Праздник подушки у казаков

Свадебный праздник подушки

Свадебный праздник подушки
Тип Народный
Официально День Победы
Празднование шествие с приданым перед свадьбой
Традиции казачество
Связан с свадебными казачьими традициями

Свадебный праздник подушки — праздник, проводившийся перед традиционной свадебной церемонией казаков.

История

Одним из свадебных ритуалов казаков был праздник «подушки». Праздник праздновался за несколько дней до свадьбы. Этот праздник был связан с переносом приданого в дом жениха.

В дом невесты приходила родня жениха и осматривала приданое. В комнатах заранее раскладывались свадебные подушки. Жених и невеста садились на подушки, а швеи, вышивающие приданое, подносили гостям мёд. Жених пил мёд и целовал невесту, приговаривая: «Мёд горек, надобно подсластить». После этого жених одаривал швей деньгами. Потом на подушки усаживались другие гости, они пили мёд, целовались и бросались подушками. После этого приданое невесты «подушечники» несли к дому жениха, следом за ними на телеге везли сундук. Родня жениха принимала приданое и угощала участников «подушечного» шествия.

Этот праздник в настоящее время сохраняется в станице Раздорская, хуторе Пухляковский и др местах. Донская казачья подушка отличается от подушек других народов по многим параметрам: размером, формой, украшением, символическим назначением и местом в доме и самой семье. Кроме того, у Донских казаков в каждом доме есть еще один вид подушек, имеющих особую свадебно-магическую символику. Такой подушкой в казачьем курене была подушка с названием «Надька».

В 90-е годы XIX века праздник подушки стал главным событием перед свадьбой. Во время предсвадебной процессии подушечники проводили тонкое сравнение с кем-то. Если раньше подруги невесты рассказывали ей, что на слуху у станичников, то в последующем облик подушки стал выражать облик и характер невесты. Подушка «Надька» делалась в виде доброй или хитрой кошечки; своенравной козочки, верной собачки. У них выражались общие черты с невестой: большие глаза, являющиеся символом того, что от глаз хозяйки не скроется никакая проблема. Большие коготки у кошки на подушке означают умение невесты постоять за себя и своего любимого.

Подушки в виде кошечек, козочек или собачек шьют из любой ткани. Обязательным у подушки является мягкий низ, удобный для сна. У всех подушечек нарядный внешний вид.

В разных Донских станицах и хуторах делают свои украшения предсвадебной подушки. Среди них: вышивка — в станице Раздорская, украшение кружевами — в хуторе Мелиховский и Коныгин, оборки — в станице Старочеркасская, аппликации — в хуторе Пухляковский и др. Кроме того, подушки украшают аппликациями из ярких цветных тканей с казачьими символами — подсолнухами; ярким видом степи с тюльпанами; голубым небом с птицами; солнцем и др.

Литература

Харузин М. «Сведения о казацких общинах на Дону». М. 1885.

Источник статьи: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8

Свадебный праздник подушки! Интересная и веселая традиция!

Слышали ли вы когда-нибудь о таком интересном празднике? Если нет, то наша статья поможет вам узнать все о том, что это за праздник и о том, где он проводится.

Что это за праздник?

Свадебный праздник подушек — это свадебный обряд, который был широко распространен у казаков в 90-е годы. В данный момент он проводится только в станице Раздорская. Праздник отмечается за несколько дней до свадебной церемонии. Главная цель этого праздника — перенос приданого в дом жениха.

Как проходит праздник
подушек на свадьбе?

Итак, в доме Невесты собираются все родные Жениха с целью посмотреть приданное Невесты. При этом молодожены восседают на специально разложенных заранее свадебных подушках. Швеи, которые вышивали свадебные подушки, угощают присутствующих гостей медом, включая и Жениха.

Жених пьет мед и целует Невесту. После этого Жених благодарит швей и дарит им деньги. Кстати, созвучна этому обычаю и традиция дарить деньги подружкам невестам на русской народной свадьбе, который называется выкуп невесты.

Затем другие гости садятся на подушки, пьют мед, целуются и кидаются подушками. После такого веселого обряда приданое невесты «подушечники» отвозят вместе с сундуком в дом Жениха, а родственники со стороны Жениха принимают у себя сторону Невесты и угощают всех гостей.

Вам будет также интересно:

Какие подушки вышиваются
для праздника?

Начнем с того, что казачьи подушки отличаются от подушек других национальностей: формой, размером, украшениями, символикой.

Например, особой подушкой является свадебная подушка «Надька». Она делается в виде доброй кошечки, бойкой козочки или преданной собачки.

Образ подушки соответствует образу Невесты. Зачастую кошечке вышивают большие глаза, что означает, что от глаз невесты не скроется ни одной мелочи; коготки — что сообщает о том, что невеста способна постоять за себя и свою семью.

Читайте также:  Как будет по чеченски с праздником

Вышивается такая подушка из любой ткани, но при этом важно, чтобы она была нарядной. Главным моментом является мягкий низ подушки, предназначенный для комфортного сна.

В разных станицах по особому украшают свадебные подушки: кружевами, вышивкой, оборками, красочными рисунками символов казаков — подсолнухами, тюльпанами, степями, птицами и др.

Подводя итоги, отметим, что свадебный праздник подушки — интересный и веселый обычай, который определенно вносит изюминку в свадебное торжество.

А вам понравился свадебный праздник подушки? Оставьте комментарий и поделитесь с друзьями в соцсетях!

Желаю Вам Отличного Настроения,
Екатерина Ахметзянова, автор статьи.

Источник статьи: http://prazdnikidey.ru/svadebnyj-prazdnik-podushki-interesnaya-i-veselaya-traditsiya/

Классный час по теме: «Казачий свадебный обряд».
классный час на тему

Внеклассное мероприятие в виде яркой постановки.Инсценируется учащимися дся лучшего восприятия самобытных традиций и обычаев казачества.

Скачать:

Вложение Размер
kazachiy_svadebnyy_obryad.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Казачий свадебный обряд».

1. Сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв.

2. Показать своеобразие казачьей культуры.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.

Оформление: декорация казачьего куреня.

Сваты со стороны жениха

Брат Надежды — Федя

Ведущий: Закончились все полевые работы. Убран урожай. Пусто и тихо в полях. У хозяина уже давно обмолочена рожь, можно и продавать ехать.

Скучная пора и для ребятишек.

Давайте заглянем в один из казачьих куреней на окраине станицы.

Вечер. Закончив все полевые работы на дворе, семья собирается в избе. На полатях – Федя, младший брат Наденьки — девушки на выданье. А за вышивкой — сестра его. Сидит, вышивает! Приданное готовит.

Вот маменька, всё по дому хлопочет. То в печь заглянет, то сенца телёнку подбросит.

А вот отец. Подсаживается к свече со своей работой. К зиме готовится. То сапоги подошьёт, то сбрую починит.

Федя: (заглядывает в окно) Маменька! Сваты к Надюшке!

Ведущий: Смутилась Наденька. Обмерло её сердечко. Дождалась она своего часа! А вот и свахи.

Гости входят в дом (две свахи и два свата). К ним выходит хозяйка и кланяется “в пояс”. Гости кланяются “в землю”. Хозяин тоже выходит к гостям.

Свахи: Вечер добрый! Наталья Фёдоровна и Антон Иванович Чекуновы хотят вступить с вами в родство. Сына их, Григория, вы знаете. А дочь ваша – Надежда — красавица, каких поискать, да и по дому, видать, мастерица.

Отец невесты: Благодарствуем за добрые слова о дочери. Просим дать время подумать, посоветоваться с роднёй. Дело это серьёзное, нешуточное, сгоряча негоже решать.

Ведущий: Отец назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.

Сваты уходят (касаются рукой печки, приговаривают): Как эта печь не сходит с места, так и от нас не отошла бы наша невеста.

Ведущий: В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты.

Сват: Отец и мать Григория кланяются и просят принять хлеб-соль.

(достаёт из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью и кладёт на стол).

Мать невесты: (целуя гостинец, кланяясь): Дай Бог! В добрый час!

Отец невесты: (целуя хлеб, обернув полой кафтана руку): В добрый час!

Ведущий: Всё это действо называлось “взять руку”. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности.

Отец невесты: Передайте Антону Ивановичу и Наталье Фёдоровне, что вечером ждём все вас в гости.

Ведущий: В этот вечер производилось рукобитье. Жених с отцом и матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники.

Ведущий: Вечер. Снова в доме невесты гости.

Мать невесты: Надежда! Поди сюда!

Надежда выходит, кланяется на четыре стороны, становится около Григория (жениха).

Мать невесты: Григорий! Люба ли тебе невеста?

Мать невесты: Надежда! Люб ли тебе жених?

Надежда (смутившись): Люб!

Отец невесты: Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш.

Все присутствующие молятся Богу.

Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать невесты, на её руку — отец невесты, на его руку – мать жениха, потом на её руку – отец жениха.

Отец жениха: Быть девке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить заряд (штраф). За бесчестье жених – сто рублей, невеста — восемьдесят, по соглашению родителей и общества.

Ведущий: Вечер завершался угощением. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два человека со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. В зале был раскинут большой стол и угловой столик, уставленные пряниками, орехами, сахарными закусками и семечками.

В доме жениха собирались все его знакомые. Здесь приготавливали 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Все направлялись в дом невесты. Впереди несли блюда, потом следовали женатые мужчины, потом замужние женщины и, наконец, жених с молодёжью. Хозяин и хозяйка встречали гостей на крыльце, сажали сватушку и свашеньку на лучшие места. Хозяева угощали гостей, повторяя тот же обряд, что и на рукобитье. Жених и невеста дарили друг другу подарки. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления: перчатки, кисет, чулки. Парень – платок, украшения.

Молодёжь начинала играть в игры и танцевать. Танцевали “казачок”, “барыню”. Невеста должна была за вечер переменить 2-3 платья, демонстрируя материальное благополучие.

Старики садились ужинать. Хозяева старались отличиться изобилием блюд, подавая их до 30 наименований. Во время десерта начинали петь песни. Женщины молодых лет, молодайки, составляли кружок и начинали петь:

У нас ныне незнакомый побывал,

У столика три ножечки поломал.

А кто нашу Наденьку целовал?

Чужой парень Наденьку целовал.

Какой чужой – это Гришенька мой!

Ой, заюшка, горностай молодой,

К чему тебя поздно с вечера нет,

Иль у тебя принадушка есть?

Принадушка красна девица-душа.

Принадила Гришеньку молодца,

Заставила часто в гости ходить,

Позволила себе целовать-миловать.

Ведущий: После сговора родственницы и подружки невесты начинали готовить приданое. Жених бывал у невесты каждый вечер, принося с собой угощения, сладости. Накануне свадьбы смотрели приданое или праздновали “подушки”, а так же устраивали девичник.

В 19 веке “подушки” праздновали следующим образом. В доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар “шишек” (каравай) и отправлялись к невесте за её приданым. Вместе с родственниками к невесте шёл жених со своими товарищами. Как только они выходили, запевали песню:

Крутые берега вода подняла,

Молодую Наденьку журба взяла.

Хорошенький Гришенька музыку нанял.

Заиграйте, музыканты, поскорей,

Чтоб моей Наденьке было веселей.

Заиграйте, музыканты, от села до села,

Чтоб моя Наденька была весела.

Ведущий: гостей, пришедших за приданым, встречал отец невесты. Всех приглашали в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что те клали деньги на поднос в пользу свах.

Затем гости приглашались за столы. По окончании застолья мать невесты молилась и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Все выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха с песнями.

Какова у тебя в хате.

Ни подушки, ни перины,

Ни милой детины.

Без милой дитятки до чего ж

Пустёшенько в хатке.

Да несите подушки.

А сестрицы Алёны

Метена дорожка, метена,

Туда наша Наденька везена.

По дорожке василёчки поросли,

Туда нашу Наденьку повезли.

Повезли её, помчали,

В один часочек свенчали.

Говорила Наденька, замуж не пойду,

Посеяла василёчки во зелёном саду.

Вырастайте, василёчки, буду поливать,

Полюбила Гришеньку, буду целовать.

Ведущий: Дорогой процессию сопровождала большая толпа старых и малых зрителей. Как только приближались к дому жениха, начинали петь:

Отворяй, маменька, широк двор,

Идёт к себе сын во двор,

Не сам собою, а с женою,

Со своей верною слугою.

Выйди, маменька, погляди,

Что тебе бояре принесли!

Принесли скрыню, перину

И молодую княгиню.

Привезут овечку – ярочку,

Да нашему Гришеньку парочку.

Да принесут подушки-павильон

Нашему Гришеньке на поклон.

Положат подушки на кровать,

Чтоб было Гришеньке мягко спать.

Ведущий: “Бояр” встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить. После этого свахи угощали гостей, и все расходились.

Накануне свадьбы устраивался девичник, хотя в разных местах и в разное время он назывался по-разному. В низовьях Дона он получил название “законный вечер”, а в верховьях Дона – “зори”. Вечером, после захода солнца, подруги приходили во двор к невесте отыгрывать “зори”, т. е. провожать её вольное девичье время. Во двор выносили скамьи, все вместе с невестой усаживались в два ряда друг против друга. Отовсюду во двор приходили женщины, чтобы вместе с подругами оплакивать невесту.

Невеста начинала песню:

И милые мои подруженьки,

И спалось ли вам прошлую ноченьку?

А я младшенькая всю ночь не спала…

И только первый сон заснула я,

И приснился мне сон престрашный:

Будто мою головушку бел снежок прикрыл,

А русую косу мороз побил,

А шёлковую ленточку молонья сожгла.

И милые мои подруженьки,

И вставайте вы рано-ранёшенько,

И умывайтесь бело-белёшенько,

И берите вы по гребёночке,

И чешите свои русы косоньки,

И плетите их мелко-намелко.

А моя-то коса отнежилась и отлелеялась,

И иду я к свёкру, свекровушке

И к деверю, к золовушке,

И к ревнивому мужу.

И приедут за мной на утренней заре,

И разлучат меня с отцом, с матерью…

И приходится мне, младёшенькой, покориться,

И деверю, и золовушке,

И ревнивому мужу…

А моя-то головушка,

Непокорная и непослушная,

А я-то всем должна покоряться.

Ведущий: Невеста с подругами, уткнувшись лицом друг к другу, плакали навзрыд. Окружавшие их женщины тоже плакали. Какая-нибудь старуха начинала их уговаривать: “Да девки, да что вы так душу надрываете? Что же вы изводитесь, болезные. Да перестаньте рыдать. Не упокойник она, подружка ваша!”

Ведущий: И вот наступал день свадьбы. Как правило, это было воскресенье. В куренях жениха и невесты всё приходило в движение. Подруги убирали невесту в брачную одежду.

Отец и мать (благословляют дочь иконой) Благословляем тебя, Надежда.

Надежда (целует икону три раза, кланяется в ноги родителям).

Ведущий: Подойдя к дому невесты, жених должен был дожидаться в сенях: дружко входил в горницу.

Дружко: Готова ли наша невеста?

Подождите ещё, скоро будет. (убирают невесту, поют):

Летели там серые гуси через сад,

Они кликали невесту на посад,

Тут-то девка плакала слёзно,

И родимой матушке говорила тут:

“Как мне, матушка моя, не плакать?

Остаётся моя краса у тебя.

Ты вставай, вставай, матушка, ранёхонько,

Поливай мою красу частёхонько,

Зарёй утренней и вечерней,

Своей слезой горючей”.

Ведущий: Когда невеста была готова, её сажали под святыми образами, а рядом с ней садился мальчик (брат или племянник) с плёткой в руках.

Дружко: Федя, ты почему занял чужое место?

Федя (бьёт Дружка плёткой) Дай куницу, дай лисицу, золотую гривну.

Ведущий: Начинался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворённый полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над новобрачными совершался венчальный обряд. Чтобы предотвратить колдовство, жениха опоясывали куском рыбацкой сети, а невесте сыпали в башмаки под пятки мак. Считалось, что прежде, чем сделать зло жениху и невесте, злой дух должен посчитать узлы на сети и мак в башмаках. По окончании духовного обряда новобрачной заплетали волосы и одевали шапку. Затем все направлялись в дом жениха. После встречи молодых шло действо, которое получило название “княжий стол”. По приглашению свах все гости садились за стол. Нарезанный кусками каравай клали на поднос, который застилали платком.

Дружко: (обращаясь к отцу-матери) Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести. (Это слова повторяет трижды)

Мать вносит каравай, накрывает его платком, кто-нибудь из гостей снимает платок и им перевязывают дружку. Свах с обеих сторон также перевязывали материей крест-накрест.

Дружко: (разносит каравай, начиная с родителей жениха и невесты) Сыр, каравай принимай, молодых одаряй”.

Ведущий: После окончания даров свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи. Широко и красочно отмечался второй день свадьбы, когда носили “калину” — символ непорочности и чести невесты. “Калину” должна была первой запеть свекровь. Но если девушка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не смогли удержать дочь. Иногда, правда редко, такую невесту на второй день снова возвращали родителям домой, что было страшным позором.

Вот мы и побывали с вами в гостях, познакомились с обрядами старинными, посмотрели, как жили-были казаки, предки наши. Мне очень хотелось, чтобы вы, дорогие зрители, научились у наших предков любить родную землю – мать-кормилицу.

Академик Д. С. Лихачёв сказал: “Культура – это память!” Нужно помнить! Нельзя забывать свои корни! На Руси людей, забывших свои корни, называли “Иван, не помнящий родства”. Так не будем такими мы с вами, такими “Иванами”!

Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.

Королёв В. Н. Брак и семья у донских казаков. Генеалогия и семейная история донского казачества. Астаховы и другие. М. , 2014. Вып. 16

Народная устная поэзия Дона. Ростиздат, 1963.

Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVIII-XIX столетиях. Новочеркасск, 1892

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/12/06/klassnyy-chas-po-teme-kazachiy-svadebnyy-obryad

Оцените статью
Adblock
detector