Праздник навруз у татар что это

Национальные праздники

Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа.

Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм (байрам).

Народные национальные праздники занимают заметное место в жизни татарского народа и проводятся в определенное время года, и, как правило, связаны с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ.

Науруз (Навруз)

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. Навруз – это один из самых любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

В канун Навруза шакирды обходили дома, распевая песни-баиты о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, желали благополучия хозяевам. Дети с помощью взрослых готовили бумажные игрушки, хлопушки. Отцы семейств готовили подарки. Молодые собирали цветы и украшали ими дом;

В день Навруза все одевали лучшие, и часто новые одежды. Старшие одаривали младших. Ходили друг к другу в гости. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Сабантуй

Сабантуй — самый главный из этих праздников. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Сегодня сабантуй, как национальный татарский праздник, отмечают во многих городах, где в процессе миграции появился значительный контингент татар, например, в Москве, Ташкенте, Петербурге, Самаре.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.

Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день — дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов.

Читайте также:  Как отмечают праздники узбеки

Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: «Пусть легкой будет моя нога» — Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в дом в этот день войдет человек «с легкой ногой», то год будет благополучным.

Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые, ловкие.

В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину.

На следующий день — кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения — Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самых лучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями, группами, поодиночке, со своими музыкантами.

Основные состязания — борьба на кушаках — курэш (борьба). В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца — батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов. В настоящее время батыру вручают ковры, стиральные машины, автомобиль и так далее. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу. Участники подразделялись по возрасту — мальчики, мужчины,старики. Дистанция была не длинной — 1-2 км. и короче.

Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. В целях безопасности финиш располагался в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участниковскачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшей последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы «утешить ее». Считалось, что она плачет — елый, имеш.

А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах.

Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх.

Каз Омэсе

Каз Омэсе — («Гусиное перо») древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей — отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря

Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. «Каз омэсе» — это не только работа, но и общение,
развлечение.

Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома.

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского
села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.

Читайте также:  Профессиональные праздники день стоматолога

Источник статьи: http://www.domain-tatar.ru/prazdniki.html

СИМФЕРОПОЛЬ, 21 мар — РИА Новости Крым. Международный день Навруза ежегодно широко отмечается 21 марта среди мусульман во многих странах. Это один из самых древних праздников на планете, символизирующий начало новой жизни, нового сельскохозяйственного года.

История и национальные особенности празднования

В СНГ праздник справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. Общеупотребительным считается произношение «Навруз», однако каждый народ произносит название праздника по-разному: Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Крымские татары называют его Наврез.

«Это народный праздник, который хорошо укоренился в нашей культуре, поэтому для нас это как светский Новый год, еще один повод собраться всей семьей. Новое поколение относится к празднику не так серьезно, как наши старики. До возвращения в Крым мы выживали, нам было не до духовности. Сейчас мы возвращаемся к собственным традициям «, — рассказала РИА Новости Крым заведующая отделом выставочно-экспозиционной, культурно-образовательной деятельности Крымско-татарского музея культурно-исторического наследия Шефика Абдураманова.

Праздник нерелигиозный. Он возник задолго до ислама и был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э.

Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания — Зороастр, Зардушт). В некоторых странах 21 марта объявлено государственным праздником и выходным днем.

Обычаи и традиции

У крымских татар принято начинать празднование после утреннего намаза (молитвы). Утром 21 марта все идут на облагороженные могилы, там произносят молитвы.

«Традиции празднования схожи у всех мусульман. К Наврузу готовятся за 6 недель до начала. За месяц до праздника начинают высаживать пшеницу, чтобы она проросла. Стол украшают этой пророщенной травкой. На столе должно быть много яств, но обязательно должны присутствовать символические блюда: хлеб, маслины, пенир (домашний сыр), тыква, виноград, изюм, орехи «, — отметила специалист музея.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. В большинстве стран эта традиция не сохранилась, однако в Иране до сих пор отмечают Навруз почти две недели.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник статьи: http://crimea.ria.ru/society/20180321/1114073249.html

21 марта в Татарстане отмечается праздник Навруз

21 Марта 2019, 10:18

Отмечать персидский новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия, в Татарстане будут многие национальные общины.

Древний праздник Навруз — новый год у тюркских и иранских народов — совпадает с днем весеннего равноденствия, который в 2019 г. наступил 21 марта в 0:58 по московскому времени, когда Солнце пересекло экватор и перешло из южного полушария в северное, а день по продолжительности сравнялся с ночью.

У разных народов этот праздник имеет разные названия: Ноуруз, Наурыз, Новруз, Нооруз и другие. Само по себе слово с персидского означает «новый день». 9 лет назад ЮНЕСКО включило праздник список нематериального культурного наследия человечества.

Читайте также:  Открытки с праздником день ребенка

История праздника насчитывает уже три тысячелетия. Навруз — это начало нового цикла полевых работ, нового года у земледельцев. Он символизирует победу света над тьмой, добра над злом — по аналогии с солнечным теплом, которое побеждает зиму. Это символ обновления, рождение природы и новой жизни, духовного и физического очищения.

Праздник отмечается в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Иране, Афганистане — в этих странах он является нерабочим днем.

Традиционно к Наврузу начинают готовиться за несколько недель: нужно отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда согласно ритуалу должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. На стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Яйцо и зеркало — это завершение старого и наступление нового года. Одним из главных символов Навруза считается сумаляк — проросшие ростки пшеницы, обвязанные красной лентой, которыми украшают дом и праздничный стол.

Празднования древнего праздника, как правило, продолжаются несколько дней.

В Татарстане традиция празднования Навруза возродилась в 1990-х годах с возникновением национальных общественных объединений — выходцев из стран Азии и Кавказа. С каждым годом всё больше людей самых разных национальностей и конфессий участвуют в празднованиях, воплощая в жизнь его главные идеи мира и согласия народов.

TNV.ru узнал, как будут отмечать праздник Науруз-2019 в Татарстане.

В Казани праздник организуют Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана при поддержке исполкома Казани и Минкультуры РТ. Решено было широко отметить его в ближайший выходной — в субботу, 23 марта. Главные действа развернутся на Казанском ипподроме (ул. Патриса Лумумбы 47а/1)

Как рассказали организаторы, татары, азербайджанцы, афганцы, казахи, кыргызы, башкиры, таджики, туркмены, узбеки, турки, а также представители Молодежной Ассамблеи народов Татарстана представят национальную кухню и творческие номера.

Лучшие повара покажут по приготовлению плова и шашлыка по рецептам разных народов.

Для детей и взрослых будут организованы тематические площадки:

— На главной сцене состоится концертная программа с участием артистов и коллективов национальных объединений Ассамблеи народов Татарстана и исполнителей татарской эстрады.

— Любой желающий сможет продемонстрировать свое мастерство и таланты на специальной площадке «Открытый микрофон».

— Дети и взрослые также смогут принять участие в традиционных народных играх и забавах. Участники и победители получат национальные сладости и призы. А в холле первого этажа здания ипподрома будет открыт .

Начало праздника в 10.00, официальное открытие — в 12 часов.

В Набережных Челнах праздник отметят в воскресенье, 24 марта. Навруз-2019 пройдет в новом формате — на свежем воздухе. Этой весной он состоится в парке культуры и отдыха «Победа». Плов на празднике приготовят таджикская и узбекская диаспоры. Мероприятия стартуют в 14.00.

Напомним, как сообщала ТНВ, празднование Навруза состоится и в Москве. Участвует в его организации и Татарский культурный центр г. Москвы, где заседание рабочей группы Оргкомитета по проведению праздника состоялось еще в середине февраля. В Москве Навруз отмечается с 2006 года. Все мероприятия проводятся на ВДНХ.

Справка. Навруз не имеет отношения к исламу. При этом исторически так сложилось, что почитают этот день в странах с преимущественно мусульманским населением — персоязычным и тюркоязычным.

Приметы на день весеннего равноденствия и праздник Навруз:

  • В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить, не веселясь, то весь год будет плохой. В старину дети ходили по домам, рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения.
  • Если погода в этот день холодная, то ждать до конца весны еще 40 холодных дней. Если теплая — в ближайшие 40 дней будет тепло.
  • Увидеть, как летит стая птиц — к хорошему урожаю.
  • Если облака плывут по небу быстро и высоко — лето и осень будут теплыми.

Источник статьи: http://tnv.ru/news/archive/11531-21-marta-v-tatarstane-otmechaetsya-prazdnik-navruz/

Оцените статью
Adblock
detector