Праздник очажная курица у адыгов

Цикл мероприятий по ознакомлению с традициями , обычаями адыгского и русского народа.
консультация на тему

Цикл мероприятий с детьми по ознакомлению с традициями ,обычаями адыгского и русского народа.

Название

мероприятия

Форма проведения

Предварительная работа

Материал

День адыгского костюма .

Праздник адыгской груши.

Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, народных игр.

Фото выставка адыгского костюма , беседа о адыгском орнаменте .

Беседа о черкесских садах , разучивание народных песен ,

Костюмы, музыкальные инструменты

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.

Иллюстрации с изображением

Первый шаг ребёнка

Инсценировка совершения обрядов

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение народных игр и забав.

Ознакомление с легендами гор.

Беседа о традициях связанных с этим праздником .

Иллюстрации с изображением адыгских праздников ,

Эх, да Масленица!

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр

Беседа о праздновании нового года у адыгов.

Рассказ о куначестве , разучивание игр , забав.

презентация , ленточки , куст боярышника.

Проведение русских народных игр «Верба — вербочка»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Праздник сыра с чаепитием.

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

Беседа о праздновании в горах праздника сыра .

Рассказать детям легенду о « мезленуке » хранителе леса.

инструменты макет горки,

Адыгский сыр. Демонстрационный

Троица все зеленью покроется

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

Обычаи и праздники адыгских народов

Адыгейцы (122,9 тыс. человек), черкесы (50,8 тыс.человек), кабардинцы (386,1 тыс. человек) сами себя называют одним общим именем — «ады-ге». Это коренные жители западной части Северного Кавказа. Адыги — умелые скотоводы, хлебопашцы и садоводы. Их языки (кабардино-черкесский и адыгейский) относятся к абхазо-адыгской семье. Адыги — мусульмане-сунниты.

22 марта — «Очажная курица»

22 марта считалось у адыгов днем, когда старый год удаляется от земли и наступает новый. В этот день совершали обряд под названием «очажная курица»: резали черную курицу, над которой предварительно читали особую молитву, и члены семьи просили Бога, чтобы новый год принес здоровье, счастье, изобилие. Мясо этой курицы разрешалось есть только членам семьи.

Обряд вызывания дождя (Ханцегуаше)

Обряд вызывания дождя — «ханцегуаше» («хан-це» — по-адыгски «лопата», «гуаше» — «княгиня», «госпожа») — проводили обычно в пятницу, в священный для мусульман день. Женщины из деревянной лопаты для веяния зерна делали куклу Ханцегуаше: поперек к ручке молнии. Если цепь не давали добровольно, ее могли и украсть. С этой куклой обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обязательно обливали водой, приговаривая: «Боже, прими благосклонно». Затем Ханцегуаше устанавливали на берегу реки, и участницы шествия начинали сталкивать друг друга в воду, обливать водой. (Ханцегуаше могли бросить в воду—в реку или в море; по истечении трех дней ее вытаскивали и ломали.) Женщины, вернувшись с реки, устанавливали Ханцегуаше в центре села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг нее до самой темноты. Торжества заканчивались обливанием Ханцегуаше семью ведрами воды.

Обряд лечения (Чапш)

Адыги причиной болезни считали происки злых сил, которые были особенно могущественны в темное время суток. Больного укладывали в кунацкую — особый дом для приема гостей. Лекарь обрабатывал рану, давал необходимые лекарства. Около постели клали железный лемех от плуга и молоточек, каждый входивший трижды стучал по лемеху, говоря: «Желаю тебе счастливого выздоровления и многих лет счастливой жизни». Вечером к кунацкой приходили молодежь и люди постарше, и всю ночь продолжались танцы, песни, игры и шумные развлечения. Больного старались развеселить, рассмешить. У адыгов есть специальные песни, которые поют исключительно во время чапша, например «Песня извлечения пули». Навестить больного полагалось не только односельчанам, но и жителям окрестных сел. Родственники в помощь семье присылали продукты, барашка — все это шло на угощение.

Вековые традиции и обычаи русского народа

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Пасха

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Рождество

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.

Иван Купала

Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня.

Читайте также:  Январские праздники расчет отпускных

Масленица

В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая..

Свадьба

Наряду с прочими русскими традициями, также большой интерес вызывают и свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/18/tsikl-meropriyatiy-po-oznakomleniyu-s-traditsiyami

Черная курица и адыгский Новый год

Черная курица и адыгский Новый год. История традиций у адыгов (черкесов) в день весеннего равноденствия.

Просмотр содержимого документа
«Черная курица и адыгский Новый год»

Навруз — праздник весеннего равноденствия и начало нового годичного цикла по зодиакальному календарю — был объявлен ООН международным праздником.
«На протяжении тысячелетий солнце, пересекая экватор, приносило Весну на Балканы, в страны Черноморья, на Кавказ, в Центральную Азию, на Ближний Восток и другие регионы. Эти страны праздновали Навруз, исходя из собственных национальных традиций», — сказал генсек ООН Пан Ги Мун.

Если верить народной примете «как новый год встретишь, так его и проведешь», то наступивший зодиакальный новый год будет для нас веселым, сытным и безоблачным — природа одарила моих односельчан солнечным деньком, а в сельском Доме культуры развернули фольклорно-этнографическое праздничное действо.
Адыгский праздник первого дня года и весны называется МафIащхъэтыхъ и происходит из древних языческих обрядов, связанных с солнцем и пробуждением жизни после зимы. Он отмечается 21 марта — в день весеннего равноденствия.
Почетное место на празднике заняли старейшины села. Им первым подносят чашу с медовой брагой — махсымой.
В это время в котлах с кипящим маслом жарятся праздничные пышки — лакумы. Их раздают всем желающим. Но символом праздника являются круглые, как солнце, пироги.
Важный ритуал МафIащхъэтыхъ — принесение в жертву черного ягненка или курицы. Таким образом люди как бы откупаются от «темных сил».
Главный символ праздника — огонь. Он представляет свет и тепло наступающей весны. Сжигание венка их сухой травы знаменует конец старого и начало нового года.

Раньше у адыгов было много календарных праздников, сопровождав­шихся обрядовыми играми, танцами, песнями, импровизацией стихов: праздники, связанные с весенне-полевыми работами (их было множес­тво); праздники, посвященные победам в сражениях за родную землю против многочисленных захватчиков; праздники урожая; и, конечно, свадебные и иные праздники. Здесь я опишу небольшую часть празд­нования Нового года у моего народа — адыгов.

Много прекрасных обычаев и праздников унесло неумолимое время. Одно из адыгских преданий доносит до наших дней прекрасный обычай, существовавший вплоть до начала XX века.

В этом предании выражено бережное отношение адыгов к прошло­му, чувство большой ответственности перед будущим. В нем отзвуки подвигов, песни, посвященные героям. В нем призыв предков быть вер­ными их заветам.

Адыгский Новый год наступал в день весеннего равноденствия. В эту ночь созвездие Вагоба выходит из земли. А раз так, отныне в землю бу­дут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки.

Новый год у адыгов праздновался 21 марта, когда природа сбрасы­вает с себя оковы зимнего сна и наполняет сердца обещанием счастья, удачи и благополучия.

В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного СОСРУКО (прообраза греческого Прометея). Много подвигов совершил могучий нарт: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой мине­ральной воды Кавказа, а главное — добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.

Погиб герой, но каждую весну, когда природа просыпается, звенят ручьи, набирает силы природа, из-под кургана, где он похоронен, доно­сится стон и голос Сосруко: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».

Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкес­ском (адыгском) доме выбеливали очаг, разводили новый огонь, который приносила в дом самая красивая девушка селения, накрывали в госте­вой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхож.

Все благоговейно ждали возвращения Сосруко, в которого народ свято верил.

Новый год издавна является одним из любимейших праздников ады­гов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загады­ваются заветные желания. Всегда считалось, что доброе начало Нового года — залог удачного грядущего года.

Читайте также:  С праздником курбан байрам по арабски

Ореховый жезл хатияко

Обычно после новогоднего семейного застолья с обрядовыми блюда­ми затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году.

Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божест­венных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.

Первый день Нового года соседи, родственники, односельчане ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Интересно отметить, что подарки гото­вились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего.

Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Да­рящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добры­ми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.

А вот еще одна традиция касательно празднования Нового года у адыгов. Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов.

Рано утром, чуть свет, после новогодней ночи мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.

Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигаю­щую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной — никто не болел. Воду, в которой люди купались в но­вогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс».

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/chernaia-kuritsa-i-adygskii-novyi-god.html

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

  • чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
  • чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
  • малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.

Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.

Читайте также:  Праздник лета викторины конкурсы

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Свадьба у адыгов

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.

Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

  • после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
  • соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
  • адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
  • дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

Источник статьи: http://nunataka.ru/tradicii-i-obychai-adygov/

Оцените статью
Adblock
detector