- Песах — праздник избавления евреев от рабства
- Песах — праздник исхода из «дома рабства».
- Песах: смысл и традиции иудейского праздника
- История праздника
- Подготовка к празднику
- Традиции праздника
- Песах будут праздновать, несмотря на пандемию коронавируса?
- Песах: суть и традиции праздника
- Суть праздника
- Традиции
- Седер
Песах — праздник избавления евреев от рабства
П раздник Песах (Пасха) – главный во всей череде еврейских праздников. Из четырех праздников, заповеданных евреям Пятикнижием Моисеевым – он назван первым и это, очевидно, не случайно. Песах посвящается одному из наиболее значительных событий библейской истории – исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства.
Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.
Слово «песах» означает «пройти мимо, пропустить». Оно возникло в память о том, как ангел смерти, проходил мимо жилищ израильтян, поражая только египетских первенцев в дни десятой казни, посланной Богом на фараона и его царство. Через Моисея и Аарона Бог повелел евреям приготовить по жертвенному агнцу и его кровью смазать оба косяка и перекладину двери каждого еврейского дома. Таким образом, Бог пощадил всех еврейских первенцев, поразив египетских. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. Поэтому Песах связан с прославлением свободы евреев.
Песах — праздник исхода из «дома рабства».
Рабство начинается так: раб трудится для других людей, которые определяют цели и образ его жизни. Пока раб – будь то отдельный человек или весь народ – осознает себя рабом, пока он понимает свои собственные интересы и болезненно переживает угнетение – рабство еще не является окончательным. Положение усугубляется тогда, когда раб забывает о том, что он раб, тогда рабство перестает быть лишь внешней зависимостью и, проникая в душу человека, становится привычным образом жизни – привычным и даже желанным.
Пророки и мудрецы, говоря о рабстве Израиля в Египте, подчеркивают, что у евреев стало исчезать болезненное ощущение рабства, и они до такой степени прониклись идеями египетского народа, что стали исполнять тяжкую работу, которая была возложена на них, с непритворным энтузиазмом. Как сказано в повествовании об исходе из Египта, Бог пришел, чтобы забрать народ из среды народа. Это означает, что Израиль погрузился в самую гущу народа-поработителя, как бы увяз в этой среде.
Избавление еврейского народа от египетского рабства произошло в тот момент, когда у самих евреев уже почти не оставалось желания выйти на свободу. Наказания египтянам становились все более суровыми не только для того, чтобы они согласились отпустить евреев, но и чтобы подстегнуть всех, кто колебался и продолжал раздумывать, что выгодней – уйти или остаться.
Как уже было сказано, для того, чтобы фараон добром отпустил евреев, на весь Египет пришлось насылать по очереди десять казней. Девять из них падали на египтян прямо с небес — Моисей только предвещал их фараону. А все прочие евреи просто оставались в стороне. То есть Бог как бы действовал за народ Израиля, его самого никак не привлекая.
Положение изменилось, когда настало время десятой казни – гибели всех египетских первенцев. Сама казнь по-прежнему оставалась в руках Всевышнего. Но от евреев потребовалось принести в жертву пасхального ягненка и его кровью помазать косяки дверей со стороны улицы. Озвученный в Исходе повод для этого действия был таков: когда ангел смерти пойдет по городам и селениям уничтожать египетских первенцев, на еврейских домах должен быть знак – куда ему заходить не надо. Кровь пасхальной жертвы и была таким знаком.
Причина как бы на поверхности, однако, при небольшом размышлении становится ясно, что она сама – поверхностная. Ну, в самом деле, почему предыдущие казни не затрагивали еврейские дома без всяких знаков, а тут вдруг они понадобились? Бог или Его ангел и так все видят насквозь – кому же нужны эти знаки? Оказывается – самим евреям.
Ведь мы по-прежнему имеем дело с рабством в душе. В быту это рабство проявлялось, как старание евреев внешне не выделяться среди египтян, быть такими же, как они – зачем, мол, раздражать антисемитов, накликивать беды на свои головы. Мы будем, как нам положено, молиться Единому Богу у себя дома, за закрытыми ставнями, а внешне пусть уж нас не смогут отличить от этих идолопоклонников.
Именно поэтому перед исходом из рабства физического каждый еврей должен был сделать шаг из духовного рабства. Помазать косяки дверей кровью, и помазать ее именно со стороны улицы – означало, открыто заявить: да, я другой, я отличаюсь от вас, я верю в Единого Бога и не боюсь исповедовать свою веру!
Требуя от фараона, чтобы он отпустил народ Израиля, Моисей и Аарон аргументировали это необходимостью совершить жертвоприношение Господу в пустыне. Вокруг этого довода и вели спор фараон и Моисей. На первый взгляд кажется, что просьба Моисея и Аарона – простая уловка. На самом же деле речь здесь ведется о том, что составляет суть исхода из рабства.
У рабов нет настоящих богов, священный долг раба – выполнять свою работу. Однако в тот момент, когда раб открывает для себя, Кто есть Господин над господами, Которому подчинены все, он в душе перестает быть рабом. Фараон не ошибся, когда решил, что само желание выйти для празднования является предпосылкой к избавлению. Он попытался воспрепятствовать национальному возрождению при помощи ряда мер, призванных сломить дух народа непосильной работой, которая приводила к такому состоянию, когда люди уже не могли не только мечтать, но и просто желать чего-либо, что выходило бы за рамки самых простых потребностей жизни.
Попытка достичь освобождения путем одного лишь физического исхода не может привести к настоящему избавлению. Тот, кто отказывается от своей индивидуальности, остается рабом, даже если у него нет хозяев, стоящих у него над душой. Истинная свобода невозможна без осознания своей цели и обретения собственной шкалы ценностей.
Один мудрый человек сказал: легче было вывести евреев из изгнания, чем изгнание – из евреев. Исход из рабства может положить начало великим делам, но сам по себе он не является даже проблеском избавления. Поэтому столь важно указание на цель исхода из Египта: принести жертву Господу в пустыне. Когда появляется высшая, духовная цель, когда открываются новые жизненные перспективы, отрицающие продолжение рабской жизни, тогда начинается настоящее избавление.
В книге Исход говорится: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства: ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле. » Почему же это историческое событие так важно для нас сегодня? Почему мы из года в год вспоминаем об избавлении, передаем эту историю нашим детям и внукам? Наша цель, чтобы в каждом поколении каждый человек увидел себя так, будто он сам вышел из Египта. Долг каждого из нас еще раз спросить себя, осуществляем ли мы на практике, в своей жизни, эту свободу и исход из рабства к избавлению; свободны ли мы по-настоящему?
Каждому, вероятно, знакомы моменты, когда сталкиваешься с трудностями, испытывая ограничения и разочарования. Мы это можем не называть словом «рабство», и может быть, мы к этому привыкли и принимаем это за должное, однако часто мы осознаем, что окружающий нас мир властвует над нами. Рабство бывает не только тотальное, при котором человек находится под контролем диктатора. Встречаются ситуации, из которых человеку не найти выход — он чувствует себя «под властью» сложившейся ситуации, он «порабощен» миром вокруг него. Случается, когда рушатся планы, мечты, все старания идут впустую, кажется, что рушится сама жизнь.
Мир полон страданий, унижений и несправедливости. Освобождение — это не сиюминутное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся сегодня. В каждый момент своей жизни мы должны выходить из Египта. Египет — это символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов — мы рабы Египта. Пока ситуация, в которой мы находимся, контролирует нас вместо того, чтобы находиться под нашим контролем, — мы порабощены ею. Пока мы мешаем раскрыться своему потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что неспособны сделать больше, — мы рабы Египта.
Когда евреи воззвали к Господу, стали искать Его, захотели служить Ему, Бог не только избавил их от гнета, но и дал им закон, который они были обязаны хранить во все времена и века. Народ получил основание веры и светлую надежду на будущее.
Исход стал центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Он сформировал национальное сознание евреев и положил начало существованию Израиля в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения. Бог также желает, чтобы исход занимал особое место в сердцах Его народа. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: «Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
Песах – очень многообразный праздник. Это праздник избавления от египетского рабства, это также праздник национального единства народа Израиля, выработанного в плавильном котле страданий и избавления; праздник величия еврейской семьи, осознающей чудо единения; это весенний праздник, ведь расцвет природы означает обновление и пробуждение народа, наслаждающегося жизнью. И, прежде всего, это праздник свободы, свободы каждого отдельного еврея и свободы всего еврейского народа.
Последнее пожертвование: 18.02. Спасибо!
Источник статьи: http://ieshua.org/pesax-prazdnik-izbavleniya-evreev-ot-rabstva.htm
Песах: смысл и традиции иудейского праздника
Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Он начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми дней — за пределами страны.
История праздника
Согласно Библии, поселившиеся в Египте евреи постепенно превратились в рабов египтян. Господь, желая спасти иудеев, наслал на египетский народ бедствия, в Пятикнижии названные «Десятью казнями Египетскими». Несмотря на гибель скота и урожая, тьму и болезни народа, фараон не соглашался освободить рабов.
В преддверии самой страшной, десятой казни, когда в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа, Всевышний велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья перед казнью зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, чтобы мор обошел их стороной.
И в ночь на 14-й день нисана Господь прошел мимо помеченных домов. После этого Моисей смог увести евреев из египетского рабства.
С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах (в переводе с иврита означает «пройти мимо») — праздник исхода из Египта, его также называют временем рождения еврейского народа.
Подготовка к празднику
Готовиться к Песаху начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима. Евреи тщательно убирают свои дома.
В частности, избавляются от хамца — продуктов, прошедших процесс брожения, — хлеба, пива и других. В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его. Есть можно только мацу — пресные хлебцы из пшеничной муки.
Такое ограничение также связано с исходом иудеев из Египта: покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться пресной мацой.
Традиции праздника
В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.
Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями».
Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один.
На столе помимо мацы обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца.
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.
Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…».
Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». В конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы, который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.
Во время седера также читают молитвы и благословения.
Песах будут праздновать, несмотря на пандемию коронавируса?
Обычно Песах отмечают вместе с общиной, но в этом году из-за пандемии верующие будут праздновать его дома. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт считает, что вынужденная изоляция сделает Песах особенным для евреев во всем мире. Пресс-служба раввина привела его слова: «Сегодня, когда все мы вынужденно стали изолированными от своих близких, — этот Песах станет особенным для евреев по всему миру. Часть из вас встретит Песах в узкой компании близких людей, а кому-то придется провести праздник в одиночестве — это непростое испытание. Но, несмотря на действительно сложное положение, я призываю каждого из вас сделать все, чтобы ваш праздник получился кошерным и радостным».
Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода сравнил изоляцию из-за пандемии коронавируса с библейскими временами, когда иудеи, жившие в Египте, отмечали Песах в кругу семьи.
«Мы остаемся дома как свободные люди, не скрывая от мира радости праздника, мы не пойдем в синагогу из-за любви друг к другу, потому что мы дорожим здоровьем ближнего, мы делаем это ради нашего общего будущего».
Главный раввин России Берл Лазар, обратившись к верующим в рамках акции #Песахонлайн, призвал их воспользоваться карантином для духовного развития, учить Тору, больше заботиться о родных и близких.
Источник статьи: http://tass.ru/obschestvo/8188593
Песах: суть и традиции праздника
Праздник Песах — одно из самых важных событий в иудейской культуре
КИШИНЕВ, 10 апр — Sputnik. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — исходу евреев из Египта, который считается началом истории еврейского народа.
В Израиле праздник длится неделю, а за его пределами – восемь дней.
Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2017 году праздник Песах начинается 10 апреля с заходом солнца, отмечает Sputnik Грузия.
Песах является более древней, чем христианская и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.
Эта история началась с времен библейского патриарха Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.
Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибелью скота и урожая, «тьмой египетской», ужасными болезнями.
Самой страшной стала 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья вечером перед казнью зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь — тогда мор пройдет стороной.
И в ночь на 14 Нисана (один из месяцев в еврейском календаре — ред.) Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого Моисей смог увести евреев с египетской земли.
С тех пор Песах празднуют как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.
Суть праздника
Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.
Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в иерусалимский Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.
Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.
Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», когда отмечается спасение еврейских детей от смерти.
Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы). Он напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени для приготовления.
Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это также и праздник возрождения природы.
Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы) — означает исход иудеев из Египта.
В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — вкушение пресного хлеба (мацы) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец), той еды, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.
Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».
Традиции
Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.
Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.
Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.
Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время Исхода, — это единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.
Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.
Седер
Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.
На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.
Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).
Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.
В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.
Во время седера каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.
Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»
По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль (землю Израиля).
Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме!».
Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.
В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
Последний, седьмой день Песаха, символизирует переход евреев через Красное море. Когда Моисей и евреи, преследуемые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом разошлись морские воды, и появился сухой путь по дну.
Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».
Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Источник статьи: http://ru.sputnik.md/reference/20170410/12071980/evrejskaja-pasha-pesah-sut-i-tradicii-iudejskogo-prazdnika.html