Праздник митрофана воронежского когда

6 декабря – Митрофанов день. История праздника, традиции, запреты и приметы

Народный праздник «Митрофанов день» отмечается 6 декабря (по старому стилю – 23 ноября). Православной церковью в этот день почитается память святителя Митрофана Воронежского (в схиме Макария). Другие названия праздника: «Митрофан», «Егорий», «Волхв».

6 декабря чтят память Александра Невского, русского князя и известного полководца. Главные сражения, выигранные князем – битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими крестоносцами на Чудском озере в 1242 году.

История праздника и традиции

Митрофан Воронежский родился в семье благочестивых родителей, был женат и имел сына, но в сорок лет овдовел и принял монашеский постриг в Золотниковской пустыни, а позже стал настоятелем этой обители. В 1682 году Митрофан стал епископом Воронежским. Он всячески заботился об укреплении православия и позиций церкви, занимался возведением новых обителей, принимал меры для повышения нравственного уровня духовных лиц, боролся со старообрядчеством.

В эти дни на Руси по обочинам дорог устанавливались дорожные вехи – длинные специальные палки в виде копья, которые вбивались в землю. К верхней части своеобразных ориентиров крепилась пакля, солома или кусок ветоши. Благодаря таким вехам наши предки без хлопот находили дорогу домой, если попадали в метель или дороги были засыпаны снегом.

В Митрофанов день продолжали праздновать становление санного пути по снегу. По этому поводу говорили: «На Митрофана становится лед на реках, открывается санный путь по всей России». Этот праздник всегда отмечался в первую очередь веселой ездой на санях. На столы было принято ставить пироги и свежесваренное пиво. После этого начиналось застолье, сопровождавшееся различными играми.

6 декабря на Руси поминали павших воинов и гадали об ушедших на войну. Для этого пекли три булки, в одну из которых клали крест, после этого их раскладывали по дому: одну – на порог, другую – на лавку, третью – на полку у образов. Если булка с крестом оказывалась на пороге, то солдат скоро должен был вернуться домой, если же у образов – то мог и не вернуться вовсе.

Также в этот день девушки собирались гадать на суженного. В чужом саду надо было стащить веточку вишни и поставить в кладовке, где никто ее не увидит. Если она к Рождеству расцветет, то в том же году девушка выйдет замуж

Запреты

В Митрофанов день категорически запрещено злиться, необходимо сдерживать свои эмоции и быть доброжелательнее.

В этот день не стоит выяснять отношения, обращаться за помощью, встречаться с недругами и недоброжелателями. Есть риск спровоцировать конфликт.

Приметы

  • На Руси два Егория: холодный (6 декабря), да голодный (6 мая).
  • На небе мало облаков – будет ясно, но холодно.
  • Тучи закрыли солнце, значит скоро начнется буран.
  • Месяц четкий и с острыми «рожками» – зима будет студеной.
  • Если в этот день идет мелкий снег и дует ветер с севера, то 6 июня должен пролиться холодный дождь.
  • Родившиеся 6 декабря будут прекрасными охотниками. Носить им следует сапфир.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Источник статьи: http://rubtsovskmv.ru/kalendar/6-dekabrya-mitrofanov-den-istoriya-prazdnika-tradicii-zaprety-i-primety/2019/12/06/

Митрофанов день

Дата в 2021 году: 6 декабря , понедельник
Другие названия: Митрофаний; день Митрофания; день Митрофана
Церковное название: Святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского
Значение: День памяти святого Митрофана
Традиции: Езда на санях; игры; выпечка пирогов, приготовление пива; гадания на суженого; установка дорожных вех

Митрофанов день отмечается 6 декабря 2021 года (по старому стилю – 23 ноября). Это народный праздник снежного покрова, называющийся «санным путем». Православной церковью в этот день почитается память святителя Митрофана Воронежского (в схиме Макария), епископа.

История

До принятия пострига Михаил (так звали святителя в миру) служил приходским священником. Жил он в XVII веке в селе Сидоровское, неподалеку от города Шуи, был женат и имел сына. Родом был из благочестивой семьи, которая воспитала его в любви к Господу Богу.

После того, как овдовел, Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофан. Вскоре его назначили игуменом Свято-Успенского Космина монастыря. Через два десятилетия была основана Воронежская епархия, и он стал ее первым епископом.

Традиции и обряды

День «установления санного пути» (так называют снежное покрывало, которое образует слой на земле от нескольких сантиметров) всегда отмечается в первую очередь веселой ездой на санях. На столы в этот праздник принято ставить пироги и свежесваренное пиво.

Детвора с утра развлекается катанием на санках. Вечером проводятся игры и шуточные забавы. Девушки занимаются гаданием на суженого.

По обочинам дорог устанавливаются дорожные вехи – длинные специальные палки в виде копья, которые вбиваются в землю. К верхней части своеобразных ориентиров крепится пакля, солома или кусок ветоши. Благодаря таким вехам наши предки без хлопот находили дорогу домой, если попадали в метель или дороги были засыпаны снегом.

Приметы

Рожденный в этот день будет прекрасным охотником.

На небе мало облаков – будет ясно, но холодно.

Туча закрыла солнце, значит, скоро начнется буран.

Месяц четкий и с острыми «рожками» – зима будет студеной.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/mitrofanov-den

Митрофанов день: традиции и приметы на 6 декабря

6 декабря почитается память Митрофана Воронежского – епископа русской церкви, причисленного к лику святых в 1832 году. В миру он носил имя Михаил. Появился на свет 6 ноября 1623 года в семье благочестивых родителей, принадлежащих к духовному званию. Был женат, воспитывал сына.

В возрасте сорока лет стал вдовцом и был пострижен в монахи с именем Митрофан. Вел строгую монашескую жизнь. Через два года был поставлен игуменом. В 1682 году стал епископом Воронежским.

Митрофан вкладывал много сил, чтобы укрепить православие, боролся со старообрядчеством, активно создавал новые обители и делал всё возможное, чтобы повысить духовный и нравственный уровень священнослужителей. Был в хороших отношениях с Петром I. Оказывал царю поддержку при организации в Воронеже корабельной верфи для строительства морского флота. В проповедях поддерживал начинания царя, жертвовал немалые суммы на кораблестроение.

Однажды между Митрофаном и царем произошёл конфликт на почве статуй греческих богинь и богов, установленных в качестве украшения в царском дворе. Епископ сообщил, что пока государь не снимет идолов, тот не может явиться во дворец. Сначала Петр I рассердился и даже пугал Митрофана смертной казнью, но потом отошел и простил его. Статуи он приказал снять.

Читайте также:  Как прошел праздник первое сентября

Летом 1703 года Митрофан тяжело заболел. Скончался он в этом же году 23 ноября. На похоронах присутствовал Петр Первый, который в знак уважения к святому старцу лично нёс гроб с его телом.

6 декабря Русская православная церковь почитает память иеромонаха Серафима, причисленного к лику святых в 2003 году. В миру он носил имя Антоний Максимович Тьевар. Родился 30 июля 1899 года в Москве. Его предки по отцовской линии были выходцами из Франции. Отец умер рано, когда мальчику исполнилось 6 лет. Воспитанием его и младшего брата занималась мать.

Антоний окончил реальное училище и устроился на работу статистиком. В 18-19 годах прошлого века учился в Московском университете. В 1920 году произошло его знакомство с профессором духовной академии Поповым Иваном Васильевичем, после которого молодой человек становится учеником православного учёного.

Антоний учился на богословских курсах, параллельно работал библиотекарем и статистиком, а также занимался литературной деятельностью. В 1925 году был арестован. Его приговорили к трём годам лишения свободы. Вместе со своим учителем И.В. Поповым отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере, расположенном на территории Соловецких островов. Однако интерес к богословским вопросам у него не пропал. Находясь в лагере, в свободное от работы время много читал и писал на эти темы.

В начале 1928 году был освобождён. Антоний вернулся в Москву. Весной этого же года его постригли в монахи.

В 1930 году вновь был арестован и приговорён к пяти годам лишения свободы. Отправлен на Северный Урал. Скончался в исправительном лагере 6 декабря 1931 года.

Традиции, поверья и обычаи

Обычно в этот день на Руси устраивались шумные гуляния. Хозяйки пекли пироги, мужики варили пиво. Посиделки сопровождались забавами и играми. Народ отмечал окончательное установление санного пути.

6 декабря чтят память Александра Невского, русского князя и известного полководца. А. Невский не проиграл ни одной битвы. Он показал себя не только как великий полководец, но и как талантливый дипломат.

В его честь на Руси пекли специальные булки. В одну из них клали крест. Потом выпечку раскладывали по дому. Одну булку клали на порог, вторую – на лавку, третью – возле святых образов. Если булочка с крестом оказывалась на пороге, то мужчина, ушедший служить, в скором времени вернётся. Если на лавке, то воротится нескоро, но целым и невредимым. А вот если сдоба оказалась возле святых образов, то быть беде.

Ещё 6 декабря было принято гадать на то, когда человек вернётся с военной службы. Для этого ловили паука и сажали его в банку, которую плотно закрывали. Через 6 дней проверяли, жив ли паук. Если да, то с солдатом всё будет хорошо. Паука отпускали на волю и наблюдали за его поведением. Если паучок начинал плести паутину, то мужчина скоро будет дома.

В этот день в некоторых губерниях Российской империи устраивали канун – гулянье, во время которого девушки пекли пироги, варили яйца и гадали на будущую судьбу. Ещё 6 декабря плели лапти. Особо проворные мастера могли за день сделать 4-5 пар обуви.

Приметы

По народным приметам на 6 декабря пытались предугадать погоду на ближайшее время и июнь следующего года:

  1. Если дует северный ветер и срывается мокрый снег, то 6 июня (день Симона Столпника) будет ветрено и дождливо.
  2. Если облака редкие, то погода будет холодная, но ясная.
  3. Если в этот день солнечно и тепло, то и июнь тёплым будет.
  4. Солнце прячется за тучи – к урагану.
  5. Если месяц на небе ясный, будет стужа.
  6. Если верхушки лиственных деревьев порозовели, зима будет не сильно суровой.
  7. Облака по небу низко плывут – к похолоданию.
  8. Если луна в окружении розовых или тусклых колец, будет сильный мороз.
  9. Если облака на закате «горят», будет ясная погода.
  10. С неба доносится шум – к снегопаду и метели.

Источник статьи: http://katun24.ru/news/629321

20 августа — свт. Митрофан Воронежский

Сегодня, 7 / 20 августа, Православная Церковь воспоминает Обре́тение (1-е обре́тение) мощей и прославление святителя Митрофана (в схиме – Макария), самого первого епископа Воронежского, совершившееся в 1832г.

Со дня блаженной кончины свт. Митрофана, произошедшей 23 ноября 1703г. (по принятии им схимы с именем Макарий), память о великом архипастыре, о его святой богоугодной жизни и жертвенном служении Господу Иисусу Христу и Его Св. Церкви, о его заступлении, покровительстве и помощи всем обездоленным и ревностной отеческой заботе о нуждах паствы, была очень почитаема в Воронеже и окрестностях. Честные останки почившего воронежского архиерея впервые были обнаружены нетленными в 1735г., по окончании возведения на месте прежнего Благовещенского собора г. Воронежа, к тому времени уже начавшего обрушаться, нового одноимённого собора, в правое крыло которого и были помещены честные мощи святителя. Жители города и окрестных деревень, чтобы почтить память своего почившего архипастыря, перед кончиной завещавшего поминать его в молитвах, стали посещать воронежский собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где у гроба святителя служились панихиды по почившему. К 1820г. число паломников ко гробу свт. Митрофана, находившемуся в стенах Благовещенского храма, а также число благодатных знамений, происходивших от гроба святителя, стало очень большим. Святейший Синод, которому многократно доносилось о чудесных знамениях от гроба свт. Митрофана архиеп. Воронежским Антонием II, испрашивавшим дозволения на прославление богоносного воронежского архиерея, предписал осуществлять наблюдение за всеми случаями получения верующими благодатных даров у гроба свт. Митрофана.

В 1831г., после освидетельствования обретенных и явленных нетленными останков свт. Митрофана, преосвящ. Антоний и члены комиссии Святейшего Синода (архиепископ Ярославский Евгений и архимандрит московской Спасо-Андрониевской иноческой обители Гермоген) утвердились в небесном предстательстве свт. Митрофана пред Господом за всех, просящих его помощи и заступления, и на основании их свидетельств Святейшим Синодом в 1832г. было вынесено постановление о прославлении еп. Митрофана в лике святителей и был установлен особый день его памяти. Честные мощи святителя по обретении их, во исполнение завещания самого свт. Митрофана, были переоблачены не в архиерейское облачение, но в схиму, принесённую незадолго до этого события безвестной инокиней. 6-го августа (по ст. ст.) 1832г., в день празднования Преображения Господня, св. мощи великого архипастыря были открыты для поклонения верующих. В этом событии приняли участие ок. 50 000 православных паломников.

Читайте также:  Оформление фруктов для детского праздника

2-е обретение честных мощей свт. Митрофана, первого епископа Воронежского, совершившееся в 1964г., а также перенесение мощей святителя, произошедшее в 1989г., празднуется Русской Православной Церковью 4 / 17 сентября. К этому дню приурочен также день чествования Собора Воронежских святых. Ныне честные мощи свт. Митрофана покоятся там же, в воронежском Благовещенском соборе, и возле них доныне совершается множество чудесных исцелений (в том числе – исцеления расслабленных и одержимых нечистыми духами).

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c37dca471a4ff00abd231a2/20-avgusta-svt-mitrofan-voronejskii-5d5b76b2f8ea6700addbb69b

Святитель Митрофа ́ н (в схиме Мака ́ рий) , епископ Воронежский

Дни памяти

20 июня – Собор святых Ивановской митрополии

6 июля – Собор Владимирских святых

17 сентября – Второе обре́тение и перенесение мощей. Собор Воронежских святых

23 сентября – Собор Липецких святых

5 февраля – Собор Костромских святых

Житие

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием. Этим монастырем он управлял десять лет, его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Когда о ревности подвижника узнал патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он возвел его в 1675 году в сан архимандрита и поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии с трапезной и колокольней, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда по решению Московского Церковного Собора 1681-1682 годов была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.

«Честные иереи Бога Вышняго! – писал святитель. – Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф.5:14). Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте Святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без Причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».

В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и святителя Николая был освящен. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство кафедрального собора огромные средства. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу. При этом быт самого святителя был более чем скромен.

Первый воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией».

Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским. Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих античных статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Читайте также:  Окружающий мир 2 класс весенний праздник

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, воронежские преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его – совершать о нем молитвы. В нем также говорится: «Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание. Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых». Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть). Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября – в день преставления, 7 августа (1832) – в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827–1846) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского, – день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля – день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 году) и 11 декабря – по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году).

Как уже было сказано выше, святитель Митрофан оставил духовное завещание. Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: «Сия изустная духовная потпи(сал) я. епископ Митрофан Воронежский». На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: «Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703–го года, а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева. Составила Т.Н. Протасьева. Часть II NN 820–1051, М., 1973, с. 6).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания».

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, владыка понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/sv-mitrofan-v-shime-makarij

Оцените статью
Adblock
detector