Сочинение: 22 марта — праздник Наурыз (Наурыз — праздник рождения весны!)
Наурыз — это главный праздник в году как у казахов, так и у многих народов Азии, отмечаемый уже более пяти тысяч лет. Наурыз — это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни. Празднование Наурыза имеет языческие корни, это праздник поклонения природе. Наурыз отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. В этот день небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь — круг.
наурыз праздникИначе Наурыз у казахов называют «Улыстын улы куни», что в переводе на русский означает «Великий день народа». Название праздника «Наурыз» состоит из двух древнеиранских слов «ноу» (новый) и «роуз» (день).
Наурыз — это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна. Это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. Наурызом у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март. Детей рожденных в этот месяц принято было называть именами , производными от слова «Наурыз«, например мальчиков — Наурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурыз или Наурызгуль и т.д.
По мифологическим представлениям казахов накануне дня праздника Наурыз по земле ходит счастье, поэтому ночь, накануне праздника называли ночью счастья, то есть Наурыз это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на Землю спускается Новый год. Наурыз — это день, когда на земле устанавливается добро.
Поэтому и к встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам , как встретишь год, так его и проведешь. Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.
В дни празднования Наурыза готовилось много еды, символизирующей достаток и изобилие. В полдень на установленном месте резали быка и готовили особое мясное блюдо «бель котерер», что в переводе означает «выпрямляющий стан». Согласно представлениям казахов, бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Праздничный дастархан накрывался в каждом жилище. До и после трапезы мулла читал молитвы в честь предков. Затем старший по возрасту давал благословение (бата) на то, чтобы год был благополучным.
Главным угощением на праздничном дастархане было блюдо «Наурыз коже». Наурыз коже — это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Огромный котел для наурыз коже символизировал единство.
Праздник Наурыз всегда сопровождался массовым весельем. Молодежь собиралась у качелей — алтыбакан. Все пели, танцевали, играли в национальные игры. На Наурыз часто устраивались соревнования между юношами в борьбе, или скачках. Иногда юноши соревновались в умении держаться в седле с девушками. Также на Наурыз устраивались айтысы, где в своем мастерстве соревновались акыны — поэты-певцы-импровизаторы.
Наурыз — праздник единства всех людей на Земле и природы,праздник гармонии, света и добра!
Источник статьи: http://www.zharar.com/rus/sochinenie/11608-nauryz_22.html
Урок чтения в 4 классе на тему: «Празднование Навруза»
Урок чтения в 4 классе .Тема урока : « Навруз — праздник доброт ы сердечн ой»
Познакомить детей с новым произведением ,с историей праздника Навруз, с традициями и обрядами узбекского народа
Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
Воспитывать уважение к традициям, обычаям, обрядам, чувство благодарности и уважения к родителям.
Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.
Оборудование : мультимедийное сопровождение (презентация), распечатки для учащихся, видеоклип, распечатка букв Навруз, стикеры- цветочки, бумажные поделки- ангелочки, учебник .
I. Организационный момент. – Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне , а мы все вместе улыбнёмся нашим гостям!
II. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?
Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады, цветут поля
Когда приходит к нам Навруз
Весною дышит вся земля.
III. Речевая разминка . – Прочитайте предложение. «Ликует мир, встречающий Навруз». Эти слова принадлежат Алишеру Навои
– Прочитайте высказывание , делая ударение каждый раз на другом слове.
– Как вы понимаете это высказывание ?
– Эта слова буд у т девизом нашего урока.
Сообщение темы урока. Мы будем говорить о праздновании Навруза. Прочитаем рассказ « Навруз- праздник доброты сердечной»
IV. Работа над словарными словами.
Равноденствие — в этот день в годичном круговороте жизни в есна приходит на смену з име. В этот день, 20 или 21 марта, воображаемая ось Земли находится в нейтральном положении по отношению к Солнцу, то есть занимает вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково. В таком положении земля находится два раза в году: в день весеннего равноденствия 21 марта и 23 сентября, в день осеннего равноденствия.В эти дни для всех мест Земли (исключая районы полюсов) день почти равен ночи. После весеннего равноденствия в Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном полушарии — астрономическая весна, которая продолжается до дня летнего солнцестояния (21 июня).
Человеколюбие – глубокая, осознанная любовь к человеку и человечеству.
V . Краткая история Навруза. Сообщение учителя.
Праздник Весны Навруз отмечают ежегодно 21 марта. Традиция праздновать «новый день» (так буквально переводится слово «Навруз») насчитывает 3 тысячелети я . Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних , в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла. По обычаю, перед наступлением праздника необходимо навести порядок в доме, и приготовить праздничную пищу и сладости. В день «Навруза» принято ходить друг другу с поздравлениями в гости. Древние верили, что в дни Навруза добрые ангелы (фаришта), спустившись с небес, приносят людям изобилие и благоденствие, но не посещают неопрятные дома или дома, в которых люди не живут в мире и согласии друг с другом. Отсюда произошли и важнейшие ритуалы, сопровождающие праздник: тщательная предпраздничная уборка дома и примирение враждующих между собой людей. Под музыку и песни сельчане отправляются на поле. Здесь и состоится кульминация Навруз Байрама – земледельческий обряд. Лучший конь села пробороздит молодую землю, которую «старший пахарь» засе ет семенами пшеницы.
В ярко освещенн ых дом ах накрывают специальный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь блюд, название которых на фарси начинается с буквы «син» — проращенные зерна, чеснок, яблоко, уксус, барбарис, дикая маслина, шпинат. На стол ставят также зеркало, по обе стороны от него — канделябры, в которых зажигают свечи, число их должно соответствовать числу членов семьи. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом. Свечи, зажженные на столе, должны догореть, и на них нельзя дуть, чтобы не укоротить жизнь кого-либо из членов семьи . В дни празднования Навруза устраивают различные мероприятия. В духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание (бузхкаши), борьба силачей, аргамчинбози, ланкабози .
Навруз отмечают не только в Узбекистане, его отмечают все иранские и тюркские народы, некоторые кавказские народы, народности в Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Казахстане, Туркменистане, Кыргызстане и даже в Индии, Курдистане и Китае
Как в древности, так и в настоящее время этот праздник связан с самым светлым и прекрасным. Он воплощает общечеловеческие ценности — человеколюбие, милосердие, великодушие и благородство. В Независимом Узбекистане Навруз объявлен общенародным праздником. В этот день в каждой семье накрывают праздничный дастархан со всевозможными национальными блюдами, сладостями. В ночь перед праздником в большом котле варят, согласно обычаю, из муки и солода проросшей пшеницы обрядовое угощение — сумаляк. По старинной традиции все должны быть сыты и веселы, тогда урожай будет богатым и природа щедрой.
Вот и сегодня во всех уголках Узбекистана готовятся к достойному проведению праздника Навруз. Семьям в Узбекистане присущи доброе отношение к окружающим, неприятие зла. Стало доброй традицией, и не только в праздники, проявлять внимание друг к другу, проводить хашары (благотворительные работы по благоустройству и озеленению) и другие совместные мероприятия. Навруз является праздником милосердия и доброты. Где бы не праздновали Навруз, он объединяет стремление людей независимого Узбекистана к общению, дружбе, радости, духовному очищению. Этот праздник оживления и обновления природы зажигает в душах людей стремление к труду, познанию, вдохновляет на творчество. Не случайно, этот праздник воспевали многие восточные поэты. И у великого Алишера Навои есть строки, посвященные этому замечательному торжеству:
«Чтоб каждый день был временем событий,
Чтоб каждый день счастливый был — Навруз!»
На доске вы видите слово Навруз, а на ваших партах цветочки, запишите на них слова , с которыми у вас ассоциируется Нарвуз и наклеим на наши буквы.
V I . Знакомство с новым произведением. Первичное чтение. (Чтение “цепочкой” по абзацам.)
– О чём этот рассказ?
– Найдите в тексте, предложение в котором говорится об Алишере Навои.
– Как встречают Навруз? Прочтите в тексте.
-Что подают на стол?
— Найдите в тексте три условия , которые должен выполнить человек в Навруз.
А сейчас… мы проведём игру. На самого лучшего чтеца.
Читать нужно по абзацам. 1 учащийся читает, остальные проверяют по учебнику, правильно ли прочёл ученик или нет.
1 абзац. Чтение текста – задом наперёд
2 абзац. Чтение — « боковое»
3 абзац. Чтение – «Полу-буквы»
4абзац. Чтение – текст за ширмой
5 абзац. Чтение — «Ой, кто там мешает»
6 абзац. Чтение — «С прыгающими девочками»
7 абзац. Чтение – «Дети играют — читать мешают»
8 абзац. Чтение — «Вращающиеся буквы»
9 абзац. Чтение – «Буквы увеличиваются»
10 абзац. Чтение — «Читай быстрее»
1) В словах Равноденствие , человеколюбие — посчитай гласные и согласные буквы и найди сумму всех гласных и сумму всех согласных.
Равноденствие= ___гласных+_____ согласных
Сумма гласных: ____+____=_____Сумма согласных:____+____=____
2) Продолжи цепочку слов (устно). Каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Навруз-земля-…
VI I . Физкультминутка. Видеоклип -Навруз
Дастархан — праздничный стол на Навруз отличается обилием угощения. И главный гость этого дастархана — Сумалак. Излюбленное народное лакомство на праздник Навруз готовят обязательно! А вы знаете как появился сумалак?
Я вам расскажу сказку про сумалак. Когда- то, давным-давно в одном селении жила вдова, было у неё семь маленьких детей. Тяжело без мужа было управляться ей одной. Она каждый день ходила в дома богатых селян и выполняла чёрную работу, чтобы заработать на кусок хлеба своим детям. Е ды всегда было мало — семья была большая . А с наступлением холодов в дом пришли голод и нищета. Как успокоить плачущих от голода детей? Женщина, решила пойти в пол е и под снегом выкапывать коренья. Её руки замерзали, пальцы коченели от холода. Но она не могла прийти к детишкам с пустыми руками. Так отваривая корни разных растений, она готовила еду для своих детей, надеясь прожить так до весны. О днажды, ближе к весне, один из ее малышей, сказал: «Мамочка, раньше, когда ты готовила нам еду, от неё исходил аромат. А сейчас, у этой еды нет ни вкуса, ни цвета. Я так хочу есть. И мои братья и сестрёнки тоже хотят кушать. Даже во сне нам снится еда, мы чувствуем запах еды во сне». У мамы на глазах блеснули слёзы от этих слов. Как и чем накормить своих детей? Что же ей делать? Мама погладила нежно своего сына по голове и сказала : «Поспите, родные мои, а наутро будет вам вкусная еда. И скоро у нас все будет как прежде».Бедная женщина, не зная, что делать дальше, попросила своих старших детей принести из кладовки мешки, где хранилось зерно, надеясь найти там хоть несколько зернышек . Когда дети принесли все мешки, обнаружилось, что они отсырели, а все зернышки, которые остались незамеченными, были проросшим . Самый младший сын лёг неподалёку от неё, наблюдая, что же будет готовить для них она. Мама решила не показывать своё отчаяние. Она собрала всё проросшее зерно, и стала толочь его. Она даже не представляла , что же можно приготовить из этого. Но глаза сына, с надеждой, смотрели на неё. Он утёр слёзы и спросил: «Мамочка, а это будет очень вкусно, так хочется есть…, но ты же ничего не положила в казан…» Мама сказала: «Сейчас я сварю очень вкусную еду, ты поспи, немного» А сама выбежала на улицу, не зная, что делать дальше. Снег ещё лежал на земле, она хотела накопать кореньев, но не смогла, земля промёрзла, тогда она собрала на улице камешки, помыла их, принесла и положила в казан с кипящей водой, делая вид что она положила коренья. « О Господи, будь что будет»-подумала она. Туда же она положила и зерно , которое она приготовила. Размешивая варево, она смотрела в казан. Слёзы капали из её глаз. «Что же за еда получится из этого? Что я скажу детям? Они же уснули голодные…»- думала она. Долго кипел казан. Дети так и не дождавшись еды заснули. Почти до самого утра варила она еду, размышляя о голодных детях. К утру, она совсем отчаялась, плотно закрыла крышку и с мольбой произнесла: «Я не вынесу слёз моих голодных детей. О, хоть бы превратилось всё это в еду!» Прилегла рядом с очагом и уснула. Вдруг послышался какой то шорох. К её очагу спустились ангелы, их было очень много…Сер малак… Много ангелов… Ангелы сжалились над бедной женщиной. «Разве может быть еда из проросшего зерна, камней и воды?» — ангелы, взмахнули своими волшебными крыльями и превратилась эта еда во вкусный сумалак… Мама продолжала спать. Младший сын проснувшись ни свет ни заря подбежал к казану, открыл крышку , и… о чудо, какой аромат, как вкусно пахло… «Мамочка , проснись, родная! Я видел, что к нам в дом залетели ангелы, смотри, на улице где ступали их ноги снег растаял и там выросли подснежники. Я принёс тебе их, мамочка. Мама не могла поверить в это. Взяв в руки подснежник она в благодарность провела им по своим глазам. и с тех пор в их доме воцарилось счастье и благополучие…
Верите или не верите вы в эту сказку, но в тот дом где варят сумалак, всегда приходит счастье. А если вам попадётся в сумалаке камешек, то все ваши желания исполнятся. И, ещё одно чудо… Каждый раз , когда люди открывают крышку казана, после того как сумалак готов, то на поверхности сумалака всегда можно увидеть очертания крылатого существа… А в кишлаках до сих пор есть обычай, когда вырастают подснежники , детишки собирают их в букетики и с песнями носят их по домам. А люди с радостью прикасаются подснежниками к глазам, в надежде, дожить благополучно до следующей весны.
IX . Обобщение. Составление синквейна на тему Навруз.
Ликует, радует, манит
Он праздник доброты сердечной
Весна. Зачитывается самые красивые синквейны.
X . Рефлексия . На столе у вас есть ангелочки. Возьмите в руки карандаши и нарисуйте на лице ангела улыбку, если урок вам понравился. А на крыльях ангела напишите ваши пожелания к Наврузу. И всех ангелочков мы прикрепим к доске , где есть слово Навруз.
XI . Итог урока. Сегодня мы с вами узнали много интересного. Что же это за праздник Навруз? Почему его называют праздником доброты сердечной? Что вам сегодня понравилось? Домашнее задание — перечитайте дома рассказ и подготовьте пересказ. Сегодня вы все очень хорошо работали и получили отметки (выставление и комментирование оценок).
Благословенна земля, где празднуют Навруз. Спасибо за урок !
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-chteniya-v-4-klasse-na-temu-prazdnovanie-navruza-4255148.html