Праздник ломисоба что за праздник

Ломисоба

Ломисоба — горский народный праздник, отмечаемый раз в год в Грузии (монастырь Ломиси над долиной реки Арагви около Гудаури) и российской Северной Осетии (Балта).

Содержание

Праздник в Грузии

Имеет смешанное раннехристианско-языческое происхождение. В Грузии праздник сопровождается массовым ночным шествием паломников к монастырю. Наутро во время литургии собравшиеся приносят в жертву (в основном под горой) большое количество животных — баранов и кур. Пьют вино. Крестьяне просят высшие силы о плодородии, слепые о прозрении, бездетные о рождении детей, больные — об исцелении.

Храм находится точно на линии границы с Южной Осетией. При массовых восхождениях к нему паломники регулярно травмируются на пересечённой местности, поэтому на горе организуются дежурства грузинских спасателей [1] . Погода в ночь перед праздником часто бывает скверной, а некоторые паломники, чтобы усилить свой настрой на подвиг, идут в гору без обуви или пытаются затащить наверх тяжёлые брёвна либо жертвенных животных.

Легенда

Праздник посвящён легендарному событию, во время которого названный в честь льва бык Лома с привязанной к рогам иконой Святого Георгия вывел из плена домой в Мтиулетию 7000 мтиульцев.

Критика

«Зелёные» активисты протестуют против жертвоприношения, являющегося частью праздника.

В Балте

В североосетинской Балте Ломисоба также многолюдно отмечается. На двух языках читается молитва, на столах — мясо жертвенных животных и традиционные осетинские три пирога [2] .

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0

Праздник Ломисоба в монастыре Ломиси

Ломисоба — главный и самый загадочный праздник в горном монастыре Ломиси недалеко от Гудаури, уникальный пример слияния старых традиций горцев с православным христианством в горах Грузии

Ломисоба — праздник монастыря Ломиси, названного в честь быка, который был назван в честь льва.

Праздник Ломисоба — поклонение иконе Святого Георгия в древнем православном храме Ломиси (IX век) недалеко от горнолыжного курорта Гудаури. С этим местом связано множество легенд. Место много веков является местом силы, чудес и источником вдохновения для православных христиан.

История названия этого места связана с кличкой быка — «Лома», что значит «Лев», который вывел 7 тысяч пленных мтиул (обитатели долины реки Арагви) из Персии, поднялся на гору, на которой сейчас находится монастырь и тут же испустил дух. Икона святого Георгия, которая была привязана к его рогам упала на земь и осталась стоять в вертикальном положении. На этом месте основался монастырь, носящий имя быка — «Ломиса», во главе которого стоит икона Святого Георгия.

Монастырь Ломиси виден из Гудаури как крохотный спичечный коробок, лежащий на вершине хребта к югу от курорта.

Что происходит в монастыре Ломиси и рядом с ним сегодня?

Сегодня мы отмечаем Ломисоба — праздник, пришедший к нам из глубины веков, на котором можно наблюдать прочную связь между древними языческими культами и христианством.

В течение суток, начиная с ночи накануне праздника, к храму поднимаются тысячи поломников всех возрастов со всей Грузии и Северной Осетии. Ночью они освещают себе путь фонарями, светом мобильных телефонов. Процессия сопровождается песнопениями.

Часто путников сопровождают овцы — они должны будут принесены в жертву и их путь — только в одно сторону. Трудный путь выбирают не только здоровые люди — тяжелобольные поднимаются при помощи родных. Некоторые поднимаются на костылях. Часто паломники идут босиком по каменистой тропе, дабы усилить молитвенное настроение и понести большие испытания в надежде получить прощение грехов и Божью благодать.

Читайте также:  Праздники народов крайнего севера

В эту ночь здесь почти всегда непогода и ледяной дождь (порой с градом) — это только увеличивает духовную силу верующих.

Ломисоба — целый комплекс действий, в результате которого его участники, переполненные чувством сопричастности природным циклам и естественному жизненному потоку, стремятся соблюсти традиции и исполнить ритуалы, обеспечивающие гармонию в их отношениях с окружающим миром и небесными силами.

На рассвете рядом с храмом Ломиси и внизу, на площадке возле церкви в деревне Млета, в этот праздник происходит публичные жертвоприношения — сотни баранов, телят и кур приносят в жертву как в интересах семей, так и в интересах общины.

Роль священного, жертвенного пространства играет площадь перед деревенской церковью в селе Млета, у подножия горы, на хребте которой расположен монастырь Ломиси, являющееся традиционным местом для проявления религиозного рвения паствы и рядовых прихожан. Акт умерщвления происходит на открытом воздухе во время совершения литургии.

В Ломиси просят о продолжении рода бездетные, слепые о прозрении, крестьяне просят о плодородии земли и скота. И, по многочисленным историям местных жителей и обитателей монастыря, место действительно чудотворное.

Вид на ущелье Арагви с монастыря Ломиси рано утром:

Первые лучи солнца в Гудаури — вид с монастыря Ломиси:

При коммунистах, во времена СССР храм Ломиси пустовал, но, благодаря семье Бурдули, которых здесь называют «деканози» — храм сохранился и древние традиции, связанные с ним, дошли до нашего времени. Деканози, своеобразные «горцы-староверы», из поколения в поколение передают традиции предков, которые несут в себе черты раннего христианства Византии, порой более древние, чем возраст православия в Грузии (с IV века).

Автор текста и фото: Олег Грицкевич

Источник статьи: http://gudauri.travel/news/lomisoba-prazdnik-gudauri.html

Монастырь Ломиси и праздник Ломисоба

В окружении заснеженных горных вершин на высоте более 2200 метров находится древний монастырь Ломиси. Из года в год сюда поднимаются люди, чтобы отметить один из самых загадочных и необычных праздников – Ломисоба. Чтобы добраться до этого места, нужно по военно-грузинской дороге доехать до селения Квемо Млета – недалеко от Гудаури. Здесь вас встретит небольшая церквушка. Именно отсюда начинается подъем длиной 4,5 км в гору. Не забудьте захватить с собой при подъеме что нибудь для монахов. Среди паломников сложилась традиция взять с собой хотя бы одно полено из поленницы рядом с церковью в Квемо Млета. На самой вершине горной гряды возвышается средневековая церковь Святого Георгия или монастырь Ломиси, о которой сложено много мистических легенд.

Монастырь входит в тройку самых высокогорных в Грузии. Он уступает первенство Ламарии в Ушгули (2300 метров). Но зато опережает храм Самеба в Гергети (2170 метров). Среди перечисленных двух храмов Ломиси считается самым труднодоступным: перепад высоты до ближайшего селения Млета превышает 700 метров.

Именно здесь, в монастыре Ломиси, ежегодно на седьмой неделе после Пасхи отмечается праздник Ломисоба. Этому торжеству не одно столетие. На праздник в деревне Млета собирается огромное количество паломников. Это не только люди с окрестных населенных пунктов — сюда приезжают даже из крупных городов, включая Тбилиси. Здесь можно встретить также паломников из Самачабло (Северной Осетии).

Читайте также:  Цели задачи праздника день знаний

По старой традиции, дьяконы с песней поднимают флаг на гору, где после начинается празднование и ритуальное моление. Многие приезжают сюда в надежде исцелиться. На Ломисоба принято также молиться о плодородии, кто-то просит удачи в каком-то важном деле и так далее.

Несмотря на христианизацию, Ломисоба содержит в себе отголоски языческих ритуалов. Об этом говорит и ученый Серги Макалатиа. Он отметил, что Ломисоба все же является праздником дохристианского периода, и ритуалы для его проведения имеют элементы язычества.

Иного мнения придерживается другой ученый Асмати Окропиридзе, которая утверждает, что праздник существовал в раннехристианский период:
«Из средневекового труда 11 века «Жизнь Картли» нам хорошо известно о деятельности Нино. Когда святая пришла на землю грузинскую, она начала проповедовать веру, поднялась на гору напротив Мцхеты, помолилась и чудесным образом на небе появился крест. Это событие грузинская православная церковь объявила праздником. Стоит отметить, что Ломисоба совпадает с этим днем».
По словам Окропиридзе, распространению христианства среди горного народа помогли именно такие чудеса как появление креста на небе. Поэтому, по ее мнению, Ломисоба никак не может считаться языческим праздником.

Однако нельзя исключать тот факт, что праздник все же восходит к язычеству. Даже слова Ломиси или Ломисоба происходят от грузинского «ломи», что переводится как лев. Согласно дошедшим до нас сведениям, в дохристианский период горцы Грузии поклонялись быку, которого отождествляли с львом за его храбрость и силу, а также бык считался символом плодородия и земледелия. Культ быка был тесно связан с культом Тетри Гиоргия, то есть Белого Георгия. В дальнейшем с принятием христианства его образ слился уже с образом святого Георгия.

Еще до христианизации культ быка сменился поклонением Луне. Такой переход весьма логичен. Об этом свидетельствует тот факт, что рога быка – это знак неполной луны. После того, что горцы стали христианами, на месте храма Луны была построена христианская церковь. Признаки языческого культа соприкоснулись со святым Георгием, поскольку он был воином, сильным и храбрым, отдавшим свою жизнь ради любви к своему Господу, Сыну Божию.

Существует одна чудесная легенда о иконе святого Георгия из Ломиси.
В 13 веке на Грузию обрушилось страшное испытание. Хорезмшахи под предводительством Джелал ад-Дин Менгуберди дважды совершили набеги на Грузию. Во время одного из нашествии войска разорили ущелье Арагви и увели в плен 7 тысяч горцев. Пленники взяли с собой икону св. Георгия.

Как гласит легенда, святыня вызвала в краю захватчиков невиданную засуху, а у народа не рождались дети. Так продолжалось семь лет. Шах был обеспокоен и призвал провидца. Тот сказал, что причина бед – икона пленного грузинского народа. Шах приказал бросили ее в огонь. Однако икона вознеслась из пламени и опустилась на рога самого большого быка – ломи. Пораженный чудом, шах дал пленным свободу. Бык, ведомый Господом, повел грузинский народ обратно в родной край. Но по дороге, где он останавливался, люди строили священные ниши, ставили крест.

По сказаниям, когда грузинский народ добрался до хребта, разделяющий реки Ксани и Арагви, бык испустил дух. На этом месте был построен храм Ломиси. Все вернувшиеся пленники поднимали из Арагви на хребет камни для строительства храма, а потом участвовали в возведении монастыря. Храм освятили в честь святого Георгия. Но быка-ломи, вернувшего грузинский народ на их землю, не забыли, дав монастырю и второе название – Ломиси. В храме и сегодня можно увидеть иконы Георгия, на которых вместе со святым изображен бык.

Читайте также:  Праздник по теме лето для детей

Когда-то по этим местам проезжал сам Александр Пушкин. Он видел гергетский храм, которому посвятил стихотворение «Монастырь на Казбеке». Однако к Ломиси, к сожалению, он так и не поднялся. Это объяснить довольно просто. Надо полагать, что, в отличие от гергетского храма, «парящего» над горами, «как в небе реющий ковчег», ломисская церковь с дороги почти не видна. Зато из Гудаури Ломиси хорошо виден, правда издалека он похож на крохотный спичечный коробок, лежащий на вершине хребта к югу от курорта.

На протяжении веков Ломиси считается местом чудес и источником веры. Многие желающие поднимаются сюда для того, чтобы лицезреть это прекрасное место, наполненное загадочными легендами и исцеляющей силой. Но на праздник Ломисоба здесь все становится по-особенному завораживающим. У подножья горы съезжаются тысячи паломников. Подъем совершается накануне вечером или рано на рассвете. Ночью люди освещают себе путь фонарями и всю дорогу поют песни. Зрелище неописуемое! Под утро организуют костры, разбивают палатки и проводят жертвоприношения баранов, телят или кур с просьбой о благополучии.

Несмотря на языческое происхождение, Ломисоба сегодня считается христианским праздником и даже входит в список церковных торжеств.

Источник статьи: http://v-georgia.com/showplaces/monastyr-lomisi-i-lomisoba/

Friend in Georgia

Интересные истории, новости, фото и видео о туризме и не только — из Грузии

Ломисоба — грустный праздник

Этот праздник в Грузии как нельзя лучше показывает, что несмотря на ранее христианство, в ней до сих пор сильны языческие традиции. Речь идет о Ломисоба – дне, который собирает огромное количество народа на ритуальное моление, сопровождаемое бессмысленно кровожадными жертвоприношениями. В Грузии ежегодно добавляются тысячи подписей под петициями к президенту, правительству и патриархии, с требованием запретить истребление домашних животных на Ломисоба, но результатов это не приносит – этот день в Грузии «празднуется» так же, как тысячелетие назад.

Но обо всем по-порядку.

Ломисоба – подвижный праздник, он обычно отмечается через 7 недель после Пасхи. Приуроченные к этому дню ритуалы и моления проходят в местечке Млета, это Душетский район в высокогорном регионе Мцхета-Мтианети. Кстати сказать, предки жителей этого региона дольше всех в Грузии сохранили язычество и отголоски его сильнее всего тоже ощущаются именно здесь.

На Ломисоба в Млету съезжаются люди не только с окрестных населенных пунктов, но и из городов, в том числе и из Тбилиси; едут также из Северной Осетии. Всем предстоит очень непростое паломничество, надо долго идти пешком и карабкаться в гору, но в этом восхождении традиционно принимают участие многие больные люди – в надежде исцелиться. Еще на Ломисоба молятся о плодородии, бездетные пары просят у высших сил послать им детей, многие просят удачи в каком-то важном деле и так далее.

Согласно легенде, однажды бык Ломиса, к рогам которого была привязана икона Святого Георгия, высвободил из плена 7 тысяч горцев, привел их в родной край и испустил дух на горе Млета. Икона, слетевшая с рогов быка, не упала на землю, а встала вертикально. Именно здесь построили монастырь Ломиса.

Но это – уже православный пересказ деревней языческой легенды. А изначально предки сегодняшних участников Ломисоба поклонялись именно быку, а не святому Георгию. Предположительно, его алтарь находился там же, на горе.

Источник статьи: http://www.friendingeorgia.com/news/lomisoba

Оцените статью
Adblock
detector