Исламские новости
Как рассказать детям о Курбане?
Приближается великий праздник Курбан байрам. И часто перед родителями возникает вопрос: как разъяснить детям понятие курбана?
Как сообщается в хадисе, самое лучшее поклонение в Курбан байрам – это жертвоприношение. Но как преподнести все это детям?
Турецкий богослов Мехмет Эмин Ай считает, что учителя и родители, в первую очередь, сами должны обладать достаточными и правильными знаниями по этой теме.
«На вопрос ребенка: «Почему мы режем овцу?» вполне достаточно рассказать ему адаптированную для его восприятия историю возникновения этого праздника», — говорит он. По его мнению, насколько хорошо ребенок знает историю Ибрахима (а.с.), Исмаила (а.с.) и других пророков, настолько ему будет близко понятие курбана. «Ребенок видит курбан как ниспосланный из Рая дар взамен жизни пророка Исмаила (а.с.), которого он любит. Так ребенку будет не так жалко закалываемое животное. Он понимает, что это приказ Аллаха, и ему будет легче принять его», — рассуждает богослов.
Психолог Фарика Темур Артыр же подчеркивает роль правильного религиозного воспитания в разъяснении детям понятия курбана. Она отмечает, как важно, чтобы родители совершали поклонение вместе с детьми, а в семье царила бы теплая атмосфера.
«Ребенок, который привык постоянно благодарить Аллаха за те блага, которыми обладает, и возносить дуа Ему, поймет смысл курбана. Он не будет воспринимать его как убийство живого существа», — отмечает психолог. По ее мнению также важно, чтобы ребенок понимал: все красоты этого мира исходят от Аллаха. В этом отношении на родителей и старших ложится ответственность за внушение детям такого понимания.
По словам Фарики Артыр, если не будет создана правильная основа, позволяющая ему правильно истолковать то, что он видит и слышит, то восприятие ребенком курбана как смерти может оказать негативное влияние на него. «Отвечая на вопросы малыша, родители, должны, в первую очередь, обращать внимание на его возраст и психические особенности. Разъяснения должны быть конкретные и ясные», — говорит психолог.
Основы веры в Аллаха закладываются в возрасте 3 лет!
До возраста 3-х лет в ребенке формируются все основные понятия. Так как его понимание Курбан байрама складывается на основе наблюдений за отцом и матерью, родители должны уделять внимание тому, чтобы создавать атмосферу праздника, ходить в гости в этот день. Ребенок, увидев, как счастливы родители, разделит их радость. Малышей надо радовать подарками. Основа веры во Всевышнего закладывается в детях и под влиянием тех ответов, которые они в возрасте 3-х лет задают своим родителям. Таким образом, когда им в последующем расскажут о том, что курбан закалывается для Аллаха, эта вера поможет им лучше понять этот вопрос.
Курбан байрам является замечательным поводом для того, чтобы разъяснить детям в возрасте 3-6 лет понятия взаимопомощи и щедрости. Им можно рассказать, что, принося в жертву в этот день овец и баранов, их мясо раздают бедным. В этом возрасте дети начинают понимать, что еда бывает полезной и вредной. Им следует объяснить, что употребление в пищу мяса важно для здорового развития организма человека, животные и созданы Аллахом для удовлетворения потребности людей в пище, и когда их закалывают, они не страдают. Можно поведать и о том, что эти животные счастливы от того, что люди, выращивающие их и закалывающие, получают пользу от них.
Дети в возрасте 7-12 лет начинают постигать понятия жизни и смерти. Родители должны разъяснить им, что Аллах приказал приносить в жертву таких животных, как овцы и коровы, а мясо раздавать нуждающимся. За такие деяния Всевышний дарует мусульманам награды. Также следует рассказать, что целью жертвоприношения является благодарность за жизнь, а также поведать историю пророка Ибрахима (а.с.). Эта историю поможет детям лучше разобраться с некоторыми понятиями. Но при этом следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и то, насколько он впечатлителен. В таком возрасте детей уже можно просить помочь раздать жертвенное мясо. Осторожно следует относиться и к тому, чтобы ребенок наблюдал сам процесс жертвоприношения. Лучше позволять делать это только детям старше 9 лет.
Если родители не рассказали ему должным образом о жертвоприношении, а ребенок неожиданно стал свидетелем этого действия, он может получить психологическую травму. Особенно надо быть внимательным по отношению к впечатлительным, эмоциональным детям. Сколько бы лет им ни было, не надо насильно заставлять их смотреть на жертвоприношение.
Если родители, не относясь серьезно к переживаниям ребенка, говорят: «Они все равно умерли бы, что в этом такого?», если, пренебрегая его чувствами, не дают ему никаких разъяснений, это может оказать негативное влияние на него.
Перевод Гульсарии Ахметжановой специально для Исламского портала
Источник статьи: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/5983/
Конспект занятия «Празднование Курбан байрама»
Елена Ананьина
Конспект занятия «Празднование Курбан байрама»
Празднование Курбан байрама»
Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):
· изобразительная (рисование, аппликация, лепка);
Цель: познакомить детей с традициями проведения крымскотатарских праздников, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям этнического народа Крыма. Познакомить с культурой, с ремеслами крымскотатарского народа. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность. Вызвать у ребят желание побыть в роли мастеров.
· 1.1. Формировать у детей систему знаний о народных традициях и обычаи.
· 1.2. Формировать у детей представления о религиозном празднике.
· 2.1.Знакомить с новыми словами: ярмарка, гончар, феска.
· 2.2. Развивать творческие способности детей, умение декорировать феску цветными красками методом каплетерапия (рисование пипеткой) декорировать платок национальным орнаментом (аппликация на ткани, развивать творческое воображение при лепке национальной утвари (работа с глиной).
· 2.3. Продолжать развивать технические умения детей – умело пипеткой, пользоваться клеем, аккуратно склеивать края заготовки.
· 3.1. Воспитывать любовь к Родине, интерес к народным традициям и обычаям.
· 3.2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к народной культуре.
· 3.3. Доставить детям радость, создать хорошее настроение всем участникам деятельности.
Материалы и оборудование:
1) материалы для представления результатов деятельности
– стол для готовой продукции (носовые платки, фески, кувшины)
2) материалы для преобразования и трансформации
– наглядно-иллюстративный материал (предметные и сюжетные,фотографии на экране проекта по теме: «Курбан байрам», «Ярмарка»
– действенно — практический (подсобные материалы, предметы домашней утвари, народные игрушки и др.).
3) материальные средства для деятельности детей
– аудиозапись (народная музыка);
– взрослый и детские национальные костюмы
— художественно -изобразительные средства (готовые выкройки фесок, гуашь, кисточки, пипетки, заготовки носовых платочков детали для аппликации, пяльца, клей, глина, инструменты, дощечки, салфетки, детали для украшения);
— Оборудование (техническое обеспечение)деятельности детей:
– технические средства (музыкальный центр, проектор)
Ход занятия
В:Селям алейкум достлар! Хош сефа кельдинъиз байрам мерасимине. Здравствуйте дорогие гости, коллеги! Мы рады приветствовать вас сегодня ну нас в гостях.
Дети: (все вместе) Селям алейкум Хара Дениз!
Селам алейкум ешиль ада!
Селям алейкум кузель Кърым!
Селям алейкум достларым!
В: В наш д/с ходят дети разных национальностей, и живут дружно и весело. Руку смело дали другу, -Встали весело по кругу.
В: Сегодня мы отмечаем праздник! Какой праздник ребята мы отмечаем?
Дети: Сегодня мы отмечаем мусульманский праздник Курбан байрам.
В: А что это за праздник?
Дети: Курбан байрам- это праздник жертвоприношения.
В: Правильно. Курбан-байрам — праздник жертвоприношения ради Всевышнего. Это самый большой мусульманский праздник. Праздновать начинают с раннего утра, посещают мечеть, после проповеди мусульмане обычно идут на кладбище молиться за усопших. Вернувшись с кладбища приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. В дни праздника близким, друзьям, родственникам стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным. Это праздник милосердия, уважения к одиноким пожилым людям,бедным и сиротам.
Согласно священной книге Корану, Архангел Джабраил (АрхангелГавриил)явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Всевышнего Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Богу. Однако это оказалось испытанием от Всевышнего Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Всевышнего.
Дети садятся за столы.
В: Какой же праздник баз ярмарки? Вот и сегодня дорогие гости мы с вами окажемся на праздничной ярмарке. Что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка- это большой рынок где мастера привозят свой товар чтоб его продать.
В: Ой, вы гости дорогие! Слушайте и не говорите, что не слышали! Глядите, да не говорите, что не видели! Вы только поглядите вокруг! Много у нас в Крыму мастеров умельцев есть, нужные и радостные вещи они умеют делать! Много труда и выдумки, любви вкладывают мастера в свои изделия. Приезжают мастера на ярмарку и привозят свой самый лучший товар, что бы людей порадовать и денег заработать. Ярмарки бывают несколько раз в году, и там торгуют всем и понемногу. Где же продают посуду и игрушки, платки и фески?
Дети: На ярмарке
В: Подойду к мастерам спрошу чем, честной народ удивлять будут?
В: (подходит к первому столу). Кто вы?
Дети: Занимаюсь рукодельем!
Шью, вяжу – не унываю,
Или гладью вышиваю.
Вот платки и заготовки, пяльца
Для проворных моих пальцев.
В: Вы рукодельницы! Что вы сегодня нам покажите?
Дети: Сегодня мы украсим фески крымскотатарским узором.
В: Что такое феска?
Дети: Феска – это крымскотатарский женский головной убор.
В: У нас сегодня нетрадиционная аппликация из ткани
В: (подходит ко второму столу) А вы кто?
Дети: Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.
В: Вы художники! Чем вы нас удивите?
Дети: Мы будем расписывать носовые платочки крымкотатарским орнаментом.
В: Сегодня наши художники будут украшать платочки гуашью и пипеткой такой метод называется каплетерапия. Каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, готовит ручку ребенка к письму.
В: (подходит к третьему столу) Авы кто?
Дети: Размял гончар в ладонях глину!
Отмерил ровна половину
И поработал от души!
Красивый вылепил кувшин!
В: Так вы гончары? А кто такие гончары?
Дети: Гончары — это мастера по выделке глиняной посуды.
В: Чем же вы нас порадуете?
Дети: Мы сегодня слепим кувшин и украсим в национальном стиле.
В: Ребята какими способами вы будете лепить кувшин?
Дети: Раскатывание, вытягивание, налепы.
В: Но прежде чем вы приступите к работе надо пальчики размять
Сабах олду! Утро настало!
(руки вверх поднять)
Гунеш турду (фанарики) Солнышко встало
Чичеклернень ойнады И с цветочками поиграла
(сжимать и разжимать пальцы рук)
Бир, эки, уч, дерть,беш Раз, два, три, четыре, пять
(сгибаем пальцы по очереди)
Сахланды гунеш. (руки за спину) Солнце спряталось опять
Мастера принимаются за работу.
В: А здесь у нас кто? (подходит к мальчикам одетым в национальную спортивную одежду)
Дети: Куреш – любимая игра,
В нее играем мы всегда.
Те, кто курешом увлечен,
Здоровьем не обделен!
В: Что такое Куреш?
Дети: Куреш- это национальная борьба на поясах. (показ приёмов борьбы, сюрприз мягкая игрушка барашик).
После окончания работы дети выкладывают свои поделки на стол.
В: Ну какая же ярмарка без соревнований, танцев и песен.
Игра для мальчиков «Скачки на лошадях». (Сюрприз машинка)
Игра для девочек «Угости кофе». (сюрприз детская посудка)
Дети встают полукругом
Куплет: На морях ласкового моря
Маленькая нежится страна,
Сон её оберегают горы,
Колыбельную поёт волна…
Припев: Крым – наша Родина, помните это
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зелёным островом этим
Мирно, доброе солнце встаёт.
Дети: Мы рады были видеть Вас
На празднике у нас
Спасибо мы Вам говорим
И от души благодарим!
(преподносят подарки носовые платки с крымсктатарской символикой).
В: Подошел концу наш праздник.
По прощаться пришла пора
До свидания друзья!
Гости: Мы конечно тоже рады видеть вас
Вот и угощения припасли для вас!
дарят детям угощения.
Фотоотчёт «Празднование Масленицы». Масленица — самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Масленица – это проводы русской зимы и встреча такой долгожданной весны.
Фотоотчет «Празднование 70- летия Победы» Празднование 70- летия Победы. День Победы – это праздник, который заставляет всех вспоминать прошлое. Это один из главных праздников в.
Фотоотчет «Празднование 8 марта» С чего начинается весна? Конечно же с 8 марта — самый первый и самый любимый праздник весны. Сколько приятной суеты вокруг этого весеннего.
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта «Празднование Масленицы» Тема:«Солнышко на Масленицу».
Празднование Дня народного единства в 1 классе День Народного Единства — праздник достаточно молодой. Отмечают его только с 2005 года 4 ноября. Откуда же произошёл этот праздник? Что.
Празднование Дня защиты детей. Фотоотчет Празднование Дня защиты детей. Фотоотчет. 1 июня во многих странах мира отмечается Международный день защиты детей. Это один из самых радостных.
Празднование Масленицы (фотоотчет) Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: 1. Воспитывать любовь.
Празднование Масленицы-фотоотчёт Празднование Масленицы. Праздник проходил под моросящим прибалтийским дождиком. Но это не испугало ни артистов, ни участников. Веселили.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnovanie-kurban-bairama.html