- Лоскутное шитье план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие. «Лоскутное шитьё России»
- Конспект занятия: Лоскутное шитьё в прошлом и настоящем методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лоскутное шитье
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей подготовительной группы с лоскутным шитьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutnoe_shite_nod.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД О.о. «Художественно-эстетическое развитие
Ручной труд в подготовительной группе на тему: «Лоскутное шитьё России»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметном мире: познакомить с историей лоскутного шитья;
развивать чувство цвета, колорита, композиции, поощрять проявления творчества, развивать художественный вкус и умение, обогащающие нашу внутреннюю жизнь и приносящее истинное удовольствие от выполненной работы, развивать интерес к данному виду искусства; познавательную активность;
воспитывать терпение, приучающее к аккуратности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о мозаике, беседа о мозаике, составление мозаики из кубиков, рассматривание мозаики в калейдоскопе
Словарная работа: лоскут, мозаика, многоцветье, изба, гармоничное сочетание
Развивающая среда: атрибуты к сказке : куклы – три дочери, купец, ярмарка (матрёшки, бусы, кольца, декоративная посуда- деревянные ложки, тарелки, скатерть, вышитая узорами; шапочка для ребёнка для игры – хоровода;
Готовое лоскутное одеяло (для кукол) ;
презентация «Лоскутная мозаика России»;
организация мастерской: клей, кисточки для клея, альбомные обложки для аппликации, ножницы, простые карандаши, салфетки, трафареты квадратов разных размеров (10*10, 7*7, 5*5), ватман, разделённый на квадраты;
Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»
Звучит спокойная музыка и воспитатель приглашает детей в сказку.
Воспитатель: Сядьте рядышком, ребятки.
Вам сегодня расскажу, без утайки
по порядку сказку. Все вам доложу.
Жил – был купец. У купца три дочки (показываю) Очень любил купец своих дочерей, но свою младшенькую, Марьюшку, любил больше всех.
Собрался раз купец в город за подарками. Вот и спрашивает он дочерей своих:
«Дочери, мои милые, что в подарок им привезти? »
Старшая говорит: «Привези мне, батюшка, бусы янтарные»,
Средняя говорит: «А мне, батюшка, кольцо серебряное».
А младшая Марьюшка говорит: «А мне, батюшка, привези одеяло лоскутное .»
Поехал купец в город, да скоро назад вернулся. Накупил подарков для двух дочерей: для старшей дочери- бусы янтарные, для средней – кольцо серебряное. А младшенькой не нашёл одеяла лоскутного. Очень опечалился купец, сел и думает:
«Что же делать? Где же взять мастеров да мастериц таких, чтоб одеяло сшили лоскутное? »
Воспитатель: (обращается к детям) Что же делать? Как помочь купцу?
Воспитатель: (обращаясь к купцу) Не печалься, мы поможем тебе. Сошьём одеяло лоскутное.
Воспитатель: (обращаясь к детям)
Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?
Воспитатель: Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».
Хоровод: «Иголка и нитка» (девочка с шапочкой на голове «иголочка», за ней идут девочки «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)
Воспитатель: Вот мы и стали мастерицами, да мастерами. Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, одеяло получают.
Показ готового изделия.
Воспитатель: Почему оно называется лоскутное одеяло? Наливное яблочко на серебряном блюдечке расскажет нам об этом.
(показывает яблоко на серебряном блюдечке и говорит волшебные слова)
Воспитатель: Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, расскажи да покажи «Сказочку лоскутную».
Лоскутная мозаика появилась давно.
Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло, называется оно «Цветные квадраты».
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Обратите внимание на это лоскутное одеяло «Цветные квадраты». Какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?
Воспитатель: Сколько их?
Воспитатель: Какие квадраты по величине?
Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?
Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.
Воспитатель: Для работы вам понадобятся клей, кисточки, салфетки и квадраты. Посмотрите, как вы будете выполнять работу:
Беру большой квадрат. Обвожу его по трафарету.
Приклеиваю на «одеяло»!
Самостоятельная работа детей сопровождается под русскую народную песню.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы шили?
Воспитатель: А из чего состоит одеяло?
Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?
Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?
Воспитатель: А в России, когда стали шить разные вещи из лоскутков?
Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?
Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какое замечательное одеяло из лоскутков мы «сшили». Я думаю, что оно очень понравиться младшенькой дочери купца. Мы его ей подарим.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2018/10/23/loskutnoe-shite
Занятие. «Лоскутное шитьё России»
Ольга Ниязова
Занятие. «Лоскутное шитьё России»
Цель:расширять и уточнять представления детей о предметном мире: познакомить с историей лоскутного шитья;
учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки;
развивать чувство цвета, колорита, композиции, поощрять проявления творчества, развивать художественный вкус и умение, обогащающие нашу внутреннюю жизнь и приносящее истинное удовольствие от выполненной работы, развивать интерес к данному виду искусства; познавательную активность;
воспитывать терпение, приучающее к аккуратности
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о мозаике, беседа о мозаике, составление мозаики из кубиков, рассматривание мозаики в калейдоскопе
Словарная работа: лоскут, мозаика, многоцветье, изба, гармоничное сочетание
Развивающая среда:атрибуты к сказке : изба, куклы – три дочери, купец, ярмарка (матрёшки, бусы, кольца, декоративная посуда- деревянные ложки, тарелки, скатерть, вышитая узорами; шапочка для ребёнка для игры – хоровода;
Готовое лоскутное одеяло (для кукол);
презентация «Лоскутная мозаика России»;
организация мастерской: клей, кисточки для клея, альбомные обложки для аппликации, ножницы, простые карандаши, салфетки, трафареты квадратов разных размеров (10*10, 7*7, 5*5), ватман, разделённый на квадраты;
Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»
Звучит спокойная музыка и воспитатель приглашает детей в сказку.
Воспитатель: Сядьте рядышком, ребятки.
Вам сегодня расскажу, без утайки
по порядку сказку. Все вам доложу.
Жил – был купец. У купца три дочки (показываю) Очень любил купец своих дочерей, но свою младшенькую, Марьюшку, любил больше всех.
Собрался раз купец в город за подарками.Вот и спрашивает он дочерей своих:
«Дочери, мои милые, что в подарок им привезти?»
Старшая говорит: «Привези мне, батюшка, бусы янтарные»,
Средняя говорит: «А мне, батюшка, кольцо серебряное».
А младшая Марьюшка говорит: «А мне, батюшка, привези одеяло лоскутное.»
Поехал купец в город, да скоро назад вернулся.Накупил подарков для двух дочерей: для старшей дочери- бусы янтарные, для средней – кольцо серебряное. А младшенькой не нашёл одеяла лоскутного. Очень опечалился купец,сел и думает:
«Что же делать? Где же взять мастеров да мастериц таких, чтоб одеяло сшили лоскутное?»
Воспитатель: (обращается к детям) Что же делать? Как помочь купцу? (дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что одеяло надо сшить)
Воспитатель:(обращаясь к купцу) Не печалься, мы поможем тебе. Сошьём одеяло лоскутное.
Воспитатель: (обращаясь к детям)
Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?
Воспитатель: Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».
Хоровод: «Иголка и нитка» (девочка с шапочкой на голове «иголочка», за ней идут девочки «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)
Воспитатель: Вот мы и стали мастерицами, да мастерами.Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, одеяло получают.
Показ готового изделия.
Воспитатель: Почему оно называется лоскутное одеяло? Наливное яблочко на серебряном блюдечке расскажет нам об этом.
(показывает яблоко на серебряном блюдечке и говорит волшебные слова)
Воспитатель: Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, расскажи да покажи «Сказочку лоскутную».
Лоскутная мозаика появилась давно.
В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы. Почему с английского? Потому что лоскутное шитьё впервые появилась в стране, которая называется Англия (слайд 1)
А в России лоскутным шитьём стали заниматься позднее. Лоскутными одеялами украшали как крестьянские избы, но и избы богатых людей. (слайд 2)
Женщины брали сильно поношенные вещи, уже отслужившие свой срок. Такие вещи уже нельзя было носить. Резали их на кусочки — лоскутки. А лоскутки сортировались. Всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи. (слайд 3)
Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии из тканей разных видов. (Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали. Фестиваль – это праздник. 21 марта 2012 года в залах муниципального Краеведческого музея села Исетское Исетского района Тюменской области открылась выставка «Лоскутная сказка». (слайд 11)
В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве.
Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло, называется оно «Цветные квадраты».
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Обратите внимание на это лоскутное одеяло «Цветные квадраты». Какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?
Дети: Это квадраты.
Воспитатель: Сколько их?
Воспитатель: Какие квадраты по величине?
Дети: Один большой, второй поменьше, третий ещё меньше.
Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?
Дети: Они разноцветные.
Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.
Воспитатель: Для работы вам понадобятся клей, кисточки, салфетки и квадраты. Посмотрите,как вы будете выполнять работу:
Беру большой квадрат. Обвожу его по трафарету.
Приклеиваю на «одеяло»!
Воспитатель: Обратите внимание, дети, как будете «пришивать» средний по величине квадрат. Вы «пришиваете» его ромбиком. А самый маленький квадрат, располагаете так же как большой. Если нет вопросов, то можно приступить к выполнению работы.
Самостоятельная работа детей сопровождается под русскую народную песню.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы шили?
Дети: Мы шили одеяло.
Воспитатель: А из чего состоит одеяло?
Дети: Одеяло состоит из лоскутков. Оно лоскутное.
Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?
Дети: Лоскутным шитьём стали впервые заниматься в Англии.
Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?
Дети: В переводе с английского языка это слово обозначает заплатка, кусочек, пятно неправильной формы.
Воспитатель: А в России, когда стали шить разные вещи из лоскутков?
Дети: В Росси стали шить вещи из лоскутков позже.
Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?
Дети: Этим занимались женщины.
Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?
Дети: В настоящее время организуются настоящие выставки, праздники лоскутного шитья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какое замечательное одеяло из лоскутков мы «сшили». Я думаю, что оно очень понравиться младшенькой дочери купца. Мы его ей подарим.
«Подводное царство» Цель:Развивать изобразительное умение и навыки детей,развивать у них наблюдательность,расширять их представления о строении рыб и медуз,умение.
Кружок «Кубанские ремесла» Кружок «Кубанские ремесла» Цели: -формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части культуры народа; -раскрывать истоки.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-loskutnoe-shit-rosi.html
Конспект занятия: Лоскутное шитьё в прошлом и настоящем
методическая разработка на тему
Конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам
туристско-краеведческой работы с обучающимися, воспитанниками
в 2016-2017 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_fishchenko_e.p.docx | 194.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г.Льгова» Курской области
Конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам
туристско-краеведческой работы с обучающимися, воспитанниками
в 2016-2017 учебном году
Конспект занятия : Лоскутное шитьё в прошлом и настоящем
Фищенко Евгения Павловна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества
г.Льгова» Курской области
307750, Курская обл., г.Льгов, ул.Комсомольская, д.49/77
8-915-516-48-82; рабоч.8(47140) 2-21-23
-формировать умения изготавливать изделия из лоскутков ткани,
— формировать эстетический вкус обучающегося с помощью освоения техники лоскутного шитья
способствовать формированию умений изготавливать изделия из лоскутков ткани, методом складывания, группирования и подбора цветовых сочетаний;
учить работать с шаблонами, выкраивать детали изделий из ткани,
научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
обучать детей владению различными видами и техниками лоскутного шитья.
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки работы в группах;
воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся,
воспитывать такие качества личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, усидчивость
Развивающие задачи занятия:
развивать творческое мышление, умения учащихся сравнивать и анализировать, видеть красоту;
расширять кругозор учащихся;
развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность, моторику рук
Здоровье сберегающая цель:
Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении практической работы.
-словесный (устное изложение);
-наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
-практический (работа с шаблонами, вырезание, сшивание, декорирование)
— швейная игла и нитки
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование урока : компьютер, проекционная система
1 .Организационный момент – (мотивация на позитив)
Приветствие. Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем занятии.
Сегодня мы продолжим изучать тему, которую можно считать традиционной, уходящей корнями в прошлое и в то же время яркую, находящуюся на пике современной моды.
Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение,макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание , резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.
Ребята , п еред Вами — кроссворд, вам необходимо его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего занятия.
1.Шаблон для раскроя деталей изделий.
2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.
3. Нить, проходящая вдоль ткани.
4. Рисунок материала, созданный природой.
5. Нить, проходящая поперёк ткани.
6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.
7. Внешнее строение поверхности материала.
8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.
Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?
Правильно — “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.
Итак, тема сегодняшнего занятия “Лоскутное шитьё в прошлом и настоящем”. Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор и изготовить несложное изделие в этой технике.
Что же такое — лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Когда оно появилось и почему люди его так любят? Актуален ли в настоящее время? Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответе на этот вопрос.
Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему раньше сейчас и люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные?
Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла, уюта и добра в наши дома….)
Итак, лоскутное шитье — это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания.
2. Изучение нового материала.
История развития промысла – лоскутное шитье.
Шитье из лоскута часто принято называть на английский манер – квилтом или пэчворком (patch – в переводе заплатка, кусочек материала, work – работа), но в России данный вид рукоделия часто называют «техника лоскутной мозаики», или «лоскутное шитье». Лоскутное шитье – это довольно простая в исполнении, но очень эффектная техника, которая давно перестала быть чисто утилитарной, а превратилась в вид художественного творчества. У лоскутной мозаики как творчества все больше поклонников во всем мире, и в нашей стране тоже. Со стороны порой кажется непонятным, что заставляет людей кропотливо трудиться и день, и ночь над небольшими кусками ткани, постепенно превращая их в художественное полотно. Но волшебный мир ткани и цвета, лоскутки, похожие на драгоценные камни, захватывают воображение. Стоит только взять в руки кусочки ткани, ножницы и иголку с ниткой.
Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников.
В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Чтобы научиться лоскутному творчеству, необходимо, в первую очередь, желание и терпение. Нужно освоить многие технические приемы и секреты лоскутного шитья, потому что никакая самая красивая ткань и замечательный рисунок не скроет кривой строчки и неаккуратной работы.
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.
К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.(СЛАЙД )
Пэчворк . «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work — работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.
Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.
Текстильный коллаж . В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (СЛАЙД )
Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе? ( СЛАЙД )
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку
2. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
3. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
3. Практическая часть .
Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.
(Показ трудового приёма)
Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь можно вырезать по шаблону на специальном мате ножом для резки, но это делает преподаватель, а вы аккуратно врезаете ножницами по контуру.
Изготовление шаблонов из картона (квадрат).
(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)
Теперь, когда шаблоны готовы, вы можете приступить к практической работе.
Повторим технику безопасности.
Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно
обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:
— на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
— передавать ножницы нужно кольцами вперед;
— нельзя ронять ножницы на пол;
Работа со швейной иглой:
— иглу при работе нельзя бросать на столе;
— вкалывать только в игольницу;
Перед работой давайте разомнёмся.
Итак, начнем нашу практическую работу.
Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
-умело подобрать цвет ткани, (помните цветовое сочетание) структуру ткани, рисунок;
-перед шитьём лоскутки хорошо проутюжить;
-вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей;
-приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий;
-обратите особое внимание на последовательность выполнения работы.
1. Придумать сюжет. (мы возьмем для сюжета детскую книжку)
2.Подобрать из цветных лоскутов по две ткани на каждую страницу «книжки».
3.Вырезать по шаблону квадраты. Сложить вырезанные квадраты лицевой стороной внутрь, подобрав цветовое сочестание.
4.Провести простым карандашом метки на квадратах из нижнего левого угла в верхний правый, прошить по обеим сторонам линии, отступив от нее по 0,5 см. Разрезать квадрат по намеченной линии, получив две детали.
5.Каждый получившийся элемент развернуть и прогладить утюгом, шов врзутюжку.
6.Вырезанные из однотонной ткани элементы фигурок пришить к одной из получившихся деталей.
7.Вырезать из синтепона квадрат по шаблону.
8. Сложить три части из лоскутов: лицевой стороной внутрь тканевые заготовки, внутрь –синтепон.
9. Соединить все детали строчкой «вперёд иголку» с трех сторон, отступив от края по 0,5 см.
9.Подобным образом сшить все детали, вывернуть на лицевую сторону, прогладить.
10. Вырезать полоски ткани шириной 4 см из разных цветов и длины, подобрав по цвету, соединяя между собой в технике «колодец» (обложка).
11.Соединить все элементы получившейся «книжки» между собой, пришить переплет.
В результате изготовления поделки обучающийся должен знать/понимать:
— названия и назначения инструментов для ручного труда
— различные виды тканей
Обучающийся должен уметь:
— подбирать по цвету различные ткани, развивая цветовое восприятие
-выполнять работу самостоятельно, согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях
Блоки лоскутного изделия выполнены с использованием двух видов техники лоскутного шитья: техника «Колодец» и техника «Традиционный пэчворк». Собранные в определенном порядке лоскуты, сшитые с учетом цветовой гаммы, представляют собой книжку для самых маленьких: мягкую на ощупь, к каждой страничке которой пришита в виде аппликации фигура, повторяющая контуры известного ребенку предмета из тканей различной фактуры. Данные техники доступны детям 10-12 лет при условии владения ручными инструментами, умением прокладывать различные виды строчек.
Когда и где появилось лоскутное шитье?
Какие техники лоскутного шитья вы знаете?
Какие изделия можно изготовить из лоскутов?
В результате проведенного занятия, обучающиеся узнали историю возникновения лоскутного шитья, как оно появилось на Руси, как использовалось в быту россиян. В процессе изготовления изделия в технике лоскутного шитья «Книжка-малышка» обучающиеся усвоили умения и навыки, необходимые в творческой деятельности.
Данную работу можно применять как обучающую книжку для малышей от 1 года до 3 лет в качестве наглядного тактильного материала и в качества детской подушечки «думочки».
1.Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2.Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.
3.Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.
4. Интернет-ресурс: http://www.urokitv.ru/categories/pechvork/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Со многими видами рукодельного творчества знакомятся дети на уроках трудового обучения. Лоскутная техника для многих учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что повышает их по.
Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго.
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия.
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возмож.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально.
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутн.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/03/07/konspekt-zanyatiya-loskutnoe-shityo-v-proshlom-i