- В Уфе с большим размахом отметили республиканский праздник «Навруз»
- Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
- Праздник Навруз: мусульманские традиции Нового года
- Мусульманский праздник Навруз: кто празднует это событие?
- Праздник Навруз вТаджикистане
- Навруз: праздник вУзбекистане
- Татарский Навруз: традиции праздника
- Башкирский Навруз иего традиции
- Навруз вКитае
- Традиции Навруза вТурции
В Уфе с большим размахом отметили республиканский праздник «Навруз»
Уфа | 31 мар 2019 | 19:14
Сегодня в Уфе с большим размахом отметили республиканский праздник «Навруз». Традиционные народные гуляния, почитаемые во многих тюркоязычных странах, как праздник весны и обновления, собрали на одной площадке представителей самых разных национальностей, проживающих в республике. Это башкиры, татары, таджики, узбеки, киргизы, туркмены, азербайджанцы, дагестанцы, казахи и другие. Многие из них были одеты в национальные костюмы, обменивались поздравлениями на своих родных языках и подарками.
Впервые в этом году площадкой для проведения Навруза был выбран агропарк «ЕврАзия» в микрорайоне Затон. На территории агропарка были обустроены многочисленные национальные дворики, где гостей встречали традиционными угощениями — пловом, киргизским куырдаком, самсой, таджикским куротобом, сумаляком и, конечно же, песнями и танцами.
Так, у импровизированный узбекской чайханы для гостей было организовано целое представление с участием музыкального коллектива, специально приехавшего на праздник в Уфу из Узбекистана.
У башкирской юрты желающие могли полакомиться чак-чаком, угоститься кумысом, а также попробовать себя в роли ткачихи башкирского ковра под руководством опытной мастерицы Рабиги Ярмиевой. Здесь же участники Башкирского историко-культурного центра «Саитбаба» из Гафурийского района представили гостям народные традиции празднования Навруз-байрама у башкир.
Празднование Навруза продолжилось выступлениями на башкирском, татарском, узбекском, кыргызском, азербайджанском, казахском, таджикском, кавказских языках. Каждый из выступавших подарил зрителям частицу своей родной культуры, самобытного национального искусства.
Новой страницей в истории празднования Навруза в Уфе стал первый чемпионат по приготовлению восточного плова.
Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры, администрация Уфы, Дом дружбы народов Башкортостана, Ассамблея народов республики, агропарк «ЕврАзия» и республиканские национально-культурные общественные объединения.
Навруз — праздник нового года, отмечаемый в день весеннего равноденствия у ряда народов Евразии. В 2009 году Навруз-байрам был включен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В Башкирии с 2000 года праздник проводится на республиканском уровне.
История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты — священной книги зороастризма.
Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого, по легенде, в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).
По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны навести порядок в своих домах, во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
Источник статьи: http://newsbash.ru/society/culture/10281-v-ufe-s-bolshim-razmahom-otmetili-respublikanskij-prazdnik-navruz.html
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
Навруз — праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания — Зороастр, Зардушт).
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.
Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный — 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.
По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.
В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта — выходным днем.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили — чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Обязательно стирается одежда, особенно детская — ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Навруз — это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) — мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак — это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.
Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах — соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар («Тринадцатое вне дома»).
Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник статьи: http://ria.ru/20110321/334857014.html
Праздник Навруз: мусульманские традиции Нового года
Навруз считается одним изсамых древних языческих праздников. Его история тесно переплетена статарской, башкирской, узбекской инекоторыми персоязычными народностями. Это событие празднуют современ Ахеменидской империи (VI— IVвв.дон.э.).
Праздник нового дня— так сязыка фарси переводится название национального праздника Навруз-байрама, который празднуется вдень весеннего равноденствия. Это торжество— символ весны, обновления человека ивсего живого. Многие искренне верят, что вэто время избавляются отнегатива человеческие души идается начало новой жизни, потому что астрономический гороскоп отмечает этот день как тот, вкоторый наступает новый год.
Мусульманский праздник Навруз: кто празднует это событие?
Мусульманский праздник Навруз: кто празднует это событие?
Чей конкретно праздник Навруз, трудно сказать. Почти все восточные исламские народы соблюдают древние традиции празднования Навруза. Исейчас, в2019году, Навруз также ярко отмечается умусульман, как вРоссии новогодние торжества. Празднуют его невовсех государствах. Праздничные выходные устраивают вэтих странах:
- Турция;
- Казахстан;
- Узбекистан;
- Таджикистан;
- Азербайджан;
- Туркменистан;
- Киргизия;
- Македония.
Празднования проходят широко. Азербайджанский Навруз имеет традицию зажигать яркий костер. Каждый обязан семь раз прыгнуть через священный огонь, чтобы очиститься. Столы вовремя праздника здесь ломятся отеды иобилия сладостей. Основное блюдо праздника— рыба сголовой, начиненная кишмишем иорехами. Азербайджанцы желают своим гостям сладкой жизни иугощают этим блюдом.
Праздник Навруз вТаджикистане
Праздник Навруз в Таджикистане
Таджикский Навруз празднуется нетак, как азербайджанский. Нанем основное блюдо— ароматный шашлык. Его дополняет плов, сваренный иззлаков. Эти блюда подревней традиции готовят только мужчины. Ярким дополнением кмясному столу здесь является самбуси изеленые ростки пророщенной пшеницы.
ВТаджикистане Навруз тоже празднуется сзажжением огня, поэтому там досих пор так популярны игры ивыступления спламенем. Кроме этого впраздничный день проводятся национальная борьба гуштингири, козлодрание «бузкаши» искачки.
Главная традиция фееричного праздника— подарки. Вэтот день таджикская ребятня спозаранку путешествует подворам, поздравляет хозяев сознаменательным событием, авзамен получает сладости исдобу.
Навруз: праздник вУзбекистане
Навруз: праздник в Узбекистане
Узбекский праздник мало чем отличается отсвоего таджикского собрата: все граждане страны наряжаются внациональные костюмы, гуляют, поют, приветствуют друг друга пожеланиями удачного года. Такие гуляния празднуются неодин день.
Столы наНавруз здесь тоже накрываются серьезные. Главные блюда наних— туграма-плов ихалим. Необходятся столы ибез пророщенных зерен пшеницы. Вовремя празднования вУзбекистане обычно выбирается человек-символ земли: земледелец или хозяйка торжества.
Хорошей идоброй традицией узбекского праздника можно назвать раздачу милостыни. Щедрость дарителя становится залогом сытого ибезбедного года.
Татарский Навруз: традиции праздника
Татарский Навруз: традиции праздника
Крымские татары называют праздник весны Наврез. Перед этим событием они ходят намогилы своих предков, приводят ихвпорядок. Чистота икрасота наводится вдомах, стирается одежда, вместе сгрязью удаляется негатив.
Крымскотатарский Навруз начинается после свершения утреннего намаза. Накрываются фантастически обильные столы спророщенной пшеницей. Изобилие таких столов сложно описать словами.
Главные продукты напраздничном столе— маслины, пенир, хлеб, тыква ивиноград. Считается, что они имеют магическую силу. Преподносятся угощения непосредственно Солнцу, чтобы взамен светило подарило богатый урожай. Вдревности татары праздновали Навруз целых 13дней, носейчас праздник длится намного меньше— всего 3дня.
Башкирский Навруз иего традиции
Башкирский Навруз и его традиции
Праздник Навруз вБашкирии празднуется несколько иначе, возможно потому, что онбыл наспех перенят уираноязычных племен. Поэтому убашкиров торжество чем-то напоминает русскую Масленицу.
Вовремя его проведения выбирается распорядитель праздника. Онвместе смолодыми мужчинами обходит окрестные дворы. Взрослые парни хвалят владельцев домов защедрость ихозяйственность. Взамен они получают продукты питания иизделия ручной работы. Всеобщее гуляние вБашкирии проходит очень весело изадорно. Внего обычно включены состязания вбеге, танцы игорловое пение.
Навруз вКитае
Навруз в Китае
Оказывается, день весеннего равноденствия празднуется даже вдалеком Китае. Китайцы радуются Наврузу неменьше, чем тюркские племена. Вовремя торжества население страны наряжается впестрые одежды, все берут вруки цветы иотправляются вхрамы. Кроме цветов китайцы несут ссобой маленькие фигурки буйвола. Возле храмов скульптурки разбиваются или сжигаются.
Вовремя Навруза вКитае наплощади собирается так называемый главный буйвол, которого собирают изразных компонентов: бамбука ибумаги нескольких цветов, которые являются символами огня, воды, дерева, металла иземли. Традиционным блюдом праздника весны укитайцев считается каша изсеми ингредиентов. Как ижители других государств, китайцы встречают знаменательное событие песням, плясками исостязаниями.
Традиции Навруза вТурции
Традиции Навруза в Турции
Турки называют праздник весны Науруз. Отмечают они его вместе совсем остальным мусульманским миром. Главное украшение стола утурок— таже пророщенная пшеница иразукрашенные яйца. Традиционное блюдо праздничного стола вэтой стране— сумляк. Напротяжении праздничных дней вТурции принято раздавать милостыню иходить вгости.
НаНавруз турки также зажигают священный костер. Внекоторых регионах страны онбыл заменен фейерверками.
Такой вот праздник нового года есть унекоторых мусульманских народов.
Источник статьи: http://1000sovetov.ru/article_prazdnik-navruz