Праздник Тела и Крови Христовых (Корпус-Кристи)
Праздник Тела и Крови Христовых, также известный в литургической латыни как Dies Sanctissimi Corporis et Sanguinis Domini Iesu Christi (лат. «День Пресвятого Тела и Крови Иисуса Христа Господа», также известный как Торжество Корпус-Кристи) — это христианская литургическая торжественность, празднующая настоящее Присутствие Тела и Крови, Души и Божественности Иисуса Христа в элементах Евхаристии. Двумя месяцами ранее установление Евхаристии во время Тайной Вечери отмечается в Великий четверг в мрачной атмосфере, ведущей к Страстной Пятнице. Литургия в этот день также отмечает омовение Христом ног учеников, установление священства и мучения в Гефсиманском саду.
Год | Дата | День | Праздник |
2020 | 11 Июн | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
2021 | 3 Июн | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
2022 | 16 Июн | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
2023 | 8 Июн | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
2024 | 30 Мая | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
2025 | 19 Июн | Чт | Праздник Тела и Крови Христовых |
Праздник Тела и Крови Христовых был предложен Святым Фомой Аквинским, Доктором Церкви, Папе Римскому Урбану IV, чтобы создать праздник, сосредоточенный исключительно на Святой Евхаристии, подчеркивая радость Евхаристии, являющейся Телом и Кровью, Душой и Божественностью Иисуса Христоса. Признав подлинность Евхаристического Чуда Больсены по предложению Аквината, в 1264 году понтифик, живший в Орвието, установил праздник Тела и Крови Христова как торжественность и распространил его на всю Римско-католическую церковь.
Праздник литургически отмечается в четверг после Троицкого воскресенья или, «где Торжество Пресвятого Тела и Крови Христа не является святым днем обязательств, оно назначается на воскресенье после Пресвятой Троицы как его надлежащий день».
В конце Святой Мессы часто происходит процессия Святого Причастия, обычно изображаемая в виде чудовища. За процессией следует благословение Святого Причастия. Примечательным евхаристическим шествием является то, что каждый год в Риме под председательством Папы Римского, где оно начинается у архиепископа Святого Иоанна Латеранского и переходит в базилику Святой Марии Великой, где оно завершается благословением Святого Причастия.
Празднование праздника было подавлено в протестантских церквях во время Реформации по теологическим причинам: вне лютеранства, которое поддерживало исповедание реального присутствия, протестанты отрицали реальное присутствие Христа в Евхаристии, кроме как просто символическое или духовное присутствие. Сегодня большинство протестантских конфессий не признают праздник. Англиканская церковь отменила его в 1548 году по мере развития английской Реформации, но позже вновь ввела его.
История праздника Тела и Крови Христовых
Учреждение праздника Тела и Крови Христовых в качестве праздника в христианском календаре стало результатом приблизительно сорокалетней работы со стороны Юлианы Льежской, также известной как Святая Юлиана Льежская, родившейся в 1191 или 1192 году в городе Льеже, Бельгия, где были группы женщин, посвятившие себя евхаристическому поклонению. Руководствуясь образцовыми священниками, они жили вместе, преданные молитве и благотворительности. Осиротев в возрасте пяти лет, она и ее сестра Агнесса были переданы на попечение Августинских монахинь в монастыре и лепрозории Мон-Корнийона, где Юлиана разработала особое почитание для Святого Причастия.
Она всегда мечтала о празднике вне Великого поста в его честь. В ее биографии говорится, что это желание было усилено видением Церкви при появлении полной луны с одним темным пятном, что означало отсутствие такой торжественности. В 1208 году она сообщила о своем первом видении Христа, в котором ей было поручено просить о создании праздника Корпус-Кристи. Видение повторялось в течение следующих 20 лет, но она держала это в секрете. Когда она в конце концов передала это своему духовнику, он передал его епископу.
Юлиана также ходатайствовала перед ученым доминиканцем Хью из Сен-Шера и Робертом из Туротте, епископом льежским. В то время епископы могли заказывать праздники в своих епархиях, поэтому епископ Роберт приказал в 1246 году праздновать Корпус-Кристи в епархии каждый год в четверг после Троицкого воскресенья. Первый такой праздник произошел в церкви Святого Мартина в том же году.
Хью из Сен-Шера отправился в Льеж в качестве кардинала-легата в 1251 году и, обнаружив, что праздник не соблюдается, восстановил его. В следующем году он установил праздник для всей своей юрисдикции (Германия, Дакия, Богемия и Моравия), который должен был отмечаться в четверг после Октавии Троицы (на одну неделю позже, чем было указано для Льежа), но с определенной с определенной подвижностью, поскольку он проявил снисхождение для всех, кто исповедовал свои грехи и посещал церковь «в день и в месте, где [праздник] отмечался».
Жак Панталеон из Труа также был причастен к празднику Корпус-Кристи во время своего служения в качестве архидьякона в Льеже. Именно он, став в 1264 году Папой Римским как Урбан IV, учредил Торжество Тела и Крови Христова в четверг после Пятидесятницы как праздник для всей Латинской Церкви. Легенда о том, что этот акт был сделан под вдохновением от процессии в Орвието в 1263 году, после того, как деревенский священник в Больсене и его прихожане стали свидетелями евхаристического чуда кровоточащего освященного воинства в Больсене, была поставлена под сомнение учеными, которые указывают на проблемы в датировании предполагаемого чуда, традиция которого начинается в 14-м веке, и интересы Урбана IV, бывшего архидьякона в Льеже. Не смотря на то, что это был первый папский всеобщий праздник для Латинской Церкви, он фактически не отмечался в течение полувека, хотя был принят рядом епархий в Германии и цистерцианцами, а в 1295 году отмечался в Венеции. Он стал по-настоящему всеобщим праздником только после того, как Булла Урбана IV была включена в сборник законов, известный как Клементины, составленный при Папе Клименте V, но обнародованный только его преемником Папой Иоанном XXII в 1317 году.
В то время как учреждение Евхаристии совершается в Великий (Святой) четверг, литургия в этот день также отмечает омовение Христом ног учеников, установление священства и агонию в Гефсиманском саду. В этот день состоялось так много других мероприятий, что главное событие было почти упущено из виду. Это упоминается в булле Transiturus в качестве главной причины введения нового праздника. Таким образом, праздник Тела и Крови Христовых был учрежден, чтобы создать праздник, ориентированный исключительно на Святую Евхаристию.
Когда Папа Римский Пий V пересмотрел общий римский календарь, Корпус-Кристи был одним из двух «праздников преданности», которые соблюдались, а другим было Троицкое воскресенье. В этом календаре Корпус-Кристи праздновался в четверг после Троицкого воскресенья. Праздник имел октаву до 1955 года, когда папа Пий XII подавил все октавы, даже в местных календарях, за исключением Рождества, Пасхи и Пятидесятницы.
С 1849 по 1969 год отдельный праздник драгоценной Крови Господа нашего Иисуса Христа был первоначально назначен на первое воскресенье июля, позднее на первый день месяца. Этот праздник был исключен из общего римского календаря в 1969 году, «потому что Самая Драгоценная Кровь Христа-Искупителя уже почитается в торжествах Страстей Христовых, Корпус-Кристи и Святого Сердца Иисуса, а также в праздник Воздвижения Святого Креста. Но месса Самой Драгоценной Крови Господа нашего Иисуса Христа находится среди обетных Месс».
- Римская католическая церковь
Праздник Тела и Крови Христова — один из пяти случаев в году, когда епархиальный епископ не должен покидать свою епархию без серьезной и неотложной причины.
Празднование Корпус-Кристи было отменено в Англии в 1548 году. Тем не менее, в Англиканской церкви «четверг после Троицкого воскресенья может отмечаться как День благодарения за установление Святого Причастия (Корпус-Кристи)» как один из церковных праздников и с особой литургией.
Праздник также отмечается англо-католическими приходами, даже в провинциях англиканской общины, которые официально не включают его в свои календари. Маккауслендский Орден богослужения, наиболее часто используемый орден в Англиканской церкви Канады, предлагает лекции в течение дня.
Мартин Лютер высказался против обработки священными элементами, которые он рассматривал как «только игры» и «просто напрасное идолопоклонство».
Тем не менее, праздник был сохранен в календарях лютеранской церкви до 1600 года.
Как и лютеране, последователи реформатской традиции не соблюдают праздник.
- Другие церкви
Корпус-Кристи также празднуется старой католической церковью, либеральной Католической Церковью и некоторыми западными православными христианами. Он отмечается в литургических календарях более латинизированных восточных католических церквях.
Ниже перечислены страны, которые официально отмечают праздник Тела и Крови Христовых.
Источник статьи: http://astromagicmoon.ru/prazdniki/mezhdunarodnyye_prazdniki/prazdnik-tela-i-krovi-hristovyh-korpus-kristi
Корпус-Кристи в разных странах
Праздник Корпус-Кристи отмечается в разных странах, в основном исповедующих католицизм. Корпус- Кристи означает «Тело Христово» и относится к элементам Евхаристии, также называемым «Святым Причастием». Он также известен как праздник «Тела и Крови Христовых». В Англиканской церкви этот день называется «Днем благодарения за установление Святого Причастия». Прочитав статью, вы узнаете историю праздника Корпус-Кристи, а также, как отмечается он в разных странах мира.
1. Когда и в каких странах мира отмечается Корпус-Кристи?
Корпус-Кристи — это подвижный праздник, который отмечается в четверг после Троицы (во второй четверг после Пятидесятницы или шестидесятый день от Пасхи). Он отмечается в воскресенье после Святой Троицы в некоторых странах, таких как Соединенные Штаты. Это событие происходит в память о Тайной Вечери накануне распятия Иисуса, как описано в Библии.
Корпус-Кристи в основном празднуется Римско-Католической Церковью, но он также включён в календарь некоторых англиканских церквей. Корпус-Кристи является государственным праздником в таких странах, как Австрия, Боливия, Бразилия, Хорватия, Доминиканская Республика, Польша, Португалия и Тринидад и Тобаго. В Португалии праздник был отменён с 2013 по 2016 годы. В Германии, Швейцарии и Испании праздник Тела и Крови Христовых является частично выходным днём.
В Валенсии (Испания) Корпус-Кристи является одним из главных фестивалей. Праздник Корпус-Кристи отмечается также в большинстве городов Андалусии. Особо следует отметить Альгатосин, Арчес, Бенадалид, Бенальмадена, Кадис, Касабермеха, Кумпета, Кутар, Игуалея, Малага, Марчена, Севилья, Седелья, Сьерра-де-Йегас, Торреперогиль, Юнкера и Захара-де-ла-Сьерра.
Хотя этот праздник впервые отмечался в Соединенном Королевстве, он не является федеральным праздником здесь. Это также не федеральный праздник в таких странах, как Австралия, Канада и Соединенные Штаты. Заметим, это не значит, что он не отмечается там совсем. Однако какова же история Корпус-Кристи?
2. Какую историю имеет праздник Корпус-Кристи?
Заметим сначала, что название «Корпус Кристи» — это латинское выражение, которое относится к «Телу Христа».
Празднование «Тела и Крови Христовых» началось в 13 веке по инициативе бельгийки Юлианы Льежской. Она утверждала, что видела Деву Марию, просившую её устроить большую вечеринку с целью почтить «Тело Иисуса» в Евхаристии.
Она обратилась с прошением о празднике к епископу Льежскому. В те времена епископы могли заказывать праздники в своих местных епархиях. Епископ согласился на этот праздник. В 1246 году он созвал Синод, который постановил, что празднование «Тела Христова» должно проводиться ежегодно. Таким образом Корпус-Кристи стал отмечаться многими христианами-католиками в честь Евхаристии с 1246 года.
Празднование «Тела и Крови Христовых» стало распространяться только после смерти Юлианы и епископа. В 1264 году Папа Урбан IV издал папскую буллу (Transiturus), в которой Корпус-Кристи был сделан праздником Вселенской Церкви с тремя целями: для почитания Иисуса Христа; чтобы просить прощения у Иисуса за то, что с ним сделали; протестуя против тех, кто отрицает присутствие Бога.
В католической церкви, во время мессы, когда священник провозглашает слова «Сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя», субстанция хлеба и вина становится «телом и кровью Христа». Освящённый хлеб и вино затем используют для причащения.
Этот праздник, согласно различным источникам, был введён в Англии между 1318 и 1325 годами. До Реформации в этот день в Лондоне проходила знаменитая процессия. Группа священнослужителей двигалась по улице, распевая патерностер или молитву Господню. На протяжении многих лет они оттачивали своё шествие так, что, как только они достигали определенного угла, они пели «Аминь». Хотя праздник Корпус-Кристи больше не считается государственным праздником в Англии, было время, когда городские гильдии участвовали в шествиях в этот день. Они исполняли то, что было известно как «пьесы Корпус-Кристи».
В Валенсии (Испания) Корпус-Кристи впервые он был отпразднован в 1335 году и затем отмечался непрерывно с 1372 года. История Корпуса Кристи в Гранаде (Андалусия) особенно интересна. Католические короли использовали его в качестве инструмента для христианизации населения, которое находилось под мусульманским правлением в течение примерно восьми столетий.
Согласно историческим свидетельствам, они даже поручили ратуше вложить большие суммы денег в фиесту. Короли призывали город праздновать, пока люди «не покажутся сумасшедшими». Будучи послушными гражданами, «Гранадино», как их называют по-испански, охотно подчинились их воле.
Поначалу жители Гранады просто праздновали Корпус-Кристи. Однако, в 17 веке, кому-то пришла в голову блестящая идея большого празднества. Тогда религиозное событие было объединено с ежегодной ярмаркой в одном из самых больших праздников года.
Все города и деревни вокруг Гранады были вынуждены поставлять определенное количество зелени для покрытия улиц провинциальной столицы. Театральные телеги разъезжали по городу, следуя за процессиями Корпуса Кристи и ставя пьесы. Похоже, что в какой-то момент это вышло из-под контроля. В 1765 году король Карлос III официально положил конец этому обычаю.
3. Как в разных странах отмечается Корпус-Кристи?
Корпус-Кристи или праздник Тела и Крови Христовых, в настоящее время, отмечается по-разному христианами в разных регионах мира. Принцип, лежащий в основе праздника, — это Тайная вечеря Иисуса со своими учениками. Он сказал, что «всякий, кто верит в него, должен делать это в память о нём». Этот праздник был использован для исполнения этого последнего желания. Общим компонентом праздника являются хлеб и вино, которые предлагаются, как символ «Тела и Крови Христа» на причастии.
После мессы, ещё одной сильной стороной дня «Тела Христова» является крестный ход. Во многих городах принято украшать улицы, по которым проходят верующие. Для этого делаются красочные ковры, которые и изготавливаются из различных материалов, таких как бумага, цветные опилки, пенопласт, бутылочные колпачки, цветы, листья и толчёное стекло. На этом ковре сделаны рисунки, напоминающие фигуру Иисуса, чашу и хлеб.
В некоторых странах освящённый хлеб выставляется напоказ на всех улицах. Священники несут хлеб в сосуде, который представляет собой освящённое таинство. В некоторых местах процессии могут быть сложными, с изображением святых и персонажей из Библии, следуя по пути, украшенному венками и цветами.
В Португалии этот праздник известен как «День Тела Бога» (Dia de Corpo de Deus). Он был одним из главных религиозных обрядов, как на материке, так и на Азорских островах со времён Средневековья. В городе Понта-Дельгада на Азорских островах люди делают ковёр из цветочных лепестков длиной почти 1.2 километра. По этому ковру проходит процессия высокопоставленных священнослужителей и священников в красных одеждах, за которыми следует группа первых причастников (тех, кто будет причащаться в первый раз). Кульминация церемонии наступает, когда епископ обнажает благословенное таинство, «Тело Христово».
В Германии Корпус-Кристи празднуется красочными процессиями, где по деревням проносят «таинства» и другие «святые символы». Улицы небольших немецких городов украшаются цветами и зеленью. Дети, одетые в белое, носят венки из цветов и сопровождают женщин в региональных костюмах и местных священнослужителей. Иногда люди выставляют фотографии Иисуса Христа и расстилают ковры перед своими домами, чтобы почтить этот день. Некоторые процессии, например в Баварии, проводятся на озерах, а не на улицах, с украшенными цветами лодками, перевозящими участников процессии и верующих.
В Швейцарии этот праздник обычно отмечается с тщательно продуманными процессиями священнослужителей в их лучших одеждах, людей в местных костюмах и солдат в исторических мундирах. Священник, возглавляющий процессию, часто ходит по ковру из цветов. В некоторых районах принято распахивать церковные двери и украшать алтарь и приделы гирляндами и зеленью.
Валенсия (Испания), с богатый символикой и её представлениями о тайне жизни, проводит свой необычный Корпус-Кристи. Здесь фестиваль «Тела и Крови Христовых», восходящий к мистериям средневековья, проходит на улицах в восьмое воскресенье после Пасхи.
Фестиваль Корпус-Кристи также проходит в Бразилии, месте, известном своим массовым населением последователей Христа, и где есть много красочных костюмов, связанных с символами Иисуса Христа. В Бразилии известны некоторые процессии на Корпус-Кристи в историческом городе Ору-Прету. Минас-Жерайс был первым бразильским городом, украшавшим улицы в эту дату. Матао в Сан-Паулу также проводит одну из самых известных процессий в Бразилии. Основные мероприятия на Корпус-Кристи также включают процессии Каштелу, Сан-Жозе-ду-Риу-Прету, Родейо, Кабу-Фриу и другие.
В Мексике в этот день проходят религиозные процессии. Небольшие святыни или алтари, покрытые кружевной тканью и украшенный свечами, цветами и гирляндами, устанавливаются вдоль пути процессии. В некоторых частях Мексики Корпус-Кристи наблюдается с символическими битвами между маврами и христианами, особенно в Сьеррах Пуэбла и Веракрус.
Ещё одним зрелищем, которое происходит в этот день, является Данза-де-лос-Воладорес, или летающий танец на шесте. В танце участвуют пять мужчин, каждый из которых представляет пять элементов «местного мира», на высоком шесте.
Следует отметить, что этот праздник отмечается и в некоторых лютеранских церквях. Единственное отличие — это то, как проводится весь фестиваль. В католической вере он празднуется на улицах и дорогах вокруг прихода. В то время как для большинства других участников Корпус-Кристи является церковным событием, важной частью которого является Святое Причастие. Заметим, что оно также совершается в течение всего католического церковного календаря в память об Иисусе Христе.
Вот так отмечается Корпус-Кристи или праздник Тела и Крови Христовых в разных странах мира! Про день святого Иосифа читайте здесь:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!
Источник статьи: http://etot-prazdnik.ru/udivitelnyj-mir-prazdnikov/korpus-kristi-v-raznyh-stranah.html