Праздник первой борозды как отмечают

Праздник первой борозды как отмечают

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

Историки предполагают, что раньше он был распространен по всей горной территории, но впоследствии на юге под влиянием персов был вытеснен Новрузом. Горцы верили, что для хорошего урожая землю надо оплодотворить. Этот обряд лакцы называли свадьбой поля, даргинцы – оплодотворением пашни, а аварцы — выведением быка или бычьей свадьбой. Бык как символ плодородия был «женихом» земли.

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

После бега за селом устраивают скачки.

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

Завершается праздник песнями и танцами.

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

Значит: их нужно уважать и беречь.

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник статьи: http://www.kavkazr.com/a/29876996.html

Праздник «Первой борозды» – один из обрядов Дагестанского народа

Все народы нашей республики, как и народы всей планеты, являются создателями и носителями материальной и духовной культуры. Обряды и обрядовый фольклор — неотъемлемая часть народной культуры.

Дагестан — уникальная республика, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор. Возникли обряды в глубокой древности.

Обряд — это особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств; коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Обряд органически связан с обычаем. Обычай, как и обряд — тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний нравственных норм поведения, духовных ценностей и т. д. Слово «традиция» обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное — это понятие, установившееся, освещенное авторитетом старших поколений. Обряды по своей природе традиционны, передаются от дедов к отцам, от отцов к детям, от них к внукам и т. д. — они служат средством передачи традиций.

Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т. е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.

Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.

В Дагестане широко известен обряд «первой борозды», который символизировал начало весенних работ.

Пока джамаат не отметит этот праздник, никто не имел права пахать и сеять свое поле. Этот обряд в аварских аулах называли «оцбай» («Запряжка быков»), «Оцригьни» («Вадьба быка»), в даргинских аулах — «ХъубахIруми» («Игры первой борозды»), лакцы — «Хъурдаккаву» 9″Полевой сбор»), «Хъарас щаву» («Втыкание сохи»), лезгины — «Къуьгъвер сувар» («Праздник пахоты»), рутульцы — «Сук севедйыгъ» («День разбрасывания зерна»).

В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула этот праздник в разных селах отмечали в разное время после встречи весны.

Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.

К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.

Он красил соху белой глиной, мазал рога быков жиром. В намеченный день он одевал шубу шерстью наружу, косматую папаху (чтобы земля была такой же косматой, хлебородной). Перед началом пахоты он произносил молитву — благопожелание:

Читайте также:  Открытки с праздником день независимости

Пусть стебель будет высоким,

Да будет богатый урожай

И многочисленны овцы!

Пусть дом наполнится зерном,

Шест для сушки наполнится мясом!

Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: «Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!»

Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.

Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.

Нам хочется рассказать о том, как праздник ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ «УНСА-ЭТАЙ» отмечают в Ботлихском районе.

У ботлихцев большое количество обычаев, обрядов, ритуалов календарного цикла. Каждый год на очередном празднике первой борозды один из представителей аула добровольно брался провести праздник в следующем году. В его обязанности, кроме ритуального проведения борозды, входило угощение всех присутствующих на празднике. С этой целью он резал быка, готовил хлеб, призы, заботился о развлекательной части праздника.

При выборе пахаря ботлихцы, как и другие народы Дагестана, руководствовались определенными соображениями. В частности, пахарь должен был быть многодетным, достаточно пожилым, но не дряхлым, сильным, честным, щедрым, «добрым, с легкой счастливой рукой». Предполагалось, что «свойства этих людей магическим путем переходили на объект, в данном случае на поля и посевы, благотворно сказываясь на обилие урожая».

В случае хорошего урожая односельчане просили, чтобы «пахарь» остался и на следующий год.

По обычаю, начинавший сев, готовил к празднику специальное деревце «эра» и угощение. В конце праздника «эра» передавалось «пахарю» следующего года.

Само деревце мастерили обязательно из вишневой ветки, что вполне объяснимо, если учесть, что «фруктовые деревья или некоторые их виды, в особенности их плоды, считались стимуляторами, а позднее символами плодородия». На ветке просверливали насквозь три отверстия с разных сторон так, чтобы в каждое отверстие можно было просунуть небольшие (25-35 см) палки. Палочки также делались из вишневых веток. Затем деревце заливали густым грушевым медом. На каждую палочку надевали один хлеб. Для этого выпекали особые хлеба «ТIука» и на высоких ветках деревца вешали вареные крашеные яйца. Цвета, в которые красились яйца не должны были повторяться. На вершине деревца устанавливали яйцо красного цвета. Все части «тIука» и высокие ветки деревца для прочности заливали жирной халвой, чтобы яйца не падали. Хлебу, яйцам, сладкой халве ботлихцы приписывали магические свойства — обеспечение урожая.

По ботлихскому варианту этого праздника его «хозяином» на будущий год назначается тот, кто в присутствии всех брал палку с мясом (особую, ставившуюся на дороге жердь с подвешенным к ней куском мяса).

В назначенный день и час (обычно 28 -30 марта) все население аула — старики, молодые, женщины, мужчины, дети собирались на условленном месте. Организатор праздника «пахарь» босиком, засучив брюки подходил к плугу и чисто символически проводил первую борозду. Он же бросал 2-3 пригоршни зерна на вспаханное поле. После этого работу продолжали другие. Через 2-3 хода с плугом работа как бы завершалась и начиналась развлекательная часть обряда, которая заключалась в танцах, играх, пении песен. Большое место на празднике занимали соревнования по метанию камня (гьинцIа билай), бегу, борьбе, скачкам. Победители награждались призами. Для победителей конных скачек готовились призы «эра», но меньших размеров, чем эстафетное деревце.

После скачек праздник переносился в дом победителя конных скачек (если лошадь не принадлежала наезднику, то в дом хозяина лошади). Хозяин лошади в течение 2-3 дней в своем доме устраивал угощение для односельчан. Если он был человек несостоятельный, односельчане помогали ему — приносили еду, напитки и т. д.

Источник статьи: http://www.microanswers.ru/article/prazdnik-pervoj-borozdi—odin-iz-obrjadov-dagestanskogo-naroda.html

Урок «Праздник первой борозды»

Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Праздники. О т прошлого к настоящему.

изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике .

развивать интерес к народным праздникам.

помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

осмыслить ценности, которые несут праздники

проанализировать мнение сверстников об этом празднике .

воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Эпиграф к уроку:

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов — тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас , ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

Ученица — что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких – либо обрядов;

праздник имеет определенное символическое значение;

праздник способствует сплочению народа;

праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

дагестанцы в прошлом – суеверные люди.

Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

Много ли праздников в современном мире?

Какие народные праздники Вы знаете?

Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

О каком празднике Вы узнали у своих предков?

Может ли народ обойтись без праздников?

Как праздники влияют на родной язык и культуру?

Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

На первый вопрос только 14% детей ответили ,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта , 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники , но только лишь два : Навруз и Праздник первой борозды.

В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ –нет ,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали , что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири ( авар. – показ быков ), хъубях I руми ( дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ ( дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь ( рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар ( лезг. – праздник пахоты ).( слайд 4)

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. ( слайд 5)

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев – Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. ( слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). ( слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. ( слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . ( слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. ( слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. ( слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. ( слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром , рога обвязывали красной ленточкой ( красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта ( слайды 13,14)

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. ( слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера ( слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её – увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». ( слайды 18-23)

Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. ( слайд 24-29) Однако самый главный забег — между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз — выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум , который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники — неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

традиционные праздники народа – часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

у каждого праздника свое символическое значение;

почти все праздники были связаны с живым миром природы;

богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было для вас интересным, необычным?

Домашнее задание . Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. — № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prazdnik_pervoj_borozdi_115410.html

Оцените статью
Adblock
detector