки, их в свои косы вплетают незамужние девушки. Под березкой на Троицу устраивают трапезу, а ее веточками украшают дома, оконные проемы, двери.

Причин, почему наряжают на Троицу именно березку, две.

Историческая – березка символизирует дубраву Мамвру, в которой рос большой дуб. Считается, что под ним Авраам встретится с Богом, явившимся к нему в образе ангелов. На некоторых иконах увековечено данное событие.

Символическая – березка символизирует возрождение души, ее расцвет, обновление. Березовые веточки питаются энергией дерева, и если их сломить, то спустя некоторое время они усохнут. Так, если человека «отрезать» от рода, его жизненная энергия также будет иссякать. Заблудшие человеческие души, потерявшие веру в Бога, напоминают иссохшие веточки березы, отделенные от дерева.

Ветки березы на Троицу во время или после праздничной службы освящают, приносят в дом, раскладывают на подоконниках, вставляют в оконные проемы, подвешивают на дверь. Считает, что они оберегают дом от нечисти, негативное энергетики, а жильцов – от несчастья. Также с березовыми веточками незамужние девушки проводят обряды:

  1. перед Троицей они идут в лес, отламывают несколько веточек от молодых березок, и плетут из них венки. Плести нужно аккуратно, чтобы не сломать веточки. По возвращению домой, венки также аккуратно расплетают. Хороший знак, если веточки остались целыми, а листочки – зелеными;
  2. березовые веточки в четверг незамужние девушки вплетают в косы, и если в воскресенье на Троицу они остаются целыми, листочки – свежими, значит, скоро будет свадьба.

С веточками березы запрещено проводить магические ритуалы. Хранят их год, а потом ни в коем случае не выбрасывают, как обычный мусор. Веточки нужно или сжечь, или пустить по воде.

Обычаи и запреты праздника Троицы

Праздник Троица начинается с утреннего Богослужения, с одной из самых красивых церковных служб. Православные первым делом идут в церковь, освящают веточки березки, молятся. Вечером они возвращаются в церковь на Великую вечерню. Помещения в церквях украшают различной зеленью, пол – травой, иконы – полевыми цветами. Украшают не только березовыми, но и липовыми, кленовыми веточками, лопухом, мятой, чабрецом, папоротником, любистком, васильками.

Читайте также:  Праздник с днем внучат

В праздничный день нужно придерживаться некоторых правил поведения. Недопустимо, чтобы на Троицу православный человек:

  1. занимался домашней работой;
  2. занимался уборкой в доме, приготовлением пищи;
  3. мыл пол, гладил, стирал;
  4. шил, вышивал, вязал, кроил;
  5. занимался различными работами в саду и огороде;
  6. ссорился, скандалил, спорил;
  7. конфликтовал;
  8. сквернословил, осуждал, обсуждал;
  9. обижал кого-то или сам обижался;
  10. чревоугодничал.

На Троицу нельзя купаться в водоемах: еще предки верили, что в этот день русалки выходят на берег, и могут утащить на дно. Троица – день отдыха, и никакие занятия не должны отвлекать от участия от церковной службе и молитв.

Источник статьи: http://pronedra.ru/pochemu-na-troicu-naryazhayut-berezku-i-osvyashhayut-ee-vetochki-483642.html

Зачем на Троицу украшают дом березовыми веточками и завивают березы

На Троицу существует традиция наряжать березку. Она больше относится к славянским, чем к православным обычаям. В церкви принято березовые ветви использовать в качестве украшения помещения, а в домах для защиты от нечисти.

Славянский обычай на Троицу наряжать березу

Береза является символом чистоты и непорочности, поэтому к ней относились бережно. На Троицу она уже была покрыта листочками, что символично связывается с наступлением тепла. В праздничный день девушки собирались кучками, и ходили наряжать березку. Для этого выбирали небольшое молодое деревцо, и на его ветвях завязывали ленточки. Такой обряд имел свое название – завивание. Проводили его, чтобы сбылось желание, которое нужно было загадать во время процесса.

Закончив наряжать березку, люди садились под нее с съестными припасами, чтобы трапезничать. В старину украшенное деревцо рубили, и одевали в женские наряды. Позже это отошло, но наряжать не перестали. С веток березы плели венки, которые можно было сохранять целый год. Считалось, что вплетенные веточки прибавят здоровья человеку.

Существует и другая версия украшения березки на Троицу. Вслед за праздником наступает русальная неделя. Но у славян это не те русалки, которые купаются в воде, а души умерших людей. Выходя из воды, они прячутся в листве деревьев. Поэтому для них и украшались веточки березы, чтобы они знали, что о них помнят.

Березка в церкви и дома на Троицу

По поверьям считается, что в листву и ветви березки сходит с небес святой Дух. Примерно тоже произошло с апостолами, когда они собрались вместе с матерью Иисуса для его поминок. Береза заменяет листву дубравы, под которой сидел Авраам, когда на него снизошла Святая Троица в виде Ангелов.

В церкви принято на Троицу украшать березовыми ветками иконы и углы храма. Зеленый цвет символизирует возрождение жизни. Поэтому в этот день не только помещение, но и убранство священников такого же цвета. Церковь уже спокойно относится к народным традициям, и не пытается их запретить. Люди приносят с собой березовые веточки, чтобы освятить, и использовать дома в качестве защитной силы.

Троица – это не только православный праздник, а и окончание холодов, и наступление лета. Веточками березы можно украсить дома входные двери. Считается, что она способна отгонять злых духов. Только при одном их виде они разворачиваются в другую сторону.

Давние традиции на некоторое время забылись, но их стали возобновлять. В городах трудно увидеть ритуал с березкой, но в сельской местности такой обычай поддерживается. Его еще помнят старые люди, и дают советы молодым, как и зачем украсить березку на Троицу.

Источник статьи: http://vesiskitim.ru/2020/06/04/138323-zachem-na-troicu-ukrashayut-dom-berezovymi-vetochkami-i-zavivayut-berezy

Зачем на Троицу плели венки, украшали березы и ели яичницу

Троица — один из самых любимых и красивых праздников на Руси. Слившись с древнеславянским праздником Седмиком, он означал конец весны и начало лета. В этот день христианские традиции плотно переплелись с древними русскими обычаями и обрядами.

Читайте также:  Праздник день книгодарения сценарий

Природа буйно просыпалась после спячки: зацветали травы, деревья покрывались листьями. Хорошее настроение не покидало славян. Праздновали Троицу на Руси красиво и весело

1. Береза — самое праздничное дерево на Троицу. Она раньше остальных деревьев украшает себя после зимы. Поэтому все троичные обряды совершались у этого дерева или вместе с ним. Славяне считали, что это дерево наделено большой жизненной силой.

э2. Березовыми ветками и травами украшали дома и храмы. Их расставляли в углах, разбрасывали на полу, клали на подоконниках. Казалось, что все помещения в этот день превращались в зеленую рощу.

Не зря зеленый цвет был традиционным цветом одежды на Троицу. Женщины надевали зеленые платочки, батюшка — зеленую рясу на службу, а мужчины — зеленые рубашки. Праздновали Троицу на Руси красиво и нарядно.

3. На Троицу молодые девушки совершали обряды. Традиционно вокруг украшенной красными лентами березки водили хороводы и плели венки. Как раньше говорили «завивали».

Венок можно было завить на себя или кого-либо другого. Молодые девушки и женщины «кумились» через венок. Они целовались через него и становились подругами на всю жизнь. Наши предки умели и работать, и праздновать.

4. А еще в этот день нарядно украшенную березку носили с песнями по домам девушек, а затем вместе с венками пускали вплавь по реке. И при этом гадали: прибьет венок к берегу — выйдешь замуж в своей деревне, понесет по реке — не видать замужества в этом году.

5. На Троицу принято было есть в саду под березками яичницу. И приглашать на эту трапезу кумовьев. Ели из глиняной посуды ложками. Затем кидали ложки в поле и просили послать богатый урожай хлеба. А еще на Троицу было принято не отказывать нищим и бедным в милостыне и еде.

6. В церкви тоже обычаи: три раза становятся на колени во время службы. И в это время нужно успеть сплести три венка. Поэтому в церковь идут с большими букетами из цветов и трав. Венок, сплетенный в церкви, считалось наделен большой целебной силой. Его вешали на почетное место и зимой всех простуженных поили чаем из этих трав. Обратите внимание Собирая травы для венка, берите те, которые вам знакомы.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/derevenskibiznes/zachem-na-troicu-pleli-venki-ukrashali-berezy-i-eli-iaichnicu-5d04825a94ca190e96502e3e

Русская береза. Дерево вдохновения и поклонения

С амое светлое дерево русского леса. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. О березе писали стихи и слагали песни.

Обряды. Береза — священное дерево языческой Руси. На рубеже весны и лета — на Русалочьей неделе, — по поверьям, в ветвях плакучих берез прятались русалки. В брянских селах до сих пор бытует обряд проводов русалки на Троицу. Русалку в образе соломенного чучела в женском платье с пением несут по селу, оставляют под березой, а на следующий день возвращаются с фигуркой в деревню. Судьба обережной куколки незавидная. После общего обеда чучело сжигают.

Берестяные грамоты. Уникальные исторические документы. Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде в 1951 году. В шестидесятых Новгородскую археологическую экспедицию возглавил известный историк и археолог Валентин Янин. На сегодняшний день расшифровано более 900 этих древнерусских документов. А сам бесценный материал для исследований стал музейным достоянием. Коллекция берестяных грамот хранится в Новгородском музее.

Высокий стиль. Береза может стать материалом для ювелира — если на дворе революционный 1917 год, а ювелира зовут Карл Фаберже. Одно из драгоценных пасхальных яиц знаменитого мастера было изготовлено из карельской березы. Оно так и называется — «Березовое». Березовые домики украшали и самые изысканные парки — в Гатчине, Кузьминках, Петергофе. Мода на парковые павильоны-сюрпризы была в России второй половины XVIII века. Скромные фасады скрывали роскошный интерьер.

Читайте также:  Бабушкин праздник краткое содержание для читательского дневника

Хоровод «Березка». В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. Славянские обряды сохраняются в наши дни в народных праздниках и на сцене. Самый знаменитый хоровод завела «Березка» в 1948 году. Под мотив русской народной песни «Во поле березонька стояла…» поплыли по сцене статные девушки. Хоровод исполняется по сей день, а сам ансамбль стал одним из символов России.

Песенное дерево. Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество — народ поет. К слову, и аккомпанемент без березы не обходится — у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.

Береста — любимица резчиков. Мастера вырезают из разных пород дерева, но предпочитают мягкие, податливые. В том числе и березу. Древнее название «бересто» известно с ХV–XVI веков. Туеса из бересты брали в поле, и вода в таких сосудах держала холод. Тобольск, Томск, Прикамье, Вологда, Вятка. В каждой губернии были свои берестяных дел мастера. В калужском Доме мастеров и по сей день учат делать картины на бересте, а в мурманском Доме ремесел — плести из бересты.

Белый ствол и шапка зелени. Художественный взгляд на березу — в творчестве Шишкина, Поленова, Боголюбова, Куинджи. Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря — с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.

Береста музейная. «Сибирская береста» — первый в мире музей с коллекцией произведений современных народных мастеров и художников по бересте. В экспозиции собраны сотни экспонатов 35 народных мастеров России. Картины и иконы, сувениры, игрушки, посуда и украшения. В основе музейного собрания — личная коллекция Идеи Тимофеевны Ложкиной, чье увлечение берестяными работами выросло до масштабов музея.

Береза на экране. Превратить обычную березовую рощу в сказочный лес под силу лишь настоящему сказочнику. Александр Роу нежно любил трогательные белые деревца. В прихожей дома у режиссера была нарисована береза во всю стену. Рощи для своих сказок Александр Артурович снимал под Звенигородом. Деревню Гигирево даже прозвали Гигироу. Рассказчик для взрослых Василий Шукшин и его герой Егор Прокудин в «Калине красной» разговаривает с молодыми березками — символом чистоты и нежности.

Береза — поэтическая муза. Поэты «Страны березового ситца» восхищаются березой из века в век. «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», — писал Пушкин о путешествии на юг в ХIX веке. «Принакрылась снегом, словно серебром», — восклицал Сергей Есенин — уроженец поэтичного села Константиново в ХХ столетии. И наши современники, в числе которых Андрей Дементьев, в долгу не остались: «Бере­зы в ночи — как улыбки… Вот так улыбается Русь».

Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/123749/russkaya-bereza-derevo-vdokhnoveniya-i-pokloneniya

Оцените статью
Adblock
detector