- Иван Купала 7 июля 2020: традиции и обычаи праздника, зачем обливают водой
- Традиции и обряды Ивана Купалы
- Зачем нужно обливаться водой?
- Как отмечается армянский праздник Вардавар?
- Традиции празднования Вардавара в Армении
- Когда армяне празднуют Вардавар?
- Как проходит День обливания водой в Армении?
- Армяне отмечают Вардавар: история самого «мокрого» праздника
- Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
- Языческие традиции
- Христианские традиции
- «Водные» праздники других народов
Иван Купала 7 июля 2020: традиции и обычаи праздника, зачем обливают водой
Народный праздник Ивана Купалы, или Иванов день, отмечается 7 июля. Он посвящен летнему солнцестоянию; также совпадает по времени с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя. История, традиции и обычаи Ивана Купалы — в материале vtomske.ru.
Иван Купала — один из главных праздников в календаря славянских народов. Он восхваляет цветение и плодородие. Такое название у праздника появилось с приходом на Русь христианства, что было до этого — доподлинно неизвестно.
Некоторые историки считают, что название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение: оно возникло, когда языческий праздник был приурочен ко дню Иоанна Крестителя.
Праздник Ивана Купалы совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя. По старому стилю — это 24 июня, новому — 7 июля. Иоанн Креститель (ранее — Предтечи), согласно Библии, является сыном пожилых священника Захария и его жены Елисаветы. Иоанн предсказал рождение Иисуса Христа, а после крестил его в водах Иордана.
Рождество Иоанна Крестителя широко празднуют в Европе, где распространен католицизм.
Традиции и обряды Ивана Купалы
Ночь накануне праздника Ивана Купалы, с 6 на 7 июля, является его кульминацией. Она наполнена целым комплексом обрядов. Большая часть ритуалов связана именно с купальской ночью.
Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца — в бане, реке или озере. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались большие костры..
Один из главных атрибутов праздника — прыжки через пламя. В языческие времена считалось, что костер обладает целебной силой, а прыжки помогают очиститься: кто прыгнет через костер выше, у того будет самый счастливый год.
В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костер только «живым огнем» — добытый трением. Где-то огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге.
Хороводы вокруг костра водили всю ночь. Девушки выбирали юношей и прыгали с ними через огонь. Согласно поверьям, если во время прыжка руки не расцепятся — скоро быть свадьбе. Также девушки пускали на воду венки и следили — чей тонул, а чей уплывал. Далеко уплывший венок означал скорое замужество или долгую жизнь.
Один из главных элементов празднования — цветы и травы. На Иван Купалу девушки плели венки, а также искали цветок папоротника. Считалось, что этот мифический цветок дает тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности.
Цветок иван-да-марья символизировал магический союз огня и воды. Поверья гласили, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры.
На Купалу было принято умываться водой из колодца или росой. Люди верили: кто в купальскую ночь умоется росой, тот похорошеет и будет здоров весь будущий год.
Зачем нужно обливаться водой?
Славяне верили, что в купальскую ночь из водоемов уходила вся нечистая сила, а вода становилась целебной и помогала очиститься. Из-за этого под конец ночи участники праздника шли к ближайшему водоему и купались до утра.
Также люди обливали друг друга — всех, кроме беременных, детей и стариков. Согласно ряду источников, обливаться нужно было грязной водой, чтобы человек пошел искупаться в чистой. Чем чаще он это делал, тем чище становилась его душа.
Традиция обливания в день Ивана Купалы сегодня остается самой популярной: дети и даже некоторые взрослые обливают 7 июля друг друга, а зачастую и тех, кто этого не хочет.
Ежегодно Иван Купалу отмечали томском Горсаду: на центральной площади парка дежурила пожарная машина, которая обливала горожан из брандспойта. Также для гостей праздника устраивали шоу мыльных пузырей и пенную вечеринку.
В этом году праздник не состоится, так как из-за пандемии коронавируса нельзя проводить массовые мероприятия.
Источник статьи: http://news.vtomske.ru/news/175605-ivan-kupala-7-iyulya-2020-tradicii-i-obychai-prazdnika-zachem-oblivayut-vodoi
Как отмечается армянский праздник Вардавар?
Один из самых любимых у детей и взрослых летних событий 2021 года в Армении – праздник Вардавар – будет отмечаться 11 июля, через 98 дней после празднования Пасхи.
Он появился еще в языческие времена, а после принятия христианства был приурочен к празднику Преображения Господня. Еще одно название этой даты в Армении – День обливания водой.
Традиции празднования Вардавара в Армении
В древности армянский праздник Вардавар был связан с культом богини любви, водной стихии и плодородия Астхик и богини-матери Анаит. Об этом свидетельствует его название, которое произошло от слов «вард (уард)» – «вода» и «вар» – «мыть, поливать», «опрыскивать водой».
По другой версии, название праздника произошло от слов «вард» (роза) и «вар» (яркий), так как в этот день украшали розами золотой бюст богини Астхик. А некоторые исследователи полагают, что слово «вардавар» имеет зороастрийский корень и восходит к авестийскому «actra» и армянскому «var», что означает «горение» и связано с поклонением огню.
Конечно, сейчас уже невозможно установить доподлинно, как и в связи с чем в Армении появился праздник Вардавар. О его происхождении можно судить лишь на основании старинных легенд, о которых пойдет речь далее.
По одной из гипотез он связан со сказанием о Великом потопе. Как гласит предание, старец Ной, остановившись на горе Арарат, велел своим сыновьям обливать друг друга водой в память об этом событии.
Когда армяне празднуют Вардавар?
Как уже говорилось выше, после принятия христианства Вардавар был приурочен к празднику Преображения Господня. Григорий Просветитель постановил отмечать его в первый день армянского календаря – в первый день месяца Навасард (11 августа).
Однако в VI веке католикос Мовсес II (574-604 гг.) включил праздник Преображения в пасхальный цикл, после чего его стали отмечать в седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Теперь его дата приходится на 98-й день после Пасхи, в период с 28 июня до 1 августа.
В субботу перед Вардаваром, когда Армянская Церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот, отмечается праздник Новой Святой Церкви.
В день Вардавар – одного из пяти великих праздников Армянской Апостольской церкви – в храмах проходят торжественные богослужения.
Верующие вспоминают о том, как Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными.
После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, который возвестил: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.
Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Преображение Господне считается временем духовного преображения, поэтому в этот день верующим нужно простить окружающим все обиды и попросить прощения самим.
Как проходит День обливания водой в Армении?
Одна из традиций Вардавара в Армении – обливать водой всех подряд – не только знакомых, но и прохожих на улицах, в магазинах, кафе, в транспорте. Для этого используются самые разные приспособления, в том числе водные пистолеты и поливные шланги.
Многие люди поливают из окон и с балконов своих домов тех, кто проходит под окнами. Так что хотите вы этого или нет, но будете облиты с ног до головы. Обижаться на это не принято, ведь считается, что вода очищает людей от негатива, приносит благополучие и успех. Особенно нравится такая игра детям.
Об этом обычае рассказывает одна из легенд, согласно которой живший в давние времена злой богач требовал отдавать ему в рабство девушек в обмен на пользование принадлежащей ему водой. Смелый юноша Вардан, который победил злодея, освободил красавиц, после чего водой могли пользоваться все люди без каких-либо ограничений.
Подобные праздники существуют и в других странах мира. Так, в России отмечается День Ивана Купалы, в Финляндии – Юханнус или Иванов день, многие традиции которого связаны с водой. В Дагестане на 40-й день после весеннего равноденствия устраивается Праздник воды.
А на Кипре такое торжество называется Катаклизмос и отмечается через 50 дней после Пасхального Воскресенья. Водяные фестивали проводятся в Камбодже, Бирме, Таиланде и других государствах.
Еще одна традиция армянского праздника Вардавар – размещать букеты из алых или оранжевых цветов перед домами или на крышах, дарить эти цветы друзьям и любимым.
Как гласит старинная легенда, в прежние времена цветы посвящались богине любви и красоты Астхик, возлюбленной бога грозы и молнии Ваагна. Однажды повелитель подземного царства Яхван, который был изгнан с небес за клевету на Ваагна, решил ему отомстить. Он похитил прекрасную возлюбленную Ваагна и заточил под землей.
Тогда любовь покинула сердца людей и повсюду воцарилась тьма. Однако бесстрашный Ваагн отыскал логово Яхвана и, сразив его, освободил любимую. Вернувшись на землю, Астхик стала дарить людям розы и окроплять их розовой водой, благодаря чему на земле снова возродилась любовь, а бог Ваагн, который боролся со злом, защищал это прекрасное чувство.
С тех пор каждое лето, когда расцветали розы, армяне приносили их в храм Астхик и обливали друг друга водой.
Существует еще одно сказание, согласно которому Астхик, узнав о том, что ее любимый ранен, так спешила к нему, что пустилась в путь босиком. Она поранила ноги о кусты роз и, окрасившись ее кровью, цветы стали красными.
В старину на праздник Вардавар в Армении влюбленные юноши запускали в небо голубей. Считалось, что если птица три раза покружится вокруг дома избранницы, то это хороший знак, и уже осенью можно было справлять свадьбу.
Элементы языческого праздника сохранились в обрядах народного празднования Преображения Господня по сей день. Он сопровождается песнями, танцами, играми.
С 2014 года у стен церковных комплексов Гарни и Гегард – знаменитых архитектурных памятников Армении – проводится Международный фестиваль «Вардавар».
Его гости имеют возможность познакомиться с наследием древней армянской культуры. На фестивале выступают театральные, музыкальные, танцевальные коллективы, устраиваются народные игры и забавы.
А уже в понедельник после Вардавара отмечается день поминовения усопших. В храмах проходят литургии и заупокойные службы, люди приводят в порядок могилы почивших родственников и поминают их.
Источник статьи: http://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-otmechaetsya-armyanskiy-prazdnik-vardavar.html
Армяне отмечают Вардавар: история самого «мокрого» праздника
Армяне всего мира в это воскресенье отмечают «Вардавар» — народный праздник обливания водой.
Праздник отмечается на 98-ой день после Пасхи и в календаре Армянской Апостольской церкви считается днем Преображения Господня.
«Вардавар» (в переводе с армянского «яркая роза») является переходящим праздником (с 28 июня до 1 августа), с ним связана библейская легенда. Подплывая в ковчеге к горе Арарат, чтобы определить, близка ли суша, Ной выпустил голубя и, когда птица вернулась с веткой в клюве, он попросил сыновей облить птицу водой в знак благодарности.
До 301 года (принятия христианства в качестве государственной религии в Армении) праздник был связан с культом древнеармянской богини любви, водной стихии и плодородия Астхик. В дохристианской Армении «Вардавар» отмечали возложением букетов роз на священные места и жертвоприношениями в храмах. Со временем традиция отмечать «Вардавар» претерпела много изменений – основным символом праздника стало обливание друг друга водой.
В субботу, за день до праздника Преображения Господня, Армянская церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот и отмечает праздник Новой Святой Церкви.
Уже в день праздника во всех Армянских церквях проходит священная служба, а затем во дворах храмов организовываются праздничные мероприятия.
«Вардавар» стал одним из самых любимых праздников также гостей Армении. Многие туристы в республику приезжают именно для участия в праздничных обливаниях.
Праздник также отмечают в разных частях России. В этом году по случаю «Вардавара» праздничные мероприятия пройдут в Иркутске, Ижевске, Сургуте, Астрахани, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
Понедельник после «Вардавара» — день поминовения усопших.
Ранее РУСАРМИНФО рассказало , как Армянская церковь отмечает Христово Воскресенье.
Источник статьи: http://rusarminfo.ru/2019/07/28/armyane-otmechayut-vardavar-istoriya-samogo-mokrogo-prazdnika/
Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
Вардавар – один из тех праздников, который перекочевал в христианство из язычества. О том, как культ поклонения воде слился с Преображением Господним, читайте в материале Sputnik Армения.
ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik, Лилит Арутюнян. Один из самых шумных и веселых праздников армян приходится на середину лета и носит звучное название «Вардавар». Каждый год его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Хотя с особым размахом его отмечают именно дети. Ведь суть празднования заключается в том, чтобы обливать друг друга водой.
Туристам, оказавшимся во время Вардавара в Армении, следует учесть, что обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения! Нередко ведра воды с шумным плеском выливаются также на проезжающие автомобили. Разумеется, и в этом случае, ни марка, ни год производства не имеют никакого значения. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами и способна очистить от грехов.
Откуда пошло название? Единого мнения, откуда пошло название праздника, нет. Бесспорно лишь то, что корни его уходят в языческую культуру древних армян.
Языческие традиции
Самая распространенная версия связывает Вардавар с богиней любви и красоты Астхик, а также с любовью между ней и богом огня Ваагном. Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год армяне стали дарить друг другу розы и обливаться водой. «Вардавар», в таком случае, переводится как «осыпать розами» («вард» — роза).
По другой версии, название праздника восходит к хеттскому «вард» (вода) и «арр» (мыть), что трактуется как «водополивание». Согласно одному из преданий, в этот день молодой человек по имени Вардан победил злодея, бравшего красивых девушек в рабство в обмен на право использовать воду на его землях.
Помимо этого, праздник связывают также с богиней любви и плодородия Анаит, поскольку «вардавар» можно разделить также на слова «вард» — «роза» и «вар» — яркий. А именно розами украшали золотой бюст Анаит.
Христианские традиции
По распоряжению первого армянского католикоса Григория Просветителя, праздник Преображения Господня был назначен на первый день нового года по армянскому календарю (11 августа) — когда отмечался языческий праздник. Так обряды и традиции (обливать друг друга водой и выпускать голубей) сохранились. Церковью же было дано христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубице Ноя.
Однако в VI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.
Утром в церквях по всей стране проходит литургия, посвященная Преображению Господню. Также в этот день проводится освящение воды и благословение фруктов.
В некоторых регионах принято выпускать голубей в небо — это символизирует окончание всемирного потопа, о котором также напоминает всеобщее обливание.
«Водные» праздники других народов
У восточных славян распространен праздник под названием «Иван Купала». Отмечается он в день летнего солнцестояния, и посвящен наивысшему расцвету природы. Обязательным обычаем этого дня является массовое купание с обливанием друг друга водой. По преданию, с этого дня из рек выходила нечисть, а вода наделялась живительными и магическими свойствами.
В Таиланде новый год отмечается с 13 по 15 апреля и называется Сонгкран. В это время заканчивается жаркий сезон (как известно, в Таиланде различают три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон), за которым следует сезон дождей. Его начало знаменует праздник Кхао Пханса. Тайская молодежь в этот день обливает друг друга водой, поскольку вода означает очищение от всего негатива, накопленного за прошедший год.
На середину апреля приходится главный национальный праздник в Бирме, который празднуют на протяжении пяти дней с кульминацией в день Нового года. В течение первых четырех дней фестиваля бирманцы обливают друг друга водой, «смывая», таким образом, грехи уходящего года.
Источник статьи: http://ru.armeniasputnik.am/culture/20190728/19808546/Vardavar-istoki-samogo-mokrogo-i-veselogo-prazdnika-armyan-.html