Праздник Навруз
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navruz2.doc | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(фольклорный праздник для детей старших групп)
Подготовили: Мубаракшина С.В.
(воспитатель по обучению татарскому языку) совместно с
Инструктором по физкультуре Андерсен С.В.,
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщение дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусство своего народа и выступающим средством в формирования в детях чувства любви к малой родине.
Эта задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по обучению детей татарскому, русскому языку, проводятся татарские и русские национальные праздники, развлечения. Народные подвижные игры включаются в совместную деятельность педагогов специалистов и детей. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей. Каждый специалист решает свою часть задач, используя свои методы, что позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.
Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»
Цель: Программное содержание: приобщение детей к национальной культуре татарского народа;
Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;
Ознакомление детей с татарской литературой, фольклором, татарской музыкой и песнями;
Развивать физические качества: ловкость, смелость .
- Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий,
- рассматривание иллюстраций народных костюмов,
- прослушивание разучивание попевок и народных песен,
- знакомство с танцевальными движениями,
- игра в народные игры,
- подбор костюмов и материала, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.
Оборудование: яркие татарские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, костюм Шурале, скворцов, весны, зайцев, канат, мешки, обручи, шишки, корзины, угощения
Ведущая: Исәнмесез, кунаклар! Сезне матур бәйрәмгә, Нәүрүз бәйрәменә чакырабыз.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Мы вас приглашаем вместе с нами встретить праздник Навруз.
Ведущий: Праздник радостный встречаем
Мы в республике родной.
Всех с наврузом и весной.
В гости к нам навруз пришла
Всем нам стало хорошо.
Мы танцуем и поем
Дружно весело живем.
( В зал заходят дети, выполняют танцевальные движения)
Ребенок: Нәүрүз килә, нәүрүз
Яшьлек дигән сүз
Все: Нәурүз килә, нәүрүз!
Ребенок: Снег последний сметает и тает
Рвы водою полны до краев.
Отступает зима, отступает
Истекают мгновенья её.
Ребенок: С днем Науруз
Мы поздравить к вам пришли..
Все: Ассалям- алейкум!
Навруз- это праздник дружбы
Навруз — это праздник гостеприимства
Навруз- это праздник миролюбия
Навруз- это праздник милосердия.
Ведущая: Сколько песен на земле
Все они — тебе и мне.
Будет шире круг друзей
Льется песня веселей.
Ведущая: Җылы җил сирпәп үтте
Уяныгыз, уян тизрәк,
Забегают дети в костюмах скворцов. (4 мальчика)
1 скворец: Исәнмесез!
Ведущая: Исәнмесез, сыерчыклар!
1 скворец: Бездә хәбәр.
2 скворец: У нас новости!
Звучит музыка , скворцы танцуют, подлетают к воспитателю и улетают.
Ведущая: Мне сейчас скворцы нащебетали, что злой Шурале не пускает на наш праздник Наврузбику.
Звучит музыка, появляется Шурале, на веревке тащит Наурузбику.
Шурале: Ишь, что удумали. Весну встречать, а я тоже праздник хочу, чтобы было красиво. Будешь жить у меня в лесу, и у меня будет праздник!
Наврузбика: Юк, юк, Шурале, мне нельзя жить в неволе. Люблю всем дарить тепло и радость. Отпусти.
Шурале (хитро): И меня любишь?
Наврузбика: И тебя тоже, пусти меня к детям, пусть у них будет праздник.
Шурале: Нет, не пущу. Я тоже праздника хочу.
Шурале и Наврузбика уходят
Ведущая: Как же быть. Надо идти, Наврузбику выручать.
Эй, вставай, честный народ, за весною мы пойдем.
В хоровод вас свой зовем!
Песня, хоровод: «Әйлән-бәйлән»
(после песни дети садятся).
Зайчики: Исәнмесез, балалар!
Зайчики: Сез кая барасыз?
Ведущая: Исәнмесез,куяннар. Мы идем в лес, ищем Наврузбику. Помогите нам, покажите дорогу. (зайцы шепчутся)
Зайцы: Поможем, поможем.
1 заяц: Сначала поиграйте с нами в игру “Шишкобол”
2 заяц: Вот туда идите.Сау булыгыз!
(Под татарскую народную мелодию выходят девочки в национальных костюмах и исполняют танец с шарфами)
Ведущая: Сез кем?
Девочки: Без матур кызлар.
Ведущая: Вы не встречали Наврузбику?
1 ребенок: Её от нас Шурале прячет.
Шурале: Бу нәрсә? Что за шум?
Ведущая: Исәнме , Шүрәле!
Ведущая: Верни нам, Шурале, Наврузбику. Солнце в окно стучится, весну пора встречать.
Шурале: Хазер! Не дождетесь! У вас весело, а я буду один грустить…нет уж!
Ведущая: Давай с нами дружить.
Шурале: Вот ещё, с вами тоже скучно. Вы только и знаете бояться и реветь.
Ведущая: Нет, нет, Шурале, тебе с нами понравиться.
Игра «Чума үрдәк, чума каз»
Шурале: Да так себе. А что, это всё, что вы умеете?
Ведущая: Нет. Вот ещё что умеем: красиво петь.
Исполняется песня «Бир кулыңны»
Шурале: Так и я петь могу, у меня тоже голос ууу ааа. А вот играть вы умеете?
Игра «Забор», «Бег в мешках» ( последний играет Шурале).
Шурале: Дайте я тоже поиграю, очень веселая игра.
(Шурале залезает в мешок, воспитатель завязывает мешок)
Шурале: Ой, ой, ой. Опять обманули. Отпустите!
Ведущая: Нет, не отпустим. Ты зачем Наврузбику не отпускаешь? Без неё весна не наступит.
Шурале: Отпустите, а я Наврузбику отпущу. Честно, честно.
Ведущая: Что, отпустим его, дети?
Шурале: Рәхмәт сезгә, балалар!Я сейчас, я быстро!
За руку приводит Наврузбику
Ведущая: Көннәр аяз, күктән алсу
Нур сибеп кояш көлә.
Җиргәтама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!
Песня: “Нәүрүзбикә һәм яз җыры”
(музыкально-танцевальная композиция “Пробуждение природы”)
Ведущая: А теперь детвора, поиграть пришла пора.
Музыкальная игра “Тюбетейка”
Наурузбика: А сейчас, дети, я поспешу
Чтоб стояли хлеба.
Расцветала родная земля!
Шурале: И мне в лес пора. Но я буду вас навещать . и вы меня не забывайте.
Герои: Сау булыгыз!
Ребенок: Весеннее солнце
Не прячься, свети.
Пришла к нам весна
Татарстан наш, цвети!
Ребенок: Азат та син, гүзәл дә син
Күкрәп яшә, Татарстан
Исполняется песня «Яшә син туган илем!»
- А.М.Аминов «Татарская и русская народная культура» (традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь и другое) Казань, 1998.
- Праздники народов России: энциклопедия: — М.: Росмэн- пресс,2002.-103с.
- Р.Ф.Ягафаров. Народные жемчужины.(детский фольклор на татарском языке):- Казан «Мәгариф» Нәшрияты, 2000.- 156б.
- К.В.Закирова. На поляне детства (хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей на татарском языке):-Казан.:РИЦ нәшрияты, 2011.-559б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я размещаю свой материал — сценарий праздника «Навруз» и надеюсь на то, что данный материал поможет педагогам при проведении этого народного праздника с русскоязычными детьми. На земле нет такого.
“НӘҮРҮЗ – ЯЗГЫ БӘЙРӘМ”“НАВРУЗ—ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК” Алып баручы: Рузалия ВасиловнаВедущая: Наталья АнатольевнаКыш бабай: Татьяна ЛеонидовнаНәүрүз: Индира Ильдар.
Праздник «Навруз»Для средних, старших и подготовительных групп Навруз — на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник ко.
Для рускоязычных детей.
Навруз – это праздник Нового года по старинному календарю, проводы зимы и встреча весны, а весна пробуждение всего живого.Дети ходили по домам , рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им .
Закомство детей с праздниками и обычиями других народов.
Сценрий праздника Навруз (на татарском языке).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/16/prazdnik-navruz
Конспект тематического занятия для средней группы к празднику «Навруз Байрам»
Разият Магомедова
Конспект тематического занятия для средней группы к празднику «Навруз Байрам»
Вызвать у детей эмоциональный настрой, желание отвечать на все вопросы. Продолжать знакомить детей с праздниками родного края, воспитывая любовь к нему. Вызвать у детей желание не только много знать, но и многое уметь делать. Познакомить с традициями и обычаями.
Расширять представление детей о празднике Навруз, как об одном из сезонном национальном празднике. Формировать знания о том, что это праздник дружбы, доброты, уважения. Воспитывать эстетическое восприятие к окружающему.
Слайд (фотографии) с изображением праздника Навруз. Видео о том как отмечают этот праздник.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Ассаламу алейкум. Мы с вами сегодня познакомимся с праздником Навруз. Но для начала нашего знакомства нам нужно поделиться хорошим настроением.
— Придумано, кем – то, просто и мудро
При встречи здороваться доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым птицам
И каждый становиться добрым доверчивым.
Пусть доброе утро длиться до вечера!
Воспитатель предлагает сесть детям.
Воспитатель:Дети сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?
Правильно, какое сейчас время года (весна)
Дети, какие признаки весны вы знаете?
Солнце светит ярко, на деревьях появляются почки, все кругом оживает.
Что происходит с природой весной?
Солнышко начинает греть сильно – сильно что начинает таять снег и появляются ручьи. весело стали петь песни птицы.
Звери просыпаются от зимней спячки.
Дети скажите какой самый первый праздник мы с вами отмечаем?
Навруз Байрам
И сегодня мы с вами узнаем много интересного об этом празднике а также по участвуем в традиционных состязаниях.
Давайте послушаем стихи об этом празднике.
Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз, звучит и музыка и смех.
Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!
Весна шагает по полям.
В лучах тепла и света.
Сегодня Навруз у нас,
И нам приятно это!
И Навруз на целый год.
Пусть вам счастье принесет.
Новый день, как новый год,
Радость всем нам принесет!
(Показ видео презентации)
Воспитатель: Кто мне скажет, как называется наша Республика?
Дети: Республика Дагестан.
Правильно. Наша Республика это Дагестан.
А столица нашей Республики?
Дети отвечают. Махачкала.
Правильно. Махачкала. Праздник Наурыз отмечают люди многих национальностей. Следуя традициям, обычаям, обрядом, его встречают мусульманские народы. Наурыз – название одного из весенних месяцев. В этот день надевают праздничную одежду, совершают взаимные визиты, обмениваются поздравлениями. На праздник готовили много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающим году.
Национальным блюдом являлось «Наурыз коже»,входили 7 компонентов: мясо, пшено, рис, вода, соль, молоко, изюм. А в конце дня разжигают большой костер и перепрыгивают через него, этот ритуал означал очищение от плохого и обновлением к новому году.
(Показ видео презентации завершен)
Воспитатель : А сейчас ребята давайте посмотрим видео о том как отмечают этот праздник разные народы. (показ видео)
Хорошо! А теперь, чтобы немного отдохнуть мы с вами поиграем.
Как вы заметили из видео традиционным развлечением на этом празднике было хождение по канату, были даже такие люди, которых называли канатоходец. И мы сейчас с вами проверим кто из вас истинный канатоходец.
Воспитатель: Молодцы! Все так хорошо играли.
Воспитатель: Молодцы ребята, а кто мне скажет чем гордиться наша республика, конечно же нашими национальными танцами, и всегда на праздник все народы исполняют свои танцы, и сегодня я покажу вам мастер класс «Танец горянок» и наши девочки милые горянки мне помогут. Давайте же посмотрим как же прекрасны наши горянки.
Игра. «Перетягивание каната».
Молодцы ребята. Вот и подошел к концу наше интересное мероприятие
А давайте вспомним в какой республике мы свами живем?
Столица нашей республики? «Махачкала»
Какой мы встречаем праздник? «Навруз»
Как люди встречают праздник Навруз.
Что за праздник Навруз?
Окончание зимы и обновление, пробуждение природы.
Вот и закончилось наше маленькое путешествие. Вам понравилось?
Дети отвечают. Да
А что нового и интересного вы узнали?
Хорошо. Конечно, можно говорить ещё долго и много. Так что пока мы растём, живём в этом мире мы всё больше и больше будем узнавать о нём интересного. А теперь мы в завершении празднования праздника Навруз Байрам предлагаю прыгнуть через костер.
Конспект интегрированного тематического занятия «Что ты мне подаришь, лето?» для старшей группы Конспект интегрированного тематического занятия для старшей группы «Что ты мне подаришь, лето? Цель: Через синтез искусств (музыка, живопись,.
Конспект музыкально-тематического занятия по сказке «Колобок» (для детей младшей группы) МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» г. Скопин Рязанской области. Музыкально — тематическое занятие по сказке «Колобок» (Для детей.
Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.
Конспект тематического интегрированного занятия в старшей группе «Славный День Победы» Конспект тематического интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Познание социума»).
Конспект тематического музыкального занятия «Нет милей и краше Родины нашей» Цель: Воспитание любви к родному краю, природе через музыкально-игровую деятельность. Задачи: Развивать познавательный интерес средствами.
Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Цель: Дальнейшее формирование.
Конспект тематического занятия для подготовительной группы «Мамочка любимая, милая красивая» Конспект тематического занятия для подготовительной группы с мамами «Мамочка любимая, милая красивая» (Художественно – эстетическое развитие,.
Конспект тематического занятия к всемирному Дню полярного медведя «В гости к Умке» Конспект тематического занятия к всемирному дню полярного медведя «В гости к Умке» Средняя группа Цели. Знакомство с песенным жанром.
Конспект тематического занятия по экологии в младшей группе «К нам весна шагает» Тема: «К нам весна шагает» Цели: Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной. Задачи: Образовательные: закрепить знания.
Конспект тематического занятия в подготовительной группе «9 мая» Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое 9 мая. Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи:.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskoe-zanjatie-dlja-srednei-grupy-posvjaschenoe-prazdniku-navruz-bairam.html