Праздник крещения у лютеран

Евангелическо-Лютеранский приход Благовещения (СЕЛЦ)

«Ecce ancilla Domini. Fiat mihi secundum verbum tuum» (Lc 1,38)

Эпифания в Западной традиции

Пока православный мир готовится встречать Рождество, лютеране же празднуют Богоявление. 6 января может быть отмечен в церковном календаре также как Праздник царей (Festum regum) или Праздник волхвов (Festum magorum).

Богоявление стало частью церковного календаря еще в середине II века. Связывают его первое празднование с Египтом. Потом этот праздник распространился на Восток и уже после – на Запад. Изначально Богоявление для верующих объединяло целых три события: Рождество, поклонение волхвов и Крещение. Этому канону до сих пор придерживается Армянская Церковь, представители которой не были на Халкидонском Соборе в 451 году. Примерно в V веке (по некоторым источникам, в IV веке) Рождество западные христиане стали отмечать 25 декабря, а 6 января сохранилось за праздником Богоявления. Греческое название праздника Богоявление звучит как Теофания, Эпифания.

Эволюция праздника развела основную суть праздника для православных и лютеран. Православное Богоявление больше дает понимание того, что в момент Крещения Иисуса было явление трех Божественных лиц: Святой Дух, подтверждая Слово Отца, сошел на Иисуса в виде голубя, а Бог Отец свидетельствовал о крещаемом Сыне с небес.

Западным христианам — лютеранам, англиканам, католикам, стало ближе Богоявление как поклонение трех волхвов.

Праздник волхвов на западе, — это праздник, вещающий о поклонении языческих королей младенцу Иисусу, в их лице Господь был явлен языческому миру. Маги-короли явились в Вифлеем с дарами, как человеку, Иисусу приносят мирро, как Богу — ладан, а как царю – золото. Согласно апокрифам и Беде Достопочтенному (672 или 673 — 26 мая 735) у этих магов есть имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар.

Есть красивая традиция на день Богоявления наносить на порог дома мелом три латинские буквы «C+M+B», которая может трактоваться не только как начальные буквы имен волхвов — Каспар, Мельхиор, Балтасар, но и как первые буквы латинской фразы: Christus mansionem benedicat. (Да благословит Христос этот дом). Перед и после букв-символов иногда ставят цифры года, например: 20 + С + В + М + 12.

В разных странах существуют свои традиции связанные с Богоявлением. Лютеране в Германии иногда называют его «Большим новым годом» (Großneujahr).

Трапеза должна быть как можно более богатой и обильной. Блюда, как правило, такие же, как готовились на новогодние и рождественские праздники. Этим вечером мальчишки, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями от дома к дому и благословляют их хозяев. Это называется «процессия трех королей».

Лицо одного из них может быть вымазано сажей — он изображает волхва Мельхиора.

В Испании дети на Богоявление получают подарки, которые «разносят волхвы». В Италии существует предание, по которому добрая ведьма Бефана приносила подарки детям в память о дарах волхвов Иисусу. В дом она проникала на метле через трубу. Непослушным деткам она приносила черные угольки, а послушным – сладости и свечи. Сегодня черные угольки — это подкрашенный сахар, который легко можно купить в магазинах. Венеция же погружается в настоящее лодочное костюмированное шоу по всем каналам города.

Во Франции на Богоявление принято собираться за столом всей семьей. На этот праздник традиционно пекут миндальный пирог Galette des Rois (Галет де Руа). С ним связана особая традиция определения Короля и Королевы. Одна корона (игрушечная) прячется внутри пирога, а вторая (золотая бумажная) ставится сверху пирога. Этот пирог разрезается не только на число присутствующих за столом, но и оставляется один кусочек «божий» («кусочек бедняка»). Его принято было отдавать нищим.

Богоявление или Праздник волхвов – один из самых древних, значимых церковных праздников. С праздником всех христиан празднующих этот день, и приглашаем всех желающих в наш приход Благовещения на торжественную службу в воскресенье 7го января в 11.30 по адресу:

г. Москва, метро Библиотека им. Ленина, по адресу: Большой Кисловский переулок д. 4 стр.1

Читайте также:  Сценарии фольклорных праздников покрова

Источник статьи: http://xn--80ajrvi5e.xn--p1ai/luthers_news/%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8.html

Праздник крещения у лютеран

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России
Община свв.Петра и Павла
в г.Москве

Контакты: +7 (916) 315-14-87, +7 (965) 165-86-64

St.Peter-und-Paul Gemeindeblatt

№2. Праздник Богоявления

Статьи:

Отчёт Церковного совета за 2007 Церковный год
Что нового на строительной площадке?

Богоявление (Теофания, Эпифания) — один из древнейших церковных праздников. Самое раннее письменное свидетельство о нем находится в актах мученика Филиппа, епископа Гераклеи (ум. 304), призывавшего, ввиду приближения праздника Богоявления к особой стойкости, и у Аммиана Марцелина (IV в.) в рассказе о праздновании его римским императором Юлианом в 360 во Вьенне (Галлия). Первоначально праздник появился в гностических общинах, в которых делалась попытка объединения эллинистических культов с христианством. Он был близок скорее к эллинистической, чем к собственно раннехристианской эсхатологической идеологии, т.к. именно для эллинизма и римской традиции были характерны празднования дней рождения. Для ранних христиан днями рождения к новой, небесной жизни были даты их смерти. Античная традиция прославления рождества была воспринята восточными Церквями и одновременное празднование Рождества и Богоявления продолжалось до IV — начала V вв. В «Апостольских постановлениях» IV—V вв. упоминается отдельный от Рождества праздник Богоявления, как праздник нисхождения Бога на землю, однако в этом источнике праздник связывается не только с крещением, но и с поклонением волхвов, чудом в Кане Галилейской и другими эпизодами явления силы Божией в Новом Завете.

В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Такой характер празднования до сих пор сохраняется в Армянской Апостольской Церкви и других древних восточных Церквях.

В V—VI веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня.

Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в Православии и Католицизме разными путями. В Восточной традиции праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями.

В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника. В связи с этим в Православии появилось и новое толкование слова «Богоявление» (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя). На Западе же праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) — Каспара, Мельхиора и Валтасара.

Именно поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей). В результате праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления и празднуется в следующее воскресенье за Богоявлением. В Средние века царственные особы, наподобие евангельских волхвов, жертвовали в церкви драгоценные металлы и мирру. Обрядовое своеобразие праздника выражалось в драматических церковных представлениях воспоминаемого события, т. е. поклонения волхвов. Остатки их в некоторых местах сохранились до сих пор; в церквах выставляется рельефное изображение этого поклонения. В житейском обиходе с праздником Богоявления связан обычай хождения со звездой трех мальчиков или мужчин и т. н. «обеды королей», на которых подается пирог с запеченным в нем бобом. Тот, кому достается последний кусок при разделе пирога, назначается «королём» на время обеда. Интересно, что до разделения Церквей (1054) в этот праздник в храмах провозглашался вычисленные согласно постановлению 1-го Вселенского собора дни Пасхи и других переходящих праздников. 

Источник статьи: http://www.peterpaul.ru/109

Крещение Господне, или Богоявление у протестантов

Крещение Господне, или Богоявление у протестантов

19 января протестанты отмечают праздник Крещения Господня, который также называют Богоявлением. Праздник Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником и посвящен Крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Свое название «Богоявление» праздник получил потому, что при крещении Христа миру явилась Святая Троица: был глас Отца, было сошествие Духа Святого в виде голубя и произошло крещение Сына от Иоанна Предтечи. Протестанты иногда называют его «Большим новым годом».

Этот праздник непереходящий, т.е. с фиксированной датой празднования.

В протестантских церквях крестят, как правило, уже взрослых, хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты). Протестанты не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, крещение возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников). Поэтому протестанты, не практикующие детокрещения, в этот праздник специально подчеркивают, что Христос крестился в сознательном возрасте.

Протестанты по-разному представляют себе суть Таинства Крещения. Протестанты из «Церкви Христа», кэмпбеллиты и ряд других протестантских деноминаций, видят в Крещении средство спасительной благодати Божьей. Они согласны с православными и католиками в том, что Крещение — это начало спасения, и без него спасение человека в принципе невозможно.

Лютеране, пресвитериане, реформаты, англикане и представители других протестантских деноминаций, практикующие крещение младенцев, видят в Крещении знак и печать Завета с Богом. Как правило, в таких церквах человек, крещенный в младенчестве, должен пройти конфирмацию (подтверждение веры). Это своеобразный экзамен, которому подвергаются подростки, после которого можно считаться полноправными членами церкви.

Евангельские христиане, баптисты, меннониты и другие видят в Крещении символ спасения. Они уверены, что спасение происходит исключительно по вере в Иисуса Христа, а крещение всего лишь символ, действие, выражающее послушание спасенного человека Богу. Поэтому крещение они совершают только над взрослыми людьми, способными исповедовать свою веру в Христа.

У протестантов обрядовая сторона крещения также неоднозначна. В основном есть три формы крещения: полное погружение в воду, обливание водой и окропление водой. Причем даже эти формы крещения могут варьироваться. Например, погружение может быть как однократным, так и троекратным.

В большинстве протестантских деноминаций правом совершать крещение обладают только рукоположенные служители Церкви, священники. Однако в некоторых деноминациях крестить может любой крещеный член поместной церкви.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Смотреть что такое «Крещение Господне, или Богоявление у протестантов» в других словарях:

Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия

Италия — (Italy) Символика Италии, административное деление Италии, политика Италии, история формирования Италии Флаг и национальный гимн Италии, древний Рим, география Италии, землетрясения Италии, крупнейшие города Италии Содержание Содержание Раздел 1 … Энциклопедия инвестора

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле определение, применяемое ко всем Церквам, исторически… … Православная энциклопедия

Источник статьи: http://news_enc.academic.ru/7821/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5,_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

Лютеранские праздники

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, —
Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь.
Но час настал, пробил. Молитесь богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

Ф.И. Тютчев

Лютеранство — одно из первых по времени течений, возникших в протестантизме.

Лютеранство, несмотря на свой солидный возраст (почти пять веков), — это, пожалуй, одна из самых неизвестных христианских конфессий обычному обывателю в нашей стране. Между тем, сейчас лютеранство является третьей по численности христианской деноминацией в мире и насчитывается 66,2 млн. членов. Наибольшее лютеранское население, по данным на 1994 г., было в Германии (14,7 млн.), США и Канаде (8,7 млн.) и Швеции (7,6 млн.), однако немало лютеран и в Африке (6 млн.) и в Индонезии (2,4 млн.). В России и других странах СНГ тогда было 265 тыс. лютеран.

Так откуда же оно взялось, это лютеранство? Возникновение лютеранства связано с Реформацией в Европе в XVI в. Реформаторы (одним из которых был Мартин Лютер) вели борьбу за очищение Римско-католической церкви от существовавших недостатков, ее обновление в духе Библии и первых веков христианства. Эта борьба и привела к появлению первых протестантских церквей — лютеранской и реформатской. И уже 16 в. первые лютеране попали в Россию.

Сейчас по всему миру много Лютеранских Церквей — все они, несмотря на некоторые богословские разночтения, входят во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Личность самого основателя Мартина Лютера не превозносится, он не является святым или пророком, но его герб (так называемая «Роза Лютера») исторически стал символом лютеранства и нередко изображается на книгах или скромно присутствует в храмах.

В отличие от многих других протестантских Церквей, в Лютеранской Церкви осталось много связанного с католичеством. Многие вопросы, поднятые протестантизмом (об иконопочитании, посте, исповеди, почитании святых) были решены здесь не столь однозначно, как в других разновидностях протестантизма. С одной стороны, взяв, как и другие протестанты, за основу вероучения Библию, лютеране исключили из своей практики праздники богородичного цикла, дни памяти многих святых. С другой стороны, в Лютеранской Церкви осталось значительно больше праздников, чем у других протестантских Церквей, многие храмы носят имена святых, а их стены украшены не иконами, но алтарными картинами. К тому же лютеранское богослужение почти с самого своего появления было очень музыкально — лютеране ввели в свое богослужение орган (кто из нас не слышал музыку лютеранина Баха!), а затем и ряд других музыкальных инструментов, сочетая при этом песнопения на латыни и на других языках.

Это смешение старых и новых элементов оказалось очень гармоничным и придает оригинальность и невыразимую прелесть этой религиозной традиции. Вот как описывает свое восприятие и впечатление от лютеранских богослужений О.Э. Мандельштам:

Здесь прихожане — дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и в церквах —
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!
Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал?
Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик
Лишь воркотня твоя — не боле,
О, несговорчивый старик!
И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей.

В целом, все лютеранские праздники можно разделить на несколько групп:
— праздники, связанные с Христом (Рождество, Крещение, Пасха и др.);
— праздники, связанные с евангелистами (Матфей, Марк, Лука, Иоанн);
— праздники, связанные с апостолами, святыми, мучениками, пророками (Петр и Павел, Иоанн Креститель и др.);
— праздники, связанные с памятными днями церковной истории (День Реформации и др.);
— праздники, связанные с народными традициями (Жатва).

Полный годичный круг лютеранских праздников можно разделить на два больших периода: рождественский и пасхальный.

Началом рождественского периода, как и началом церковного года, является Адвент. Адвент (с лат. «пришествие») — период ожидания и подготовки к Рождеству Христову, который начинается в ближайшее календарное воскресенье к 30 ноября и длится около 4 недель. глубинный смысл Адвента заключается в ожидании тройственного пришествия: 1) пришествия «в полноте времен» (воплощение бога в Сыне, Иисусе Христе); 2) пришествия в Слове и таинстве (земное служение и новый Завет Спасителя); 3) пришествия в конце времен (второе пришествие Христа). Адвент — время покаянных размышлений над своей жизнью и ожидания праздника божественного искупления, т.е. ожидания не только Рождества, но и Пасхи.

Рождественская часть праздников подготавливается Адвентом, достигает вершины в праздники Рождества и Богоявления.

Пасхальная часть года начинается с праздников, связанных с Великим постом, достигает кульминации в дни Пасхи (Страстную неделю) и продолжается воскресениями после Пятидесятницы. Кстати, в лютеранстве, в отличие от Римско-католической и Православной Церквей, праздники Пятидесятницы и Троицы приходятся не на один день, а следуют друг за другом с недельным разрывом.

Единственный праздник, который «выбивается» из пасхального круга, но в тоже время и роднит Лютеранскую Церковь с другими протестантскими Церквями — это Жатва (день благодарения за урожай).

В России несколько этнических традиций лютеранства (немецкая, финская, эстонская, шведская, русская), каждый праздник может принести свои этнокультурные сюрпризы, варьироваться в зависимости от национальных особенностей празднующих его лютеран. Нередко, когда отмечают какой-то крупный праздник, его празднование продолжается концертом классической музыки (особенно любимы произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта и др. немецких композиторов), театрализованным представлением на русском, либо родном языке.

Источник статьи: http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/evangelical/

Оцените статью
Adblock
detector