Праздник плуга у чувашей

Праздник плуга у чувашей

Акату́й, Агаду́й (акатуй «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).

После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов.

Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шăрттан и, разумеется, пиво. Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце (селкĕ), резное ведерко с пивом (чĕрес) также покрывали вышитым полотенцем. Все участники ритуала в праздничном одеянии. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.

В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.

После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, то есть положение, в котором хоронят покойников.

Читайте также:  Торт за 2 дня до праздника

После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Нарушителям от сельского общества не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Игнорирование традиций, по представлениям чувашей, навлекало беду на все сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие.

Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальский значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т. п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй» часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящён завершению весенних полевых работ.

К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалась нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.

Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».

Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, то и всей округой.

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования проходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Ещё до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя).

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания-бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязание начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Читайте также:  Название праздников для подростков

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.

Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.

Источник статьи: http://www.chgign.ru/a/news/55.html

Традиции чувашей – свадьба земли и праздник “овечьего духа”

Чуваши по своей численности занимают пятое место среди народов России. Их культура представляет сплетение прошлого и настоящего, а традиции чувашей вызывают интерес не только у фольклористов или этнографов. В старину чуваши были сторонниками язычества, а многие обряды определял календарный цикл и работы на земле.

Несмотря на то, что с тех пор прошло много веков, этот народ хранит верность традициям предков. Отголоски древних верований и ритуалов можно заметить во время праздников чувашей. Как жители Чувашии устраивали “свадьбу пашни”? И что такое настоящая чувашская свадьба?

Праздник земли и плуга

Как я уже сказала, главным занятием чувашей издавна являлось земледелие. Именно с ним были связаны многие обряды и ритуалы, призванные задобрить духов земли, которые дарили щедрый урожай.

Силам плодородия был посвящён древний праздник Акатуй, о котором сохранилось немало сведений. Если перевести его название дословно, получится “свадьба пашни”. Акатуй служил символом союза мужского и женского начал, которые воплощали плуг и земля.

В древности это был серьёзный ритуал, посвящённый божествам, каждый обряд требовал тщательной подготовки и соблюдения правил. Со временем, когда на чувашские земли пришло христианство, Акатуй превратился в весёлое развлечение для народа. Во время него устраивают конные состязания, соревнования по борьбе и даже стрельбе из лука.

Традиции чувашей в быту

Ещё одна интересная и, я бы сказала, правильная традиция чувашей называется ниме. Когда кому-либо из жителей селения требуется помощь в сложном деле, он обходит всех соседей, зовя их с собой. Как правило, откликаются все.

Читайте также:  100 лет карелии когда праздник

Чуваши захватывают с собой инструменты и орудия труда и помогают односельчанину справиться с тяжёлой работой. После этого своих помощников хозяин угощает вкусными блюдами, устраивая дома настоящее пиршество.

Многие старинные обряды чувашей живы и поныне. Например, если в семье случается горе, умирает ребёнок, следующему дают прозвище от названия любого животного.

В быту малыша называют только в соответствии с прозвищем, например, Волком или Ласточкой. Чуваши верят, что такая хитрость поможет спрятать ребёнка от злых сил, а значит, сохранит ему жизнь.

Чувашская свадьба

Свадебные традиции народа

Не меньше древних элементов можно заметить и на традиционной чувашской свадьбе. Как правило, она включает в себя множество сложных ритуалов.

Прежде свадьба состояла из ряда подготовительных мероприятий, а потому длилась несколько недель. Сегодня торжество упростилось, однако немало старинных деталей осталось.

В прежние времена, начиная искать себе невесту, юноша должен был отправиться в дальнее селение. Чем дальше от дома – тем лучше. Объяснение этому вполне очевидно: семьи боялись соединиться с родственниками, пусть и очень дальними. Чувашские правила запрещали женитьбу на родственнике до седьмого колена.

Часто для знакомства молодежь устраивала свой праздник, где можно было познакомиться и пообщаться друг с другом. Признание в чувствах в чувашских традициях очень милое.

Если молодому человеку нравилась девушка, он угощал её сладостями, конфетами, пряниками. Если же девушка сама хотела выразить свою любовь, она дарила избраннику платок, который вышивала своими руками.

Немало меня удивил факт, что чуваши ценили невест постарше гораздо больше, чем совсем юных девушек. Семья жениха присматривалась к избраннице, родители хотели убедиться, что рядом с сыном будет не только любящая жена, но и прекрасная хозяйка.

Если всё было улажено, и стороны приходили к согласию, по весне жених отправлял сватов, которые с подарками приходили в дом невесты. Если выбор супруги был за родителями, то на время сватовства он сам мог присутствовать. Что интересно, жених мог “отозвать” сватов, если девушка ему не понравилась. Впрочем, и сама невеста могла обдумать всё и отказаться от предложения.

Самый поразительный элемент чувашской свадьбы – плач-причитание невесты, который в старину девушка непременно должна была исполнить. Начинала плач любая из родственниц девушки, после чего невеста подхватывала песню.

Девушка страдала по ушедшим дням юности, по родителям и сёстрам, по беззаботному детству. Она могла импровизировать на свой вкус, а потому каждый плач невесты был неподражаемым.

Во время своего причитания невеста подходила к каждому из своих родственников, подавая им ковш пива, куда они бросали золотые монеты. Все остальные гости должны были веселиться и хлопать в ладоши, стараясь развеселить “несчастную” невесту.

Сурхути – день надежд и возрождения

Но если свадьба – семейное торжество, то общенародным праздником чувашей выступает Сурхури. Это слово переводится как “овечий дух”, поскольку в древности народ посвящал его богам-покровителям скота. Сурхури отмечали почти неделю, а главный день праздника приходился на день зимнего солнцестояния.

Чуваши считали, что Сурхури позволяет попросить у духов природы благополучия, здоровья для скота и урожая в новом году. Во время Сурхури народ отправлялся к соседям и знакомым, напевая песни-пожелания богатства и удачи. После принятия православия праздник этот совпал с Рождеством, а продолжается до самого Крещения.

Акатуй – весёлый чувашский праздник

Традиции чувашей открывают душу народа, который и сегодня верит в чудесные силы природы, умеет радоваться жизни и ценить своих родных. Чуваши виртуозно совместили православную веру с древними обрядами, став обладателями культуры, сформированной из отголосков разных времён.

Источник статьи: http://musaget.ru/traditsii-chuvashey-svadba-zemli-i-prazdnik-ovechego-duha/

Оцените статью
Adblock
detector